Политические и правовые идеи индии (артхашастра, буддизм) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические и правовые идеи индии (артхашастра, буддизм)



В списке экзаменационных вопросов не указано про брахманизм. Я его опишу, но, думаю, основной упор делайте на Будду и Артхашастру. Хотя вполне логично сравнивать буддизм и брахманизмом, ибо они как Ветхий и Новый завет.

 

БРАХМАНИЗМ

· Веды — это сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите. Состоит из 4 канонических Ведов:

× Ригвед (Веды гимнов (богам)),

× Яджурвед (Веды жерственных формул),

× Самавед (Веды песнопений),

× Атхарваведы (Веда заклинаний (expecto patronum)) и имеющей им равный статус Итахасаведы (Веды о песнях и театре).

Деление общества на 4 варны (которые образовались из тела бога Пируши):

Брахманы (священнослужители),

Кшатрии (войны),

Вайшьи (земледельцы, торговцы),

Шудры (наемные рабочие).

Рта (мировой закон) — определяет конституцию общества, цель и место каждой из варн, их права и обязанности.

Все варны в целом свободны, однако 2 первые варны — господствующие, а 2 последние — подчиненные. Рабы находятся вне системы варн.

· Упанишады

Все члены общества должны следовать дхарме (дхамме) — закону, долгу, обычаю, правилу поведения. Причем толковать дхарму могли только господствующие брахманы.

· Дхармасутры и дхармашастры — правовые сборники, которые составлялись различными брахманистскими школами.

· Законы Ману (2 век до н.э.).

Воспроизводятся и защищаются соответствующие положения Вед и Упанишад о делении общества на варны и их неравенстве. Закрепляется господствующее положение брахманов (Все, что существует в мире, это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это).

Главное назначение царя (всегда кшатрий) (вместе с его слугами) — быть охранителем системы варн и всех, кто следует присущей им дхарме. Он должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям, учиться у них знанию Вед и «изначальному искусству управления».

Большую роль имеет наказание — «данда» (палка). Искусство управление — «данданити» (руководство во владении палкой). «Весь мир подчиняется только посредством Наказания…». «Где идет черное, красноглазое Наказание, уничтожающее преступников, там подданные не возмущаются, если вождь хорошо наблюдает».

Разные варны неравны перед законом. Самое мягкое наказание — для брахманов. Наказание может быть:

× Земным,

× Загробным (божественным).

 

БУДДИЗМ

С критикой ряда основных положений Вед, Упанишад и брахманистской идеологии в целом в VI в. до н. э. выступил Сиддхартха, прозванный Буддой (Просветленным). Он отвергает мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие, согласно Будде, зависят от собственных усилий людей.

С позиций признания нравственно-духовного равенства всех людей Будда и его последователи подвергли критике как саму систему варн, так и принцип их неравенства.

В учении буддизма существует 4 истины:

× Всюду существует страдание и неудовлетворенность.

× Причина страдания — неутолимые желания (например, жажда удовольствия) и страх живых существ.

× Существует состояние, свободное от любых видов страдания — нирвана.

× Существует метод обретения нирваны — восьмеричный путь.

Данная концепция предполагает, что путь к нирване связан с невниманием к реальным политико-правовым явлениям, которые в целом расценивались как часть общей цепи земных несчастий.

Брахман для буддистов — это не привилегированный член общества по рождению, а тот, кто достиг совершенства путем личных усилий.

Дхарма выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона.

(Чувствуете разницу между брахманистскими подходом и буддистским? У первых — верь и подчиняйся, у других — включай голову).

Буддистская трактовка дхармы пронизана гуманизмом, добрым отношением к другим людям, непротивлением злу злом и насилием. Вскоре после появления буддизм становится государственной религией (правление Ашоки).

Буддистский трактат «Дхаммапада» («Стезя закона») — «Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать».

Устанавливается тенденция к ограничению роли и масштабов наказания (например, наказание не применяется, если нет вины).

Жить по дхарме означает жить по закону, а вместе с тем, по справедливости, и мудрости.

 

ЛОКАЯТА (ЧАРВАКА)

Школа локаяты (чарвака) — материалистическое учение в древней Индии, которые (о чудо!!!) с атеистической точки зрения критиковали основные направления брахманизма. Один из представителей данной школы, Брихаспати, утверждал: «Все явления естественны. Ни в опыте, ни в истории не находим мы никакого проявления сверхъестественной силы... Мораль естественна: она вызвана общественным соглашением и выгодностью, а не божественным указанием»». Данный подход можно назвать как один из первых светских подходов к пониманию естественного права.

 

АРТХАШАСТРА

Трактат «Артхашастра» (IV век до н. э.), автор, по догадкам, Каутилья (Чанакья) — содержит в себе заметный отход от идеологии брахманизма в сторону светских рационалистических представлений о государстве и праве. По сути, данный трактат является инструментом по удержанию власти и управлению государством.

«Артхашастра» состоит из 15 разделов – о поведении царя и выборе им советников, о пополнении казны, об осуществлении суда и следствия, о преступлениях и наказаниях, о методах внешней политики, о борьбе с немонархическими государствами, о применении тайных осведомителей и др.

Он относил к наукам:

× философию;

× учение о трех Ведах – исследует законное и незаконное;

× учение о хозяйстве – пользу и вред;

× учение о государственном управлении – верную и неверную политику.

В трактате указывается, что «закон основан на истине (дхарме)», однако предпочтение отдается практической пользе (артхе). Полезность выступает в труде как основополагающий принцип политических действий, соответствующий задачам сильной, карающей власти и целям сохранения системы варн. Каутилья рекомендовал царям в первую очередь «руководствоваться соображениями государственной пользы», ради чего можно пренебречь моральными, религиозными нормами, а также обуздывать свои чувства.

Тут же проводится деление правителей на:

- ответственных

- безответственных.

«Соблюдение (каждым) своего закона ведет на небо и к вечности. При его нарушении мир погибает от смешения каст. Поэтому пусть царь не допускает нарушения своего закона живыми существами, ибо соблюдающий свой закон радуется здесь и после смерти. Весь мир с твердо установленными разграничениями между ариями, при установлении каст и ступеней жизни, охраняемый тремя ведами, процветает и не гибнет».

Знание Вед (в данном случае троице: первых трех вед) полезно для всех, кто устанавливает свои законы для каждой из четырех варн и для каждой из четырех ступеней жизни.

1. Закон для брахмана – учение, обучение, жертвоприношения для себя и для других, раздача даров и их получение.

2. Закон для кшатрия – учение, жертвоприношение, раздача даров, добывание средств к жизни военным делом и охрана живых существ.

3. Закон для вайшьи – учение, жертвоприношение, раздача даров, земледелие, скотоводство и торговля.

4. Закон для шудры – послушание и ведение хозяйства в повиновении у дваждырожденных, ремесло и актерство.

5. Закон для домохозяина – добывание средств к жизни соответствующей ему работою, брак в равной семье, но с разными предками, (после брака) половые сношения в установленное время, раздача даров богам, предкам, гостям, слугам и поедание остатков от жертвоприношений.

6. Закон для ученика – учение, поддержание священного огня, омовения, обет нищенства, служение учителю до конца жизни, после его смерти – сыну учителя или соученику.

7. Закон для удалившегося в лес – половое воздержание, ложе на земле, ношение косы, одевание в антилоповую шкуру, поддержание жертвенного огня, омовения, почитание божеств, предков, гостей и лесная пища.

8. Закон для странствующего отшельника – обуздание чувств, прекращение (всяких) действий, отсутствие собственности, прекращение общения с людьми, принятие милостыни, жизнь в лесу в разных местах, чистота внешняя и внутренняя.

9. Закон для всех — отсутствие насилия, правдивость, чистота, независтливость, незлобивость, прощение и терпение.

«Артхашастра» выделяет 4 вида «узаконивания» (формы) дхармы:

× Царский указ;

× Священный закон;

× Судебное решение;

× Обычай.

Так, согласно «Артхашастре» высшей силой обладал царский указ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.01 с.)