Культура в социальной системе Т.Парсонса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура в социальной системе Т.Парсонса



 

Толкотт Парсонс: Один из ведущих американских социологов-теоретиков, культуролог, создатель теории действия и системно-функциональной школы, один из главных представителей структурно-функционального анализа в социологии. Помимо разработки общесоциологических категорий занимался анализом вопросов культуры. В работе “Социальная система” (1951) анализировал место и роль культуры в легитимном социальном порядке.

 

Предметом социологии Парсонс считает систему (социального) действия, которая в отличие от социального действия (действия индивида) включает в себя организованную деятельность многих людей. Система действия включает в себя подсистемы, выполняющие взаимосвязанные функции:

1) социальная подсистема (группа людей) — функцию интеграции людей;

2) культурная подсистема — воспроизводства образца поведения, используемого группой людей;

3) личностная подсистема — целедостижения;

4) поведенческий организм — функцию адаптации к внешней среде.

Только культурная система дает обществу цели и идеалы, к которым стремятся в своей деятельности люди, и принципы, которые позволяют им интегрироваться в единое целое. То есть, культура выполняет центральную роль в обеспечении равновесия всей системы. Иначе говоря, культура отвечает за создание системы верований, ориентацию интересов и ценностей, наконец, формирование идеологий (универсальных для всех теоретических систем взглядов и целей), которые главным образом и способствуют наведению легитимного порядка в обществе.

Происхождение культурной подсистемы: действующие лица (субъекты) в процессе коммуникации воспроизводят символические системы. Далее, эти символические системы стабилизируются, то есть становятся устойчивыми, принимаются обществом. Именно тогда и возникает культурная традиция.

Культурная традиция связана с нормативной ориентацией: даже самая элементарная коммуникация невозможна без некоторой степени согласия с условностями символической системы, то есть субъекты ориентируются на общепринятый порядок символических значений.

Понятие «ценности»:

это элемент общепринятой символической системы, используемый в качестве стандарта для выбора из имеющихся альтернатив ориентации

Ценностная ориентация отлична от мотивационной ориентации: первая является средством для формулировки значимого аспекта выражения культурной традиции, а вторая направлена на улучшения баланса удовлетворенности/неудовлетворенности действующего лица

Все ценности включают момент социального значения, так как они являются культурными, а значит и общепринятыми.

3 вида ценностных ориентаций: когнитивные (познающие, связаны с определением ситуации), оценочные (оценивание ситуации с точки зрения человека на удовлетворенность/неудовлетворенность) и моральные стандарты (то, чем субъект руководствуется исходя из культурной традиции)

Понятие “культура”:

Культура понимается как механизм социальной интеграции и регуляции

Определение культуры из работы “О социальных системах”: “Культура обладает следующими основными функциями: во-первых, функцией передачи опыта, способствуя тем самым непрерывности общественной традиции, во-вторых, функцией обучения (не проявления генетической природы человека), в третьих, функцию объединения членов социального коллектива (культура общепринята). Таким образом, являясь, с одной стороны продуктом социальной системы, она, с другой стороны, сама регулирует систему социального взаимодействия.”

 

Социальная система:

связана с культурной подсистемой, т.к...

… невозможна без языка и без минимума стандартов культуры (эмпирическое знание, эталоны экспрессивного символизма и ценностной ориентации)

функционирует при помощи ассимиляции культурных аспектов посредством интернализации (то есть вбирание в себя культурных норм путем интернализации - процесса освоения внешних структур, в результате которого они становятся внутренними регуляторами, например, действующего субъекта)

3 типа культурных уровней:

1.Системы когнитивных идей или убеждений (когнитивный интерес+ цель)

2.Системы регулятивных стандартов или экспрессивных символов (возможность удовлетворения)

3.Системы интегрированных ценностно–ориентированных стандартов(моральный аспект)

 

Социология музыки Т.Адорно

Общая характеристика философии Т.Адорно невозможна без долгого и кропотливого разбора, а также без постоянного сопоставления его методов и его выводов с той реальностью, которую он обобщил. Как это ни странно, но Теодор Адорно не был озабочен поиском определения музыки.

В работе «Социология музыки» (1962 г.) он довольствуется пониманием музыки как искусства, выражающего дух времени.

Т. Адорно не дает четкого определения «музыки»:

•музыка как искусство, выражающее дух времени;

•музыка - это язык, но не язык понятийный;

•музыка -- это субинститут реальных процессов;

•музыка как шифр социального, ибо «в музыке нет ничего такого, что сохраняло бы свое значение, не будучи истинным в социальном смысле»

•Что такое социология музыки?

«Познание отношений между слушателями музыки как обобществленными индивидами и самой музыкой»

Задача социолога - научить людей понимать музыку, а через нее и само общество, ибо «вся общественная проблематика и вся ее сложность выражаются, в частности, в противоречиях между производством музыки и ее рецепцией обществом и даже в структуре слушания музыки как такового»

Поэтому социолог должен изучать опыт рецепции, т. е. восприятия музыки современным развитым обществом.

 

Важно:

•не подсчет аудиторий, не фиксация привычек слушателей, не формализация количественных показателей в сфере музыкального творчества,

•осмысление дистанции между автономной музыкой и самим обществом.

Важно:! дистанция идет не от общества, а от музыки

•В эпоху расцвета любая «избранная» нация обычно уверяла, что ей и только ей одной принадлежит музыка.

•Музыка действительно — всеобщий язык. Ее сходство с языком не соотнесено с нациями. Даже очень далекие друг от друга культуры способны понимать друг друга в музыке

•У музыки есть национальная специфика

•Социальный смысл музыки раскрывается только постепенно — он скрыт, замаскирован, когда музыка появляется перед слушателем впервые.

•Как шифр социального музыку можно прочитать лишь когда «чувства» перестают поражать, занимая передний план сознания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.006 с.)