Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. 1. Дидактика как теория обучения
1. Дидактика как теория обучения. Характеристика основных понятий дидактики. Дидактика - это теория обучения и образования, которая разрабатывает теоретические основы процесса обучения и исследует общие закономерности познавательной деятельности человека. Выделяют две функции дидактики: теоретическую и практическую. Если первая функция связана с описанием процесса обучения, его закономерностями, сущностью и т.п., то вторая функция - с конструированием проекта педагогической деятельности, которым будет руководствоваться педагог-практик в соответствии с целями образования. Обе функции неразрывно связаны между собой. · Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач),- обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. · Учение — процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. · Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия: · Знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека (информация, включенная в структуру личности). Знания включают в себя: факты, представления, понятия, законы, закономерности, идей, теории · Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. · Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. 2. Объект и предмет дидактики. Дидактика как система. Объект дидактики - реальные процессы обучение во всем их объемах и во всех их аспектах; образование и обучение различных категорий обучающихся в разного вида учебных заведениях.
3. Сущность процесса обучения. Обучение как способ организации педагогического процесса. Процессы учения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные формы деятельности учащегося и учителя и отражают двойственный характер процесса обучения. Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способностей. Сущность процесса обучения как совместной деятельности составляет единство преподавания и учения. В современном понимании для обучения характерны: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителей и учеников; 3) руководство со стороны учителя; 4) планомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учеников; 7) управление их развитием и воспитанием. 4. Сущностная характеристика и структура деятельности преподавателя. В структуре обучения преподаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функционировать только в результате тесного взаимодействия с обучаемым как в непосредственной, так и опосредованной форме. Педагогическое руководство со стороны преподавателя складывается из планирования им собственной деятельности и деятельности учащихся на уроке, организации этих деятельности, стимулирования активности и сознательности деятельности школьников по усвоению знаний и способов деятельности, контролям регулирования качества обученности и выполнения учащимися учебных действий, анализа результатов обучения и прогнозирование дальнейших сдвигов в личностном развитии учащихся. 5. Деятельность обучающихся в процессе обучения. Учение как специфический вид деятельности имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Целью учения является познание, сбор и переработка ин формации, выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии. Важнейшим компонентом учения являются мотивы, т.е. те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия.
Непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях. Перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания и учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого, социального, практически прикладного значения предмета. Интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень. Следующий компонент учения - учебные действия (операции), совершаемые в соответствии с осознанной целью. Важно развивать мыслительные действия и конкретные мыслительные операции. Неотъемлемыми структурными компонентами учения являются действия контроля, оценки и анализа результатов – самоконтроль, самооценка и самоанализ. 6)Воспитание в процессе обучения Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Главная цель воспитания в современных условиях – создание материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого человека целостного комплекса ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие. Основные закономерности воспитания: - формирование научного мировоззрения; - формирование мотивации в деятельности, добросовестности и активности в решении практических задач; - овладение общечеловеческими ценностями, историческим опытом и патриотическими традициями отечества; - гармоничное развитие каждой личности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.005 с.) |