Раздел 7. 2. «торговля и товароведение» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 7. 2. «торговля и товароведение»



 

Иващенко Е. А.

Научный руководитель Ревинова С. Ю.

(Российский университет дружбы народов)

 

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭЛЕКТРОННОЙ И ТРАДИЦИОННОЙ ТОРГОВЛИ КИТАЯ

 

Аннотация: несмотря на активное развитие электронной коммерции, традиционная торговля тоже является существенной частью экономик стран мира. В данной работе строится модель взаимосвязи этих двух составных частей торговли, объясняется их взаимовлияние, описываются основные аспекты их развития в Китае в период с 2010 по 2019 годы.

  Ключевые слова: электронная торговля, традиционная торговля, Китай, моделирование взаимодействия, Интернет.

 

ANALYSIS OF RELATIONSHIP IN ELECTRONIC AND TRADITIONAL CHINA TRADE

 

Abstract: despite the active development of e-commerce, traditional trade is also an essential part of the economies of the countries. This work builds a model of the relationship between these two components of trade, explains their mutual influence, describes the main aspects of their development in China in the period from 2010 to 2019.

Keywords: e-commerce, traditional trade, China, interaction modeling, Internet.

Введение

В современном мире понятие электронной коммерции уже не является для нас чем-то из ряда вон выходящим. Мы каждый день исследуем сайты магазинов, совершаем покупки или заказы онлайн. Среди всей цифровой сферы e-commerce выступает одним из самых перспективных направлений.

Но значит ли это, что в самом ближайшем времени мы полностью откажемся от магазинов в давно привычном понимании? Насколько быстро выживает электронная торговля традиционную и выживает ли вообще? Есть ли реальная, значимая взаимосвязь между e-commerce и другим, менее современным видом торговли?

Все вышеперечисленные вопросы касаются каждого из нас, а также, полностью соответствуют духу времени. Ответы на них, кроме того, способны помочь в понимании закономерностей и направления развития торговли и экономики страны, что может поспособствовать правильному распределению сил, расстановке акцентов в процессе организации собственной деятельности. Все это обуславливает актуальность данной темы. Исследуем взаимосвязь электронной и традиционной торговли на примере Китая – страны с самой большой экономикой и самыми высокими темпами развития.

Основная часть

Людей сейчас больше интересует e-commerce со всеми ее нюансами становления и развития. Но при этом, сказать, что в нашей жизни практически не остается места для традиционной торговли, смогли бы лишь единицы. Традиционная торговля не погибает, не находится в упадке и даже не имеет отрицательной тенденции роста. Это легко отследить по статистическим данным за рассматриваемый нами период с 2010 по 2019 гг, которые для наглядности можно представить в виде диаграммы. (Диаграмма 1)

Главными показателем, который способен охарактеризовать состояние традиционной торговли страны является совокупный объем розничной и оптовой традиционной торговли.

Диаграмма 1. Динамика изменения объемов традиционной торговли в Китае в 2010-2019гг. (трлн юаней)

Источник: Составлено автором по данным Национального бюро статистики Китая data.stats.gov.cn [1]

По данным Национального бюро статистики Китая, в период с 2010 по 2019 годы объемы традиционной торговли страны выросли практически в 3 раза с 27,66 трлн юаней до 78,25 трлн юаней соответственно. Такие цифры вряд ли кого-то заставят удивиться, ведь всем известно, какими большими темпами развивалась китайская экономика в принципе, за этот период в том числе. Только за 2019 год Китай по данному показателю продемонстрировал рост в 13% (в 2018 году объем продаж в очном формате составлял 69,12 трлн юаней). [1]

В период с 2010 по 2019 годы доля традиционной торговли в общих объемах торговли КНР снизилась на 17% - с 86% спустилась до 69% соответственно. Но на данном уровне этот показатель находится уже 5 лет, то повышаясь, то понижаясь на один-два процентных пункта. [2] Это говорит о несколько замедлившихся темпах развития e-commerce или, лучше сказать, позволяет выдвинуть гипотезу о параллельном движении двух видов торговли на определенном этапе.

В 2019 году Китай продолжает лидировать в мире по масштабам рынка электронной коммерции 7-й год подряд. Объем национальных транзакций электронной коммерции достиг 34,81 трлн юаней, из которых розничные онлайн-продажи достигли 10,63 трлн юаней, что на 16,5% больше, чем результаты 2018 года. [2] Тем не менее, традиционная торговля все еще является основой экономики Китая, равно как и любой другой страны. Несмотря на рост в совокупных объемах продаж удельного веса e-commerce, в абсолютных значениях традиционная торговля тоже стремится к росту. Отчасти, такие изменения обусловлены растущей экономикой КНР. [3]

Диаграмма 2. Объемы электронной и традиционной торговли Китая в 2010-2019гг. (трлн юаней)

Источник: Составлено автором по данным сайтов statista.com и data.stats.gov.cn [1,4]

Автором была составлена эконометрическая модель взаимосвязи электронной и традиционной торговли, довольно простая однофакторная модель. Такая модель не позволяет четко прогнозировать объемы традиционной или электронной торговли Китая. Разумеется, для прогноза или просто нахождения наиболее правдоподобного закона, согласно которому и происходят количественные изменения торговых показателей, мы выбрали бы другие факторы, которые обладали бы большей объясняющей способностью применительно к торговле. Кроме вышеупомянутой, существует, также, еще одна причина, чтобы не включать какие-либо дополнительные факторы в модель – маленькое количество наблюдений. В данном случае, нас интересует именно такая модель, которая покажет, какая существует связь между этими двумя видами торговли, как развитие одного из них влияет на состояние другого.

Итак, в качестве зависимой переменной берем объемы традиционной торговли Китая (введем обозначение – Т), а в качестве единственной объясняющей переменной – объемы электронной торговли в стране (переменная - Е).

Цифровая экономика и электронная торговля, в частности, зародились только в 1999 году, а значит, никаких данных до 2000 года быть в принципе не могло. Но в первые годы 21 века масштабы e-commerce были еще весьма незначительными, а в настоящее время в свободном доступе находятся данные с 2010 года.

Итак, временной промежуток с 2010 по 2019 годы выбран не случайно. Таким образом, мы имеем всего 10 наблюдений, по количеству лет.

Оцененная линейная модель выглядит следующим образом: T=28,54+1,28*E, где Т – объемы оптовой и розничной традиционной торговли Китая, а Е – объемы электронной торговли. Интерпретируя коэффициенты, замечаем, что зависимость между объемами двух типов торговли прямая, то есть увеличение объема e-commerce на единицу приведет к увеличению объемов продаж в традиционной торговле на 1,28 единиц (юаней). Первое же число – 28,54 показывает, что при полном отсутствии продаж на онлайн-платформах, общий объем розничной и оптовой торговли Китая будет таким.

Оценки при выборе другого типа взаимосвязи не оказались точнее, поэтому мы остановились на более наглядном варианте - линейная модель. Может показаться странным, что электронная коммерция не забирает клиентов и заказы у традиционной, а наоборот, помогает ей своим развитием, по крайней мере в рассмотренном нами периоде, но у этого явления, которое четко прослеживается в составленной модели как минимум по положительному коэффициенту наклона (T=28,54+1,28*E), есть довольно понятное объяснение.

Итак, в настоящее время основное развитие e-commerce приносят именно постоянно открывающиеся интернет-филиалы уже существовавших в традиционной форме предприятий. [5] Такие преображения помогают не только идти в ногу со временем и цифровыми конкурентами, но и популяризировать собственный бренд, привлечь таким образом внимание к своей продукции. Выходит, что рост e-commerce стимулирует, также, и рост традиционной торговли. Компании наращивают все виды продаж целиком, и в сети, и в физическом формате, что довольно логично, так как подобным образом они увеличивают целевую аудиторию, повышают внимание к себе и своим товарам. Кроме того, в Китае стареющее население, в его социальной структуре сейчас огромное количество пожилых людей. [6] Люди преклонного возраста, как мы знаем, склонны к консерватизму и предпочитают проверенные временем варианты приобретения товаров, то есть, традиционную торговлю.

Выводы

В настоящее время e-commerce является одним из самых активно развивающихся элементов торговли. К ней приковано внимание всей планеты, как и ко всему «цифровому» в нашем мире. Уже сейчас в конкурентной среде электронная коммерция занимает особое место. Рынок e-commerce в будущем сыграет важную роль в расширении, увеличении внутреннего спроса в Китае.

На данный момент можно сказать, что за последние 10 лет не прослеживается тенденция к полному вытеснению традиционной торговли e-commerce. Хоть доля электронной торговли в совокупном обороте Китая и выросла за это время, от обычных продаж в привычном виде совсем отказываться не приходится. Электронная коммерция не является синонимом смерти для традиционной торговли.

Напротив, построив модель, мы обнаружили практически линейную прямую связь между электронной и традиционной торговлей. Рост e-commerce за счет открытия интернет-магазинов у тех компаний, у которых уже есть физические точки сбыта, стимулирует рост одновременно и традиционной торговли. Люди узнают больше о продукции данного предприятия, и продажи увеличиваются как в онлайн, так и в очном формате. Это, кроме всего прочего, происходит еще и потому, что Китайская экономика всесторонне растет и расширяется сама по себе.

При помощи e-commerce осуществляется и международная торговля, но даже такие масштабы не мешают данной технологии проникать в жизни всех людей без исключения. В Китае быстрыми темпами развивается электронная торговля в сельских районах, поэтому в данном отношении Китай поддерживается и находится под пристальным вниманием ООН и других международных организаций.

 

Список литературы

1. Государственное бюро статистики Китая (国家统计局) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://data.stats.gov.cn/easyquery.htm?cn=C01 – Дата доступа: декабрь 2020.

2. Отчет об электронной торговле Китая за 2019 год (2019中国电子商务报告) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.199it.com/archives/1076562.html – Дата доступа: ноябрь 2020.

3. Государство. Бизнес. ИТ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Электронная коммерция (tadviser.ru) – Дата доступа: декабрь 2020.

4. Global No.1 Business Data Platform [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.statista.com/. – Дата доступа: май 2020.

5. Интернет-портал «Российской газеты» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2019/09/02/elektronnaia-kommerciia-stanovitsia-iadrom-cifrovoj-ekonomiki-kitaia.html – Дата доступа: ноябрь 2020.

6. Все о туризме [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tourlib.net/books_tourism/shahovalov21.htm – Дата доступа: декабрь 2020.

7. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. № 242-ст)

8. Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a85/44010.html – Дата доступа: ноябрь 2020.

9. Макконнелл, К.Р. Экономикс / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – Москва: ИНФРА-М, 2003. – 983 с.

10. Агапова Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина – М: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. - 560 с.

11. Информационный портал «БухучетИНФО» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://buhuchet-info.ru/buhgalterskiy-uchet-v-torgovle/302-sushchnost-ponyatiya-i-vidi-torgovli-.html– Дата доступа: ноябрь 2020.

12. Потребитель-эксперт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://potrebitel-expert.ru/torgovlya/ – Дата доступа: декабрь 2020.

 

Комарова А.С.

Научный руководитель Калачев С.Л.

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.022 с.)