Последствия буллинга для жертвы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последствия буллинга для жертвы



Дети, подверженные буллингу, имеют значимо более высокую частоту встречаемости головных болей, нарушения сна, болей в животе, тревожности, чувства печали, плохого аппетита и ночного недержание мочи. У подверженных буллингу детей в три-семь раз выше показатели депрессии. В таблице 1 представлены сравнительные значения частоты встречаемости ряда проявлений нездоровья у детей с буллинг-виктимизацией и детей, не переживавших подобный опыт. Наиболее высокие показатели оносятся к нарушениям сна и к депрессии. Интересно то, что нарушение сна имеет высокую взаимосвязь с депрессией. Как видно из таблицы 1, жертвы в три раза чаще, чем другие дети, испытывают головные боли и чувство тревоги, в два раза чаще – проблемы со сном, боли в животе и чувство напряженности, в восемь раз чаще попадают в состояние тяжелой депрессию.

Таблица 1. Влияние буллинга на здоровье учеников

Симптом   Не подверженные буллингу (%) Подверженные буллингу (%)
Головные боли 6 16
Проблемы со сном 23 42
Боли в животе 9 17
Чувство напряженности 9 20
Тревожность 10 28
Чувство печали 6 23
Умеренная депрессия 16 49
Тяжелая депрессия 2 16

Последствия для буллеров

Нередко можно услышать, что буллерами становятся не бщепризн в себе дети с низкой самооценкой, подвергающие буллингу других, чтобы чувствовать себя лучше. Дэн Олвеус считает, что те, кто постоянно унижает и запугивает других, на самом деле не чувствуют ни беспокойства, ни неуверенности.

Последствия для очевидцев (свидетелей)

Очевидцы - это школьники, учителя, и технический персонал которые не вмешиваются, когда буллинг происходит у них на глазах. Хотя очевидцы и не реагируют, но они, очевидно, тоже находятся под впечатлением от увиденного: они часто испытывают страх, находясь в школе, чувствуют себя беспомощными, потому что не могут остановить буллинг, могут также испытывать чувство вины из-за своего бездействия или из-за того, что они присоединились к буллерам. Это постепенно ухудшает школьные отношения, нормы незаметно меняются, в результате жертв больше не считают заслуживающими сочувствия атмосфера становится отчужденной и жестокой, - все эти факторы усложняют процесс искоренение буллинга в школе.

Когда человек подвергается огромной психологической нагрузке, он должен обладать целым арсеналом средств, чтобы суметь противостоять негативным воздействиям. Однако зачастую, даже будучи хорошо «вооруженным», человек не справляется с буллингом.

 

Методы выявления буллинга

Сложности раннего выявления буллинга ограничивают возможность целенаправленной работы в этом направлении. Прежде всего каждый специалист учреждения должен знать основные признаки и последствия буллинга, описанные выше.

Кроме этого, психологами используется ряд психодиагностических методик с целью выявления особенностей социального климата в детском коллективе и выявления случаев возникновения буллинга. Вот некоторые из них.

Тесты-опросники, направленные на изучение взаимоотношений в детском коллективе:

1.«Определение психологического климата группы» Л.Н. Лутошкина;

2.«Изучение психологической атмосферы в группе» Ф. Фидлера;

3«Индекс групповой сплоченности» С. Сишора;

4.«Наша группа» О.И. Моткова (для подростков и юношей 14-18 лет);

5. «Психологический климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева).

6. Методика «Буллинг» Д. Олвуеса;

7. Опросник риска буллинга «Опросник атмосферы в школе» А.А. Бочевара, В.Б. Кузнецовой и др.;

8. Методика на выявление буллинг-структуры Е.Г. Норкиной.

Методы диагностики социально-психологического климата:

1. Методика «Социометрия» Дж. Морено стала традиционной и ежегодно используется в каждом классе

2. Методика «Референтометрия»

3. «Незаконченные предложения»

4. «Цвето-ассоциативная методика» А.М. Парачева.

Проективные методы:

- «Круги» (Щуркова Н.Е.),

- «Урок физкультуры»,

- «Солнце, тучка, дождик»,

- «Подарки»,

- «Дом для моего класса»,

- «Школа зверей» (Микляева, Панченко),

- «Фотография класса» или «Мои одноклассники»,

- «Пьедестал»,

- «Фильм о нашем классе» и др.

«Урок физкультуры»

Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги они должны построить свой класс на уроке физической культуры. Задача в том, что ребята должны быть выстроены не по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе. Это может выглядеть так: учащиеся должны написать в квадратиках имена своих одноклассников.

Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, его включённости в жизнь детского коллектива.

«Фотография класса»

Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии.

Анализируя полученные фотографии, необходимо обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

«Дом для моего класса»

Рисунок выполняется вместе всеми учащимися. Позволяет выявить сплоченность, социальные статусы детей в коллективе.

Осуществляется анализ рисунка и проводится наблюдение в ходе его выполнения.

«Круги» Н.Е. Щурковой

Детям даются бланки, на которых изображены четыре окружности. В ходе инструкции объясняется, что круги помогают понять хорошо или плохо тебе в школе. Если тебе хорошо в школе, тебя никто не обижает, у тебя есть друзья, поставь свой значок (+) в центре кругов. Если тебе в школе очень плохо, поставь свой значок в последнем круге. Если бывает по-разному, значок можно поставить во втором или третьем круге. Запомни, чем дальше от центра круга стоит значок, тем хуже тебе в школе.

В ходе анализа обращается внимание на тех детей, кто вошел в «зону неблагополучия» - 3 и 4 круги от центра.

В результате проведенного анализа информации, полученной на основе использования различных методов диагностики, необходимо прояснить следующие аспекты:

─ реальность самого буллинга;

─ его длительность;

─ его характер (физический, психологический, смешанный);

─ основные проявления буллинга;

─ участники (инициаторы и исполнители буллинга);

─ мотивация участников к буллингу;

─ свидетели и их отношение к происходящему;

─ поведение жертвы (пострадавшего);

─ динамику всего происходящего;

─ прочие важные для диагностики обстоятельства.

Важно помнить, что выводы делаются по нескольким методикам, при этом необходимо принимать во внимание результаты наблюдения!

 

Буллинг в сети Интернет

Кибербуллинг – новая и стремительно развивающаяся и за рубежом и в России форма травли, использующая возможности Интернета. В 1993 году норвежский психолог Д.Ольвеус дал определение травли в детской и подростковой среде: «буллинг (травля) – это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство власти и силы».

Кибербуллинг и его формы

Кибербуллинг – это отдельное направление травли, определяемое как преднамеренные агрессивные действия, систематически на протяжении определенного времени осуществляемые группой или индивидом с использованием электронных форм взаимодействия и направленные против жертвы, которая не может себя легко защитить. Как и традиционный буллинг, кибербуллинг может быть прямым и косвенным.

Прямой кибербуллинг – это непосредственные атаки на ребенка через письма или сообщения. При косвенном в процесс травли жертвы вовлекаются другие люди (как дети, так и взрослые), не всегда с их согласия.

Формы кибербуллинга

Исключение/остракизм –эта форма аналогичная бойкоту: жертву намеренно исключают из отношений и коммуникации, удаляют из онлайн-сообществ, из «списка друзей», не хотят общаться в реальной жизни, не включают в совместные беседы в социальных сетях с одноклассниками, не приглашают на встречи, не зовут в кино или кафе.

Секстинг (секс и текст) – это рассылка или публикация фото- и видеоматериалов с обнаженными и полуобнаженными людьми. Чем старше дети, тем выше вероятность их вовлечения в секстинг. 

Домогательство - постоянная и умышленная травля при помощи оскорбительных или угрожающих сообщений, отправленных ребенку.

Аутинг преднамеренная публикация личной информации ребенка с целью его унизить, при этом произведенная без его согласия, может принимать разные формы, при этом опубликованная информация может быть как серьезной, так и незначительной. Даже чтение сохраненных сообщений на телефоне вашего ребенка можно считать аутингом.

Флейминг (воспламенение) – наиболее эмоциональная форма кибербуллинга, которая начинается с оскорблений и перерастает в быстрый обмен репликами, обычно публично, реже в частной переписке.

Харассмент (притеснение) – выражается в повторяющихся оскорбительных сообщениях жертве, от которых она чувствует себя морально уничтоженной.

Грифинг. Буллинг игроков в многопользовательских играх. Гриферы хотят задеть отдельных пользователей, а не победить их.

Троллинг. Первоначальный термин «троллинг» - рыболовный и означает ловлю рыбы на блесну. Троллингом называют намеренную провокацию при помощи оскорблений или некорректной лексики на интернет-форумах и в социальных сетях.

Киберсталкинг (преследовать) – это использование электронных коммуникаций для преследования жертвы через повторяющиеся сообщения, угрозы противозаконных действий или повреждений, жертвами которых могут стать получатель сообщений или члены его семьи. Этим термином могут называться попытки взрослых связаться с детьми и подростками через Интернет с целью личной встречи и дальнейшей сексуальной эксплуатации.

Фрейпинг - анонимный и намеренный буллинг. Один из способов – взлом личного аккаунта и публикация от имени жертвы нежелательного контента. Цель – выставить человека в смешном виде.

Кетфишинг – с целью обмана воссоздаются профили жертвы в социальных сетях на основе украденных фотографий и других личных данных. От данной разновидности кибербуллинга страдают все знаменитые люди планеты. Киберагрессоры копируют профиль жертвы, пытаются каким-либо образом ее скомпрометировать.

Поддельные профили. Киберобидчики могут создавать поддельные профили – скрывать то, кем они на самом деле являются, чтобы травить жертву. Также они могут использовать чужие телефонные номера и адреса электронной почты, чтобы заставить думать, что им угрожает не обидчик, а кто-то другой.

Диссинг - передача или публикация порочащей информации о жертве онлайн. Очернение репутации, распространение слухов и сплетничество. Часто информацию преувеличивают, делают «фотожабы», подделывают переписку в сети.

 Обман. В этом случае киберхулиган обманом пытается завоевать доверие жертвы, чтобы та рассказала ему какую-либо чувствительную информацию, которую обидчик затем публикует в сети. Обидчик сперва «подружится» с жертвой и обманом вызовет у него ложное чувство безопасности, а потом нарушит созданное доверие и отправит полученную информацию третьим лицам.

Хейтинг. Полноценная травля. Массовые негативные комментарии в адрес одного человека от группы людей, которые открыто выражают к нему негатив и оскорбляют.

Happy slapping – хулиганское нападение – сравнительно недавно появившаяся форма кибербуллинга, характеризующаяся снятием видеороликов, на которых агрессоры избивают жертву или издеваются над ней, а затем «заливают» ролики в Интернет, разумеется, без согласия пострадавшего человека.

Угроза физической расправы. Открытая или завуалированная угроза причинения вреда и даже убийства. Могут назначать время и место, пытаться узнать адрес. Раньше анонимные недоброжелатели бросали письма с угрозами в почтовый ящик, сейчас же оскорбительные записки присылаются на e-mail, в личные сообщения в социальных сетях и т. п.

Причины кибербуллинга

Люди часто травят других, когда хотят завоевать признание в виртуальном сообществе, показывают власть и силу, потому что не могут показать её в реальной жизни или просто спасаются от скуки.

Кибербуллинг в адрес конкретного человека может быть из-за конфликта на почве национальных, политических и культурных различий или болезненного разрыва отношений.

Как ни парадоксально, причина кибербуллинга – сам кибербуллинг или страх перед ним. Жертвы интернет-оскорблений становятся агрессорами из-за желания отомстить обидчикам или защититься от чужих нападок.

Участники кибербуллинга

Исследователи выделяют четыре категории детей, занимающихся кибербуллингом, в зависимости от мотивации к этому занятию и стиля его осуществления:

· «ангел мести» - ощущает себя правым, часто мстит за то, что сам оказался жертвой буллинга в школе

· «жаждущий власти» - похож на традиционного преследователя со школьного двора, хочет авторитета, контроля и власти, однако может быть меньше и слабее сверстников, либо вымещать свою злость и беспомощность, оказавшись в состоянии уязвимости, например, при разводе или болезни родителей

· «противная девчонка» - может быть и девочкой и мальчиком, занимается кибербуллингом ради развлечения, связанного с испугом и унижением других

· «неумышленные преследователи» - включаются в кибербуллинг по инерции вслед за полученными негативными сообщениями о ком-то, часто в результате косвенной травли, в которую их вовлекают как свидетелей и соучастников.

Платформы с риском кибербуллинга

Мобильная связь.

Мессенджеры (сервисы мгновенных сообщений) – это Telegram, WhatsApp, Viber, Facebook Messenger, Skype и т.д.

Чаты и форумы

 Электронная почта При взломе могут быть преданы огласке личные письма жертвы.

Веб-камеры используются для видеосвязи с провоцированием жертвы, с целью последующей публикации и шантажа.

Социальные сети: Instagram, Facebook, Twitter, «Вконтакте», «Одноклассники» Аккаунт жертвы может быть взломан и использован для рассылки порочащих владельца сообщений.

Сервисы видеохостинга используются для размещения издевательских или запугивающих видеороликов на широкую аудиторию.

Онлайн-игры. Игрок может подвергнуться атаке, а также быть выгнанным из-за «плохой», неумелой игры и получить психологическую травму.

Последствия кибербуллинга

Ребёнок воспринимает интернет как безопасную среду. Когда оказывается, что она может быть агрессивной, срабатывает эффект неожиданности, и это ранит сильнее.

Онлайн-общение настолько важно для них, что они предпочитают держать небезопасные ситуации в секрете, лишь бы не провоцировать родителей на ограничение доступа к гаджетам или социальным сетям, потому что такое ограничение для подростков равносильно социальной изоляции.

Какую опасность несёт кибербуллинг?

Проблемы со здоровьем. Жертва кибербуллинга может страдать от бессонницы, головной боли и депрессии. Могут появиться и психосоматические заболевания.

Давление на психику. Пострадавшие от негатива часто замыкаются в себе, получают низкую самооценку и проблемы с самовыражением, определением своей идентичности.

Самое пугающее последствие кибербуллинга – самоубийство. Агрессивные выпады действительно приводят к непоправимому, особенно если речь идёт о неустойчивой психике подростков.

Психологическая специфика кибербуллинга.

Власть в киберпространстве имеет особенности: преследователь анонимен, может обращаться к огромной аудитории; жертва доступна через электронные приспособления всегда и везде. И если в обычной травле преследователя могут остановить возможные затраты, то кибербуллинг практически не требует прерывать основную деятельность, то есть это очень комфортный способ повышения уровня адреналина.

 

Что делать, если вы стали жертвой интернет-травли

1. Не реагировать. Лучшая профилактика кибебуллинга – это не участвовать в потенциально конфликтных интернет-спорах.

2. Не испытывать вину или стыд. Не перечитывать оскорбления, но и не стесняться их переживать.

3. Сократить возможности общения – лишить агрессора коммуникации. Добавить его в чёрный список социальных сетей, заблокировать телефонный номер и электронную почту.

4. Поделиться своей проблемой. Расскажите об этом родным или друзьям, позвонить на любую горячую линию психологической поддержки.

5. Требовать справедливости. Сообщить в полицию об угрозах и клевете, пожаловаться провайдеру на кибер-атаку и обратиться в поддержку «Инстаграм», «Вконтакте», «Фейсбук» и т.д. Социальные сети удаляют нежелательные фото, посты и комментарии, а также банят агрессивных пользователей и сомнительные паблики.

6. Делать скриншоты. Скрины с оскорблениями, угрозами и непристойными предложениями пригодятся как доказательства. А если обидчик явно несовершеннолетний (и знакомый!), отправить информацию его родителям или учителям.

7. Поставить агрессора на место. В вежливой форме предупредить, что будет обращение в суд за клевету/оскорбления/шантаж и т.д., выразить агрессору слова сожаления и поддержки, сбив его тем самым с толку и снизив градус напряжения.

8. Борьба со стрессом. Интернет-травля – это ситуация выхода из нашей зоны комфорта. Чтобы не придавать онлайн-конфликтам большого значения, нужно повышать стрессоустойчивость. Методы, которые помогут успокоиться: творческие хобби, медитации, ароматерапия.

9. Цифровая диета. На время уйти из сети. Если так поступить во время травли, появится свободное время на что-нибудь приятное, а онлайн-агрессоры успокоятся или переключатся на кого-то другого.

10. Пересмотреть своё поведение в сети. Снизить активность, меньше выкладывать фотографий и постов о себе. Сделать страницу закрытой, внимательно изучать тех, кто постучался в друзья. Не публиковать адрес прописки и не ставить геолокацию. Чем меньше информации о вас, тем меньше поводов к травле.

11. Следовать правилам цифровой грамотности. Не переходить по сомнительным ссылкам, не общаться с незнакомцами, ставить сложные пароли для каждого аккаунта в соцсети и периодически менять их. Не скачивать подозрительные файлы.

Ответственность за кибербуллинг

Закона о кибербуллинге, который предусматривал бы ответственность за плохое поведение в интернете, в России пока нет. Отдельные кейсы могут рассматриваться в рамках статей о клевете (статья 129 УК РФ), оскорблениях (статья 130 УК РФ), неприкосновенности частной жизни (статья 137 УК РФ), угрозах (статьи 119 УК РФ) и доведении до самоубийства (статья 110 УК РФ).

 

Профилактика буллинга



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.048 с.)