Информационно-методические материалы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационно-методические материалы



Информационно-методические материалы

Для работников

сельских культурно-досуговых учреждений

Год

«Село у нас безусловный приоритет.

Мы строим, ремонтируем, реконструируем и наполняем новым смысловым содержанием наши сельские учреждения культуры…»

Заместитель Министра культуры РФ Ольга Ярилова

Что такое сельский Дом культуры? Это сердце и душа села или деревни, отражение всей их жизни. Сельский клуб сегодня — один из немногих доступных источников приятных эмоций. Сюда люди могут прийти отдохнуть, отвлечься от повседневных дел. Для сельчан это особенно важно.

Кажется, к таким словам и добавить нечего. Дом культуры любого села, деревни — это яркая и многогранная сторона их жизни. Она впитала в себя частичку души каждого своего посетителя.

Чтобы ДК полноценно функционировал, нужны три основные составляющие: профессиональные сотрудники, достаточная материальная база и люди, которым, собственно говоря, посвящается вся эта деятельность.

У сельских «клубников» доля незавидная. Специалисты на селе сегодня — большая редкость. Тем, кто работает без профессионального образования, трудно строить работу на высоком уровне. И всё же они, непрофессионалы, берутся и тянут этот воз. Сельская местность существенно свернула свои границы. Не хватает людей: и артистов, и зрителей. Материальная нужда никуда не делась. В деньги упирается почти вся работа. «Клубники» стараются, чтобы проводимые мероприятия были не просто хорошо составлены, но и хорошо подготовлены.
      По итогам мониторинга деятельности КДУ национального проекта «Культура» за 2019 год сеть культурно-досуговых учреждений Калужской области составляет 383 единицы, 335 из которых — сельские.

 

Особенности волонтёрской деятельности в сфере культуры

Культурное волонтёрство – это активное движение, заключающееся в оказании добровольной и безвозмездной помощи в сфере культуры. Волонтёры помогают учреждениям проводить масштабные мероприятия, принимают участие в реставрации культурных памятников, занимаются просветительской деятельностью.

В помощь организаторам клубной работы

 «Мы будем помнить их такими — красивыми и молодыми». Книга вторая

Автор стихов — Лариса Потапова,

член Российского Союза профессиональных литераторов

v Мы знаем русский наш народ,

Пусть нелегко ему порою,

Шагал уверенно вперёд,

И Русь свою он звал — святою.

А когда грянула война,

Встал, как один, за Русь-Державу…

И было горюшка сполна,

Пока добыл Победы славу.

Не досыпал, не доедал —

Питался хлебом с лебедою,

И для Победы всё отдал,

Став Победителем-Героем.

Не счесть, сколь вынес от невзгод

Труд непосильный и мытарства…

Отстроил Труженик-народ

Войной сожжённое хозяйство.

Поднял посёлки, города —

В них жизнь теперь течёт рекою.

Жаль, с деревеньками беда —

Изба пустеет за избою.

 

v Они «уходят» — труженики тыла

В мир безвозвратный, что зовётся — смерть…

А их знала, знала и любила,

Да не успела подвиг их воспеть.

Я думала, что многое успею:

Испечь пирог и книгу написать,

И руки их в своих руках согрею,

И для души им что-то почитать.

Жаль, нет, уже соседки тёти Маши,

И мамы с тётей Таней теперь — нет…

Мне нужно было сделать это раньше,

Ведь было им по восемьдесят лет.

Они прожили с честью свои годы:

Трудились дни и ночи напролёт

Во имя жизни, Родины, свободы.

Такой вот он — российский наш народ!

 

 

Великая Отечественная и Вторая мировая войны стали вехами российской и мировой истории. В благодарность за воинскую службу на славу Отечества и в память о великих битвах Великой Отечественной войны в российском календаре установлены Дни воинской славы (победные дни). Днями воинской славы России являются дни побед русского оружия, сыгравших решающую роль в истории России.

В календаре отражена также память о выдающихся деятелях Великой Отечественной войны, оставивших большой след в нашей истории: военачальниках, генералах, разведчиках, партизанах, медиках, всех тех, кто был героическим солдатом войны.

ЯНВАРЬ

12 января — 18 января 1943 г. — Начало наступательной операции войск Ленинградского и Волховского фронтов во взаимодействии с Балтийским флотом. Прорыв блокады Ленинграда.

24 января — День памяти жертв геноцида во Второй мировой войне. Отмечается с 2001 г.

27 января — День воинской славы России. День снятия блокады Ленинграда (1944 г.).

27 января 1945 г. — Советские войска освободили узников фашистского концлагеря в Освенциме.

27 января 1944 г. — День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками.

30 января — 9 апреля 1945 г. — 65 лет разгрома немецкой группировки в Кенигсберге (ныне Калининград). Это был кульминационный момент Восточно-Прусской операции.

31 января — 100 лет со Дня рождения Валентины Степановны Гризодубовой (1910–1993 гг.), летчика, командира авиационного полка, Героя Советского Союза.

ФЕВРАЛЬ

2 февраля — День воинской славы России. День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.).

4–11 февраля 1945 г. — Крымская (Ялтинская) конференция глав правительств СССР, США, Великобритания.

8 февраля — День памяти юного героя-антифашиста. Отмечается с 1964 г. в честь погибших участников антифашистских демонстраций — французского школьника Даниэля Фери (1962 г.) и иракского мальчика Фадыла Джамаля (1963 г.).

11 февраля — 80 лет со Дня рождения Вали Котика (Валентина Александровича, 1930–1944 гг.), партизана, пионера, Героя Советского Союза.

12 февраля — 110 лет со Дня рождения Василия Ивановича Чуйкова (1900–1982 гг.), Маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза.

18 февраля — 115 лет со Дня рождения Семёна Константиновича Тимошенко (1895–1970 гг.), Маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза.

20 февраля — День рождения Зины Портновой (Зинаиды Мартыновны, 1926–1944 гг.), партизанки, разведчицы, Героя Советского Союза.

23 февраля — День воинской славы — День защитников Отечества. Установлен решением Президиума Верховного Совета РФ 8 февраля 1993 г. В 1918 г. к этому дню был приурочен декрет большевиков о формировании Красной Армии. До 1993 г. отмечался как «День Советской Армии».

26 февраля — 100 лет со Дня рождения Сергея Георгиевича Горшкова (1910–1988 гг.), Адмирала флота Советского Союза, дважды Героя Советского Союза.

27 февраля 1943 г. — Гвардии рядовой Александр Матвеевич Матросов (1924–1943 гг.) закрыл грудью амбразуру вражеского дзота. Герой Советского Союза.

МАРТ

6 марта — День рождения Александра Ивановича Покрышкина (1913–1985 гг.), ас Великой Отечественной войны, автор новой тактики воздушного боя, маршал авиации. Трижды Герой Советского Союза.

18 марта — День моряка-подводника.

18 марта — День рождения Марите Юозовны Мельникайте (1923–1943 гг.), партизанки, разведчицы, Героя Советского Союза.

26 марта 1944 г. — Советские войска вышли на границу СССР.

25 марта — 85 лет со Дня рождения Саши Чекалина (Александра Павловича, 1925–1941 гг.), юного разведчика партизанского отряда, Героя Советского Союза.

27 марта 1944 г. — Вступление советских войск на территорию Румынии.

30 марта — День рождения Алексея Васильевича Алелюхина (1920–1990 гг.) — военный лётчик, Герой Советского Союза.

АПРЕЛЬ

5 апреля 1943 г. — Французская эскадрилья «Нормандия» впервые вступила в бой.

5 апреля 1945 г. — Встреча советских и американских войск на реке Эльбе.

8 – 30 апреля 1944 г. — Крымская наступательная операция.

9 апреля 1945 г. — Советские войска заняли Кенигсберг.

11 апреля — День освобождения узников фашистских концлагерей (установлен 2 апреля 1996 года).

16 апреля — 65 лет со дня начала Берлинской операции (1945 г.).

16 апреля — 8 мая 1945 г. — Берлинская операция войск 1-го и 20-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов.

20 апреля 1942 года — День завершения Московской битвы.

29 апреля — День рождения Николая Ивановича Крылова (1903–1972 гг.), Маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза.

30 апреля 1945 г. — Советские воины водрузили Знамя Победы над рейхстагом в Берлине.

30 апреля — День памяти жертв Холокоста.

МАЙ

6–8 мая — 65 лет со дня начала Пражской операции (1945 г.) и освобождения Праги от врага.

2 мая — 65 лет завершения разгрома берлинской группировки вермахта (1945 г.).

7 мая — День Вооруженных сил России. 7 мая 1992 г. Президент РФ подписал распоряжение об организационных мерах по созданию Министерства обороны и Вооруженных сил РФ.

8 мая — 65 лет со дня завершения Берлинской операции (1945 г.) и подписания акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

9 мая — День воинской славы России. 65 лет со дня установления Праздника Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.).

11 мая 1944 г. — При выполнении боевого задания погиб Марат Казей (Марат Иванович, 1929–1944 гг.), партизан, пионер разведчик. Герой Советского Союза.

28 мая — День пограничника.

29 мая — День военного автомобилиста.

30 мая 1942 г. — В СССР создан штаб партизанского движения.

ИЮНЬ

1 июня — День Северного флота РФ.

3 июня — 110 лет со Дня рождения Константина Андреевича Вершинина (1900–1973 гг.), Главного маршала авиации, Героя Советского Союза.

6 июня — 24 июля 1944 г. — Нормандская десантная операция союзных войск. Открытие второго фронта.

6 июня — 65 лет со дня учреждения медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945 г.).

8 июня — 90 лет со Дня рождения Ивана Никифоровича Кожедуба (1920–1991 гг.), лётчика-истребителя, Маршала авиации, трижды Героя Советского Союза.

21 июня — 100 лет со Дня рождения Тимофея Тимофеевича Хрюкина (1910–1953 гг.), генерал-полковника авиации, дважды Героя Советского Союза.

22 июня — День воинской славы России. День памяти и скорби — начало Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.).

22 июня 1941 г. — В первый день войны советскими лётчиками было совершено 16 воздушных таранов немецких самолётов.

22 июня — 20 июня 1941 г. — Героическая оборона Брестской крепости.

24 июня 1941 г. — Образовано Советское информационное агентство — Совинформбюро.

24 июня 1941 г. — Президент США Ф. Д. Рузвельт, руководитель движения «Свободная Франция» генерал Шарль де Голль заявили о поддержке советского народа в борьбе с фашизмом.

24 июня 1945 г. — Парад Победы на Красной площади.

26 июня 1941 г. — День подвига Николая Францевича Гастелло (1908–1941 гг.), Героя Советского Союза.

27 июня — 100 лет со Дня рождения Павла Федоровича Батицкого (1910–1984 гг.), Маршала Советского Союза, Героя Советского Союза.

27 июня 1941 г.  — Краснознамённый ансамбль красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнил песню «Священная война» (сл. В. И. Лебедева-Кумача, муз. А. В. Александрова) для бойцов, отъезжающих на фронт.

29 июня — День воинской славы России. День партизан и подпольщиков.

ИЮЛЬ

Июль 1942 г. — март 1943 г. — Ржевская битва.

3 июля 1944 г. — Советские войска освободили Минск.

5 июля — 23 августа 1943 г. — Курская битва.

9 июля 1945 г. — Начало Маньчжурской операции Советских Вооруженных Сил против вооруженных сил Японии.

10 июля — 10 сентября 1941 г. — Смоленское сражение.

10 июля 1941 г. — 9 августа 1944 г. — Битва за Ленинград.

12 июля 1943 г. — Начало контрнаступление советских войск на Курской дуге.

12 июля 1943 г. — Танковое сражение в районе с. Прохоровка — крупнейшее во Второй мировой войне. С обеих сторон в нём участвовали до 1200 танков.

13 июля 1944 г. — Советские войска освободили Вильнюс.

15 июля 1942 г. — На оккупированной территории Белоруссии сформирована партизанская бригада К. С. Заслонова.

17 июля 1942 г. — Начало Сталинградская битва.

17 июля 1944 г. — через Москву были проконвоированы 57600 пленных немецких солдат, офицеров и генералов.

17 июля 1944 г. — Советские войска вступили на территорию Польши.

17 июля – 65 лет со дня начала работы Берлинской (Потсдамской) конференции глав правительств СССР, США, Великобритании (1945 г.).

17 июля — День авиации Военно-морского флота РФ.

18 июля 1941 г. — ЦК ВКП (б) принял постановление «Об организации борьбы в тылу врага».

23 июля 1943 г. — Битва на Курской дуге закончилась разгромом немецких войск.

25 июля 1942 г. — Начало битвы за Кавказ.

28 июля 1942 г. — Издан Приказ наркома обороны СССР № 227 — «Ни шагу назад!»

29 июля1942 г. — Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об учреждении военных орденов Суворова, Кутузова, Александра Невского».

Последнее воскресенье июля — День Военно-Морского флота.

 

АВГУСТ

5 августа — 16 октября 1941 г. — Героическая оборона г. Одессы.

5 августа 1943 г. — Первый артиллерийский салют в Москве в ознаменование освобождения городов Орла и Белгород.

6 августа — День железнодорожных войск.

7 августа 1943 г. — День подвига летчика-истребителя Виктора Васильевича Талалихина (1918–1941 гг.), Героя Советского Союза.

8 августа 1945 г. — СССР объявил войну Японии.

9 августа 1945 г. — Начало боевых действий советских вооруженных сил на Дальнем Востоке

17 августа 1944 г. — Войска 3-его Белорусского фронта вышли на границу с Германией.

23 августа — День воинской славы России. День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 г.).

25 августа 1944 г. — Казнен Муса Джалиль (Муса Мустафович Джалилов, 1906–1944 гг.), татарский советский поэт.

26 августа — День рождения Бориса Феоктистовича Сафонова (1915–1942 гг.) — летчик-истребитель морской авиации, дважды Герой Советского Союза.

28 августа — День рождения Лизы Чайкиной (Елизаветы Ивановны, 1918–1941 гг.), разведчицы партизанского отряда, Героя Советского Союза.

 

СЕНТЯБРЬ

1 сентября 1939 г. — Нападение фашистской Германии на Польшу. Начало Второй мировой войны.

Сентябрь 1942 г. — В г. Краснодоне создана подпольная организация «Молодая гвардия».

2 сентября — День воинской славы России. День российской гвардии. Учреждён Указом Президента РФ от 22 декабря 2000 г. в связи с 300-летним юбилеем Российской гвардии. Российская императорская гвардия была учреждена в начале царствования Петра I из солдат Преображенского и Семёновского полков. Расформированная в 1918 г., она возобновлена в годы Великой Отечественной войны, когда отличившиеся под Смоленском в 1941 г. четыре стрелковые дивизии по распоряжению Сталина получили наименование гвардейских.

2 сентября 1945 г. — Подписание Японией акта о безоговорочной капитуляции. Окончание Второй мировой войны.

8 сентября 1941 г. — 27 января 1944 г. — Блокада Ленинграда.

8 сентября 1944 г. — Советские войска вступили в Болгарию.

9 сентября — Международный день памяти жертв фашизма.

11 сентября — 110 лет со Дня рождения Семёна Алексеевича Лавочкина (1900–1960 гг.), советского авиаконструктора, генерал-майора, дважды Героя Советского Союза.

Второе воскресенье сентября — День танкистов.

13 сентября 1942 г. — Начало боёв с противником у Мамаева кургана в Сталинграде.

13 сентября 1943 г. — Звания Героя Советского Союза посмертно присвоено руководителям подпольной организации «Молодая гвардия» У. Громовой, И. Земнухову, О. Кошевому,
С. Тюленину, Л. Шевцовой.

16 сентября — 110 лет со Дня рождения Ивана Ивановича Масленникова (1900–1954 гг.), генерала армии, Героя Советского Союза.

16 сентября 1943 г. — Освобождён г. Новороссийск.

17 сентября — 110 лет со Дня рождения Михаила Ефимовича Катукова (1900–1976 гг.), Маршала бронетанковых войск, дважды Героя Советского Союза.

20 сентября 1944 г. — Советские войска вступили на территорию Чехословакии.

23 сентября 1944 г. — Советские войска вступили на территорию Венгрии.

28 сентября 1944 г. — Советские войска вступили на территорию Югославии.

29 сентября — 1 октября 1941 г. — Московская конференция глав СССР, США, Англии.

30 сентября — 115 лет со Дня рождения Александра Михайловича Василевского (1895–1977 гг.), Маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза.

30 сентября 1941 г. — 20 апреля 1942 г. — Битва под Москвой.

 

ОКТЯБРЬ

4 октября — 115 лет со Дня рождения Рихарда Зорге (1895–1944 гг.), советского разведчика.

5 октября 1941 — Государственный комитет обороны принял постановление о защите Москвы.

16 октября 1940 г. — 70 лет со дня учреждения медали «Золотая Звезда Героя Советского Союза».

26 октября — 130 лет со Дня рождения Дмитрия Михайловича Карбышева (1880–1945 гг.), генерал-лейтенанта, Героя Советского Союза.

28 октября — День армейской авиации.

30 октября 1941 г. — 4 июля 1942 г. — Героическая оборона г. Севастополя.

НОЯБРЬ

4 ноября — День рождения Павла Семеновича Рыбалко (1894–1948 гг.), Маршала бронетанковых войск, дважды Героя Советского Союза.

5 ноября — День военного разведчика.

6 ноября 1943 г. — Советские войска освободили Киев.

7 ноября — День воинской славы России. День проведения военного парада на Красной площади в Москве в ознаменование 24 годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 г.).

11 ноября 1942 г. — Начало наступления советских войск под Сталинградом.

16 ноября 1941 г. — Подвиг 28 панфиловцев у разъезда Дубосеково.

19 ноября — 110 лет со Дня рождения Александра Александровича Новикова (1900–1976 гг.), Главного маршала авиации, дважды Героя Советского Союза.

19 ноября — День ракетных войск и артиллерии.

20 ноября — 65 лет с начала Нюрнбергского процесса над руководством фашисткой Германии.

22 ноября 1941 г. — Начало работы ледовой трассы на Ладожском озере.

28 ноября — 1 декабря 1943 г. — Тегеранская конференция глав правительств СССР, США и Великобритании.

29 ноября 1941 г. — В с. Петрищево Московской области была казнена партизанка комсомолка Зоя Анатольевна Космодемьянская (Таня, 1923–1941 гг.). Герой Советского Союза.

 

ДЕКАБРЬ

1 декабря — День рождения Георгия Константиновича Жукова (1896–1974 гг.), Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза.

5 декабря – День Воинской славы России. День начала контрнаступления Красной Армии против немецких войск в битве под Москвой (1941 г.).

9 декабря — День воинской славы России. День Героев Отечества.

21 декабря — День рождения Константина Константиновича Рокоссовского (1905–1977 гг.), военачальника, дважды Героя Советского Союза.

21 декабря — День рождения Петра Кирилловича Кошевого (1904–1976 гг.), Маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза.

28 декабря — День рождения Ивана Степановича Конева (1897–1973 гг.), Маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза.

25 декабря 1941 г. — 2 января 1942 г. — Керченско–Феодосийская десантная операция советских войск.

 

 

Как известно, основная деятельность учреждения культуры направлена на предоставлении населению различных видов услуг досугового, просветительского, информационного и развлекательного характера. Помимо этого, они выполняют и другие функции, например, обеспечивают оптимальные условия для развития любительского искусства, самодеятельного творчества и традиционных художественных промыслов. Не менее важной является и услуга организации клубных формирований в учреждениях культуры.

На заметку!

По данным статистического наблюдения, в 2018 году в учреждениях клубного типа области работало:

  • Культурно-досуговых формирований — 3 498 ед. (2017 г. — 3 636 ед.)                                                                               
  • Количество участников клубных формирований – 46 293 чел. (2017 г. — 47649 чел.).                                              
  • На одно клубное учреждение в среднем приходится 9 клубных формирований. Средняя численность одного клубного формирования составляет 13 человек.                                                                          

Рост числа культурно-досуговых формирований наблюдается в учреждениях культуры г. Калуги, Жуковского, Сухиничского, Мещовского районов.                                                                                                                

Стабильная работа культурно-досуговых формирований отмечается в КДУ Думиничского, Кировского, Ульяновского, Хвастовичского, Юхновского, Спас-Деменского, Людиновского, Бабынинского, Куйбышевского, Козельского районов.

Снижение показателей отмечается в КДУ Барятинского, Дзержинского, Боровского, Жиздринского, Малоярославецкого, Медынского, Ферзиковского, Тарусского, Мосальского, Износковского районов.

Общее уменьшение количества клубных формирований и участников в них произошло за счет сокращения числа клубных формирований на селе. В первую очередь это связано с переводом сельских работников на неполную рабочую ставку.

По данным статистики, произошло уменьшение количества формирований самодеятельного народного творчества и участников в них.Общее количествоформирований самодеятельного народного творчества в 2018 году составило 2 482 ед. (в 2017 году — 2 506 ед.), участников — 29 507 чел. (2017 г. — 30 196 чел.).                        

 Из общего числа формирований:                                                                                                                                           

  • Хореографические — 417
  • Театральные — 356
  • Хоровые коллективы — 237
  • Оркестры русских народных инструментов —14
  • Изобразительного искусства —134
  • Фольклорные — 85
  • Кинофотолюбителей — 25
  • Прочие — 958

В то же время наблюдается положительная динамика в увеличении количества самодеятельных коллективов и их участников в Жуковском, Перемышльском, Юхновском, Сухиничском, Людиновском, Мещовском районах, учреждениях культуры г. Калуги.

Стабильная работа отмечается в Думиничском, Спас-Деменском, Кировском, Ульяновском, Козельском, Медынском районах. Снижение показателей произошло в Боровском, Дзержинском, Малоярославецком, Бабынинском, Барятинском, Тарусском, Мосальском, учреждениях культуры г. Обнинска. В КДУ области действуют 178 коллективов, носящих звание «народный самодеятельный коллектив». Из их числа:

  • хореографические коллективы — 31, в т. ч. образцовых — 3, заслуженных —1
  • народные хоры и ансамбли — 38, заслуженных —1
  • академические хоры и ансамбли — 14
  • хоры и ансамбли ветеранов — 11
  • театральные коллективы — 27
  • фольклорные коллективы — 10
  • народные инструментальные оркестры и ансамбли — 9, образцовых —1
  • эстрадные вокальные ансамбли — 18
  • джаз-оркестры, кантри-ансамбли — 3
  • вокально-инструментальные ансамбли — 18
  • изостудия — 1

Киностудия — 1                                                                                                                                       

Особенности организации любительского хореографического
коллектива в сельском культурно-досуговом учреждении

 

Деятельность клубных формирований регулируется Положением о
коллективе любительского художественного творчества, разработанным на основе Примерного положения о коллективе любительского художественного творчества (приложение к приказу Федерального Государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Российский Дом народного творчества» № 263
от 27 декабря 2013 года).

Более подробно остановимся на работе с детским коллективом в сельской местности. Для успешной деятельности коллектива необходима программа.
Реализация программы позволяет придерживаться определённой
системы деятельности хореографического коллектива, а результаты развития
определяют новые задачи.

Данная программа включает в себя следующие разделы:

· общие сведения о коллективе (дата создания, организационная
структура, число и возраст участников, в каком хореографическом направлении работает коллектив, творческие достижения, почётные звания коллектива);

· цели и задачи деятельности хореографического коллектива на
определённый период (один год, три года, пять лет);

· организационная работа;

· учебно-тренировочная работа;

· работа над репертуаром;

· концертная деятельность, участие в хореографических конкурсах,
фестивалях;

· воспитательная работа в коллективе;

· работа с родителями.

 

С первых дней работы коллектива заводится журнал учёта работы клубного формирования, в котором руководитель отмечает посещаемость участников и
записывает, какой материал пройден на каждом занятии.

Какой бы жанр ни избрал коллектив, его деятельность слагается из трёх основных компонентов: организационного, учебного, постановочного (работа с репертуаром).

В реальной жизни существует ряд особенностей в деятельности
танцевального коллектива в сельском КДУ, обусловленных реальной обстановкой, и которые мы не имеем права не учитывать.

Следует отметить, что набор и наполняемость коллектива в сельском
объединении обусловлена, прежде всего, ограниченным количеством проживающих в данном населённом пункте жителей. В любительское объединение принимаются все желающие, т.е. элемент отбора по способностям отсутствует, поскольку есть необходимость в данной местности занять людей (детей) творчеством и наполнить сельский Дом культуры жизнью.

Существует острая проблема нехватки квалифицированных специалистов в области культуры в селе. Зачастую тут работник КДУ — «универсальный солдат», который ведёт не один кружок, не имея при этом специального образования;
организует различные культурно-массовые мероприятия, праздники и т.п.

Стоит обратить внимание на то, что к каждому мероприятию, которых в
сельском учреждении культуры немало, необходимо быстро «слепить» новый номер к предстоящему празднику: к 1 сентября, Дню учителя, Дню матери т.д. Конечно, это не способствует качественной работе. Действительно, у коллектива просто не
остается времени работать над качеством. Руководителю учреждения нельзя
допускать, чтоб коллектив стал обслугой для всех мероприятий. Задача именно
руководителя коллектива соблюсти этот баланс.

К сожалению, многие руководители недооценивают значение учебной
работы. Часто не ведут её в коллективах, просто пропускают, переходя сразу к
постановке номеров, оправдывая это тем, что кружковцы не любят
тренировочную часть занятия, и, если её проводить, то они разбегутся.

Задача руководителя — объяснить участникам необходимость получения в учебном процессе базовых знаний и навыков, которые дают право выйти на сцену. Нужно заинтересовать, увлечь участников всем процессом: от экзерсиса у станка до исполнения номера для зрителя. 

Для качественной деятельности любительского объединения необходимы
регулярные занятия
. Ни в коем случае нельзя допускать срыва как
учебно-тренировочных, так и репетиционных занятий. Это не только
задерживает прохождение материала, но и плохо влияет на дисциплину.
Стихийность порождает безответственное отношение к общему делу и потерю
заинтересованности участников. Именно регулярность и системность в процессе обучения крайне важна. Занятия должны проходить по фиксированному
расписанию, например, 3 раза в неделю в определенные дни и время.

Руководителю следует провести беседу с участниками о значении специальной формы и обуви. Единая форма способствует хорошей дисциплине, собранности,
вносит особое настроение. Необходимо продумать структуру занятий согласно
поставленных задач и возраста участников.

 

В структуру урока обязательно должны входить такие разделы:

ü разминка, разогрев;

ü  в идеале должен быть блок упражнений у станка (если позволяет
материальная база учреждения, Дома культуры);

ü учебно-тренировочный блок, работа над техникой, разучивание комбинаций;

ü постановочная работа.

Содержание урока может и должно изменяться, оно зависит от уровня
подготовки детей. Для группы детей младшего возраста необходимо выбрать
наиболее простые упражнения. Использовать как можно больше образных и
игровых приёмов. Для детей поопытней использовать упражнения более сложные и с последующим усложнением. Так же заданные упражнения могут меняться в зависимости от поставленных на урок задач. Например, на одном занятии вы решили больше уделить внимание постановке корпуса и укреплению мышц спины, а на
другом поработать над чувством ритма. Соответственно, можно менять набор
пройденных за урок упражнений в зависимости от цели урока.

 

Заключение

В последнее время наблюдается такая тенденция: постоянно повышается рост требований к сценической самодеятельной хореографии, исполнительскому мастерству участников, качеству балетмейстерской работы в любительских хореографических коллективах. То, что несколько лет назад было доступно только
профессиональным коллективам, сегодня с успехом исполняется любительскими ансамблями.

Именно хореографический жанр является одним из наиболее массовых и
любимых детьми видов творчества. Танцевальные занятия помогут не только
развить физические данные ребёнка, укрепить и развить силу мышц, эластичность
связок, гибкость позвоночника, подвижность суставов, выносливость, координацию работы опорно-двигательного аппарата и, в целом, сформировать навыки культуры движений. Помимо столь значимых факторов, в процессе обучения происходит
развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления). Немаловажно развитие чувства ансамблевости, ответственности за
общее дело. Приобщение к миру искусства формирует у детей эстетический вкус. Всё это в комплексе помогает гармоничному развитию и воспитанию детей.

 

 

.

В настоящее время работникам сельских клубных учреждений приходится участвовать в создании благоприятной среды для социокультурной деятельности и инициатив населения в сфере досуга, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозных сферах, в решении проблем семьи, детей своими своеобразными средствами, формами и методами.

Из истории

Впервые слово «викторина» появилось в 1928 году в журнале «Огонёк». Известный советский журналист и писатель Михаил Кольцов так озаглавил подборки, включающие в себя вопросы, шарады, ребусы и т. п. Готовил эту развлекательную полосу сотрудник журнала Виктор Микулин. От имени Виктор и последних букв фамилии и сложилось слово «викторина». Позднее связали его со словом «победа», так как Виктор в переводе с латинского — победитель.

Викторина может представлять собой как соревнование, так и развлечение. C 1975 года викторины используются как игры в телевизионных программах, где участники соревнуются и получают призы («Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др.).

Сегодня небольшие по объёму викторины широко применяются для рекламы, для привлечения аудитории на культурные события через розыгрыш пригласительных или обычных билетов. С появлением Интернета разработаны специализированные сайты-викторины. Размещают викторины на многих тематических сайтах с целью привлечения внимания посетителей. Участие в них бывает платным и бесплатным, с призами и без них.

Исторически так сложилось, что викторина в основном носит развлекательный характер («Угадай мелодию», «Где логика?» и др.), но она вполне может быть и соревнованием эрудитов («Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Самый умный», «Утилизатор», «Своя игра» и др.) или серьёзной проверкой знаний («Умники и умницы» на ТВ, школьные предметные викторины).

Исходя из цели и задач клубной деятельности, лучше проводить викторину в форме праздника, как мероприятие, пусть просветительское, но наполненное эмоциями. В связи с этим, при проведении викторины есть смысл приглашать не только игроков, но и болельщиков. Чем больше будет участников мероприятия, тем азартнее и веселее оно пройдёт.

 

Актуальность

Любой педагог, воспитатель или родитель понимает, какое место занимает интеллектуальное и эмоциональное развитие детей в процессе воспитания ребёнка или подростка. Не стоит недооценивать игровое запоминание информации (для детей) или же игровое её воспроизведение (для взрослых). Участник викторины в процессе её проведения отвечает на множество вопросов из разных областей знания и тренирует не только свою память, но и реакцию (если соревнуются команды и необходимо отвечать быстрее соперников), воображение, учит думать. Викторина развивает логическое мышление, навыки поиска и запоминания информации при подготовке, социальные навыки: взаимодействие в команде, умение показать свои достоинства, принять результаты соревнований.

Кстати, психологи советуют проводить викторины регулярно: ежемесячно или чаще. Это поможет сохранить интерес или соревновательный дух, особенно если вы проводите цикл викторин, и победитель определяется по результатам нескольких игр.

Некоторые считают, что викторина — развлечение для умных или много знающих. В большинстве случаев так и есть. Но возможен другой вариант: викторины на сообразительность или реакцию. Например, «Бегущий косарь» на телеканале «Че» — соревнование на реакцию и скорость воспроизведения элементарных знаний.

Викторина на сообразительность или смекалку потребует мыслить нестандартно, эрудиция здесь совершенно не поможет. Такая викторина прекрасно подойдёт для детей любого возраста, она будет интересна и взрослым.

 

Приведём несколько вопросов такой викторины:

Когда человек будет находиться в комнате без головы? (высунувшись в окно)

Когда человек бывает деревом? (когда он со сна)

Что у цапли спереди, а у зайца сзади? (ц)

Что принадлежит одному человеку, но другие пользуются этим гораздо чаще? (имя)

Что нельзя украсть со двора? (яму)

Список таких весёлых, шуточных вопросов может быть едва ли не бесконечным.

Также викторина на сообразительность может включать в себя фотографии предметов, сделанных с неожиданных ракурсов (кто быстрее сможет угадать изображённый предмет, тот и побеждает).

 

Вопросы для викторины

 

Прежде чем начать искать или придумывать вопросы, вспомните, что дети, в отличие от взрослых, не могут долго концентрировать внимание. Оптимальное время для проведения викторины — от 45 минут до 1 часа. Рассчитывайте количество вопросов на это время. Среднее их количество 30–45. При наличии раздаточного материала или технических средств количество вопросов можно увеличить. Всегда имейте запасные вопросы для игроков.  

Если вы планируете привлечь зрителей к игре, пока жюри (счётная комиссия, «знатоки» или «эксперты») подводит итоги или готовит информацию для оглашения, имейте вопросы и для зрителей. Несомненно, эти вопросы должны быть другого уровня и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.13 с.)