Тема 3. Методы и этапы в моделировании и дизайн-проектировании одежды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Методы и этапы в моделировании и дизайн-проектировании одежды



Тема 3. Методы и этапы в моделировании и дизайн-проектировании одежды

Методический процесс проектирования

Дизайнер одежды в современных условиях должен быть способен ставить перед собой сложные проектные задачи, связанные с важнейшими проблемами культуры и социума, и разре­шать их, пользуясь разнообразными методами проектирования.

Проектирование дает полезный эффект в том случае, если мышление ди­зайнера развито в профессиональном направлении и сам дизайнер обладает следующими качествами:

способностью увидеть и четко сформулировать задачу;

способностью бегло выработать наибольшее количество идей за ограничен­ное время;

умением отыскивать оригинальные решения;

умением быстро придумывать самые невероятные решения заданной про­блемы.

Помочь дизайнеру отыскать новую идею, творчески решить проблемы комфортности костюма, гармоничного слияния человека с окружающей средой, создания новых форм одежды, могут различные методы проектирования. Рассмотрим эти методы.

Комбинаторные методы

Комбинаторные методы в проектировании одежды впервые применили в 1920-х гг. советские конструктивисты А. Родченко, Л. Попова, В. Степанова. При проектировании производственной одежды они применяли программирован­ные методы формообразования нескольких уровней: комбинирование стан­дартных элементов из набора простейших геометрических форм (конструкти­вистские ткани); комбинирование различных видов декора на основе базовой формы; трансформацию одежды в процессе эксплуатации; комбинирование стандартных готовых объектов.

Комбинаторные методы являются основными методами проектирования с применением комбинирования. К ним относятся комбинаторика, трансфор­мация, кинетизм, создание безразмерной одежды, создание одежды из целого плоского куска ткани.

Комбинаторика — метод формообразования в дизайне, основанный на поиске, исследовании и применении закономерностей вариантного изме­нения пространственных, конструктивных, функциональных и графических структур, а также на способах проектирования объектов дизайна из типизиро­ванных элементов. Если сказать проще, то комбинаторика — комбинирование различными способами форм и их элементов или вариантный поиск, который можно подразделить в проектировании на ряд основных приемов:

комбинирование элементов на плоскости при создании текстильных ком­позиций, раппортных тканей или трикотажных полотен;

комбинирование типизированных стандартных элементов (модулей) при создании целостной формы;

комбинирование деталей, пропорциональных членений внутри определен­ной формы (по одной конструктивной основе или базовой форме);

компьютерный поиск готовых вариантов организации готовых комплектов.

Комбинаторика «оперирует» определенными приемами комбинирования: перестановкой, вставкой, группировкой, переворотом, организацией ритмов. Например, прием перестановки, или эвристическое комбинирование, предпола­гает изменение элементов, их замену. Этот прием часто используется при вариантном приме­нении деталей изделия на одной конструктивной основе, при компоновке де­талей одежды по всему изделию, при замене одних деталей другими. Напри­мер, замена воротников карманами, поясами, сумками, трансформирующи­мися полотнами в виде квадратов, треугольников, кругов и т.д. Авангардисты в моде с успехом используют этот метод проектирования, так как в процессе замены свою первоначальную идею можно довести до гротеска, абсурда и потом най­ти в этом рациональное зерно решения.

Прием вставок (врезок) используется для создания сложной формы из про­стой. Для этого можно взять любую простую давно известную форму одежды: прямую, расширенную или зауженную книзу юбку, платье такого же силуэта, рукава, воротники, капюшоны, сумки, головные уборы. Другими словами, взять цилиндрическую или коническую форму, разрезать ее в определенном направлении (вертикально, горизонтально, диагонально, смешанно) по бо­ковым швам, в других местах (можно соблюдать равные расстояния между разрезами или располагать разрезы в динамическом ритме). Вставить в разре­зы, обработанные по краю или с контрастной подкладкой, плоские куски ткани простой геометрической формы (квадрат, прямоугольник, треугольни­ки разной конфигурации, круг, полукруг, сектор, сегмент, трапецию). Можно вставить и сложные формы в виде цветов, листьев, бабочек, животных, рук, ног, профилей, фигур людей, неограниченно фантазируя. Число вставок может возрастать от одной-двух в боковых швах до такого числа, которое необходимо для создания определенной формы.

Если использовать двух- или многоцветные ткани, ткани с контрастной подкладкой, с отворотами, то получаются интересные декоративные решения. Кроме того, вставки в виде больших прямоугольников, треугольников, квадратов драпируются и ниспадают свободно, создают объемную форму, неузнаваемо изменяя первоначальную.

Трансформация (от лат. transformatio — превращение) — метод превра­щения или изменения формы, часто используемый при проектировании одежды. Сам процесс трансформации определяется динамикой, движением превраще­ния или небольшого изменения. Трансформация осуществляется следующим образом:

превращение одной формы в другую (например, была длинная юбка, стала короткой при помощи кулисок; шапка-ушанка, складная сумка);

трансформация деталей внутри одной формы (например, концы воротника загибаются, складываются в гармошку, завязываются вокруг шеи, заплетают­ся в косички).

Процесс превращения может носить бесконечный характер, т. е. вариантов изменений можно придумать много. В этом есть положительный момент, так как изделие вследствие своей многообразности не надоедает и срок его эксп­луатации продлевается.

Кинетизм (от греч. kinetikos — приводящий в движение) — комбинатор­ный метод проектирования, в основе которого лежит идея движения формы, любого ее изменения.

Метод кинетизма заключается в создании динамики форм, декора, рисун­ков тканей.

В дизайне одежды метод кинетизма используется все шире, особенно в профессиональных показах: в динамике трансформирующихся деталей костюма, в применении светящихся объектов, крутящихся или движущихся элементов костюма. Особое место зани­мает создание моделей, даже целых коллекций, в стиле «оп-арт» с использо­ванием графических иллюзий, например движения, в декоре — орнаментальные гра­фические работы переносятся один к одному на трикотажные или тканые полотна.

Метод кинетизма как про­ектный метод — достаточно новый в дизайне одежды, но имеет устойчивую тенденцию к расширению его использования.

Создание безразмерной одежды — комбинаторный метод про­ектирования для изготовления одежды одного среднего размера, которая по­дойдет большому числу покупателей разной комплекции. Безразмерная одежда уже существует в виде трикотажных изделий разного объема, которые носят и худые, и полные. Актуальным являются проектирова­ние и производство такого вида одежды, которая в определенной комбинации могла бы составить целый гардероб, предназначенный для всех случаев жизни. Причем вещи должны быть достаточно простыми, даже примитивными по форме (типа «труба»), чтобы из них можно было составлять и простые комплекты, и слож­ные. Здесь используется один из методов комбинаторики — «из простого в сложное».

Ассортимент безразмерной одежды разнообразен:

топы в виде драпирующихся труб, надетые один на другой;

топы в виде труб с оборкой;

юбки с разными оборками;

юбки облегающей формы от мини до макси;

разного размера «хомуты», которые можно носить на шее, вместо лифа, пояса, бретелей.

Кроме эластичного трикотажа можно использовать эффект «эластичного прилега­ния», который достигается приемами гофрирования, плиссировки, мятой фактуры, включения нитей из лайкры и резинок, сборок на кулисках и дра­пировок. Японский дизайнер И. Мияке создает целые коллекции одежды с ис­пользованием гофрирования вдоль и поперек, годящейся на любого человека. Гофрирование ткани создает эф­фект прилегания к телу при большом объеме изделия. Возможности проектирования «одежды для всех» не ограничены, особенно в связи с развитием производства эластичных тканей и материалов. А «игра» при составлении комплектов самим потребителем вносит элемент творчества, что характерно для тенденций развития дизайна одежды.

Создание одежды из целого плоского куска ткани — ме­тод комбинаторики без применения традиционных методов сшивания одежды из кроеных деталей. Кусок ткани можно многократно превращать в новые виды одежды. Например, боль­шой платок превращается в сложенный шарф, капюшон, накидку, платье, юбку-саронг, юбку-штаны, сарафан. Трансформация превращения получается за счет разного вида фиксации: завязок, узлов, бантов; с помощью фурнитуры (булавок, застежек, прищепок).

Если взять прямо­угольный кусок ткани и по-разному сделать в середине разрез в виде щели (поперек или вдоль длинной стороны), то, по разному надевая один или несколько таких кусков, можно получить и многоярусную юбку, и блузу-тунику. Возможны и другие варианты, например усложнить задачу, введя:

использование двухсторонних тканей-компаньонов;

акцентирование подкладки (контрастные цвета, другие фактуры, отвороты);

применение разного вида декоративных отделок (окантовка срезов контра­стными или цветными кантами, мехом, кожей, бахромой и т.д.);

новые способы фиксации, застежек;

новые вырезы, щели, надсечки, вставка воротников и рукавов.

Если брать кусок ткани разной формы — от простых геометрических (ромб, квадрат, треугольник, трапеция, круг, полукруг и др.) до сложных в виде соединения простых форм в одно целое, то можно получить варианты новых видов драпированной одежды. Можно вместо ткани использовать другие мате­риалы: пленку, металлизированную бумагу, искусственную кожу и другие не­традиционные материалы и применить прием «складывания» — «оригами» из плоского листа в объемные формы в виде головных уборов, сумок, поясов с кошельками, мини-юбок или больших форм, состоящих из нескольких склад­ных фрагментов.

 

Метод деконструкции

 

Метод деконструкции заключается в новом подходе к моделированию одеж­ды, который представляет собой свободное манипулирование формой и по­садкой изделия на фигуре. Работы японских дизайнеров оказали сильнейшее влияние на модельеров Европы, которые с интересом использовали асим­метричный крой, неровные края одежды; разрывы всевозможные прорези и дырки; деление конструкции на правую и левую половины.

Особый интерес представляет использование инверсии (от лат. inversio — перестановка) — метода проектирования «от противного», метода «переворо­та», зачастую абсурдной перестановки (швы наружу, лацканы на спине, застежки в нетрадиционных местах, вытачки «налицо»); элементы незавершенности; нарушение традиционной технологии; сумки с множеством наружных карманов, но пустые внутри; двухсторонние пальто, плащи, костюмы, жилеты, которые можно носить на обе стороны; превращение нижнего белья в верхнюю одежду; вынесение лейбла фирмы на лицевую сторону изделия и т.д. Интересно использование декора по методу инверсии: детали, выхвачен­ные из другого изделия; укрупнение декора; смешение видов и стилей декора­тивных элементов; применение их в самых неожиданных местах и т.д.

В 2000 — 2001 гг. деконструкция изменилась в сторону большего разрушения привычных комплексов одежды: блузы, майки, куртки с одним рукавом; брюки с одной штаниной; куртки только с левой или правой половиной; куртки без спинки, со съемными рукавами; половина юбки плюс одна штанина; половина юбки; жакет, переходящий в купальник, и др.

Изменились способы ношения одежды. Сказалось сильное влияние стиля «гранж»: нарочитая небрежность, наслоение вещей с разной длиной.

Кроме того, разрушается привычный классический ансамбль «жакет — юбка — блузка». К классическому пиджаку вместо юбки предлагается «пачка» бельевого стиля, жакет плюс шорты, пиджак с галстуком плюс трусы, жи­лет, футболка плюс шорты, съемные рукава с плечевым поясом, разделение пиджака на две разные половины.

Таким образом, деконструкция стала отличительной чертой дизайна конца 1990-х гг. и начала XXI в., часто применяемым приемом проектирования одеж­ды. Она обусловила более свободное отношение к посадке одежды на фигуре, наличие заминов, пространства воздуха между тканью и телом, что сделало одежду более комфортной. Кроме того, деконструкция предложила разруше­ние устойчивых комплексов классического костюма и новые способы ноше­ния одежды.

Проектирование:

· аналогии;

· ассоциации;

· неологии;

· эвристическое комбинирование;

· антропотехника;

· использование передовых технологий.

Тема 3. Методы и этапы в моделировании и дизайн-проектировании одежды



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.017 с.)