Тема 2.7. Педагогические технологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.7. Педагогические технологии



1)Понятие педагогической технологии обучения

Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

2)Классификация современных педагогических технологий

Классификация технологий обучения, предложенная Г.К. Селевко является наиболее полной, поскольку она опирается на целостный процесс обучения. Ученый-исследователь выделяет несколько обобщенных групп педагогических технологий по следующим психолого-педагогическим основаниям:

1. По уровню применения – общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии;

2. По философской основе – материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, прагматические и экзистенциалистические, свободного воспитания и принуждения;

3. По ведущему фактору психологического развития – биогенные (развитие психики определяет наследственность), социогенные (развитие личности зависит от её социального опыта и обучения), психогенные (развитие зависит от собственной активности личности), идеалистические (предполагает нематериальное происхождение личности и её качеств);

4. По научной концепции усвоения опыта – ассоциативно-рефлекторные, развивающие, гештальт-технологии, суггестивные, бихевиористские, интериоризаторские, нейролингвистического программирования и др.

5. По ориентации на личностные структуры – информационные (формирование знаний, умений и навыков по предметам - ЗУН), операционные (формирование способов умственных действий - СУД), эмоционально-художественные и эмоционально- нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ), эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы - ДПС);

6. По характеру содержания и структуры называют технологии – обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии (строятся на одной ведущей идее), комплексные (политехнологии) и проникающие (элементы одних технологий включаются в другие технологии и активируют их).

 

1. Обзор педагогических технологий обучения.

Информационные технологии обучения, Метод проектов, Игровые технологии, Технология деятельностного метода, Групповое обучение.

Контрольная работа, 2 сессия

Типовые вопросы и задания

1) Права участников образовательного процесса: родители (законные представители).

Права родителей. Родители имеют право:

- защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий;

- на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования;

- на выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях;

- на возмещение за счет государства затрат на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования;

 - на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;

 - на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;

 - на участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;

 - на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;

 - на перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в общеобразовательном учреждении при положительной аттестации;

 - выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе;

 - обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями;

- на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;

- на заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав;

 - проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, решении вопросов получения образования и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений (ограничения возможны только в случае наличия угрозы жизни или здоровью ребенка).

 Родители обязаны:

- обеспечивать и защищать права интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;

- обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении;

- выполнять Устав общеобразовательного учреждении;

 - не допускать неправильного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;

 - обеспечивать в пределах своих способностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка;

- содержать своих несовершеннолетних детей (порядок и формы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно;

в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке).

За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и иную ответственность.

Какие административные наказания могут применяться к родителям?

Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):

- в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей;

- за доведение их до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача;

 - за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения;

 - за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений. В каких случаях родители несут уголовную ответственность?

 В уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей:

 - за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом; - за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;

- за вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

- за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением;

- за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей. - Кто несет ответственность за вред, причиненный ребенком в возрасте до 14 лет?

 Родители, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Если в момент причинения вреда малолетний находился под надзором школы, больницы, оздоровительного лагеря и т. д., за вред будет отвечать учреждение, если оно не докажет, что вред возник не по его вине.

 Но если родители не имеют достаточных средств для возмещения вреда, а сам причинитель, став дееспособным, располагает такими средствами, суд имеет право потребовать возмещения вреда с того, кто его причинил. Также родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей (до 14 лет). - Кто несет ответственность за вред, причиненный подростком в возрасте от 14 до 18 лет?

Сам подросток. Если несовершеннолетний, причинивший вред в возрасте от 14 до 18 лет, не располагает необходимыми средствами, вред полностью или в недостающей части может быть взыскан с родителей или опекунов, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Но, если при достижении совершеннолетия, у причинителя вреда появилось достаточное имущество, вред будет возмещен из этого имущества.

- Кто и при каких обстоятельствах может лишить родителей родительских прав или ограничить их в правах?

Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они: - уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостно уклоняются от уплаты алиментов; - злоупотребляют родительскими правами; - жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют психическое и физическое насилие, покушаются на половую неприкосновенность; - совершили преступление против жизни или здоровья супруга. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью органы опеки и попечительства могут немедленно отобрать ребенка у родителей на основании решения органа местного самоуправления. С учетом интересов ребенка суд может отобрать ребенка у родителей без лишения родительских прав (ограничение родительских прав). Такое решение возможно по обстоятельствам, от родителей не зависящим (опасные заболевания, стечение тяжелых семейных обстоятельств и др.), и в случаях, когда оставление ребенка с родителями опасно для него. - Что влечет за собой лишение родительских прав? Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка. - Можно ли восстановить родительские права? Если родитель изменил поведение, образ жизни или отношение к воспитанию ребенка, он может быть восстановлен в родительских правах. - Как познакомиться с Уставом или Правилами внутреннего распорядка школы, узнать адреса и телефоны органов власти и должностных лиц, отвечающих за защиту прав детей? Уставы и вся указанная информация должна быть вывешена в школе и любом другом учебном учреждении. - Что такое семейное образование? Какие права и обязанности имеют родители при выборе этой формы образования? Семейное образование является новой для нас формой получения образования. Семейное образование - организация образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения. Родители (законные представители) имеют следующие обязанности: - заключить договор с образовательным учреждением; - определить организационную форму семейного образования; - обеспечить освоение ребенком общеобразовательных программ; - подготовить ребенка к прохождению обязательной итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Права родителей (законных представителей):

- ознакомиться с приказом о зачислении ребенка в общеобразовательное учреждение;

- ознакомиться с личной карточкой обучающегося;

- получать в общеобразовательном учреждении на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке общеобразовательного учреждения;

- получить в общеобразовательном учреждении методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

 - осуществлять промежуточную и итоговую аттестацию ребенка; - получать денежные средства в размере затрат на образование ребенка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном образовательном учреждении;

 - получить компенсации, установленные государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего возраста;

 - продолжить образование ребенка на любом этапе обучения в общеобразовательном учреждении.

2) методам контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский) мотивации:  

 

 

Сводная (обобщающая) таблица

Тема 2.3. Содержание образования

Таблица «Теории отбора содержания образования»

Теория отбора содержания образования Исторический период Сущность теории Достоинства Недостатки
Материализм название теории развития общества, разработаной в XIX-XX веках в трудах Карла Маркса, Фридриха Энгельса и их последователями мир материален, существует объективно, внесознания и независимо от сознания; материя первична - никем не сотворена - существует вечно; сознание и мышление - это свойство материи; мир, его закономерности познаваемы.   опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона - недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождение, прежде всего) и всего идеального.
Формализм рассматривала обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Заслуга представителей формальной теории содержания образо­вания состоит в том, что они обратили внимание на необходимость развития способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, представлений, мышления и т.д. Главным критерием поэтому при отборе учебных предметов должна служить развивающая ценность, наибо­лее сильно представленная в математике и классических языках. Слабость этой теории была обусловлена тем, что в программах обучения отража­лись прежде всего инструментальные предметы (языки, математи­ка)
Утилитаризм На рубеже XIX и XX столетий в США как ответ на неудовлетворенность теориями материального и формального содержания образования появляется утилитарная концепция - дидактический утилитаризм. Ее выдвинул американ­ский педагог Дж.Дьюи. Эти виды деятельности обеспечивают ту оптимальную про­грамму, которая основывается не на последовательности и преем­ственности в изучении предметов, а на свободе ученика формиро­вать новые отношения и типы поведения, связанные с его опытом.    
Структурализм В середине 50-х годов в связи с появлением программированного обучения была разра­ботана теория операциональной структуризации содержания обра­зования. Прежде всего устанавливается содержание тех действий, которыми учащиеся должны овладеть после проработки текста. Затем определяются рациональные способы преобразования «исходных знаний» учащихся, с кото­рыми они приступают к изучению темы, приобретенные знания и умения. что оптимальные програм­мы обучения, позволяя учащимся познавать и понимать про­шлое и настоящее, воспитывают их для будущего, готовят их к жизни в непрерывно меняющемся мире. Этой цели можно дос­тичь в том случае, если программы будут ориентированы не только на то, что ученик должен уметь, но и на то, каким мы хо­тим его вырастить.  

1. Список литературы по теме (автор, название, издание, год): не менее 5 (с указанием локализации – библиотека университета, ЭБС, внешний сайт).

2. Выписать определение понятий «технология обучения», «методика обучения». Оформите ответ в таблицу.

№ п/п Определения понятия ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ Выходные данные источника (учебника)
1. технология обучения – это наука о способах воздействия преподавателя на студента в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. https://studopedia.ru/7_24531_ponyatie-pedagogicheskaya-tehnologiya-i-metodika-prepodavaniya.html
2. Технология обучения – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. https://studopedia.su/15_45928_tehnologiya-obucheniya.html
№ п/п Определения понятия МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ Выходные данные источника (учебника)
1. способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
2. отрасль педагогической науки, частная теория обучения. Предметом методики является обучение определенному учебному предмету, а ее задачи состоят в изучении закономерностей этого обучения и установлении на их основе нормативных требований к деятельности преподавателя. К области методики относится изучение цели, содержания, форм, методов и средств обучения по определенному учебному предмету. https://didacts.ru/termin/metodika-obuchenija.html

3. Характеристика двух технологий (на выбор) с обоснованием преимуществ и недостатков.

4. Ознакомьтесь с произведениями А.С. Макаренко. Выпишите рекомендации по овладению технологией общения

5.Подготовьте реализацию педагогической технологии «Информационное зеркало» (класс, группа-на выбор).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.021 с.)