Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика религии как подсистемы культуры: структурные элементы, компоненты интеграции.
Любая система и ее подсистемы не могут быть сведены к какому-либо одному элементу и не могут рассматриваться вне взаимосвязи этих элементов, а их взаимосвязь осуществляется прежде всего в процессе функционирования. В религии выделяют сознание, деятельность, отношения, институты, организации. В свою очередь, каждая из указанных сторон характеризуется рядом признаков. Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное, меняющееся в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкретно-исторической ситуацией, определенные функции. История показывает, что религия занимала в обществе следующие положения. 1. Религиозное сознание доминирует, пронизывает общественное, групповое и индивидуальное сознание. Религиозные общности совпадают с этническими. Религиозная деятельность составляет непременное звено общей социальной деятельности. Религиозные отношения "налагаются" на другие социальные связи. Институты соединяют в себе власть религиозную и светскую. 2. Светское сознание существует наряду с религиозным. Может испытывать влияние религии, но может быть и свободным от него. Религиозная деятельность хотя и вменяется в обязанность, но посте- пенно выделяется из общей цепи деятельности и привязывается к определенным условиям места и времени. Проявляется тенденция снятия с социальных связей печати религиозных отношений. Религиозная общность продолжает претендовать на совпадение с этнической общностью, однако идет процесс их дифференциации. Нередко провозгла- шается тождество религиозной и государственной принадлежности. 3. Религиозное сознание занимает второстепенное место в обще- ственном сознании. Доминируют системы других идей. Религиозная деятельность и отношения являются частным видом деятельности и отношений. Религиозные группы отличны от этнических общностей и не совпадают с государственными. Духовная и светская власть принадлежит разным институтам.
Подсистема «религия», пожалуй, самая стабильная. В рамках этой подсистемы формируется религиозная картина мира, обычно дающая однозначные ответы на «вечные» вопросы человеческого бытия в мире. На протяжении многих веков подсистемы «наука» и «искусство» находились в подчиненном положении по отношению к религии. В современном секуляризированном обществе многие функции религии перешли к другим подсистемам культуры.
Подсистема «наука» предлагает более динамичную картину мира, основанную на предположении о возможности знания объективных законов природы и общества. В отличие от религиозных догматов научные теории чрезвычайно изменчивы, поэтому научная картина мира постоянно подвергается корректировке. Отношения между наукой и религией весьма сложные, но при определенных условиях это не мешает мирному сосуществованию научной и религиозной картин мира. Художественная же картина мира без проблем сочетается как с научной, так и с религиозной картинами мира.
Образование и средства массовой информации не производят новых знаний, но отбирают их из религиозной, научной, художественной подсистем и транслируют в общество (обычно под прямым или косвенным контролем государства; это называется «культурной политикой»).
В современном православии получила широкое распространение «единая философия культа», разработанная философом и богословом П. Флоренским. Понять культ можно не рассудочным разумением, а жизненным с ним соприкосновением. Культ рассматривается как бутон культуры, предметы культа трактуются как осуществлённое соединение временного и вечного. Наряду с теоретической и практической деятельностью П. Флоренский выделяет литургическую, производящую святыни. Культ и литургическая деятельность являются источником и вершиной культуры. Святыни – первичное творчество человека; все культурные ценности производны от культа. Развитие первоначальных элементов богослужения ведёт к выветриванию собственно обрядового действия и возникновению светской философии, науки, литературы. Техника обряда в своем развитии дает экономику, технику. Рост материальной техники есть процесс распада религии. Культура двойственна, в ней сочетается природное, стихийное – титаническое, выросшее из земли – с началом связывания и ограничения, светлым образом. Культ совмещает две человеческие правды: правду бытия и правду смысла. Одностороннее увлечение утилитарным элементом в западноевропейской жизни ведёт к потере сакральной части содержания культуры. Западноевропейская гуманитарная цивилизация в концепции П. Флоренского почти смерть человеческой культуры.
Природа культа, его связь с феноменом культуры рассматривается и в концепции Н. Бердяева. Культура имеет религиозные основы. Свои символы культура получила от культовой символики. Культура – это культ предков, почитание могил и памятников, связь поколений. Чем древнее культура, тем она значительнее и прекраснее. В культуре происходит великая борьба вечности со временем. Античная культура вошла в христианскую церковь: византийская - в православную, римская - в католическую. Революция враждебна церкви и культуре, является варварским восстанием против культуры. Культура аристократична, но приливы варварства, устраняющие из культуры культ, одновременно обновляют дряхлеющую культуру. Христианство, спасшее в свое время античную культуру для вечности, ныне стареет. Нового религиозного света пока не видно, антихристианское варварство не спасает европейскую культуру, а скорее грозит ей антикультурой.
25. Подходы к классификации религии. Классификация религий по Гегелю: естественные религии (включая непосредственно религию, религию меры, фантазии, добра и света, страдания, загадки); религия духовной индивидуальности (возвышенного, красоты и ума); абсолютную религию, которую он сам конструировал. Три стадии истории религий по О. Конту: фетишизм; политеизм; монотеизм. Классификация религий по Дж. Леббоку: атеизм; фетишизм; тотемизм; шаманизм; поклонение идолам; поклонение богам как сверхъестественным создателям; поклонения богам как благотворительным существам. Классификация религий по этническому содержанию: Племенные культы в традиционных верованиях народов и племен Африки, Азии, Америки. Как правило, считается, что эти религии еще не имеют Святого Писания, а также какого-то обобщенного (догматического) представления о Боге. Национально-государственные По уровню своего развития эти религии очень разные, но в целом преобладают антропоморфные, то есть такие, что представляют Бога похожим по виду на человека. Национально-государственные религии существовали в Древнем Египте, Месопотамии, Греции, Риме, Персии и других странах. Среди современных религий это, например, иудаизм, конфуцианство, синтоизм, индуизм. Мировые религии появляются позже, они возникают на почве национально-государственных, отличаясь от них космополитизмом, то есть не связываются с отдельной нацией, и прозелитизмом (греч. Προοήλυτος, — новообращенный). К мировым религиям принадлежат буддизм, христианство и ислам. Классификация религий в зависимости от количества богов: политеистические; монотеистические; генотеизм. Переходной формой между ними является генотеизм, который признает существование многих богов, но среди них уважает только одного — защитника своего народа.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.009 с.) |