Учение Цицерона о государстве и праве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение Цицерона о государстве и праве



Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.), древнеримский оратор, адвокат, политический деятель, создал труды «О государстве», «О законах», «Об обязательствах», речи: «Против Катилины», «В защиту Секста Росция из Америй», «Против Гая Верреса».

Эпоха: раздор и постоянные гражданские войны в Риме, эпоха установления военной диктатуры, а вскоре и принципата.

Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права находятся под влиянием древнегреческой мысли, и прежде всего учений Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков.

 

ГОСУДАРСТВО

«Res publica est res populi…» Res – это дело, вещь, достояние. Publica – общий, общественный, народный. Дословный перевод «достоянием народа является то, что данный народ делает вместе, сообща».

Цицерон говорит о «res publica» («народное, общее дело») не как о государстве, а скорее как об обществе, в смысле не объективной совокупности людей (как понимаем мы сегодня), а об обществе общения, о том, что общит людей, заставляя их общаться друг с другом, о состоянии людей в обществе (так этот термин перевел Радищев в конце XVIII века).

Двумя главными признаками государства являются:

· общность интересов: в данном случае интересы (utilitas) (опираясь на правильный перевод) следует понимать как интересы «сугубо коммерческие, обладающие материальной выгодой и полезностью»

· согласие в вопросах права: тут следует понимать, что юридической вертикали права, как существует сегодня, в Риме не было. Там право представляло собой совокупность горизонтальных договорных отношений, имеющих место при общении граждан. Следовательно, если какие-либо связи нарушались, осуществлялись неправильно, то граждане обращались к лицу, которому оно делегировало полномочия для устранения неполадок в системе.

Причина создания res publica — охрана собственности граждан (свободных людей). Возникает она согласно всеобщим требованиям природы (порядка, пронизанного божественной волей) в том числе и человеческой. Обусловлено создание наличием у людей «разума», способности понимать божественное. «При господстве мудрости нет места ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков». Следует отметить, что «общее дело» по Цицерону вырастает из семьи (идеи Аристотеля).

 

ВЛАСТЬ

Цицерон выделяет 3 формы правления:

× царская власть (чем привлекает: благоволением правителя, недостатки: все прочие люди отстранены от принятия решений и законов; легко вырождается в тиранию).

× власть оптиматов (аристократия) (чем привлекает: мудростью правящих, недостатки: народ не пользуется свободой и отстранен от власти; легко превращается в господство клики богатых и знатных).

× народная власть (полития) (чем привлекает: свободой, недостатки: как бы не был народ справедлив и умерен, само по себе равенство несправедливо, раз при нем нет ступеней в общественном положении (иерархии); легко превращается в «безумие и тиранический произвол толпы»).

Уродливые виды властвования («шайки разбойников») (тирания, олигархия, демократия) Цицероном не рассматриваются в качестве форм res publica, так как в них отсутствуют 2 ее основных признака.

Цицерон перенял идеи Полибия «Рим – как идеальная форма правления». В данном случае следует отметить, что Цицерон взывает к «порядкам предков» (Полибий жил до Цицерона и идеальный строй происходил в его время. Цицерон жил в эпоху распрей и установления империи). Причину, по которой Рим пришел в свое время к совершенной форме правления Цицерон связывает с тем, что порядок в нем складывался римским народом в течение долгого времени. В других государствах один человек формировал свой один порядок, который быстро сгнивал (Минос – Крит, Салон – Афины).

Рим сочетал в себе лучшее от трех форм правления:

× царская власть – полномочия магистров, в т.ч. консулов,

× власть оптиматов – Сенат,

× власть народа – народные собрания и народные трибуны.

В данной форме правления необходимо равновесие, чтобы у каждой сферы было равное количество власти.

Также Цицерон связывает успех Рима с его географическим положением: легко соединяется с морем по реке, но не стоит рядом с ним. Благодаря этому Рим невозможно неожиданно атаковать, ему чужды порча и изменение нравов (из-за постоянной торговли и морских путешественников), он не соприкасается с чужим языком и порядками.

Понимая, резко вернуться к идеальной форме правления невозможно, он отдавал свое предпочтение сенатской республике, резко критикуя военную диктатуру. Обуславливал он это «срединной позицией» республики и возможностью соединить интересы популяров и оптиматов в рамках «общего согласия» и «общего блага».

 

ПРАВО

В основе правильного государства лежит право (правовое государство). Все гражданские сословия в правильном государстве соединяются на условии согласия. Правильное государство прочно охраняет формально-правовое равенство своих граждан.

Социальное неравенство справедливо. Рабство Цицерон оправдывал природой: рабами нужно владеть справедливо, у Цицерона положение раба приближается к статусу наемного работника.

Цицерон различал:

× естественное право (fas как богоданное право)

× позитивный закон (jus как человеческое право).

Справедливость в праве означает следующее: «оно воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними».

Естественное право возникло раньше, чем любой писаный закон и любая общность людей. Справедливость является его свойством. Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления (учреждения, писаные законы) соответствовали естественному праву, а следовательно, и справедливости, ибо последние от них не зависят. По сути, соответствие и несоответствие позитивного права праву естественному и природе является мерилом справедливого и несправедливого. Помимо этого, законы должны соответствовать установленному в государстве строю, традициям и обычаям предков.

Главный принцип действия законов по отношению к людям: «Под действие закона должны попадать все».

Писаное право Цицерон разделял на:

× частное

× публичное (право народов: позитивное право разных народов + естественное право международного общения).

Разграничивал справедливые (защита государства и установление мира) и несправедливые («без объявления войны и какой-либо причины») войны. При этом всем он одобрительно относительно к завоевательным война Рима и его претензией на мировую гегемонию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.006 с.)