Prospects for the development of the market of goods for children in Russia 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Prospects for the development of the market of goods for children in Russia



 

Abstract: The children's goods market today is one of the fastest growing segments in the Russian Federation, despite the drop in the birth rate. The article discusses the main factors that have a positive impact on this segment, and the directions of the market for the development of children's goods.

Keywords: children’s goods, children's goods market, retail, market trends, fertility, customer preferences

 

На сегодняшний день российский рынок детских товаров является одним из наиболее разнообразных и динамично развивающихся, несмотря на присутствие негативных факторов. Целесообразно отметить, что на развитие данного сегмента торговли в первую очередь оказывает влияние именно демографическая ситуация - как правило, с ростом доли детей растут и объемы продаж детских товаров [1,4,5]. Так, спрос на детские товары довольно продолжительное время оставался относительно стабильным, так как новорожденные появляются на свет каждый день, и им всегда необходим определенный набор вещей. Однако с другой стороны, именно данная ниша очень чутко реагирует на демографические изменения. В случае, если начинает рождаться меньше детей, то, соответственно, и покупать товары для малышей начинают меньше, а отсюда и падение объемов рынка детских товаров.

Так, согласно данным федеральной службы государственной статистики, с 2018 года наблюдается тенденция сокращения детей в возрасте от 0 до 4 лет, что несомненно отразится на объемах продаж детских товаров для данной категории. Более того, согласно прогнозам демографов, падение рождаемости будет продолжаться еще как минимум 10 лет. Это некий «сигнал» для ритейлеров детских товаров немного пересмотреть свой ассортимент на ближайшее десятилетие. Однако, нужно сказать, что, несмотря на снижение возрастной группы от 0 до 4 лет, возрастает число детей в группах от 5 до 9. Так, прирост в 2020 году по сравнению с 2014 годом составил 21% и в категории с 10 до 14 лет на 18%. Вероятно, за счет расширения последних двух категорий не будет сильного падения объема рынка детских товаров. Следующая немаловажная тенденция, которая сегодня наблюдается в России – снижение реальных денежных доходов населения. На рисунке 1 можно проследить данную тенденцию.

 

Источник: составлено автором по данным Росстат[6]

Рисунок 1. Реальные располагаемые денежные доходы населения РФ.

 

На данном графике можно отчетливо наблюдать ситуацию неуклонного падения доходов населения с 2007 года, то есть сумма, которая остается после вычета всех обязательных платежей (налогов, процентов по кредитам и т.д.) снижается из года в год. Кроме того, учитывая ситуацию прошлого, 2020 года, необходимо отметить, что сокращение продолжится, поскольку, в связи с распространением коронавирусной инфекции многие предприятия были закрыты и, более того, часть из них так и не смогла открыться, что в первую очередь говорит о повышении числа безработных. Получается, рост безработицы очень сильно отразится на реальных доходах людей в 2020 году. Это ведет к снижению спроса на многие товарные группы. Важно проанализировать, на какие именно детские товары снизится спрос. При этом, именно товары высокой ценовой категории окажутся в более плачевном положении. Более того, около 59% Россиян в настоящее время при выборе различного рода детских товаров смотрят практически в первую очередь на скидки и акции, за счет которых можно было бы сэкономить. Также, следует отметить, что сегодня родители совершают все меньше спонтанных покупок. Неуклонное снижение реальных денежных доходов «заставило» родителей быть более рациональными, продуманными и в то же время спланированными при выборе товаров, теперь они все больше выбирают товары именно по стоимости, исходя при этом из соотношения цена-качество, поэтому сегодня спонтанные покупки «не в моде».

Рассуждая на тему того, что же ждет рынок детских товаров, в какую сторону будет двигаться данный сегмент. На самом деле, есть много предположений на эту тему. По мнению автора, что в будущем малый бизнес все-таки будет вытеснен с рынка более крупными игроками, и, на мой взгляд, покупатели могут поспособствовать этому, что также показано в работах ряда ученых [2,3]. Ведь, как было отмечено ранее, сегодняшние покупатели-рационалы, они все больше обращают внимание на то, кто и как производит товар, поэтому внедрение собственных торговых марок является очень актуальной тенденцией на сегодняшний день. Кроме этого, в настоящее время родители все больше обращают внимание на скидки, которые в большем объеме могут позволить себе именно крупные торговые предприятия. Следующее, что необходимо сказать, - то, что потенциал к росту у рынка детских товаров все-таки остается, рынку есть куда расти в будущем несмотря на начавшееся снижение рождаемости. Однако, опять-таки несмотря на это, устойчивый рост продаж детских товаров будет продолжаться по мнению многих аналитиков. Также предполагается всплеск трат на детские товары в конце 2020 – начале 2021 года ввиду единовременных выплат на детей до 8 лет.

Конечно, здесь следует отметить, за счет чего именно будет осуществляться рост рынка детских товаров. Как было отмечено ранее, продажи в сегменте товаров для новорожденных снизятся, но ведь есть и другие категории детей. Ввиду того, что реальные располагаемые доходы населения последние несколько лет имеют тенденцию к снижению, потребители становятся более сдержанными в своих расходах, в особенности, они теперь более рациональны в таких тратах, как в покупках крупной бытовой техники или же смены автомобиля. Однако у потребителей все так же сохраняется желание тратить деньги на что-то и совершать покупки, а возможностей в сегменте детских товаров, как мы можем видеть, с каждым годом становится все больше ввиду постоянного расширения ассортимента, да и средний чек здесь значительно ниже нежели, например, в электронике или в категории какой-либо крупной бытовой техники. В связи с этим наблюдается некое замещение трат на крупные покупки вложением в детей. Ряд исследователей отмечают, что в семье по-прежнему детские товары относятся к приоритетным расходам и лояльность к брендам на детском рынке максимально высока. Это говорит о том, что в любой ситуации население будет продолжать тратить денежные средства на покупку товаров для детей [6]. Но также важным является, что ввиду все-таки бережливости и рациональности населения мамы стремятся найти товар по более низкой цене, как уже отмечалось ранее. Следовательно, ввиду этого наблюдается и будет наблюдаться тенденция перетекания потока покупателей в крупные торговые сети, которые могут предложить лучшие ценовые предложения в отличие от их небольших конкурентов.

Кроме того, в завершение необходимо сказать и о том, что сегодняшнее поколение Z довольно трудно чем-то увлечь, внимание детей очень быстро переключается, его сложно сконцентрировать на чем-то одном. Поэтому ритейлерам необходимо создавать настолько уникальные и продуманные продукты, которые смогут привлечь и удержать внимание маленького потребителя.

 

Список литературы:

1. Афанасьева Э. М. Современные тенденции развития российского рынка детских товаров // УЭкС. 2015. №2 (74).

2. Брагин Л.А., Панкина Т.В., Никишин А.Ф. Конкурентоспособность организаций малого бизнеса в сфере торговли// Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 11. С. 3493-3502.

3. Депутатова Е.Ю., Ильяшенко С.Б. Подходы к стимулированию покупателей в розничной торговле // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 3. С. 671-682.

4. Майорова Е.А. Тенденции и перспективы развития рынка игрушек // Российское предпринимательство. 2019. Т. 20. № 1. С. 198-206.

5. Мосная Д.В. Cовременные тенденции развития российского рынка детских товаров // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 5(70). – c. 315-318.

6. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. – электронный ресурс. Режим доступа - URL: http://gks.ru/.

 

Клейн Е. Э.

Научный руководитель Гоца Н. В.

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)

 

ОСОБЕННОСТИ ВТОРИЧНЫХ РЫНКОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ НА ПРИМЕРЕ РЫНКА ПЕРЕПРОДАЖИ ЛИМИТИРОВАННЫХ КРОССОВОК

 

Аннотация: в статье анализируются мотивы участников вторичного рынка лимитированных кроссовок, рассматриваются особенности его функционирования, выявляются существующие проблемы и делается вывод о дальнейшем направлении развития рынка. 

Ключевые слова: гринч-боты, онлайн-торговля, потребительская мотивация, рынок перепродажи, товары ограниченного выпуска

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.005 с.)