Землеустройство в районах эксплуатации сырьевых ресурсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Землеустройство в районах эксплуатации сырьевых ресурсов



Огромные территории Российской Федерации включены в сферу разра- ботки и эксплуатации различных сырьевых ресурсов. Районы добычи мине- ральных богатств различаются как по видам добываемого сырья (нефть, газ, уголь, руда, апатиты, соль, глинозем и т.д.), так и по природным и социально-


экономическим факторам, что обусловливает специфику содержания и методы проведения землеустроительных работ.

Характерная особенность всех районов эксплуатации сырьевых ресурсов

- наличие нарушенных, загрязненных и подверженных негативному воздей- ствию земель, усиление отрицательного влияния на земельные ресурсы про- мышленного производства, нарушение сложившейся территориальной органи- зации сельскохозяйственного производства. Организацию рационального зем- лепользования в районах добычи и эксплуатации сырьевых ресурсов может обеспечить только комплексное землеустройство, начиная от схем использова- ния и охраны земель и кончая, проектами различного уровня.

Особенностями проведения землеустроительных работ в этих районах являются правильный учет и установление границ земельных угодий, подвер- гающихся негативному техногенному воздействию. По результатам многолет- них наблюдений установлено, что вначале появляются локальные нарушения земель, а затем по мере распространения техногенных последствий на приле- гающие территории - региональные нарушения.

Для районов эксплуатации сырьевых ресурсов помимо разработки гене- ральных схем использования и охраны земли должны разрабатываться отраслевые схемы, учитывающие специфику воздействия на землю негативных факторов и мероприятий и способы рекультивации и реабилитации земель. Важнейшими со- ставными частями отраслевых схем землеустройства являются:

- размещение объектов, ведущих разработку природных ресурсов;

- разработка комплекса мер по охране земельных ресурсов, включая за- щиту земель от различных загрязнений вследствие добычи нефти, газа, угля, бокситов, титановых руд и т. д.;

- проектирование мероприятий по борьбе с деградацией неустойчивых почв и ландшафтов в связи с промышленным освоением территорий;

- выделение и организация использования земель особо охраняемых тер- риторий.


Выделение земель предприятиям, ведущим разработку природных сырье- вых ресурсов, осуществляется на основе проектов межхозяйственного земле- устройства (проектов отвода). Например, предприятиям, добывающим полез- ные ископаемые, выделяется горный отвод.

Устройство территории внутри земельных участков, выделяемых про- мышленным предприятиям, определяется исходя из требований рациональной внутренней планировки земельных массивов на основе генеральных планов развития промышленных предприятий, разрабатываемых проектными институ- тами отраслевых министерств и ведомств в увязке со схемами территориально- го планирования соответствующего уровня.

Организация территории лесохозяйственных организаций осуществляется на основе проектов лесоустройства, разрабатываемых в системе органов, веда- ющих лесным фондом страны.

Внутреннее устройство особо охраняемых природных территорий (запо- ведников, национальных парков, заказников и т. д.) производится на основе проектной документации, разрабатываемой по заданию министерств и ве- домств, в ведении которых находятся эти территории.

Во всех случаях границы, площади и местоположение земельных участ- ков, предоставляемых для целей эксплуатации и охраны земельных ресурсов, определяются в ходе проведения землеустроительных работ.

9.6. Землеустройство на землях, находящихся в федеральной собственности

По состоянию на 1 января 2012 г. в государственной и муниципальной собственности находилось 1576,7 млн. га земель Российской Федерации (92,2

%). По данным государственного статистического наблюдения, осуществлен- ного Росреестром (форма 22- I), право собственности на земельные участки у Российской Федерации на эту дату возникло на площади 745,4 млн. га (47,0 %) от площади земель государственной и муниципальной собственности, в том числе 46, 5 млн. га за исключением земель лесного фонда.


Такие большие площади земель, находящихся в федеральной собственно- сти, требуют управления, что возможно только путём проведения комплекса землеустроительных работ.

Необходимо иметь в виду, что в настоящее время разграничено всего 758,1 млн. га земель Российской Федерации, что составляет всего 44 % общей территории страны по этому площадь объекта землеустройства после разграни- чения всего земельного фонда увеличится.

Проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной соб- ственности, должно включать в себя следующий перечень землеустроительных действий (работ):

- установление земель, находящихся в федеральной собственности, и раз- граничение государственной собственности на землю;

- разработка, согласование и реализация Генеральной схемы земле- устройства территории Российской Федерации;

- землеустроительное обеспечение административно-территориального деления территории Российской Федерации, упорядочение местоположения, площадей и границ федеральных округов, субъектов Российской Федерации, закрытых, муниципальных и других административно-территориальных обра- зований;

- установление государственной границы Российской Федерации, выяв- ление спорных территорий и границ между субъектами Российской Федерации, описание и определение границ муниципальных образований, организованных при проведении административной реформы;

- создание и сгущение опорных межевых сетей в целях проведения зем- леустройства на единой координатной основе;

- определение земель, отнесенных к категориям и видам, установленным законодательством Российской Федерации;

- природно-сельскохозяйственное районирование земель, включая уста- новление границ особо ценных и ценных сельскохозяйственных угодий;

- зонирование территорий вне поселений;

173


- определение земель федеральной собственности, в границах которых граж- данам и юридическим лицам могут быть предоставлены земельные участки;

- формирование государственного фонда перераспределения земель и иных специальных фондов для обеспечения земельными участками при рассе- лении беженцев, вынужденных переселенцев и военнослужащих, уволенных в запас, для жилищного строительства и молодым семьям, для предоставления земель казачьим обществам, включенным в реестр казачьих обществ Россий- ской Федерации; для ведения сельского хозяйства (коллективного садоводства, животноводства, огородничества, организация крестьянских хозяйств): для продажи на конкурсах и аукционах;

- установление территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Феде- рации, комплексное изучение биологических ресурсов и определение ресурсного потенциала земель территорий традиционного природопользования, организация оленьих пастбищ, охотничьих и иных промысловых угодий;

- изучение состояния земель в целях получения информации о количе- ственном и качественном их состоянии, находящихся в федеральной собствен- ности, а также получение информации о состоянии земель имеющей общена- циональный характер, включая проведение геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, осу- ществление оценки качества земель, как средства производства в сельском хо- зяйстве, и ресурсной оценки земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера. Сибири и.Дальнего Востока Рос- сийской Федерации;

- проведение инвентаризации земель федеральной собственности, образо- вавшейся после разграничения государственной собственности на землю, осу- ществление работ по упорядочению и установлению границ земельных участ- ков, находящихся в федеральной собственности, постановка их на государ- ственный кадастровый учёт;


- разработка федеральных целевых программ по охране земель, включаю- щих в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом осо- бенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий;

- выявление деградированных земель и разработка предложений |то кон- сервации с изъятием их из оборота;

- создание новых и расширение существующих земель особо охраняемых территорий и объектов и установление (упорядочение) их границ;

- подготовка предложений о резервировании земельных участков для фе- деральных нужд и определение границ этих земель;

- межхозяйственное землеустройство на землях, находящихся в феде- ральной собственности;

- внутрихозяйственное землеустройство на территории сельскохозяй- ственных предприятий федерального подчинения;

- разработка землеустроительных мероприятий по защите земель, нахо- дящихся в федеральной собственности, от эрозии, селей, подтопления, забола- чивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, за- ражения и других негативных воздействий, по мелиорации земель и рекульти- вации нарушенных земель, а также по предотвращению или ликвидации круп- номасштабных негативных воздействий или улучшению земель на больших территориях (водосборных бассейнах и др.), когда отдельные землевладельцы и землепользователи не могут самостоятельно осуществить эти мероприятия, а государство напрямую заинтересовано в их проведении:

- организация проведения землеустройства на землях сельскохозяйствен- ного назначения, находящихся в федеральной собственности, в целях их пере- распределения, разделения или консолидации.

Практика и опыт экономически развитых зарубежных стран показывают, что проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной соб- ственности, осуществляется на основании специально разрабатываемых феде-


ральных целевых программ и организуется специально уполномоченными службами.

Например, в США государственные земли находятся в ведении Феде- рального Землеустроительного бюро (Bureau of land Management, ВLM), явля- ющегося подразделением американского Департамента (Министерства) внут- ренних дел. Это Бюро учитывает и организует рациональное использование и охрану 253 млн. акров государственных земель, владеет правами на разработку недр на площади 245 млн. акров открытых земель и 700 млн. акров подземных запасов полезных ископаемых, поддерживает легальный статус для 331 млн. акров заповедников, созданных на государственных землях, таких, как нацио- нальные парки, заказники, заповедные леса, обеспечивает управление мине- ральными ресурсами и кадастровую съемку для 56 млн. акров индейских зе- мель (2011 г.).

В ведение Бюро землеустройства входят федеральные земли 12 отдельных штатов, 58 графств, где есть свои отделения и 140 муниципалитетов с местными отделениями. Ежегодный бюджет Бюро – 960 млн. долл. Всего в системе работает 10 тыс. чел. постоянных служащих и 2000 сезонных работников.

В своей деятельности Федеральное Бюро по землеустройству руковод- ствуется Федеральным Законом о Федеральной земельной политике и земле- устройстве (Federal Land Policy and Management Act) от 1976 г. (Public Law 94- 579, 94-th Congress).

Работа Бюро по землеустройству - один из источников денежных поступ- лений в федеральный бюджет (около 1 млрд. долл. ежегодно). Главные статьи дохода - продажа древесины и общественных земель, сдача в аренду пастбищ, а также дорог для проезда к собственности, продажа разрешений на разработку полезных ископаемых, предоставление услуг (обучение кадров, проведение ис- следований, оценка проектов, проведение закупок и др. (Более подробно см. Волков С.Н. Опыт землеустройства на землях сельскохозяйственного назначе- ния в США и Канаде. – М.: ГУЗ, 2012. – 42 с.).


Контрольные вопросы и задания. 1. В чем заключаются основные особенности зем- леустройства сельскохозяйственных организаций? 2. Какая проектная документация ис- пользуется при организации территории городских земель? 3. Расскажите о специфике землеустройства в районах Крайнего Севера. 4. Каковы главные особенности землеустрой- ства в регионах с негативными явлениями в использовании земель? 5. Каковы виды использу- емой проектной документации в районах эксплуатации сырьевых ресурсов? 6. В чём заклю- чается особенности землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственно- сти?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.01 с.)