II. Вступительное слово учителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Вступительное слово учителя.



Урок 1

Тема: общие сведения о языке.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Цели: познакомить с курсом русского языка 9 класса; акцентировать внимание школьников на международном значении русского языка, его месте в современном мире.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Язык – это уникальное явление, он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – это государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Значение русского языка на международной арене велико. Русский язык является официальным рабочим языком Организации Объединенных Наций. В клубе мировых языков русский язык занимает пятое место. Роль русского языка как мирового определена общечеловеческой значимостью всей культуры, которая создана на данном языке. Русская художественная литература, научные, технические и другие достижения, принадлежащие России, получили мировое признание, поэтому русский язык является мировым языком, который избирается для широкого международного общения и сотрудничества.

Русский язык – один из общепризнанных мировых языков, один из самых богатых языков мира. Л. Н. Толстой писал: «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего».

III. Работа с текстом.

Повторение.

– Что такое текст?

Текст – это связанное по смыслу и грамматически высказывание в устной или письменной форме.

Текст имеет четкие границы – начало и конец. Основными признаками текста являются связность и цельность. Предложения, входящие в текст, располагаются в определенном порядке. Это и создает связность текста.

Пример связного текста.

Виктор Михайлович Васнецов

Виктор Михайлович Васнецов – замечательный русский художник. Его картины написаны на темы народных сказок, былин, народного эпоса, ведь в устном народном творчестве отражается мечта человека о счастливой жизни, о покорении волей человека могучих сил природы. В фантастических образах ковра-самолета и скатерти-самобранки выражено страстное желание порабощенных людей добиться радости, изобилия и свободы.

Одна из наиболее известных картин Васнецова – «Аленушка». Это поэтическое воплощение народной скорби о тяжелой сиротской доле. Осенняя печальная природа дополняет трогательный образ девочки-крестьянки, которая уединилась в лесу выплакать свое горе.

Популярна замечательная картина художника «Богатыри», изображающая богатырей Илью Муромца, Алешу Поповича и Добрыню Никитича. Богатыри – стражи русской земли, защитники всех обиженных. Величавые богатыри внимательно всматриваются вдаль. Они бесстрашны и готовы принять бой с любым врагом Родины.

– Что такое тема текста? (Тема – это то, о чем идет речь в тексте. Если речь идет о картинах В. М. Васнецова, значит, картины и есть тема данного текста.)

– Что такое основная мысль текста? (Основная мысль – это то главное, что хочет сказать автор своим произведением, то, ради чего он его пишет.)

IV. Работа в группах.

1-я группа – выполняет задания упр. 2 с последующими комментариями.

2-я группа – упр. 3.

3-я группа – упр. 5.

V. Самостоятельная работа.

Анализ текста упр. 1.

VI. Итог урока.

Домашнее задание. Упр. 6, с. 6–7.

Урок 2

Тема: ПОНЯТИЕ О ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ

Цели: научить владеть нормами и правилами, едиными для всех говорящих и пишущих на русском языке, показать разнообразие лексического состава русского языка.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объяснительный диктант.

Задание:записать текст под диктовку. Определить его тему, основную мысль, объяснить, пользуясь словарем, значение слов: интеллигентный, уравновешенность, личность.

– Объясните, что такое «интеллигентная речь».

«Наш язык – это важнейшая3 часть нашего общего поведения в жизни. И по тому3, как человек говорит, мы сразу и легко можем3 судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности.

Учи ться 6 хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно6  запоминая, замечая и изучая. Но хоть и трудно3 – это надо, надо.

Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума». (Д. С. Лихачев.)

V. Итог урока.

Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение И. С. Тургенева «Русский язык», сформулировать собственные комментарии.

Урок 3

Тема: ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В 9 КЛАССЕ

Цели: довести до сведения выпускников, каковы требования к уровню подготовки девятиклассников, заканчивающих получение основного общего образования по русскому языку; научить анализировать, систематизировать полученный в ходе изучения русского языка материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение наизусть стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Русский язык» и собственные комментарии к стихотворению.

2. Комментарии учителя, оценка.

III. Сообщение учителем требований к уровню подготовки девятиклассников-выпускников.

Задание:законспектировать основные положения лекции учителя в тетради. Обратить серьезное внимание на то, что должен знать, понимать выпускник.

В результате изучения русского языка выпускник должен знать, понимать:

1. Какова роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации.

2. Смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения.

3. Основные признаки разговорной речи, разных стилей речи.

4. Особенности основных жанров.

5. Признаки текста и его функционально-смысловых типов.

6. Основные единицы языка, их признаки.

7. Основные нормы русского литературного языка, нормы речевого этикета.

8. Выпускник должен уметь различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы.

9. Уметь определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста.

10. Опознавать языковые единицы, производить различные виды их анализа.

11. Объяснять с помощью словаря значение слов.

12. Понимать информацию устного и письменного сообщения.

13. Читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения.

14. Извлекать информацию из различных источников, пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

15. Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект).

16. Создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление).

17. Владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений).

18. Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.

19. Соблюдать нормы русского речевого этикета.

20. Осуществлять речевой самоконтроль. Оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

21. Свободно и грамотно говорить на заданные темы.

IV. Итог урока.

Домашнее задание. Внимательно перечитать требования, осмыслить, принять к сведению, руководствоваться ими.

Урок 4

Тема: ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
В 5–8 КЛАССАХ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ.
МОНОЛОГ И ДИАЛОГ

Цели: обобщить изученный в 5–8 классах материал; акцентировать внимание учащихся на устной и письменной речи; повторить сведения о монологе и диалоге.

Ход урока

I. Организационный момент.

III. Зрительный диктант.

Выполнение упр. 13, с. 10.

IV. Самостоятельная работа.

Выполнение упр. 7, 8, с. 8–9.

Подготовить устное сообщение на тему: «Сравнительная характеристика устной и письменной речи».

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 1, 2.

Подготовить монологическое высказывание на тему: «Почему так важен сегодня Интернет для российского образования».

Урок 5

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

– Что такое стилистика? Это особый раздел науки – лингвистики, которая изучает стили и стилистические ресурсы.

– Что такое стили? Это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка.

– Какие же существуют сферы общения, или речевые ситуации?

1. Бытовая сфера.

2. Научная сфера.

3. Правовая сфера.

4. Сфера политики.

5. Сфера искусства.

– Каковы функции языка?

1. Общение.

2. Сообщение.

3. Воздействие.

Разновидности стилей, выделяемые в зависимости от речевых ситуаций и функций языка:

1. Разговорный стиль используется в бытовой сфере и выполняет функцию общения, реже – сообщения.

2. Научный стиль – сфера науки, функция сообщения.

3. Официально-деловой стиль – сфера права, функция сообщения.

4. Публицистический стиль – сфера политики, искусства, функции сообщения и воздействия.

5. Художественный стиль – сфера искусства, функция эмоционального воздействия.

III. Работа в группах.

Задание.Определить стиль речи, охарактеризовать языковые средства, назвать сферу употребления, функции.

1-я группа. «За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег – это папа готовился к рыбной ловле… И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил все свое хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки – нет рыбы». (А. Яшин.)

2-я группа. «Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения». (Г. Фетисов.)

3-я группа. Штормовое предупреждение. К берегам Скандинавии движется циклон. Уровень воды в Неве поднялся на 162 см. Всем организациям, расположенным в затопляемой зоне, принять необходимые меры при возможном затоплении. (Росгидрометцентр.)

4-я группа. «Сегодня не надо гадать, «чей стон раздается над великою русской рекой». То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперек, больная с рассольной водой, перетянутая плотинами гидростанций, распухшая от водохранилищ с убывающим год от года знаменитым рыбным богатством. Глядя на Волгу, особенно хорошо понимаешь цену нашей цивилизации – тех благ, которыми человека заманили, как неразумное дитя, заменили ему радость бытия радостью эгоистических побед и достижений. Кажется, побеждено все, что можно было, даже душа, даже будущее; все больше горечь, как пепел из заводских труб, гнетет нам сердце…» (В. Распутин.)

5-я группа. «Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце». (А. Чехов.)

IV. Самостоятельная работа с теоретическим материалом.

Задание. Составить простой план § 3.

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 3, упр. 23.

Урок 6

Тема: ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Цели: научить производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений; обучать умению интонационно выразительно читать предложения; обобщить ранее изученное о простом предложении.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Лексическая работа по вариантам.

Задание: расставить ударения в следующих словах:

I вариант. Выкрашенный, обеспечение, досуг, диспансер, чистильщик, импорт, медикаменты, цемент, щавель.

II вариант. Поняла, договор, языковое явление, приняла, дефис, торты, квартал, аристократия, баловать, газопровод.

Объяснить лексическое значение слов:

I вариант – диспансер;

II вариант – языковое явление.

VI. Итог урока.

Домашнее задание.

1. Повторить материал о восклицательных и невосклицательных предложениях, двусоставных и односоставных.

2. Упр. 31.

3. Составить и записать односоставные предложения, охарактеризовать их.

Урок 7

Ход урока

I. Организационный момент.

IV. Работа с учебником.

Комментированное письмо упр. 36.

Задание. Записать, обозначая графически причастные и деепричастные обороты, расставить запятые. Объяснить. Подобрать из текста:

а) причастия, соответствующие схеме: ;

б) деепричастие, соответствующее схеме: .

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 5, упр. 35.

Урок 8

Тема: ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ,
ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ
И ВСТАВНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ

Цели: научить распознавать предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, грамотно выделять их знаками препинания на письме, а в речи – интонацией.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарный диктант.

Дефис, досуха, свитер, шинель, изобретение, верблюжонок, пол-яблока, полуостров, абонемент, искусственный, писатель-классик, конфликт, интеллигент, по-немецки, произносимые всуе.

III. Слово учителя.

Кроме главных и второстепенных членов, в предложении могут быть слова, не являющиеся членами предложения, не связанные с другими словами ни подчинительной, ни сочинительной связью, то есть слова, грамматически не связанные с членами предложения. Это обращения, вводные слова и вставные конструкции. Они могут употребляться как в устной, так и в письменной речи.

– Что такое обращение? Придумайте предложение с обращением.

Провожающие, просим вас освободить вагоны.

Не шуми ты, рожь, спелым колосом! (И. Кольцов.)

Благодарю тебя за хлопоты, Саша.

Вывод: обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Обращение в предложении выделяется запятыми, а если произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак и идущее дальше предложение начинается с прописной буквы.

– Что называется вводными словами?

– Какие значения имеют вводные слова?

а) Различную степень уверенности, неуверенности, предположения;

б) различные чувства;

в) источник сообщения;

г) порядок мыслей и их связь;

д) замечания о способах оформления мыслей.

– Охарактеризуйте предложение.

                          


                      вводн. предл.

Пурга, яуверен, скоро кончится.

– Для чего служат вводные слова и вводные предложения?

(Они служат для выражения оттенков мыслей, указания на источник сообщения, передачи различных чувств.)

– Что такое вставные конструкции?

Вставные конструкции содержат добавочные сообщения, попутные замечания. На письме вставные конструкции выделяют скобками или тире. Например:

1) Однажды вечером (это было в начале октября 1773 года) сидел я дома один… (А. С. Пушкин.)

2) Если я заболею,

__ к врачам обращаться не стану,

Обращаюсь к друзьям

(не сочтите, что это в бреду):

постелите мне степь,

занавесьте мне окна туманом,

в изголовье поставьте

ночную звезду.

                  Я. Смеляков

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 6, упр. 39.

Уроки 9–10

Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
ИЗЛОЖЕНИЕ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

Цели: научить пересказывать текст, помнить о композиционных особенностях текста, соблюдать нормы на письме.

Ход урока

I. Организационный момент.

V. Написание изложения.

Задание учащимся.

Изложите текст подробно, а затем напишите свой текст о том, как вы встречаете осень в вашей местности. Любите ли вы это время года?

Урок 11

Тема: СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Цели: научить отличать простое предложение от сложной синтаксической конструкции; углубить понятие о сложном предложении; совершенствовать умения определять способы и средства связи в сложных предложениях.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа у доски.

Задание. Записать предложения, определить, какое из них простое, а какое сложное, подчеркнуть грамматические основы.

Приветливо шепчутсясосны,

Березышумят у дороги.

И мы на земле плодоносной

Живем без нужды и тревоги.

       Я. Купала

IV. Самостоятельная работа с учебным пособием.

Задание. Прочитать материал § 7, 8, 9, 10 и ответить на вопросы:

– Что в материале параграфов было для вас совершенно новым?

– Что показалось трудным?

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 7–10, упр. 46, 47.

Урок 12

Тема: СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
И ЕГО ОСОБЕННОСТИ. СТРОЕНИЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО
ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Цели: научить распознавать сложносочиненные предложения, выявлять группы сочинительных союзов (соединительных, разделительных, противительных), соединяющих простые предложения, объяснять постановку запятой в сложносочиненных предложениях.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте сложносочиненные предложения, которые вы выписали из упр. 47, укажите их грамматические основы и докажите, что они являются сложносочиненными.

IV. Итог урока.

Домашнее задание. § 11–12, упр. 62.

Урок и 13–14

Тема: СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ, РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМИ
И ПРОТИВИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НЕМ

Цель: научить определять смысловые отношения в сложносочиненном предложении.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний.

III. Словарный диктант.

Коло нн а, коло н ка, источенные (солнцем), источен, источена, источено, р е активный, р е акция.

Задание. Составить со словами три сложносочиненных предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами, построить схемы.

IV. Диктант с заданием.

Задание. Подчеркнуть главные члены в каждом предложении, построить схемы, объяснить.

Пусть нива колос наливает

крепнет трудовой народ

Пусть наше словорасцветает,

наша правда пусть растет.

                           М. Рыльский

V. Работа в группах.

Задание. записать предложения, расставить знаки препинания, выделить союзы, построить схемы, определить смысловые отношения.

1-я группа.

1. Лампы горели по-зимнему, и камин тихонько трещал… (Ф. Сологуб.) (Одновременность действия.)

2. Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. (М. Пришвин.) (Последовательность действий.)

3. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. (М. Горький.) (Причинно-следственное значение.)

4. Толстой был внутренне подготовлен к этой теме, и только потому репейник дал ему нужную ассоциацию. (К. Паустовский.) (Причинно-следственное значение подчеркивается обстоятельством причины потому.)

2-я группа.

1. Часто в ольховых лесах вырастают густые заросли лесной сладкой малины, а на моховых кочках спеет черника. (И. Соколов-Микитов.) (Отношения противопоставления.)

2. Солнце зашло за горы, но было еще светло. (Л. Н. Толстой.)

3. Сказал бы словечко, да волк недалеко. (Пословица.)

4. К вечеру Дерсу немного успокоился, зато я не мог найти себе места. (В. К. Арсеньев.)

3-я группа.

1. Мелькнет ли серна меж кустами, проскачет ли во мгле сайгак. (А. С. Пушкин.) (Чередование явлений.)

2. То истиной дышит в ней все, то все в ней притворно и ложно. (М. Ю. Лермонтов.)

3. Не то светало, не то темнело. (М. Пришвин.)

4. Становилось жарко, и я поспешил домой. (М. Ю. Лермонтов.)

Можно выполнить упр. 63, 65, 69 по группам (задание то же).

VII. Итог урока.

Домашнее задание. § 13–15, упр. 69.

Урок 15

Тема: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБЩИМ ВТОРОСТЕПЕННЫМ ЧЛЕНОМ

Цели: научить опознавать сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, производить синтаксический разбор предложений; закрепить умение объяснять отсутствие запятой в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом.

Ход урока

I. Организационный момент.

III. Сообщение темы урока.

1. Анализ предложений, записанных на доске.

1) Пришлаосень,   лесаоделись в золотой наряд.

2) Мелькнет в бурьяне белый булыжник,   перебежит дорогу суслик.

3) Солнцезашло за горы,   было еще светло.

4) Вдалеке над городом прогремелгром   блеснула яркая молния.

5) К концу дня дождьперестал и ветерначал заметно стихать (когда мы подъехали к дому).

6) Это кто так громко разговаривает и почему им так весело?

Вывод предлагается сделать учащимся самостоятельно.

Перед нами сложносочиненные предложения, состоящие в основном из двух простых предложений, соединенных между собой сочинительными соединительными, разделительными и противительными союзами и разделенных запятыми. Однако в четвертом, пятом и шестом предложениях запятые не поставлены, потому что в четвертом предложении есть общий второстепенный член и обе части его объединены им; в пятом предложении кроме общего второстепенного члена есть еще придаточное предложение, а в шестом – обе части являются вопросительными.

2. Чтение § 16 (учебное пособие), с. 42–43.

Задание. Внимательно прочитать материал § 16 и ответить на вопрос: «О чем на уроке сказано не было?»

Учащиеся расскажут о том, что сложносочиненное предложение необходимо отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

IV. Закрепление изученного. Работа по вариантам.

Задание. Продолжить каждое предложение дважды, чтобы получилось:

1) простое предложение с однородными членами, соединенными союзом и;

2) сложносочиненное с тем же союзом.

Начертить схемы предложений.

Вариант I.

Наступил первый учебный день и …

Наступил первый учебный день, и …

Вариант II.

Ветер подхватил сено, разложенное для просушки и …

Ветер подхватил сено, разложенное для просушки, и …

Вариант III.

Уже появилось на небе солнышко, и …

Уже появилось на небе солнышко и …

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 16,составить 5 сложносочиненных предложений с общим второстепенным членом, произвести синтаксический разбор, построить схемы.

Урок 16

Тема: СИНТАКСИЧЕСКИЙ И ПУНКТУАЦИОННЫЙ
РАЗБОРы СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель: научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся представляют самостоятельно составленные 5 сложносочиненных предложений, разбирают их синтаксически, строят схемы.

III. Сообщение темы урока.

1. Анализ § 17. Чтение образцов устного и письменного синтаксического разбора.

2. Запись предложения для письменного синтаксического разбора сложносочиненного предложения. Построение схемы. Комментарии.

3. Составление собственных сложносочиненных предложений по аналогии, синтаксический разбор, построение схемы.

4. Запись предложения для пунктуационного разбора. Построение схемы.

5. Составление собственных сложносочиненных предложений по аналогии, пунктуационный разбор, построение схемы.

IV. Закрепление изученного материала. Работа по вариантам.

Задание.

Вариант I: выполнить упр. 75 согласно заданию.

Вариант II: выполнить упр. 76 согласно заданию.

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 17, упр. 77.

Уроки 17–18

Тема: КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ И его АНАЛИЗ.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Цель: проверить знания учащихся по теме «Сложносочиненное предложение», умение грамотно писать.

Ход урока

I. Организационный момент.

VII. Итог урока.

Учащиеся сдают тетради учителю.

Уроки 19–20

Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ-РЕЦЕНЗИЯ
НА ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Цели: научить самостоятельно писать сочинение-рецензию, учитывая композиционные особенности данного жанра, формировать умение составлять план сочинения, передавать последовательность микротекстов, использовать выразительные средства языка, соблюдая литературные нормы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

1. Слово учителя. Что такое сочинение-рецензия?

Сочинение-рецензия – это разновидность критической статьи, наиболее глубокое высказывание о произведении искусства (литература, спектакль, кино).

В работе нужно дать анализ, суждение, отзыв об этом произведении.

– Что такое отзыв? Какова структура отзыва о прочитанном произведении?

– Отзыв включает в себя:

I. Тезис (основная мысль, которую необходимо доказать в работе).

II. Доказательства (аргументы):

1....

2....

3. …

III. Вывод.

В сочинении-рецензии повествование должно сочетать в себе обоснованные, логичные суждения с привлечением ярких эпизодов, картин, размышлений героев.

Вступление в рецензии может начинаться ярким эпизодом из текста (яркой текстовой заставкой).

Сначала необходимо сообщить немного об авторе, истории создания произведения, показать тему и основные проблемы, волнующие художника.

Все сказанное выше должно привести к выводу о художественном своеобразии данного произведения.

III. Чтение учителем образца сочинения-рецензии на самостоятельно прочитанную книгу.

Сочинение-рецензия

Рекомендую прочитать

Не один раз за долгую трудную жизнь уходила Толгонай одна в поле, чтобы рассказать ему о радостях и бедах, чтобы посоветоваться… И вот снова пришла великая труженица к немому свидетелю всех событий своей жизни… Ее драматический рассказ и составляет сюжет произведения киргизского писателя, лауреата Ленинской премии Чингиза Айтматова «Материнское поле».

Написано оно прозой, носит подзаголовок – повесть. Так сам автор охарактеризовал жанр. Но за эпический размах, драматизм событий, величаво-народную манеру повествования, высокую героику и лиризм его хотелось бы назвать поэмой, поэмой в прозе.

Поле в повести Айтматова не просто часть степи, обрабатываемая когда-то кетменем, а теперь трактором. Нет, это образ, ставший символом народной жизни. Земля – теплая, родная, земля, одетая цветами, снопами хлеба, политая кровью и потом, лежит вокруг человека-труженика… Вторая мировая война ворвалась в наполненную трудами и счастливыми заботами жизнь Толгонай и отняла у нее всех близких людей: мужа и троих сыновей.

Старая женщина и ее невестка Алиман долго жили надеждой на возвращение младшего, пропавшего без вести. Но он не вернулся. Обе женщины работали в колхозе. Толгонай стала бригадиром.

Дальнейшая жизнь Алиман сложилась несчастливо: новая любовь обманула ее… Она умирает в родах, и Толгонай воспитывает ее сына Жанболота.

Вот в самом сжатом виде основные события повествования. Через эти события Чингиз Айтматов показывает мудрость народную, жизненный опыт человека-труженика.

Придя на свое любимое поле, Толгонай говорит: «Земля, ты держишь всех нас на своей груди: если ты не дашь нам счастья, то зачем тебе быть землей, и нам зачем рождаться на свет? Мы твои дети, земля, дай нам счастья, сделай нас счастливыми!»

Несмотря на то что сбылось главное, о чем мечтали Толгонай и ее муж Суванкул: они пахали свою, народную, землю, сеяли свой хлеб, Толгонай пришлось пройти воистину тернистый путь страданий и горя. Война опалила ей душу и закалила сердце. И образ матери трех погибших сыновей вырастает в символ Родины.

Толгонай хорошо понимает, что «материнское счастье идет от народного счастья, как стебель от корней», что «нет материнской судьбы без народной судьбы».

Вот один из самых волнующих эпизодов повести. Мимо родного полустанка мчится поезд. Он увозит среднего сына Толгонай на фронт. «Ветер растрепал ему волосы, полы шинели бились, как крылья, в лице и глазах – радость, и горе, и сожаление, и прощание…» «Скажи, земля родная, – спрашивает Толгонай, – когда, в какие времена так страдала, так мучилась мать, чтобы только один раз, только мельком увидеть своего сына?.. Пусть буду я последней матерью, которая так ждала своего сына. Не приведи Бог обнимать железные рельсы и биться головой о шпалы».

Высоким трагизмом и правдой потрясает сцена получения Толгонай и ее невесткой Алиман известия о гибели сына и мужа. Алиман глубоко переживает горе. Ее судьба – это судьба многих женщин, в молодости ставших вдовами…

Земная, яркая жизнь, цветы, запахи трав и хлеба врываются в поэму Чингиза Айтматова. А Толгонай, как когда-то, рвет в поле цветы… «Только тогда косынка на ней была красная, а цветы белые, а теперь она повязана черным платком, а в руках держит красные цветы». Радужное многоцветье мира распалось на простейшие составные цвета.

Черная косынка и красные цветы – символ скорби. Потеряв последнего близкого человека – Алиман, Толгонай ушла по дороге, укрыв ребенка на груди. И белый снег на земле ей казался черным.

Последний аккорд поэмы звучит утверждением новой жизни, которая вечно обновляется: в свет приходит новый хлебороб, сын Алиман – Жанболот.

V. Итог урока.

Домашнее задание. Написать сочинение-рецензию на прочитанную книгу «Рекомендую прочитать».

Урок 21

Ход урока

I. Организационный момент.

III. Сообщение темы урока.

Слово учителя. Сложноподчиненное предложение состоит из одной независимой части (главное предложение) и одной или нескольких подчиненных частей (придаточные предложения).

Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или разрывать главное предложение. Придаточные предложения отделяются запятыми.

Например:

[Солнце еще согревало верхушки сосен], (когда мы дошли до места). (Ю. Казаков.) […], (когда…).

(Чтобы дождаться такого вечера), [нужно было прожить сто лет]. (К. Паустовский.) (Чтобы…), […].

[Деревня, (куда привезли Бима), прямо-таки удивила его]. (Г. Троепольский.) […, (куда…), …].

Придаточное предложение синтаксически подчиняется главному. К нему можно задать вопрос:

И весело мне думать (о чем?), что поэт меня поймет. (И. А. Бунин.) […], (что…).

Помнится ему маленький домик, спальня (какая?), в которой он спал против отца. (В. М. Гаршин.) […], (в которой…).

Если в сложноподчиненном предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному предложению, но и друг другу.

Например:

Наступили дни яркого света, когда выходить без темных очков невозможно, потому что отраженный в снегах солнечный свет нестерпимо режет глаза. (И. Соколов-Микитов.)

Или: Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису. (Л. Н. Толстой.)

IV. Самостоятельная работа с учебным пособием.

Задание. прочитать § 18–19.

Работа по вариантам.

Вариант I: составить план § 18, проиллюстрировать собственными примерами.

Вариант II: составить план § 19, проиллюстрировать собственными примерами.

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 18–19, упр. 89.

Урок 22

Тема: ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА
В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Цели: научить различать союзы и союзные слова, определять границы придаточных предложений, грамотно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Словарная работа.

Записать слова к § 20.

Занял, заняло, заняла, заняли, образ, прообраз, этимология, этимологический; употребляется, обозначает, называет, означает; поезжай, поезжайте, предпринят, предприняла.

IV. Сообщение темы урока. Наблюдение на материале § 20.

Учащиеся при помощи учителя формулируют вывод по материалу § 20 и записывают его в тетради.

Вывод. Подчинительные союзы связывают придаточные предложения с главным, при этом они не являются членами предложения (если союз опустить, то предложение превращается в бессоюзное).

Союзные слова (относительные местоимения и местоименные наречия) не только связывают придаточное предложение с главным, но и являются членами придаточного предложения (союзные слова опустить нельзя).

V. Закрепление изученного.

Работа (самостоятельная) по рядам:

1-й ряд: упр. 93;

2-й ряд: упр. 94;

3-й ряд: упр. 96.

Учащиеся упражняются в различении подчинительных союзов и союзных слов.

VI. Итог урока.

Домашнее задание. § 20, упр. 97.

Уроки 23–24

Тема: РОЛЬ УКАЗАТЕЛЬНЫХ СЛОВ
В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Цели: научить выделять в сложноподчиненных предложениях указательные слова, с помощью вопросов к ним определять синтаксическую роль п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.245 с.)