Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель, характер и функции землеустройстваУчитывая, что землеустройство - это составная часть общественного спо- соба производства, его цель должна соответствовать цели эффективного разви- тия всей экономики и земельно-имущественного комплекса страны, а также от- ражать совокупность интересов государства, отдельных территорий предприя- тий и граждан в использовании земель. Цель землеустройства - рациональное использование и охрана земель, ор- ганизация территории и производства в соответствии с существующими зе- мельными отношениями. В связи с тем, что понятие «эффективность землеустройства» принадле- жит области общественного производства, следует сделать вывод: земле- устройство имеет государственный характер и является основным рычагом государства в осуществлении любых земельных преобразований. Из этого главного вывода вытекают следующее. Во-первых, землеустройство служит главным механизмом образования землевладения (землепользования) любого предприятия (учреждения, организа- ции), формирования новой, упорядочения существующей и перераспредления земельной собственности, поэтому без его проведения, составления проекта, вы- дачи документа, удостоверяющего право землевладения (землепользования), нельзя начать использование земель или производство. Следовательно, земле- устройство - основное условие организации предприятий. Во-вторых, при землеустройстве происходит взаимоприспособление про- изводства и территории или, другими словами, осуществляется территориаль- ная организация производства, в процессе которой с учетом плодородия почв, местоположения земель обосновываются производственное направление, спе- циализация предприятия и организуется его территория. В процессе земле- устройства решаются вопросы охраны и повышения плодородия почв, то есть создаются условия для эффективного использования земельной собственности. Государство заинтересовано в этом, так как налоги у эффективных собственни- ков земли более высокие. В-третьих, при землеустройстве создаются оптимальные (для данного уровня развития производительных сил и производственных отношений) орга- низационно-территориальные условия землевладения и землепользования, что особенно важно на стадии формирования новой земельной собственности. Этот процесс должен регулироваться и контролироваться государством. В-четвертых, в связи с выполнением землеустроительных работ как госу- дарственными землеустроительными предприятиями, так и частными органи- зациями государство должно контролировать землеустроительную деятель- ность, осуществлять независимую экспертизу землеустроительных проектов, принимать меры по рациональному распределению государственных средств, отпущенных на землеустройство, между исполнителями проводить аукционы, тендеры, осуществлять лицензирование, аккредитацию и другие меры по регу- лированию рынка землеустроительных услуг. В целях государственного регулирования и управления землеустройством, повышения качества и эффективности землеустроительных мероприятий основные виды работ, связанные с охраной и рациональным использованием земельных ре- сурсов, созданием базовой основы для ведения государственного земельного ка- дастра, должны выполняться специализированными государственными проектны- ми организациями. Для выполнения остальных землеустроительных работ заказчи- ки могут привлекать на конкурсной основе юридических и физических лиц (част- ных землемеров), имеющих соответствующие лицензии. Посредством землеустройства осуществляются следующие функции госу- дарственного управления земельными ресурсами. 1. Информационное обеспечение управления земельным фондом. Эта функция обеспечивается путем проведения при землеустройстве геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель. 2. Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов и их охраны. Осуществляется методом разработки федеральных и региональных и местных прогнозов и программ использования и охраны земель, а также пу- тём разработки схем землеустройства различных административно- территориальных образований, схем использования и охраны земель. 3. Совершенствование распределения земель в соответствии с перспекти- вами развития экономики, необходимостью улучшения организации террито- рий, использования и охраны земель в порядке межхозяйственного земле- устройства, связанного с образованием и упорядочением существующих земле- владений и землепользований, межеванием земельных участков, изъятием и предоставлением земель для несельскохозяйственных целей, установлением границ территорий и зон с особым правовым режимом земель и др. 4. Организация рационального использования гражданами и юридиче- скими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами ко- ренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Россий- ской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни на основе проектов внутрихозяйственного зем- леустройства. 5. Разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачива- ния, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами про- изводства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, зара- жения и других негативных воздействий на основе рабочих землеустроитель- ных проектов. 6. Осуществление государственного контроля (надзора) за использовани- ем и охраной земельных ресурсов и федерального государственного надзора в области землеустройства. 7. Осуществление государственной экспертизы землеустроительной до- кументации в целях обеспечения её соответствия исходным данным, техниче- ским условиям и требованиям. 8. Управление государственным фондом данных, полученных в результа- те проведения землеустройства. В любой стране мира государство через систему землеустройства реали- зует земельную политику, производя следующие действия: - принимаются законы о землеустройстве, предпринимаются другие дей- ствия, связанные с организацией рационального использования и охраны зем- ли; - определяется федеральный орган исполнительной власти, на который возлагаются функции по организации и проведению землеустройства, устанав- ливается его компетенция, разграничиваются государственное и частное земле- устройство; - выстраивается система землеустройства (определяются территориаль- ные органы, перечень землеустроительных действий, виды землеустроительной документации, утверждается землеустроительный процесс, устанавливается порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, научных исследований, финансирования и материально-технического обеспе- чения, международного сотрудничества и т.д.). В условиях развития земельного рынка существенно меняется содержа- ние землеустройства. При этом в системе землеустройства осуществляются следующие действия: - формирование государственных и муниципальных земельных фондов с установлением местоположения, площадей и границ земельных участков, под- лежащих реализации на аукционах, торгах, конкурсах, определение качествен- ных и стоимостных характеристик земли; - определение спроса и предложения на землю, мониторинг динамики зе- мельного рынка, рыночных цен на земельные участки, подготовка каталогов земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель и других фондах, систематическая публикация данных в средствах массовой информа- ции; - землеустроительное обеспечение операций с землей, в том числе фор- мирование, разделение и объединение земельных участков; подготовка земле- устроительных дел, других необходимых документов и проведение работ, свя- занных с предоставлением, изъятием (выкупом) земель, а также регистрацией прав на земельные участки и сделок с ними; - установление ограничений (обременении) в использовании земельных участков, а также в распоряжении этими участками при совершении сделок; - подготовка информации, необходимой для совершения сделок с земель- ными участками, проведения земельных аукционов, налогообложения и др.
127 Включение земли в товарный оборот вызвало необходимость расширения состава и содержания землеустроительных работ. Усложняются землеустрои- тельный процесс и состав документации, изменяются цели и задачи уполномо- ченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполни- тельной власти, наделенного функцией землеустройства. Все операции, связанные с оборотом земельных участков, образованием новых и упорядочением существующих землевладений, предоставлением и изъятием (выкупом) земель, должны быть обеспечены соответствующими про- ектами землеустройства и землеустроительными делами. Принципы землеустройства В связи с тем, что земля является природным объектом и основным при- родным ресурсом, а также объектом общественных отношений при проведении землеустройства необходим учет законов природы и общества, действующих независимо от сознания и воли людей. Это обстоятельство требует формули- ровки принципов землеустройства - исходных положений, отражающих его са- мые существенные черты, направленность, содержание и методы. Принципы не носят умозрительного, отвлеченного характера, а складываются в процессе практической и научной деятельности, исходя из социально-экономических по- требностей общества, природных условий и опыта проведения землеустрои- тельных работ. Общепризнанными считаются следующие принципы землеустройства. 1. Первоочередное решение природоохранных задач. Одно из главных про- тиворечий современной эпохи - быстрое развитие производительных сил при жесткой ограниченности природных ресурсов и во многом за их счет. Поэтому при землеустройстве необходимо добиваться гармоничных взаимоотношений че- ловека с природной средой, направлять хозяйственную деятельность на достиже- ние экологического равновесия в создаваемых антропогенных ландшафтах, обес- печивающих жизненные потребности человека. Это требует организации таких землевладений и землепользовании, в которых территориальные природно- хозяйственные комплексы были бы сбалансированными по линии потребление - 128 восстановление ресурсов, а также соблюдался приоритет природоохранных и эко- логических критериев, определяющих границы использования земель, над произ- водственными (экономическими). Этот принцип требует исключения любого варианта перераспределения земельных участков и организации территории, наносящего ущерб природной среде. 2. Максимальный учет природных, эколого-хозяйственных, агро- экологических, ландшафтных свойств территории и экологической устойчиво- сти ее отдельных частей, а также экономических условий при организации землевладений, землепользовании и территориальном размещении производ- ства и его отраслей, что обусловливает адаптивный характер землеустройства и его эффективность. Каждое муниципальное образование конкретное хозяйство и даже каж- дый отдельно обрабатываемый участок земли характеризуются определенными природными и экологическими свойствами. Неодинаковы климат, микрокли- мат, рельеф местности, степень увлажненности, потенциальная опасность раз- вития эрозии, культуртехническое состояние земель (степень закамененности, залесенности, закустаренности, закочкаренности, солонцеватости) и др. Хозяй- ства различаются по специализации, уровню фондовооруженности, квалифика- ции кадров. Естественно, это накладывает отпечаток на характер использования земель. Следовательно, при землеустройстве необходим обязательный учет при- родных, экономических и социальных условий региона, зоны, территории хо- зяйств и отдельных массивов земель. 3. Приоритет природоохранного и сельскохозяйственного землевладения и землепользования при перераспределении земель по категориям земельного фонда, между земельными собственниками, пользователями и арендаторами, а также отдельными видами угодий. Этот принцип вызывает необходимость обоснования при землеустройстве уровня интенсивности использования земель,
129 требует их ограниченного изъятия для несельскохозяйственных целей, консер- вации и рекультивации нарушенных земель. Одна из важнейших задач землеустройства - предотвращение и прекра- щение процессов ветровой и водной эрозии. В научно обоснованных проектах землеустройства предусматриваются соответствующая организация территории и противоэрозионные мероприятия. Планируются также рациональное исполь- зование и охрана пашни, сенокосов, пастбищ, земель под плодовыми и ягодны- ми насаждениями, естественной растительности, воздушного бассейна, водое- мов. Если земельный участок предоставляется под новый объект, это необхо- димо обосновать расчетами, не допуская излишеств, необоснованного расходо- вания продуктивных земель. Кроме того, при образовании несельскохозяй- ственных землепользований, их размещении на территории нужно учитывать не только организационно-территориальные аспекты производства, но и свой- ства объекта (например, промышленного предприятия), который будет функ- ционировать на данном участке. В частности, должна быть обеспечена охрана окружающей среды (земли, воды, атмосферы) от загрязнения и других вредных воздействий. Совершенствование производительных сил общества вызывает необхо- димость постоянных отводов земель для нужд промышленности, транспорта, городов, сел и других несельскохозяйственных целей. Площадь сельскохозяй- ственных угодий в расчете на одного жителя постоянно сокращается. Поэтому в процессе землеустройства для несельскохозяйственных нужд следует отво- дить минимально необходимую площадь, выбирая в первую очередь непригод- ные и малопригодные для сельского хозяйства земли, находить свободные площади в черте существующих населенных пунктов, в границах промышлен- ных, транспортных и иных предприятий, восстанавливать нарушенные земли. 4. Строгое соблюдение требований правового регулирования земле- устройства, землевладения и землепользования. Землеустройство призвано укреплять земельный строй государства, а не вносить в него хаос. Как известно, 130 местные органы власти всех уровней в пределах их компетенции от имени гос- ударства распоряжаются землей и предоставляют ее в собственность, пользова- ние и аренду посредством осуществления процесса землеустройства. Устанав- ливаемые при этом границы хозяйств и хозяйственных участков на местности должны быть четкими, чтобы обеспечить необходимый порядок использования земли, избежать земельных споров. 5. Комплексный характер организации территории и производства. Этот принцип определяет необходимость сбалансированности выделяемой земли, ее количественных и качественных характеристик и фондовооруженности, трудо- обеспеченности, технической оснащенности, других параметров предприятий, а также размещения объектов производственной и социальной инфраструктуры. Практика показывает, что наилучших экономических результатов доби- ваются те предприятия (организации), в которых земля находится в оптималь- ном соотношении с трудовыми ресурсами и производственными фондами. Лю- бое предприятие представляет собой сложную организационно-хозяйственную структуру, в которой решаются технологические, экономические, социальные и другие вопросы. Проблемы совершенствования расселения переплетаются с территориальным размещением производства, объектов социальной и произ- водственной инфраструктуры, агробиологические вопросы - с техническими и физико-химическими процессами и т. д. Поэтому и землеустройство должно иметь комплексный характер, решая во взаимосвязи задачи организации произ- водства, территории и совершенствования расселения. Например, сельскохо- зяйственное освоение земель должно сопровождаться дополнительным вложе- нием средств в производственное и жилое строительство, созданием дорожной сети, а введение в строй животноводческих ферм и комплексов - организацией кормовой базы, закладкой орошаемых культурных пастбищ и т. д. Вопросы ме- лиорации, внедрения рациональной системы земледелия, планировки сельских населенных мест необходимо учитывать при разработке землеустроительных проектов.
131 6. Экологическая, экономическая и социальная эффективность организа- ции территории. Этот принцип требует обоснования мероприятий по совер- шенствованию землепользования и землеустройства и комплексной оценки всех видов эффективности землеустройства. Без обоснования землеустроительных решений, сопоставления проектных данных с исходным положением на год землеустройства, выбора наилучшего варианта организации территории и его оценки по системе экологических, эко- номических и социальных показателей землеустройство не будет эффектив- ным. Именно комплексный учет всех видов эффективности землеустройства позволяет избежать односторонней направленности проектов, ошибок в ис- пользовании земли и обеспечить социальную справедливость при принятии землеустроительных решений. Эффективность производства может быть повышена лишь в том случае, если землеустройство проводится на научной основе, общие и частные предло- жения по организации производства и территории согласуются с долгосрочной перспективой использования и охраны земель, а проектные решения базируют- ся на последних достижениях научно-технического прогресса при организации информационного обслуживания на базе современных вычислительных и изме- рительных средств. Поэтому при землеустройстве создают организационно- территориальные условия, способствующие росту эффективности производства на основе передовых методов и систем ведения производства, а в сельском хо- зяйстве - путем внедрения прогрессивных форм организации и оплаты труда, осуществления природоохранных мероприятий. 7. Обеспечение стабильности землевладения и землепользования. Ста- бильность (устойчивость) землевладения и землепользования характеризуется длительностью владения и пользования земельным участком в неизменных границах. Достигается она, когда образуемые землевладения и землепользова- ния рациональны по всем основным параметрам, отсутствуют недостатки и не- удобства, вызывающие потребность во внесении изменений. Вместе с тем с те- чением времени по разным причинам (например, из-за изъятия земли) в земле- пользованиях могут возникать недостатки и неудобства, снижающие эффек- тивность производства; они должны устраняться. Кроме того, могут меняться условия хозяйствования, у предприятий появляются новые бизнес-планы и за- дачи. В таких случаях земельный участок (массив) совершенствуется путем из- менения площади, размещения, внутреннего состава на основе проекта земле- устройства. Необходимо сохранение при новом землеустройстве устойчивых элемен- тов организации территории (дорог, лесополос, севооборотов, многолетних насаждений, посевов и т. д.), а также по возможности приспособление всех землеустроительных мероприятий к сложившейся организационно- территориальной структуре. 8. Учет интересов общества, отдельных отраслей, собственников земли, землевладельцев и землепользователей. Развитие общества осуществляется по- средством удовлетворения различных интересов (государства, местных органов власти, юридических и физических лиц), в частности, в области землепользова- ния, которые нередко противоположны. Искусство землеустроителя - найти компромисс, в максимальной степени отражающий совокупность этих интере- сов. Например, между отдельными отраслями экономики страны по поводу ис- пользования земель могут возникать противоречия, которые должны разре- шаться в пользу той отрасли, интересы которой в наибольшей степени отража- ют интересы общества в целом. По мере развития производства появляется потребность в предоставлении земли для многочисленных новых землевладельцев и землепользователей, отно- сящихся к различным отраслям и сферам деятельности. При размещении транс- портных, горнодобывающих, энергетических предприятий и других объектов отводимое им место (участок земли для строительства) устанавливается в про- цессе землеустройства. При этом решаются вопросы выплаты компенсаций юридическим и физическим лицам, земельные участки которых затронуты в хо- де землеустройства. В ряде случаев этим землевладельцам и землепользователям при их согласии отводятся новые земельные участки. При временных отводах и нарушении почвенного покрова до возвраще- ния земель собственникам осуществляется их рекультивация, то есть восста- новление и приведение в первоначальное состояние. Удовлетворение различных интересов требует соблюдения гласности при проведении землеустроительных мероприятий. Сформулированные принципы позволяют рационально осуществлять землеустройство в соответствии с главной целью - организацией эффективного использования и охраны земель.
Контрольные вопросы и задания. 1. Почему без проведения землеустроительных ме- роприятий нельзя использовать землю? 2. В каких случаях землеустройство проводится в обязательном порядке? 3. Каковы основания проведения землеустройства. 4. Назовите ос- новную цель землеустройства. 5. Определите главные задачи землеустройства. 6. Почему землеустройство имеет государственный характер и что должно делать государство, проводя его? 7. Каковы основные функции землеустройства, обеспечивающие управление земельными ресурсами государства (региона, на местном уровне)? 8. Как можно обосно- вать принципы землеустройства?
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.005 с.) |