Марксистский подход к пониманию культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Марксистский подход к пониманию культуры.



Марксизм говорит о культуре как о непрерывно совершающемся процессе человеческой деятельности. Культура не может быть понята исключительно из самой себя, но только в связи с обществом и применительно к отдельным ступеням его развития. Устанавливается тесная связь культуры с производством материальных благ как определяющим видом человеческого труда. В процессе трудовой деятельности люди не только меняют внешнюю природу, приспосабливая ее к себе, но и форму своей социальной организации, собственные взгляды, мысли, чувства. Поэтому важнейшие характеристики трудовой деятельности могут быть применены к культуре: активность, творческий характер, целенаправленность, универсальность, коллективный способ осуществления.

 Марксизм утверждает, что культура, изменяясь вместе с обществом, совершает процесс поступательного восходящего развития ко все более полным ступеням человеческой свободы, преодолевая и преобразуя последовательно все виды исторической и природной обусловленности. В ходе этого процесса меняются исторические типы культуры, в сущностных своих чертах общие для своих народов, включенных в социальную эволюцию. Это отнюдь не принижает значимости самобытных форм культур.

 Параллельно начинается анализ категории отчуждения. В условиях отчуждения культура существует в изуродованной форме, в виде мертвой «чисто-вещественной» оболочки. Отчуждение ставит с ног на голову иерархию человеческих чувств и потребностей.

Также Маркс говорит, что каждой из формаций принадлежит свой тип культуры. Культура формируется под влиянием истории. В культуре содержатся предпосылки революции. Принадлежность к классу определяет его отношение и пользование продуктами культуры. Продукты культуры появляются тогда, когда есть потребность в них.

Уровень развития искусства напрямую зависит от уровня экономического развития. Невозможно воссоздать культуру в новом времени. Сферы деятельности людей и культура взаимосвязаны. Искусство обусловлено классовыми особенностями. Западно-европейская культура обладает специфичностью и уходит истоками в античность.

Новизна марксизма в трактовке культуры в следующем. Если в домарксистской теории культура рассматривалась как результат деятельности людей исключительно в духовной области, т.е. процесс деятельности сознания, выражающий себя в продуктах духовной деятельности, сама же культура понималась как мир, противостоящий природе, то в марксизме общественная практика людей трактуется, прежде всего, как деятельность, целью которой является преобразование условий жизни человека, как взаимодействие человека с природой и обществом. Итогом этой деятельности является изменение, прежде всего условий материального бытия человека.

Трансформация форм экономической жизни, орудий и средств материального производства обусловливает изменения во всех сферах бытия человека, в том числе и духовной сфере. Таким образом, культура в марксистском понимании включает в себя всю полноту общественной деятельности человека, а не только чисто духовную практику. Однако, с точки зрения марксизма, культура не сводится лишь к процессу создания материальных и духовных благ, культура - это прежде всего процесс творения человеком самого себя. Обретение человеком себя как субъекта исторической действительности происходит лишь в лоне культуры.

Таким образом, в марксизме духовные, идейные начала культуры считались вторичными по отношению общественного производства, практики. Следовательно, вполне естественным для марксизма был утилитарно-социологический подход к культуре, что видел за культурой способ производства. Итак, история культуры рассматривалась в контексте истории материальной и социальной жизни людей. Культура представлялась как система человеческих действий и содержала не только духовные продукты (религию, философию, мораль, искусство, науку), но также экономику, политику, быт и др. Этой системе, по мнению марксистов, свойственна единство, которое проявляется через действие общих законов развития, которые имеют материальную природу. Историческая картина развития культуры выводилась из особенностей информационного развития общества. Тип культуры определялся социально-классовой структурой общества, которая сложилась в исторически-конкретных условиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.004 с.)