Обзор методов и техник коррекции буллинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обзор методов и техник коррекции буллинга



 

С целью обобщения имеющегося опыта коррекции ситуаций буллинга были изучены различные источники информации (см. список литературы). Предлагаем вашему вниманию несколько эффективных техник.

No - Blame - Approach» (Без обвинений)

Данная методика – это разновидность медиации, работы по урегулированию конфликтов и менеджменту рискованных ситуаций. Основная работа педагога состоит в проведении регулярных бесед со всеми участниками ситуации.

Этапы метода:

1. Первый этап – подготовка. Он включает:

а) Первый  разговор с жертвой (см.ниже «Основные  вопросы для интервью»)

• Интервью с жертвой (вопросы прилагаются)

• Объяснить цель: исследовать, что произошло, кто в этом участвовал, а также кто может оказать поддержку.

• Серьезно отнестись к состоянию жертвы, ее страхам, постараться снизить уровень страха и тревоги.

• Не встречаться с группой помощников без согласия жертвы!

 

Б) Разговор с родителями жертвы

• Информирование о ситуации и планируемых мерах

• Поддержка

в) Информирование и подготовка других учителей

• Включение в работу классного руководителя, информирование педагогов с целью контроля возникновения повторных попыток буллинга

г) Формирование группы помощников и планирование мероприятий

• Группа примерно 6 чел, в которую входят как буллеры, так и ребята являющиеся наблюдателями и сохраняющие нейтралитет.

 

2. Второй этап – проведение

а) Встреча с группой помощников

б) Объяснить помощникам, в чем проблема, никого не обвинять и не дискутировать по поводу прошлого, никого не наказывать, а вместе взять на себя ответственность за происходящее: что может сделать каждый человек из группы? Вместо обещаний обсудить, что может сделать каждый, в конце разговора передать ответственность группе.

• Примерное вступление: «У меня есть большая проблема в связи с тем, что одному из учеников (учениц) нашего класса приходится сейчас очень плохо. Я не могу самостоятельно справиться с этой проблемой! Мне нужна помощь, и я обращаюсь за этой помощью к вам!»

в) Второй разговор с жертвой примерно через неделю

• Узнать произошли ли какие то перемены, как самочувствие сейчас

• Проверить видит ли жертва свои возможности влияния на ситуацию

г) Повторные беседы с каждым из членов группы

Как у тебя прошла эта неделя?

Что тебе удалось сделать из того, что запланировал?

Как ты думаешь, как себя сейчас чувствует … (имя жертвы)?

Что ты можешь сказать о других помощниках из группы?

Какие у тебя еще есть наблюдения касательно данной ситуации?

Что можно было бы еще улучшить?

Хочешь ли ты продолжать участие в этой акции и дальше?

Если видно, что никаких позитивных изменений не произошло, через неделю снова провести индивидуальные беседы.

Если видны успехи, повторить встречи через шесть недель      для подведения итогов и проведения заключительного праздника.

 

3. Заключительный этап – подведение итогов (примерно через 1,5 – 2 месяца)

4. Поддерживать контакт с жертвой и ее семьей, регулярно осведомляться о том, как развивается ситуация у затронутого моббингом ребенка.

Главным человеком здесь является жертва. Поговорить с ней нужно в первую очередь и делать это нужно правильно. Если вы начали формировать группу поддержки, не получив согласия жертвы, вы сделаете большую ошибку и своими руками сведете на нет все дальнейшие усилия. Почему? Услышав, что психолог что-то обсуждал про нее с буллерами, жертва просто решит, что вы тоже на их стороне – ведь жертва все время ждет подвоха.

Метод Фарста

Фарста – это район города Стокгольма. Там группой шведских психологов под руководством Карла Льюнгстрома (Karl Ljungstrоm) была разработана и успешно применялась данная методика.

Тот, кто хочет работать с этой методикой, должен иметь немного опыта по части того, как реагировать, чтобы не дать себя запутать и сбить с толку в случае сопротивления буллера.

Первый шаг:

Если Вы столкнулись со случаем буллинга, Вам нужно:

1. Поговорить с информантами (с теми, кто предоставил информацию).

2. Осторожно расспросить жертву.

3. Постараться подбодрить жертву, вселить чувство уверенности.

4. Собрать точные данные о происходящем

 

Вы должны четко знать:

1. Кто, где, когда и что делал?

2. Как часто это происходило?

3. Кто еще присутствовал при этом?

4. Попросить жертву, если это необходимо, вести дневник буллинга.

5. Важно, чтобы больше никто из школьников не знал об этом разговоре, чтобы агрессоры не были предупреждены.

6. Подумайте о том, нужно ли привлекать родителей.

Второй шаг:

1. Обеспечьте себе поддержку.

2. Спросите себя: кто из коллег сегодня может помочь?

3. Спланируйте время (вам нужно два часа).

4. Найдите помещение.

5. Предупредите коллег, что осуществляющие буллинг школьники с такого- то по такое-то время по очереди будут вызываться с уроков.

6. Подумайте, нужен ли Вам протокол? Если да, то кто будет вести его?

Третий шаг:

1. По одному вызовите с урока каждого из буллеров, заранее не предупреждая их об этом.

2. Положите перед собой лист опросника (Приложение 1) и, ориентируясь на него, начните разговор.

3. Говорите ясно и предметно по теме, сохраняя спокойный тон!

4. Дайте понять, что Вы осуждаете содеянное буллером, и что он должен нести ответственность за то, что сделал!

5. Постарайтесь сделать агрессора вашим партнером в борьбе против буллинга.

6. Будьте готовы к тому, что он будет применять различные стратегии, чтобы оправдать себя!

7. Поскольку никому не известно о содержании вашей беседы с буллером, нет и необходимости думать о проблеме его реинтеграции в сообщество ребят.

Четвертый шаг:

1. Порадуйтесь в случае удачи и поделитесь с коллегами возможностями этого метода!

2. Поблагодарите всех участвовавших коллег за их сотрудничество и помощь.

Никто из вызываемых участников буллинга не должен рассказывать в классе, о чем с ним беседовали. Сложность этого метода в том, что буллеры прибегают к стратегиям оправдания. Приведем пример наиболее распространенных:

Стремление заглушить или смягчить чувство вины:

Другие тоже это делали! Но я ведь только…!

Стремление освободиться от чувства вины, привлекая в качестве оправдания «неадекватное» поведение жертвы:

Он сам начал! Он сам виноват! Да вы знаете, что он делал?

Приписывание жертве недостатков и объявление их причиной своих агрессивных действий:

Но он же иностранец (инвалид, «голубой», националист, еврей, гасторбайтер и т.д.).

Придумывание «аргументов» в свое оправдание (заглушаются требования собственной совести):

Нам самим не хватает денег и работы (а тут еще эти иностранцы)!

Все мои знакомые пашут (а «эти» попрошайничают/что-то другое)!

Привлечение более высоких инстанций:

Он оскорбил мою мать/семью/религию!

Выслушав подобные «аргументы»,вы можете поговорить на эти темы. Однако нельзя позволить отвлечь себя от совершенных действий – от самого буллинга.

Можно сказать примерно следующее: «Несмотря на все, что ты говоришь, то, что ты делаешь, является преднамеренным нанесением вреда психическому здоровью человека, ранит и оскорбляет    (имя жертвы)! И мы не будем терпеть подобные вещи в нашей школе, ни сейчас, ни в будущем!»

 

Список литературы

 

1. Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся решать проблемы. Программа развития проектного мышления у младших школьников. – М.: Генезис, 2007

2. Методические рекомендации для учителей по профилактике школьной травли (буллинга) / АНО «Региональный центр «Вектор», - Пермь, 2016

3. Методические рекомендации Сплоченность неравнодушных против травли в школе. Организационная культура школы для профилактики насилия в ученической среде: практическое пособие для педагогов и администрации / Под ред.Кривцовой С.В., - М., 2018

4. Микляева А, В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8класс) - С-Пб., речь, 2003

5. Микляева А, В. Я – подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии (9класс) - С-Пб.: Речь, 2003

6. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навыков для учащихся 1-11 классов.- Ярославль: Академия развития, 2001

7. Рудякова О.Н. Развитие культуры общения в подростковой среде. Программа, разработки занятий. – Волгоград: Учитель, 2010

8. Солдатова Г.У. и др. Мы в ответе за цифровой мир. – М.: Когито-Центр, 2019

9. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А.. Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.- М.: Генезис, 2000

10. Субботина Е. Моего ребенка обижают. Советы родителям. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016

11. Широкова И.Б. Тренинг самопознания для подростков. – М.: Генезис, 2005

 

 

Приложение 1.

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                                        

 


Приложение 2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.021 с.)