Политико-правовые взгляды Сыма Цяня (145-86 до н. э.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые взгляды Сыма Цяня (145-86 до н. э.)



До нас дошло мало источников, содержащих информацию о Сыма Цяне. Многие имеющиеся данные о его жизненном пути противоречивы.

Сыма Цянь – сын придворного астролога. Он считается первым историографом Китая (стал еще потом хранителем печати в императорском дворце, но это не большое достижение де факто). В конце жизни он выступил против захвата северных царств. Считается, что продолжил труд об истории своего отца Сыма Таня.

Основная работа Сыма Цяня – «Записки историка», или «Исторические записки» (шицзи), в которой он ставит перед собой задачу выяснить принципы, лежащие в основе расцвета («увидеть расцвет») и гибели всех царств («обозреть падение»), а также принципы, на которые должен опираться правитель.

Сыма Цянь исследовал динамику трех царств (Ся, Инь и Чжоу). Он полагал, что в основе управления государств лежат основные атрибуты человеческой природы:

· в царстве Ся правители опирались на прямодушие (т.е. на неосложненное начало, идущее от самого сердца; отсутствие лицемерия) (иероглиф – «чжун», который состоит из частей «сердце» и «середина»);

· в царстве Инь опирались на инстинкт подражания (или почтение, из инстинкта почитания родителей);

· в царстве Чжоу опирались на культуру.

В каждом из перечисленных царств основной элемент терпел крах, так как, в конце концов, начинал приносить вред государству (и царства «смеялись друг над другом»).

В царстве Ся власть, основанная на прямодушии, приводит народ к первобытной дикости («необработанное поле» - иероглиф).

В царстве Инь почитание («демон») приводит к культу власти, дьявольщине.

В царстве Чжоу культура приводит к фальшивости, всему показному и ненастоящему.

Дабы избежать фальшивости, следующее царство начало использовать прямоту, и круг закольцовывается.

Вследствие того, что атрибуты каждого из царств проявляли недостатки, царства сменяли друг друга.

Сыма Цянь усматривал действие в истории двухфазного цикла:

1. «природной сущности»

2. «утонченной формы», или «культуры».

Природные качества — это общие принципы поведения, образец — Небо (использовало царство Инь и Ся), а утонченные формы берут в образец Землю (почитание) (доминировали в царстве Чжоу).

Царство Цинь (настоящее для него) использует как первое, так и другое.

Сыма Цянь считал, что опора власти на страх и репрессии всегда приведет к краху государства. Количество управленцев не важно.

 

 

Рассматривая вопросы про греческих мыслителей (а в том числе и про раннее Средневековье), имейте в виду, что тогда не существовало понимания государства в сегодняшнем смысле. Поэтом в ответах государство используется в значении «полис». Это важно, тогда думали по-другому.

Политико-правовые идеи Сократа

ЛИЧНОСТЬ

Годы жизни: 469–399 до н.э., родился в семье каменотеса. Участвовал в Пелопоннесской войне, был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада. В 399 г. до н.э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество».

Трудов, произведений нет. Он излагал свои мысли в устной форме, разговорах с его учениками (Платон, Ксенафонт) – «Воспоминания о Сократе».

 

ФИЛОСОФИЯ

Сократ был критиком софистов ((гр. «софой» - мудрый) так называли философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании). «Я знаю, что я ничего не знаю». Это утверждение, преисполненное иронического самопринижения, было направлено против самоуверенного тона софистов, против их учености, которую Сократ считал мнимой. Также это положение было выражением его отрицательного отношения к материализму.

«Познай самого себя», – заявляет он. Знать себя – это значит знать, что полезно и что вредно, что справедливо и что несправедливо, что соответствует силам человека и что их превосходит.

Он пытался вывести рациональное обоснование объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Пытался рассмотреть нравственную суть государства и права. Это называется теоретическая политика Сократа.

При этом он основывал свои рассуждения на методе индукции и, критикуя софистов, которые обычно рассматривали одно и то же с разных, выгодных для них углов (снег белый или черный? Я отвечу тебе так, как ты захочешь и за что заплатишь), он пытался на основании частных выводов вывести общее.

 

ПРАВО

Выделяет:

× естественное право

× позитивный закон (право полиса)

И то, и другое восходят к разумному началу. Сократ – принципиальный сторонник законности.

Он утверждал о том, что разумное, справедливое и законное тождественны друг другу. При этом чтобы иметь истинные, правильные представления о справедливом, о добродетели и благе, необходимо опираться на знания. Подлинное знание предмета есть понятие о нем, мысль. Следовательно, хороший правитель есть знающий правитель. Ведь только он знает, что такое благо и как его добиться.

Естественное право установлено не людьми, а богами, и имеет силу повсеместно, независимо от воли людей. Они везде признаются людьми независимо от того, выражены ли они в писаных законах (обязанности почитать богов, уважать родителей, быть признательными своим благодетелям и т.п.). Естественные, неписаные законы требуют также повиновения писаным законам.

 

ГОСУДАРСТВО

Сократ не выделял идеальную форму государства. Его теория, взгляды не соответствовали существующим порядкам. Но все же ему симпатизировали аристократические Спарта и Крит, умеренно-олигархические Мегары и Фивы.

Сократ яростно критикует Афинскую «крайнюю» демократию. Критике подвергается многое, например, Народное собрание — высший орган управления в полисе. По мнению Сократа, он состоит из ремесленников и торговцев, которые думают только о собственном благе и жажде наживы. Также он не разделял голосования по жребию. Он был очень сильно недоволен голосованием «камешками» в Афинах (голосовали «за» или «против» белыми и черными камешками). Критике подвергалась и любая существующая тирания.

Мыслитель, обращаясь к правителям, утверждал, что «если вы и позабыли наставления своих предков о власти, так хоть придерживайтесь тех и подражайте тем, кто является первым» (напомню, что Афины до этого проиграли войну со Спартой и лишились своего доминирования в Греции).

Главный принцип правления по Сократу — править должны знающие. Это называется практическая политика Сократа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.008 с.)