Этапы художественного проектирования в индустрии моды и красоты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы художественного проектирования в индустрии моды и красоты.



Дизайнерская деятельность ориентирована на проектирование новых вещей, новых качеств и новых функций предметной среды, поэтому, несомненно, является инновационной деятельностью.

В процессе проектирования необходимо применять как данные науки (социологии, прогнозирования), так и образно-ассоциативные методы, позволяющие наполнить форму смыслом и социокультурным содержанием.

Основой дизайнерского проектирования является всесторонний учет общественных потребностей.

Основными этапами проектирования художественных образов являются:

· анализ пред проектной ситуации;

· синтез результатов анализа в определенных типах формообразования;

· разработка творческой концепции, связанной как с конкретными проектными задачами, так и с основными тенденциями развития проектной культуры в целом;

· определение основных задач проектирования;

· применение различных методов проектирования в поиске наиболее оптимальных вариантов решения проектной задачи.

Анализ пред проектной ситуации. При пред проектным анализом (пред проектные исследования), проводимом на начальном этапе проектирования, сопоставляются данные:

· о желаемых функциях вещи, комплексе вещей или среды,

· об облике проектируемого изделия и среды,

· о способе изготовления,

· о наличии аналогов предполагаемого объекта (аналог — это изделие, сходное с проектируемым по функциональному назначению, принципу действия, условиям применения).

Пред проектный анализ выявляет недостатки существующих изделий, пожелания потребителей и включает:

· социально-экономический анализ,

· функциональный анализ (исследование способов использования изделия),

· функционально-стоимостный анализ (исследование структуры потребностей различных групп населения и наиболее эффективных с точки зрения затрат способов их удовлетворения),

· технологический анализ (исследование материалов и возможных способов изготовления изделия),

· анализ формы (исследование структуры изделия и ее аналогов, поиск вариантов композиционных, конструктивных и пластических решений).

Синтез результатов пред проектного анализа в определенных типах формообразования. После проведенного пред проектного анализа результаты синтезируются путем овеществления (структурообразования) и гармонизации (композиции) объекта.

Синтез в дизайне — процесс мысленного упорядочения проектных сведений, отобранных при дизайнерском анализе, и соединения их в единое целое — проектный образ. Структурообразование единичных предметов называется формообразованием. Методы синтеза могут быть либо системного характера (комбинаторные, аналоговые), либо спонтанно-интуитивные (ассоциативные). В процессе синтеза результаты проведенных исследований реализуются в конкретных методах формообразования: комбинаторных, аналоговых, образно-ассоциативных. Комбинаторные и аналоговые методы формообразования будут рассмотрены в следующей теме.

Разработка творческой концепции. В процессе синтеза формируется творческая концепция — важнейшее звено решения дизайнерской задачи. Концепция в дизайне — основная идея, смысловая направленность целей, задач и средств проектирования.

Определение основных задач дизайн-проекта. Работа над дизайн-проектом начинается с определения основных задач, которые необходимо решить в процессе проектирования. Определяются, прежде всего, назначение и функция проектируемой вещи, конструктивные и технологические требования. При этом целью проектирования может быть, как модернизация существующего изделия, т. е. придание ему более современного вида (проектирование по прототипам, или стайлинг), так и разработка совершенно нового изделия на основе принципиально новой постановки задач или неизвестного ранее технологического принципа.

В поиске наиболее оптимальных вариантов решения проектной задачи дизайнер применяет такие приемы проектирования одежды, как моделирование и макетирование.

Моделирование в дизайне — процесс отображения, представления или описания целостного объекта (системы объектов), ситуации или функционального процесса. Выделяют моделирование художественно-образное, проектно-графическое (создание эскиза), ретроспективное, конструктивное, перспективное, техническое и компьютерное.

Проектно-графическое моделирование помогает формировать и выражать проектный замысел. Дизайнер создает сначала в своем воображении эскиз будущей вещи с учетом существующих проектных идей, технологии, экономики производства, достижений художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры) и исполняет его предварительное графическое изображение (поисковый эскиз, фор-эскиз). Поиск новых решений и отбор оптимальных вариантов проводится на бумаге. Графическое изображение затем дополняется объемными моделями, описанием облика и способа практического использования изделия. В итоге необходимо дать полное представление о художественно-стилистическом и цвето-фактурном решении проектируемого изделия или группы изделий (законченный графический эскиз — эскизный проект) и конструкции, пропорциях и силуэте модели (технический эскиз).

Самым распространенным способом моделирования в дизайне является ретроспективное моделирование, основанное на анализе прототипов и аналогов и постановке на основе этого анализа проектной задачи. Однако этот способ не позволяет выполнить основную задачу дизайна — создание новых вещей, а направлен на совершенствование уже существующих.

Другим способом моделирования в дизайне является конструктивное моделирование — видоизменение функций и морфологии вещи (морфология — материальная форма вещи, организованная в соответствии с ее функциями). Конструктивное моделирование может быть:

коррективным, когда совершенствуются функции и форма вещи; переходным, когда функции и морфология подвергаются переосмыслению для придания объекту новых качеств (в качестве примера можно привести направление деконструктивизма в дизайне одежды); проективным, когда функции и форма вещи создаются вновь (творчество японского дизайнера одежды И. Мияке).

Самым инновационным способом моделирования в дизайне можно считать перспективное моделирование, или проектное прогнозирование, которое занимается изучением желаемых перспектив развития общества и разрабатывает проекты, которые могут способствовать достижению этого идеала.

Дизайнер одежды работает совместно с технологом, разрабатывая сначала экспериментальную модель (опытный образец), который испытывается, в том числе и на контрольной группе потребителей. Затем после отбора, исправления недостатков и апробации разрабатывается промышленный образец (рабочий проект), который передается на производство для последующего тиражирования. В рабочий проект входит следующая документация: конструкторские чертежи, карты технологической сборки изделия, карты цветовых и фактурных решений.

Техническое моделирование — процесс разработки чертежей и образца одежды по базовой модели или ее графическому изображению. Разработанный образец служит эталоном формы и конструкции для массового производства.

Все большее значение в современном дизайне в последнее время приобретает компьютерное моделирование — наверное, самое перспективное с точки зрения развития новейших технологий. Компьютерный дизайн превратился в самостоятельное направление в дизайне, основанное на работе с визуальной информацией (компьютерная графика, дизайн WEB-страниц). Компьютерная обработка фото- и видеоматериалов, распространение цифровых носителей визуальной информации (например, фотографы моды практически отказались от традиционной ретуши, обрабатывая снимки на компьютере, что позволяет не только убирать дефекты, но и менять цвет глаз, волос и кожи модели) в будущем, возможно, приведут к отказу от живых фото- и топ-моделей. Компьютерный дизайн направлен на создание иллюзорной реальности и виртуальных образов.

В 2001 г. во Франции уже появилась первая виртуальная фотомодель Ева Солал, которая начала свою карьеру манекенщицы на обложке журнала «Мадам Фигаро». Ее создателями стали М. Мианс, Ф. Леви и А. Лейронн, основавшие первую в мире фирму, специализирующуюся именно на создании виртуальных персонажей.

Компьютерная графика, основанная на программировании форм и на серийности, дает возможность разрабатывать многочисленные варианты форм, моделировать объект с мельчайшими подробностями. Трехмерная компьютерная графика позволяет создавать объемные изображения несуществующих объектов. Компьютерные программы используют стилисты (подбор макияжа и прически, моделей одежды для конкретного человека), текстильщики и дизайнеры трикотажа (разработка орнамента, варианты цветовой гаммы), дизайнеры одежды (создание эскизов моделей), конструкторы и технологи. Развитие компьютерного моделирования тесно связано с новыми технологиями производства, например, в полиграфии и рекламе. В производстве одежды также все большее распространение получают компьютерные программы, позволяющие значительно снизить издержки при внедрении новых моделей и увеличивающие гибкость и мобильность производства: САПР*, конструкторские программы, дающие возможность не только построить базовую основу на основе стандартных и индивидуальных мерок, внести в нее модельные особенности, но и смоделировать объемное изображение несуществующей модели.

Однако впечатляющие перспективы применения компьютерного моделирования в дизайне вовсе не означают уменьшения роли дизайнера в создании новых объектов и предметно-пространственной среды. Компьютер не способен заменить дизайнера, оставаясь лишь инструментом (таким же, как карандаш или кисть) в руках творца, позволяющим лишь облегчить и ускорить некоторые этапы проектирования. Самое главное — компьютер не способен (по крайней мере, пока) к созданию новых идей, новых концепций, составляющих суть и ценностное содержание дизайн-деятельности.

Одним из приемов проектирования является макетирование — создание объемных изображений проектируемых предметов в предметной среде.

Макетирование в дизайне — изготовление макетов изделий из различных материалов в натуральную величину или в нужном масштабе. Макет — материальное пространственное воспроизведение проектируемого изделия. Объемные макеты дают представление о пространственной структуре, размерах и пропорциях объекта. В качестве материалов для макетирования одежды используются макетная ткань (хлопчатобумажная бязь, перкаль, муслин и т.п.), бумага, нетканые материалы (флизелин), пленки и искусственная кожа (при моделировании одежды из кожи), для макетирования обуви и аксессуаров иногда используется пластилин.

В современном дизайне одежды проектно-графическое моделирование и макетирование применяются чаще всего в комбинации.

Дизайнер одежды, в принципе, способен самостоятельно спроектировать и изготовить изделие без участия других специалистов, так как владеет всеми необходимыми навыками. Но если речь идет о промышленном проектировании, то на разных стадиях проектирования принимают участие и другие специалисты — прежде всего конструктор и технолог.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.009 с.)