VI. Повторение. Объяснительный диктант. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Повторение. Объяснительный диктант.



Первое дыхание осени

Еще в начале июля, бывает, пожелтеет один-единственный листок на березе, и так он среди пышной зелени держится долго. Но в какой-нибудь день он оторвется и крутится долго в воздухе, а потом опустится в траву. К вечеру тишина ложится на землю. Желтый листок с березы лежит в траве и виден издалека. И без него не пахнул бы так чабрец, не таким красивым казался бы вереск и не было бы такой радости видеть траву, деревья, кусты и высокие ели.

(По К. Чорному.)

Запомнить! Сочинительный союз располагается между частями сложносочиненного предложения и не входит ни в одну из них.

VII. Итог урока.

Домашнее задание. § 13–15, упр. 69.

Урок 15

Тема: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБЩИМ ВТОРОСТЕПЕННЫМ ЧЛЕНОМ

Цели: научить опознавать сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, производить синтаксический разбор предложений; закрепить умение объяснять отсутствие запятой в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Лингвистическая разминка.

1. Словарный диктант (взаимопроверка по образцу).

Артиллерия, винегрет, конфорка, палисадник, реверанс, сельдерей, увертюра, хрестоматия, интеллигенция, обаяние, обоняние, периферия, феномен, фразеология, хризантема, досуг, квартал, тефтели.

2. Грамматическое задание.

Вариант I. Выделить слова с удвоенной согласной, прокомментировать правописание слов с удвоенной согласной.

Вариант II. Расставить в словах ударения, прокомментировать.

III. Сообщение темы урока.

1. Анализ предложений, записанных на доске.

1) Пришлаосень,   лесаоделись в золотой наряд.

2) Мелькнет в бурьяне белый булыжник,   перебежит дорогу суслик.

3) Солнцезашло за горы,   было еще светло.

4) Вдалеке над городом прогремелгром   блеснула яркая молния.

5) К концу дня дождьперестал и ветерначал заметно стихать (когда мы подъехали к дому).

6) Это кто так громко разговаривает и почему им так весело?

Вывод предлагается сделать учащимся самостоятельно.

Перед нами сложносочиненные предложения, состоящие в основном из двух простых предложений, соединенных между собой сочинительными соединительными, разделительными и противительными союзами и разделенных запятыми. Однако в четвертом, пятом и шестом предложениях запятые не поставлены, потому что в четвертом предложении есть общий второстепенный член и обе части его объединены им; в пятом предложении кроме общего второстепенного члена есть еще придаточное предложение, а в шестом – обе части являются вопросительными.

2. Чтение § 16 (учебное пособие), с. 42–43.

Задание. Внимательно прочитать материал § 16 и ответить на вопрос: «О чем на уроке сказано не было?»

Учащиеся расскажут о том, что сложносочиненное предложение необходимо отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

IV. Закрепление изученного. Работа по вариантам.

Задание. Продолжить каждое предложение дважды, чтобы получилось:

1) простое предложение с однородными членами, соединенными союзом и;

2) сложносочиненное с тем же союзом.

Начертить схемы предложений.

Вариант I.

Наступил первый учебный день и …

Наступил первый учебный день, и …

Вариант II.

Ветер подхватил сено, разложенное для просушки и …

Ветер подхватил сено, разложенное для просушки, и …

Вариант III.

Уже появилось на небе солнышко, и …

Уже появилось на небе солнышко и …

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 16,составить 5 сложносочиненных предложений с общим второстепенным членом, произвести синтаксический разбор, построить схемы.

Урок 16

Тема: СИНТАКСИЧЕСКИЙ И ПУНКТУАЦИОННЫЙ
РАЗБОРы СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель: научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся представляют самостоятельно составленные 5 сложносочиненных предложений, разбирают их синтаксически, строят схемы.

III. Сообщение темы урока.

1. Анализ § 17. Чтение образцов устного и письменного синтаксического разбора.

2. Запись предложения для письменного синтаксического разбора сложносочиненного предложения. Построение схемы. Комментарии.

3. Составление собственных сложносочиненных предложений по аналогии, синтаксический разбор, построение схемы.

4. Запись предложения для пунктуационного разбора. Построение схемы.

5. Составление собственных сложносочиненных предложений по аналогии, пунктуационный разбор, построение схемы.

IV. Закрепление изученного материала. Работа по вариантам.

Задание.

Вариант I: выполнить упр. 75 согласно заданию.

Вариант II: выполнить упр. 76 согласно заданию.

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 17, упр. 77.

Уроки 17–18

Тема: КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ И его АНАЛИЗ.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Цель: проверить знания учащихся по теме «Сложносочиненное предложение», умение грамотно писать.

Ход урока

I. Организационный момент.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.007 с.)