Тема 2. 1. Дидактика как теория обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 1. Дидактика как теория обучения



1. Дидактика как теория обучения. Характеристика основных понятий дидактики.

Дидактика - это теория обучения и образования, которая разрабатывает теоретические основы процесса обучения и исследует общие закономерности познавательной деятельности человека. Выделяют две функции дидактики: теоретическую и практическую. Если первая функция связана с описанием процесса обучения, его закономерностями, сущностью и т.п., то вторая функция - с конструированием проекта педагогической деятельности, которым будет руководствоваться педагог-практик в соответствии с целями образования. Обе функции неразрывно связаны между собой.

· Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач),- обеспе­чение информирования, воспитания, осознания и практи­ческого применения знаний.

· Учение — процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изме­няются ранее приобретенные.

· Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Учебный (дидактический) процесс содержит следующие глав­ные звенья взаимодействия:

· Знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека (информация, включенная в структуру личности). Знания включают в себя: факты, представления, понятия, законы, закономерности, идей, теории

· Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

· Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

2. Объект и предмет дидактики. Дидактика как система.

Объект дидактики - реальные процессы обучение во всем их объемах и во всех их аспектах; образование и обучение различных категорий обучающихся в разного вида учебных заведениях.
Предмет дидактики - обучение как средство образования и воспитания человека. Дидактику как систему научных знаний впервые разработал Я. А. Коменский, дав последовательное изложение принципов и правил обучения детей в работе «Великая дидактика» (1657 г). Он рассмотрел важнейшие вопросы теории обучения: содержание образования, дидактические принципы наглядности, последовательности обучения и др., организация классно-урочной системы обучения.

3. Сущность процесса обучения. Обучение как способ организации педагогического процесса.

Процессы учения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные формы деятельности учащегося и учителя и отражают двойственный характер процесса обучения.

Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способностей.

Сущность процесса обучения как совместной деятельности составляет единство преподавания и учения. В современном понимании для обучения характерны: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителей и учеников; 3) руководство со стороны учителя; 4) планомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учеников; 7) управление их развитием и воспитанием.

4. Сущностная характеристика и структура деятельности преподавателя.

В структуре обучения преподаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функционировать только в результате тесного взаимодействия с обучаемым как в непосредственной, так и опосредованной форме. Педагогическое руководство со сто­роны преподавателя складывается из планирования им соб­ственной деятельности и деятельности учащихся на уроке, организации этих деятельности, стимулирования актив­ности и сознательности деятельности школьников по усвое­нию знаний и способов деятельности, контролям регулирова­ния качества обученности и выполнения учащимися учебных действий, анализа результатов обучения и прогнозирование дальнейших сдвигов в личностном развитии учащихся.

5. Деятельность обучающихся в процессе обучения.

Учение как специфический вид деятельности имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования.

Целью учения является познание, сбор и переработка ин формации, выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии. Важнейшим компонентом учения являются мотивы, т.е. те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия.

Непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях.

Перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания и учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого, социального, практически прикладного значения предмета.

Интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень.

Следующий компонент учения - учебные действия (операции), совершаемые в соответствии с осознанной целью. Важно развивать мыслительные действия и конкретные мыслительные операции.

Неотъемлемыми структурными компонентами учения являются действия контроля, оценки и анализа результатов – самоконтроль, самооценка и самоанализ.

6)Воспитание в процессе обучения

Воспитание – одна из основных категорий педагогики.

Главная цель воспитания в современных условиях – создание материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого человека целостного комплекса ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие.

Основные закономерности воспитания: - формирование научного мировоззрения; - формирование мотивации в деятельности, добросовестности и активности в решении практических задач; - овладение общечеловеческими ценностями, историческим опытом и патриотическими традициями отечества; - гармоничное развитие каждой личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.005 с.)