Цивилизация и культура в работе Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цивилизация и культура в работе Н.Я. Данилевского «Россия и Европа»



Концепция культурно-исторических типов – ДАНИЛЕ́ВСКИЙ Николай Яковлевич(1822-1885)

Работы: «Россия и Европа» (1869 г., 1871 – журнал «Заря»); «Дарвинизм» (1885)

Основателем концепции культурно-исторических типов является Данилевский Н. Я., которого считают приверженцем идей славянофильства. В книге "Россия и Европа" Данилевский Н.Я.подробно развивает теорию "культурно-исторических типов" человечества. Использовал естественно-научный подход к анализу реальности, который выражается в уподоблении животному миру, в котором нет единой живой организации (биологический подход. Данная теория основывалась на анализе четырех компонентов: религии, культуры (включая науку, искусство и технику), политики, общественно-экономического уклада.

Выделил 10 типов:

египетский,

китайский,

ассиро-вавилоно-финикийский [халдейский или древнесемитический],

индийский,

иранский,

еврейский,

греческий,

римский,

новосемитический, или аравийский,

германо-романский, или европейский.

Цивилизации, последовавшие за первобытными аутохтонными культурами, развили каждая только одну из сторон культурной деятельности: еврейская - сторону религиозную, греческая - собственно культурную, а римская - политическую. Поэтому мы должны характеризовать культурно-исторические типы: еврейский, греческий и римский - именем типов одноосновных. Дальнейший исторический прогресс мог и должен был преимущественно заключаться как в развитии четвертой стороны культурной деятельности - общественно-экономической, так и в достижении большей многосторонности посредством соединения в одном и том же культурном типе нескольких сторон культурной деятельности, проявлявшихся доселе раздельно. На эту более широкую дорогу, более сложную ступень развития и выступил тот тип, который, под именем европейского, или германо-романского, главнейшим образом занял историческую сцену после распадения Западной Римской империи.

В 19 веке существуют два типа: романо-германский и славянский. По всем этим причинам должны мы усвоить за германо-романским культурно-историческим типом название двуосновного политико-культурного типа, с преимущественно научным и промышленным характерами культуры, в тесном смысле этого слова. Славянский тип подтверждается силой многовековой религии, политическим смыслом русского народа (жертвенность по отношению к могуществу государства и пользованию свободой), общественно-экономическом фундаменте (крестьянский надел и общинное землевладение), культурного потенциала, который должен раскрыться.

Выделил основные формы взаимодействия культурно-исторических типов:

1) пересадка – колонизация состоит в изгнании культуры с занимаемой ею территории. Например, индейские племена Северной Америки были вытеснены европейцами с их родных земель и загнаны в резервации, где индейская культура увяла и разложилась.

2) прививка – ассимиляция; «зрелые плоды» культуры, учреждения, формы быта и искусства переносятся на почву другой, менее зрелой культуры. Петр первый хотел привить европейские культурные начала "русскому дичку". Но операция не удалась. Дичок не захотел стать питательной основой для чужой культуры и продолжает давать собственные цветы и плоды. Но его организм испытал глубокое потрясение. Болезнь подражательности, заискивания перед Европой до сих пор обессиливает Россию.

3) удобрение

Культурно-исторический тип – самобытная цивилизация, осуществляющая положительную деятельность человечества. В его концепции отрицаются идеи раннего славянофильства об универсализме – едином человечестве. Соловьев критиковал его за идею панславизма – объединения всех славян (западных: поляки, чехи, словаки; южных: болгары, сербы, хорваты, македонцы, словенцы; и восточных: русские, украинцы, белорусы) под эгидой Российской империи – Константинополь 19 века, что влекло религиозные расхождения; проводил разницу между нациями, что не позволено религиозному мыслителю по догматам Христианства о равенстве всех наций.

Далее идеи Данилевского нашли отражения в зоологическом национализме с установкой на национальную гордыню.

     Данилевский считал, что общественные явления управляются общими духовными законами, но в тоже время: «Различия культурно - исторических типов есть, в конечном счете, различия характеров народов, их составляющих: различия этнографические, племенные, которые выражаются в особенностях психического строя народов». Каждая цивилизация имеет характеристики, которые не могут быть переданы другой цивилизации. Поэтому исторический прогресс общества состоит в том, что бы следовать по пути развития своего культурно-исторического типа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.004 с.)