Технология создания ситуации успеха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология создания ситуации успеха



Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу. Следовательно, если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно смотивировать его на будущую деятельность. Ситуация успеха -это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех— результат подобной ситуации. Ситуация -это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель.

Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.

Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха - субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха - субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

Психолого – педагогическую ситуация успеха поэтапно. 1. Мотивационный этап, или установка на предполагаемую деятельность. Педагог ставит перед собой задачу сформировать у учащегося стремление как можно успешнее выполнить учебное задание, ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, формирует мотив достижения успеха. Формируя мотив достижения как основу определенной атмосферы среди обучаемых, педагог вправе предложить различные варианты мотивов: стремление решить интересные задачи, попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым, рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей, установить новые контакты в ходе выполнения и т.д. В итоге, на мотивационном этапе, педагог организует определенные ситуации с целью актуализировать или нейтрализовать эмоции для предстоящей деятельности. Необходимо отметить, что ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе в большей степени определяется психологическими аспектами. В этом ее принципиальное отличие от ситуаций, возникающих на следующих этапах деятельности. 2. Организационный этап, или обеспечение деятельности. Задача педагога - обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. На данном этапе ситуацию успеха можно рассматривать как частный случай проблемного обучения. Методами решения задачи будут: Организационный контроль (начало работы, паузы, окончание работы); •Содержательный контроль (консультации по содержанию); • Интеллектуальное и эмоциональное стимулирование учащихся. 3. Результативный этап, или сравнение предполагаемой оценки с реальной. Перед педагогом стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего учебного задания. Для этого обучающийся должен осознать и проанализировать результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности. Ребенок ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.

Технологические операции создания ситуаций успеха:
1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

"Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться". "Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения". "Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили".
2. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

"У вас обязательно получится".

"Я даже не сомневаюсь в успешном результате".

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

"Возможно, лучше всего начать с....."

"Выполняя работу, не забудьте о....."
4. Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения."Без твоей помощи твоим товарищам не справиться..."


5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

"Только ты и мог бы...."

"Только тебе я и могу доверить..."

"Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой..."
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.

"Нам уже не терпится начать работу..." "Так хочется поскорее увидеть..."

Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

"Тебе особенно удалось то объяснение".

"Больше всего мне в твоей работе понравилось..."

"Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы".

11. Технологии организации самостоятельной работы обучающихся

Технология организации самостоятельной работы может, быть рассмотрена в широком и в узком смысле. В широком смысле технология включает описание этапов деятельности как педагога, так и обучающегося.В узком смысле -это технология деятельности ученика. Учащийся самостоятельно (или с помощью педагога) выдвигает цель, задачи деятельности, определяет способы и виды действий, самоконтроля, учета достижений и осуществляет коррекцию собственной деятельности на основе рефлексии.

Технология организации самостоятельной работы включает несколько этапов: подготовительный, этап целеполагания (осуществляется совместно с обучающимся),

деятельностный-собственно этап самостоятельной работы обучающимся (при опосредованном руководстве, осуществляемом на основе педагогической поддерж-ки и консультирования), контрольно-оценочный и рефлексивный (осуществляются совместно с обучающимся), аналитический.

Основная задача педагога в соответствии со Стандартом сводится к организации учебно-познавательной деятельности школьника и конструированию информационно-образовательной среды. На подготовительном этапе задачами выступают моделирование и проектирование деятельности обучающегося и конструирование методических и программных материалов для организации самостоятельной работы.

Подготовительный этап

Шаг 1. Корректировка учебных программ с добавлением дополни-тельных разделов: определение тем для самостоятельной работы, со-провождение самостоятельной работы и контроль за её выполнением (с указанием организационных форм самостоятельной работы), при-меры типовых заданий для самостоятельной работы.

Шаг 2. Разработка УМК по предмету.

Шаг 3. Отбор видов учебной работы, соответствующих основным целям и задачам учебной программы.

Шаг 4. Разработка заданий для самостоятельной работы.

Шаг 5. Расчёт количества часов и суммы баллов, которые должен

набрать обучающийся в ходе выполнения самостоятельной работы.

Шаг 6. Разработка технологической карты самостоятельной рабо-ты ученика с указанием избыточных форм, методов и средств учения для предоставления учащемуся возможности выбора.

Этап целеполагания,в задачу которого входит совместное определение цели и составление технологической карты самостоятельной работы. Обучающийся знакомится с требованиями, предъявляемыми к изучаемому предмету в целом и к выполнению заданий по самостоятельной работе в частности, выбирает виды учебной работы. Предъявление обучающемуся технологической карты самостоятельной работы с целью выработки плана.

Деятельностный этап. Особенность данного этапа - изменение роли учителя и учащегося. Учащийся осуществляет учебно-познавательную деятельность, занимая активную деятельностную позицию. Педагог выполняет роль консультанта по образовательному запросу ученика, он отвечает учащемуся только на те вопросы, которые у него вызывают затруднения. Образовательный запрос -это запрос педагогу от обучающегося по поводу того, что он самостоятельно не может решить учебную задачу или проблему.

Шаг 1. Осуществление самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Шаг 2. Оценивание выполненной работы. Сравнение деятельности с эталоном или с критериями. В случае несовпадения — шаг 3.

Шаг 3. Коррекция деятельности.

Шаг 4. Самостоятельное оценивание выполненной работы, полу-ченного образовательного результата

Контрольно-оценочный этап. Включает не только оценивание учебно-познавательной деятельности школьника со стороны педагога, но и взаимооценивание и самооценивание деятельности. Оценивание деятельности школьников может проходить в разных форматах: комплексное оценивание заданий на основе технологической карты, ведение рефлексивного дневника, защита проектных и исследовательских работ, защита портфолио.

Рефлексивный этап. Задача этого этапа — оценивание учебных достижений обучающегося и себя как субъекта учебно-познавательной деятельности.

Аналитический этап. Педагог анализирует полученные результаты, делает выводы и вносит коррективы в учебные задания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.012 с.)