Понятие «буллинг» и его признаки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «буллинг» и его признаки



Курган, 2021г.

РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ

РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИМ СОВЕТОМ МБУ «КГ ИМЦ»

 

Авторы-составители:

Садоринг М.С. МБУ КГ «ИМЦ», Логиновских Н.И. МБОУ «Лицей№12», Меньщикова Е.В. МБОУ СОШ №41, Спиридонова П.Ю. МБОУ «Гимназия № 31», Худякова Е.В. МБОУ «Гимназия № 31», Нужина А.К. МБОУДО «Центр Мостовик»

Рецензент:

 

Все материалы печатаются с сохранением авторского текста.

Редакционно-издательский совет не несет ответственности

за содержание и грамотность статей.

 

Данный сборник представляет собой обобщение накопленного теоретического материала и практического опыта работы творческой проблемной группы педагогов-психологов города Кургана по вопросу профилактики буллинга. В пособии предложены основные направления профилактической работы со всеми участниками образовательных отношений с целью предотвращения развития буллинга в образовательной организации. 

Сборник включает в себя теоретический материал по определению явления буллинга, его структуры и личностных особенностей участников буллинга, описание диагностических методик, направленных на выявление буллинга и оценку социально-психологического климата в детском коллективе, а также практические рекомендации и разработки бесед, классных часов, направленных на создание позитивного психоэмоционального климата в коллективе.

Сборник предназначен для педагогов и психологов общеобразовательных учреждений, заинтересованных в решении данной проблемы.

Содержание

 

Введение

1. Понятие «буллинг» и его признаки

2. Структура, механизмы и последствия буллинга

3. Методы выявления буллинга

4. Буллинг в Сети Интернет

5. Профилактика буллинга

5.1. Основные направления работы по профилактике буллинга

5.2. Использование хороводно-игровых практик, как одного из инструментов профилактики буллинга

  6. Обзор методов и техник коррекции буллинга

6.1 Техника «No-name»

6.2 Метод Фарста

Список литературы

Приложение 1. Опросник к методу Фарста

Приложение 2. Классные часы для 5-8 классов

Приложение 3. Полезные интернет ресурсы

 

Введение

Сила не может самоутверждаться за счет слабого.

Сила как раз в том, что сильный человек

самодостаточен - ему не надо самоутверждаться

за счет издевательства над слабыми. (С.А.Михеев)

Школа — это отношения. Иногда несправедливые, такие как травля. Буллинг в школе – явление не новое и в разных своих формах встречается уже в детском саду и в начальных классах. При этом буллинг может быть не только среди школьников, но и между учителями и школьникам. Встречается также он в коллективах взрослых. В случае возникновения буллинга страдает весь коллектив. Каждый член коллектива участвует в качестве агрессоров (инициаторов), жертв или наблюдателей.

С развитием возможностей сети Интернет появилось такое понятие как «кибербуллинг». Это еще более обострило ситуацию, так как позволило агрессорам перенести свои действия в цифровое пространство, тем самым продолжать травлю круглосуточно оказывая давление на жертву.

Как помочь жертве, в случаях травли? Как отличить обычную ссору от буллинга? В чем слабость агрессоров? Как оградить себя от травли в сети Интернет? Мы постарались раскрыть эти и другие важные на наш взгляд вопросы.

В данном пособии рассмотрены основные направления профилактической работы с целью предотвращения возникновения травли, способы коррекции буллинга в школьных коллективах, а также представлен практический опыт работы педагогов-психологов школ города Кургана. 

В пособии освещены важные вопросы, направленные на повышение психологической компетентности родителей по данной проблеме. Представленный материал может быть полезен педагогам, психологам.

 

Признаки буллинга.

Первичные:

· Ребенок регулярно подвергается насмешкам со стороны сверстников в оскорбительной манере, его часто обзывают, дразнят, унижают, либо угрожают ему, требуют выполнения пожеланий других сверстников, командуют им.

· Ребенка часто высмеивают в недоброжелательной и обидной манере.

· Ребенка часто задирают, толкают, пинают, бьют, а он не может себя адекватно защитить.

· Ребенок часто оказывается участником ссор, драк, в которых он скорее беззащитен и которых пытается избежать (часто при этом плачет).

· Дети берут учебники, деньги, другие личные вещи ребенка, разбрасывают их, рвут, портят.

· У ребенка есть следы – синяки, порезы, царапины или рваная одежда, которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т.п.)

· Возвращается домой из школы с порванной одеждой, с порванными учебниками или тетрадями.

· У ребенка есть следы – синяки, порезы, царапины или рваная одежда, которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т.п.).

 

Вторичные:

· Ребенок часто проводит время в одиночестве, и исключен из компании сверстников во время перемен, обеда. У него, по наблюдениям, нет ни одного друга в классе.

· В командных играх дети выбирают его в числе последних или не хотят быть с ним в одной команде.

· Ребенок старается держаться рядом с учителем или другим взрослым во время школьных перемен.

· Избегает говорить вслух (отвечать) во время уроков и производит впечатление тревожного и неуверенного в себе.

· Выглядит расстроенным, депрессивным, часто плачет.

· У ребенка резко или постепенно ухудшается успеваемость.

· Не дают списать, не подсказывают, не спрашивает тему урока, домашнее задание.

· Никогда не приводит домой (после школы) одноклассников или других сверстников или очень редко проводит время в гостях у одноклассников или в местах, где они играют/проводят время.

· Нет ни одного друга, с которым можно провести время (играть, сходить в кино или на концерт, погулять или заняться спортом, поговорить по телефону и т.п.)

· Ребенка никогда не приглашают на праздники/вечеринки, или он сам не хочет никого приглашать и устраивать праздник (потому что считает, что никто не захочет прийти).

· Боится или не хочет идти в школу, по утрам перед школой плохой аппетит, частые головные боли, боли в животе.

· Выбирает длинный и неудобный путь в школу и из школы.

· Беспокойно спит, жалуется на плохие сны, часто во сне плачет.

· Потерял интерес к школьным предметам/занятиям, ухудшилась успеваемость.

· Выглядит несчастным, расстроенным, депрессивным, или наблюдаются частые перемены настроения, раздражительность, вспышки.

· Требует или крадет деньги у родителей (чтобы выполнить требования «агрессоров»).

Последствия для буллеров

Нередко можно услышать, что буллерами становятся не бщепризн в себе дети с низкой самооценкой, подвергающие буллингу других, чтобы чувствовать себя лучше. Дэн Олвеус считает, что те, кто постоянно унижает и запугивает других, на самом деле не чувствуют ни беспокойства, ни неуверенности.

Методы выявления буллинга

Сложности раннего выявления буллинга ограничивают возможность целенаправленной работы в этом направлении. Прежде всего каждый специалист учреждения должен знать основные признаки и последствия буллинга, описанные выше.

Кроме этого, психологами используется ряд психодиагностических методик с целью выявления особенностей социального климата в детском коллективе и выявления случаев возникновения буллинга. Вот некоторые из них.

Тесты-опросники, направленные на изучение взаимоотношений в детском коллективе:

1.«Определение психологического климата группы» Л.Н. Лутошкина;

2.«Изучение психологической атмосферы в группе» Ф. Фидлера;

3«Индекс групповой сплоченности» С. Сишора;

4.«Наша группа» О.И. Моткова (для подростков и юношей 14-18 лет);

5. «Психологический климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева).

6. Методика «Буллинг» Д. Олвуеса;

7. Опросник риска буллинга «Опросник атмосферы в школе» А.А. Бочевара, В.Б. Кузнецовой и др.;

8. Методика на выявление буллинг-структуры Е.Г. Норкиной.

Методы диагностики социально-психологического климата:

1. Методика «Социометрия» Дж. Морено стала традиционной и ежегодно используется в каждом классе

2. Методика «Референтометрия»

3. «Незаконченные предложения»

4. «Цвето-ассоциативная методика» А.М. Парачева.

Проективные методы:

- «Круги» (Щуркова Н.Е.),

- «Урок физкультуры»,

- «Солнце, тучка, дождик»,

- «Подарки»,

- «Дом для моего класса»,

- «Школа зверей» (Микляева, Панченко),

- «Фотография класса» или «Мои одноклассники»,

- «Пьедестал»,

- «Фильм о нашем классе» и др.

«Урок физкультуры»

Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги они должны построить свой класс на уроке физической культуры. Задача в том, что ребята должны быть выстроены не по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе. Это может выглядеть так: учащиеся должны написать в квадратиках имена своих одноклассников.

Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, его включённости в жизнь детского коллектива.

«Фотография класса»

Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии.

Анализируя полученные фотографии, необходимо обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

«Дом для моего класса»

Рисунок выполняется вместе всеми учащимися. Позволяет выявить сплоченность, социальные статусы детей в коллективе.

Осуществляется анализ рисунка и проводится наблюдение в ходе его выполнения.

«Круги» Н.Е. Щурковой

Детям даются бланки, на которых изображены четыре окружности. В ходе инструкции объясняется, что круги помогают понять хорошо или плохо тебе в школе. Если тебе хорошо в школе, тебя никто не обижает, у тебя есть друзья, поставь свой значок (+) в центре кругов. Если тебе в школе очень плохо, поставь свой значок в последнем круге. Если бывает по-разному, значок можно поставить во втором или третьем круге. Запомни, чем дальше от центра круга стоит значок, тем хуже тебе в школе.

В ходе анализа обращается внимание на тех детей, кто вошел в «зону неблагополучия» - 3 и 4 круги от центра.

В результате проведенного анализа информации, полученной на основе использования различных методов диагностики, необходимо прояснить следующие аспекты:

─ реальность самого буллинга;

─ его длительность;

─ его характер (физический, психологический, смешанный);

─ основные проявления буллинга;

─ участники (инициаторы и исполнители буллинга);

─ мотивация участников к буллингу;

─ свидетели и их отношение к происходящему;

─ поведение жертвы (пострадавшего);

─ динамику всего происходящего;

─ прочие важные для диагностики обстоятельства.

Важно помнить, что выводы делаются по нескольким методикам, при этом необходимо принимать во внимание результаты наблюдения!

 

Буллинг в сети Интернет

Кибербуллинг – новая и стремительно развивающаяся и за рубежом и в России форма травли, использующая возможности Интернета. В 1993 году норвежский психолог Д.Ольвеус дал определение травли в детской и подростковой среде: «буллинг (травля) – это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство власти и силы».

Кибербуллинг и его формы

Кибербуллинг – это отдельное направление травли, определяемое как преднамеренные агрессивные действия, систематически на протяжении определенного времени осуществляемые группой или индивидом с использованием электронных форм взаимодействия и направленные против жертвы, которая не может себя легко защитить. Как и традиционный буллинг, кибербуллинг может быть прямым и косвенным.

Прямой кибербуллинг – это непосредственные атаки на ребенка через письма или сообщения. При косвенном в процесс травли жертвы вовлекаются другие люди (как дети, так и взрослые), не всегда с их согласия.

Формы кибербуллинга

Исключение/остракизм –эта форма аналогичная бойкоту: жертву намеренно исключают из отношений и коммуникации, удаляют из онлайн-сообществ, из «списка друзей», не хотят общаться в реальной жизни, не включают в совместные беседы в социальных сетях с одноклассниками, не приглашают на встречи, не зовут в кино или кафе.

Секстинг (секс и текст) – это рассылка или публикация фото- и видеоматериалов с обнаженными и полуобнаженными людьми. Чем старше дети, тем выше вероятность их вовлечения в секстинг. 

Домогательство - постоянная и умышленная травля при помощи оскорбительных или угрожающих сообщений, отправленных ребенку.

Аутинг преднамеренная публикация личной информации ребенка с целью его унизить, при этом произведенная без его согласия, может принимать разные формы, при этом опубликованная информация может быть как серьезной, так и незначительной. Даже чтение сохраненных сообщений на телефоне вашего ребенка можно считать аутингом.

Флейминг (воспламенение) – наиболее эмоциональная форма кибербуллинга, которая начинается с оскорблений и перерастает в быстрый обмен репликами, обычно публично, реже в частной переписке.

Харассмент (притеснение) – выражается в повторяющихся оскорбительных сообщениях жертве, от которых она чувствует себя морально уничтоженной.

Грифинг. Буллинг игроков в многопользовательских играх. Гриферы хотят задеть отдельных пользователей, а не победить их.

Троллинг. Первоначальный термин «троллинг» - рыболовный и означает ловлю рыбы на блесну. Троллингом называют намеренную провокацию при помощи оскорблений или некорректной лексики на интернет-форумах и в социальных сетях.

Киберсталкинг (преследовать) – это использование электронных коммуникаций для преследования жертвы через повторяющиеся сообщения, угрозы противозаконных действий или повреждений, жертвами которых могут стать получатель сообщений или члены его семьи. Этим термином могут называться попытки взрослых связаться с детьми и подростками через Интернет с целью личной встречи и дальнейшей сексуальной эксплуатации.

Фрейпинг - анонимный и намеренный буллинг. Один из способов – взлом личного аккаунта и публикация от имени жертвы нежелательного контента. Цель – выставить человека в смешном виде.

Кетфишинг – с целью обмана воссоздаются профили жертвы в социальных сетях на основе украденных фотографий и других личных данных. От данной разновидности кибербуллинга страдают все знаменитые люди планеты. Киберагрессоры копируют профиль жертвы, пытаются каким-либо образом ее скомпрометировать.

Поддельные профили. Киберобидчики могут создавать поддельные профили – скрывать то, кем они на самом деле являются, чтобы травить жертву. Также они могут использовать чужие телефонные номера и адреса электронной почты, чтобы заставить думать, что им угрожает не обидчик, а кто-то другой.

Диссинг - передача или публикация порочащей информации о жертве онлайн. Очернение репутации, распространение слухов и сплетничество. Часто информацию преувеличивают, делают «фотожабы», подделывают переписку в сети.

 Обман. В этом случае киберхулиган обманом пытается завоевать доверие жертвы, чтобы та рассказала ему какую-либо чувствительную информацию, которую обидчик затем публикует в сети. Обидчик сперва «подружится» с жертвой и обманом вызовет у него ложное чувство безопасности, а потом нарушит созданное доверие и отправит полученную информацию третьим лицам.

Хейтинг. Полноценная травля. Массовые негативные комментарии в адрес одного человека от группы людей, которые открыто выражают к нему негатив и оскорбляют.

Happy slapping – хулиганское нападение – сравнительно недавно появившаяся форма кибербуллинга, характеризующаяся снятием видеороликов, на которых агрессоры избивают жертву или издеваются над ней, а затем «заливают» ролики в Интернет, разумеется, без согласия пострадавшего человека.

Угроза физической расправы. Открытая или завуалированная угроза причинения вреда и даже убийства. Могут назначать время и место, пытаться узнать адрес. Раньше анонимные недоброжелатели бросали письма с угрозами в почтовый ящик, сейчас же оскорбительные записки присылаются на e-mail, в личные сообщения в социальных сетях и т. п.

Причины кибербуллинга

Люди часто травят других, когда хотят завоевать признание в виртуальном сообществе, показывают власть и силу, потому что не могут показать её в реальной жизни или просто спасаются от скуки.

Кибербуллинг в адрес конкретного человека может быть из-за конфликта на почве национальных, политических и культурных различий или болезненного разрыва отношений.

Как ни парадоксально, причина кибербуллинга – сам кибербуллинг или страх перед ним. Жертвы интернет-оскорблений становятся агрессорами из-за желания отомстить обидчикам или защититься от чужих нападок.

Участники кибербуллинга

Исследователи выделяют четыре категории детей, занимающихся кибербуллингом, в зависимости от мотивации к этому занятию и стиля его осуществления:

· «ангел мести» - ощущает себя правым, часто мстит за то, что сам оказался жертвой буллинга в школе

· «жаждущий власти» - похож на традиционного преследователя со школьного двора, хочет авторитета, контроля и власти, однако может быть меньше и слабее сверстников, либо вымещать свою злость и беспомощность, оказавшись в состоянии уязвимости, например, при разводе или болезни родителей

· «противная девчонка» - может быть и девочкой и мальчиком, занимается кибербуллингом ради развлечения, связанного с испугом и унижением других

· «неумышленные преследователи» - включаются в кибербуллинг по инерции вслед за полученными негативными сообщениями о ком-то, часто в результате косвенной травли, в которую их вовлекают как свидетелей и соучастников.

Платформы с риском кибербуллинга

Мобильная связь.

Мессенджеры (сервисы мгновенных сообщений) – это Telegram, WhatsApp, Viber, Facebook Messenger, Skype и т.д.

Чаты и форумы

 Электронная почта При взломе могут быть преданы огласке личные письма жертвы.

Веб-камеры используются для видеосвязи с провоцированием жертвы, с целью последующей публикации и шантажа.

Социальные сети: Instagram, Facebook, Twitter, «Вконтакте», «Одноклассники» Аккаунт жертвы может быть взломан и использован для рассылки порочащих владельца сообщений.

Сервисы видеохостинга используются для размещения издевательских или запугивающих видеороликов на широкую аудиторию.

Онлайн-игры. Игрок может подвергнуться атаке, а также быть выгнанным из-за «плохой», неумелой игры и получить психологическую травму.

Последствия кибербуллинга

Ребёнок воспринимает интернет как безопасную среду. Когда оказывается, что она может быть агрессивной, срабатывает эффект неожиданности, и это ранит сильнее.

Онлайн-общение настолько важно для них, что они предпочитают держать небезопасные ситуации в секрете, лишь бы не провоцировать родителей на ограничение доступа к гаджетам или социальным сетям, потому что такое ограничение для подростков равносильно социальной изоляции.

Какую опасность несёт кибербуллинг?

Проблемы со здоровьем. Жертва кибербуллинга может страдать от бессонницы, головной боли и депрессии. Могут появиться и психосоматические заболевания.

Давление на психику. Пострадавшие от негатива часто замыкаются в себе, получают низкую самооценку и проблемы с самовыражением, определением своей идентичности.

Самое пугающее последствие кибербуллинга – самоубийство. Агрессивные выпады действительно приводят к непоправимому, особенно если речь идёт о неустойчивой психике подростков.

Психологическая специфика кибербуллинга.

Власть в киберпространстве имеет особенности: преследователь анонимен, может обращаться к огромной аудитории; жертва доступна через электронные приспособления всегда и везде. И если в обычной травле преследователя могут остановить возможные затраты, то кибербуллинг практически не требует прерывать основную деятельность, то есть это очень комфортный способ повышения уровня адреналина.

 

Что делать, если вы стали жертвой интернет-травли

1. Не реагировать. Лучшая профилактика кибебуллинга – это не участвовать в потенциально конфликтных интернет-спорах.

2. Не испытывать вину или стыд. Не перечитывать оскорбления, но и не стесняться их переживать.

3. Сократить возможности общения – лишить агрессора коммуникации. Добавить его в чёрный список социальных сетей, заблокировать телефонный номер и электронную почту.

4. Поделиться своей проблемой. Расскажите об этом родным или друзьям, позвонить на любую горячую линию психологической поддержки.

5. Требовать справедливости. Сообщить в полицию об угрозах и клевете, пожаловаться провайдеру на кибер-атаку и обратиться в поддержку «Инстаграм», «Вконтакте», «Фейсбук» и т.д. Социальные сети удаляют нежелательные фото, посты и комментарии, а также банят агрессивных пользователей и сомнительные паблики.

6. Делать скриншоты. Скрины с оскорблениями, угрозами и непристойными предложениями пригодятся как доказательства. А если обидчик явно несовершеннолетний (и знакомый!), отправить информацию его родителям или учителям.

7. Поставить агрессора на место. В вежливой форме предупредить, что будет обращение в суд за клевету/оскорбления/шантаж и т.д., выразить агрессору слова сожаления и поддержки, сбив его тем самым с толку и снизив градус напряжения.

8. Борьба со стрессом. Интернет-травля – это ситуация выхода из нашей зоны комфорта. Чтобы не придавать онлайн-конфликтам большого значения, нужно повышать стрессоустойчивость. Методы, которые помогут успокоиться: творческие хобби, медитации, ароматерапия.

9. Цифровая диета. На время уйти из сети. Если так поступить во время травли, появится свободное время на что-нибудь приятное, а онлайн-агрессоры успокоятся или переключатся на кого-то другого.

10. Пересмотреть своё поведение в сети. Снизить активность, меньше выкладывать фотографий и постов о себе. Сделать страницу закрытой, внимательно изучать тех, кто постучался в друзья. Не публиковать адрес прописки и не ставить геолокацию. Чем меньше информации о вас, тем меньше поводов к травле.

11. Следовать правилам цифровой грамотности. Не переходить по сомнительным ссылкам, не общаться с незнакомцами, ставить сложные пароли для каждого аккаунта в соцсети и периодически менять их. Не скачивать подозрительные файлы.

Ответственность за кибербуллинг

Закона о кибербуллинге, который предусматривал бы ответственность за плохое поведение в интернете, в России пока нет. Отдельные кейсы могут рассматриваться в рамках статей о клевете (статья 129 УК РФ), оскорблениях (статья 130 УК РФ), неприкосновенности частной жизни (статья 137 УК РФ), угрозах (статьи 119 УК РФ) и доведении до самоубийства (статья 110 УК РФ).

 

Профилактика буллинга

Метод Фарста

Фарста – это район города Стокгольма. Там группой шведских психологов под руководством Карла Льюнгстрома (Karl Ljungstrоm) была разработана и успешно применялась данная методика.

Тот, кто хочет работать с этой методикой, должен иметь немного опыта по части того, как реагировать, чтобы не дать себя запутать и сбить с толку в случае сопротивления буллера.

Первый шаг:

Если Вы столкнулись со случаем буллинга, Вам нужно:

1. Поговорить с информантами (с теми, кто предоставил информацию).

2. Осторожно расспросить жертву.

3. Постараться подбодрить жертву, вселить чувство уверенности.

4. Собрать точные данные о происходящем

 

Вы должны четко знать:

1. Кто, где, когда и что делал?

2. Как часто это происходило?

3. Кто еще присутствовал при этом?

4. Попросить жертву, если это необходимо, вести дневник буллинга.

5. Важно, чтобы больше никто из школьников не знал об этом разговоре, чтобы агрессоры не были предупреждены.

6. Подумайте о том, нужно ли привлекать родителей.

Второй шаг:

1. Обеспечьте себе поддержку.

2. Спросите себя: кто из коллег сегодня может помочь?

3. Спланируйте время (вам нужно два часа).

4. Найдите помещение.

5. Предупредите коллег, что осуществляющие буллинг школьники с такого- то по такое-то время по очереди будут вызываться с уроков.

6. Подумайте, нужен ли Вам протокол? Если да, то кто будет вести его?

Третий шаг:

1. По одному вызовите с урока каждого из буллеров, заранее не предупреждая их об этом.

2. Положите перед собой лист опросника (Приложение 1) и, ориентируясь на него, начните разговор.

3. Говорите ясно и предметно по теме, сохраняя спокойный тон!

4. Дайте понять, что Вы осуждаете содеянное буллером, и что он должен нести ответственность за то, что сделал!

5. Постарайтесь сделать агрессора вашим партнером в борьбе против буллинга.

6. Будьте готовы к тому, что он будет применять различные стратегии, чтобы оправдать себя!

7. Поскольку никому не известно о содержании вашей беседы с буллером, нет и необходимости думать о проблеме его реинтеграции в сообщество ребят.

Четвертый шаг:

1. Порадуйтесь в случае удачи и поделитесь с коллегами возможностями этого метода!

2. Поблагодарите всех участвовавших коллег за их сотрудничество и помощь.

Никто из вызываемых участников буллинга не должен рассказывать в классе, о чем с ним беседовали. Сложность этого метода в том, что буллеры прибегают к стратегиям оправдания. Приведем пример наиболее распространенных:

Стремление заглушить или смягчить чувство вины:

Другие тоже это делали! Но я ведь только…!

Стремление освободиться от чувства вины, привлекая в качестве оправдания «неадекватное» поведение жертвы:

Он сам начал! Он сам виноват! Да вы знаете, что он делал?

Приписывание жертве недостатков и объявление их причиной своих агрессивных действий:

Но он же иностранец (инвалид, «голубой», националист, еврей, гасторбайтер и т.д.).

Придумывание «аргументов» в свое оправдание (заглушаются требования собственной совести):

Нам самим не хватает денег и работы (а тут еще эти иностранцы)!

Все мои знакомые пашут (а «эти» попрошайничают/что-то другое)!

Привлечение более высоких инстанций:

Он оскорбил мою мать/семью/религию!

Выслушав подобные «аргументы»,вы можете поговорить на эти темы. Однако нельзя позволить отвлечь себя от совершенных действий – от самого буллинга.

Можно сказать примерно следующее: «Несмотря на все, что ты говоришь, то, что ты делаешь, является преднамеренным нанесением вреда психическому здоровью человека, ранит и оскорбляет    (имя жертвы)! И мы не будем терпеть подобные вещи в нашей школе, ни сейчас, ни в будущем!»

 

Список литературы

 

1. Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся решать проблемы. Программа развития проектного мышления у младших школьников. – М.: Генезис, 2007

2. Методические рекомендации для учителей по профилактике школьной травли (буллинга) / АНО «Региональный центр «Вектор», - Пермь, 2016

3. Методические рекомендации Сплоченность неравнодушных против травли в школе. Организационная культура школы для профилактики насилия в ученической среде: практическое пособие для педагогов и администрации / Под ред.Кривцовой С.В., - М., 2018

4. Микляева А, В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8класс) - С-Пб., речь, 2003

5. Микляева А, В. Я – подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии (9класс) - С-Пб.: Речь, 2003

6. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навыков для учащихся 1-11 классов.- Ярославль: Академия развития, 2001

7. Рудякова О.Н. Развитие культуры общения в подростковой среде. Программа, разработки занятий. – Волгоград: Учитель, 2010

8. Солдатова Г.У. и др. Мы в ответе за цифровой мир. – М.: Когито-Центр, 2019

9. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А.. Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.- М.: Генезис, 2000

10. Субботина Е. Моего ребенка обижают. Советы родителям. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016

11. Широкова И.Б. Тренинг самопознания для подростков. – М.: Генезис, 2005

 

 

Приложение 1.

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                                        

 


Приложение 2

 

Ход занятия.

1. Рассмотреть принесенные пуговицы и выбрать ту, которая больше всего нравится и на которую сама девочка больше похожа.

2. Рассказать о своей пуговице. Какая она? Почему выбрали именно ее?

3. Выложить пуговку на столе, где хочется. Обсудить взаимные симпатии, дружеские связи.

4. Как красивы эти пуговки вместе! Но каждая из них мечтает о своем кусочке ткани, где ей было бы лучше всего. Подберите ткань для своей пуговки и расскажите, какая она. (Мягкая, теплая, пушистая, гладкая)

5. Что вам хотелось бы сшить из этих тканей, что украсить своими пуговицами? (Предметы одежды, шторы, сумки)

6. Можно сделать общую картину из лоскутков и пуговиц, вставив их в рамку (каждой должно понравиться ее место).

7. Обсудить, чем похожа картина на отношения в классе.

8. Рефлексия. Понравилась ли игра? Какие чувства испытали?

Дополнение. При желании в занятие можно включить элементы арт-терапии, например изготовить из ткани и пуговки поделку Йо-йо. В процессе совместной деятельности обучающиеся сближаются, устанавливается эмоциональный контакт.

Письмо однокласснику.

Хочу обратиться к …………………………………………………………………………………………

Хочу сказать тебе, что……………………………………………………………………………………….

Полезные интернет ресурсы

 


http://каждыйважен.рф   

 

 

 

 

 

 


                                                http://травлинет.рф

 

 


                              http://animagic.tilda.ws   

 

 

Курган, 2021г.

РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ

РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИМ СОВЕТОМ МБУ «КГ ИМЦ»

 

Авторы-составители:

Садоринг М.С. МБУ КГ «ИМЦ», Логиновских Н.И. МБОУ «Лицей№12», Меньщикова Е.В. МБОУ СОШ №41, Спиридонова П.Ю. МБОУ «Гимназия № 31», Худякова Е.В. МБОУ «Гимназия № 31», Нужина А.К. МБОУДО «Центр Мостовик»

Рецензент:

 

Все материалы печатаются с сохранением авторского текста.

Редакционно-издательский совет не несет ответственности

за содержание и грамотность статей.

 

Данный сборник представляет собой обобщение накопленного теоретического материала и практического опыта работы творческой проблемной группы педагогов-психологов города Кургана по вопросу профилактики буллинга. В пособии предложены основные направления профилактической работы со всеми участниками образовательных отношений с целью предотвращения развития буллинга в образовательной организации. 

Сборник включает в себя теоретический материал по определению явления буллинга, его структуры и личностных особенностей участников буллинга, описание диагностических методик, направленных на выявление буллинга и оценку социально-психологического климата в детском коллективе, а также практические рекомендации и разработки бесед, классных часов, направленных на создание позитивного психоэмоционального климата в коллективе.

Сборник предназначен для педагогов и психологов общеобразовательных учреждений, заинтересованных в решении данной проблемы.

Содержание

 

Введение

1. Понятие «буллинг» и его признаки

2. Структура, механизмы и последствия буллинга

3. Методы выявления буллинга

4. Буллинг в Сети Интернет

5. Профилактика буллинга

5.1. Основные направления работы по профилактике буллинга

5.2. Использование хороводно-игровых практик, как одного из инструментов профилактики буллинга

  6. Обзор методов и техник коррекции буллинга

6.1 Техника «No-name»

6.2 Метод Фарста

Список литературы

Приложение 1. Опросник к методу Фарста

Приложение 2. Классные часы для 5-8 классов

Приложение 3. Полезные интернет ресурсы

 

Введение

Сила не может самоутверждаться за счет слабого.

Сила как раз в том, что сильный человек

самодостаточен - ему не надо самоутверждаться

за счет издевательства над слабыми. (С.А.Михеев)

Школа — это отношения. Иногда несправедливые, такие как травля. Буллинг в школе – явление не новое и в разных своих формах встречается уже в детском саду и в начальных классах. При этом буллинг может быть не только среди школьников, но и между учителями и школьникам. Встречается также он в коллективах взрослых. В случае возникновения буллинга страдает весь коллектив. Каждый член коллектива участвует в качестве агрессоров (инициаторов), жертв или наблюдателей.

С развитием возможностей сети Интернет появилось такое понятие как «кибербуллинг». Это еще более обострило ситуацию, так как позволило агрессорам перенести свои действия в цифровое пространство, тем самым продолжать травлю круглосуточно оказывая давление на жертву.

Как помочь жертве, в случаях травли? Как отличить обычную ссору от буллинга? В чем слабость агрессоров? Как оградить себя от травли в сети Интернет? Мы постарались раскрыть эти и другие важные на наш взгляд вопросы.

В данном пособии рассмотрены основные направления профилактической работы с целью предотвращения возникновения травли, способы коррекции буллинга в школьных коллективах, а также представлен практический опыт работы педагогов-психологов школ города Кургана. 

В пособии освещены важные вопросы, направленные на повышение психологической компетентности родителей по данной проблеме. Представленный материал может быть полезен педагогам, психологам.

 

Понятие «буллинг» и его признаки

Буллинг - травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному субъекту, включающая в себя принуждение и запугивание. Может проявляться в физическом насилии, угрозах, вербальной агрессии, унижении.

Буллинг может быть прямым или скрытым. Скрытый буллинг (игнорирование, бойкот, исключение из отношений, манипуляции, намеренное распускание негативных слухов и т.п.) более характ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.268 с.)