Критерии оценки текстового диктанта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценки текстового диктанта



Таблица 4

 

Балл Количество ошибок
1 Более, чем на 2 балла
2 10/0, 9/1, 9/0, 8/2, 8/1, 7/2, 6/4, 6/3, 5/5, 5/4, 4/6, 4/5, 3/7, 3/6, 2/8, 2/7, 1/9, 1/8, 0/10, 0/9
3 8/0, 7/1, 7/0, 6/2, 6/1, 6/0, 5/3, 5/2, 4/4, 4/3, 3/5,3/4, 2/6, 2/5, 1/7, 1/6, 0/8, 0/7
4 5/0, 5/1, 4/2, 3/3, 2/4, 1/5, 0/6
5 4/0, 4/1, 3/2, 2/3, 1/4, 0/5
6 3/0, 3/1, 2/2, 1/3, 0/4
7 2/1, 2/0, 1/2, 1/1, 0/3, 0/2 или 4 исправления на месте орфограмм (пунктограмм)
8 1/0, 0/1 или 3 исправления на месте орфограмм (пунктограмм)
9 1 негрубая орфографическая ошибка, или 1 негрубая пунктуационная ошибка, или 1—2 исправления на месте орфограмм (пунктограмм)
10 0/0, допускается 1—2 исправления не на месте орфограмм (пунктограмм)

 

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительных (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и др.) заданий (не более 4), выставляются две отметки — за каждый вид работы. В классном журнале обе отметки выставляются в одну графу по русскому языку: 8/7, 5/4, 3/3 и т. д.

 

Критерии оценки дополнительного задания

Таблица 5

Балл Степень выполнения заданий
1—2 Выполнено менее одного задания из четырех
3—4 Выполнено не менее одного задания из четырех
5—6 Выполнено не менее двух заданий из четырех (с учётом определённых погрешностей в оформлении и формулировках)
7—8 Выполнено не менее трёх заданий из четырёх (с учётом определённых погрешностей в оформлении и формулировках)
9 Выполнены все задания, при этом допускаются незначительные погрешности в формулировках или оформлении работы
10 Выполнены все задания, без погрешностей

      

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, включаются в число ошибок за диктант.

При наличии дополнительных заданий количество слов в тексте может быть сокращено по усмотрению учителя на 20 слов.

Если задание носит творческий характер, то его оценка осуществляется в соответствии с критериями оценки творческих работ (табл. 6).

При оценке результатов учебной деятельности учащихся по русскому языку учитываются текстовые (содержательные), грамматические, речевые, орфографические и пунктуационные ошибки.

 

Текстовые (содержательные) ошибки

Ошибки, ведущие к нарушению в изложениях и сочинениях основных текстовых признаков, в методике преподавания языка принято называть текстовыми. К типичным текстовым ошибкам относятся:

1) подмена темы, основной мысли и авторской позиции первичного текста при написании изложения;

2) неоправданное сокращение или увеличение подтем в изложении первичного текста;

3) неполнота раскрытия основных подтем, обедняющая содержание текста;

4) отсутствие аргументов для доказательства высказанных в сочинении мыслей;

5) неумение привлечь необходимые знания, жизненные наблюдения, литературный и социальный опыт для обоснования собственной позиции в сочинении;

6) содержание текста сочинения не соответствует обозначенной в заголовке теме;

7) искажение фактов, событий, имён, названий, дат;

8) нарушение последовательности развития мысли в тексте;

9) нарушение причинно-следственных, временных связей между предложениями;

10) нарушение смысловой цельности текста;

11) нарушение логической связи между предложениями внутри одной смысловой части;

12) пропуск предложений, необходимых для логического развития мысли;

13) неоправданный повтор одной и той же мысли в разных смысловых частях текста;

14) необоснованное абзацное членение текста;

15) нарушение композиционной стройности текста (соразмерности частей: вступления, основной части, заключения).

Грамматические ошибки

 

В речи функционируют три языковые единицы: слово, словосочетание, предложение. В структуре каждой из них может быть допущена ошибка.

Грамматические ошибки – это нарушения правильности речи, связанные с искажением структуры слова, словосочетания, предложения. Это нарушение грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

К типичным грамматическим ошибкам относятся:

I. Ошибки в структуре слова:

1) при образовании слов (например: непоседка вместо непоседа; раздумчивый взгляд вместо задумчивый; благородность вместо благородство, надсмехаться вместо насмехаться, подскользнуться вместо поскользнуться и др.);

2) при образовании форм слова:

а) имени существительного (например: облаки, рельса, с повидлой, без сапогов и др.);

б) имени прилагательного (например: красившее, более красивее и др.);

в) имени числительного(например: с пятистами рублями, у обеих друзей и др.);

г)местоимения (например: ихний, чегой-то, около его, к им на дачу и др.);

д) глагола (например: ездиет, хочат, ждя, ложит, махает, оставший рубль, веревка с перекусанным концом).

II. Ошибки в структуре словосочетания:

1) в согласовании (например: злой собака, травяная шампунь;

2) в управлении (например: удивляюсь его силой, жажда к славе, избежать от верной гибели, набраться сила ми, вернуться с Минска, поступить согласно приказа, заведующий магазина).

III. Ошибки в структуре предложения:

1) нарушение границы предложения (например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке, Он был хорошим. Потому что он всем помогал);

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например: Торжество счастья захлестнул а птицу. Но не вечн о ни юность, ни лето. Роман  “Дни Турбинных” написан ы М. Булгаковым);

3) ошибки в построении предложения с однородными членами (например: Девушка была румяной, гладко причесан а. Эта книга меня научила честности, смелости и уважать своих друзей);

4) в предложении с причастным оборотом (например: Деревья создавали тень, покрытые уже довольно густой листвой. Узкая дорожка была покрыта проваливающимся  снегом под ногами);

5) в предложении с деепричастным оборотом (например: Пролетая над бушующим океаном, силы стрижа иссякли. На картине изображён мальчик, широко расставив ноги и упершись руками в колени);

6) смешение видовременных форм глагола (например: Когда Пугачёв выходил из избы и сел в карету, Гринёв долго смотрел ему вслед);

7) в сложном предложении (например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами. Поезд приближался к перрону, как в дверь купе заглянул пожилой мужчина. Он готов согласиться даже с нелепым замечанием Хлестакова, когда тот сказал, что Земляника вчера был ниже ростом);

8) смешение прямой и косвенной речи (например: Онегин сказал, что меня это не тревожит. Белинский написал, что я не согласен с Писаревым);

9) пропуск слов в предложении (например: Мальчик быстро сделал уроки и помчался в футбол);

10) неудачный порядок слов в предложении (например: Он пришёл в уже плохом настроении);

11) удвоение (дублирование) подлежащего (например: Дворяне, они ненавидели Пугачёва).

 

Речевые ошибки

Речевые ошибки — это нарушения лексических, фразеологических норм, качеств культуры речи (точности, богатства, выразительности, чистоты, уместности).

К речевым ошибкам относятся следующие:

1) употребление слова в несвойственном ему значении (например: Поскользнувшись, я упал навзничь и ушиб колено (вместо ничком). Жилин радовался, что обратно (вместо опять) может совершить побег);

2) смешение паронимов (однокоренных слов, имеющих разное значение) (например: Мама велела мне надеть свитер, но я наперерез (вместо наотрез) отказался);

3) неоправданное употребление просторечных и диалектных слов (например: На вратаре майка, напяленная на рубашку. Одежа его была такова, На пришкольном участке наш класс посадил бураки и цибулю);

4) неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности или двусмысленности речи (например: Земляника напоминает ревизору, что он у него обедал (кто у кого обедал?). Пугачёв узнал Гринёва и простил его, вспомнив про подаренный ему (кому? Гринёву или Пугачёву?) тулуп);

5) употребление слов иной функционально-стилистической окраски (например: Весной везде хорошо: и в чистом поле, и в берёзовой роще, а также в сосновом бору и смешанных  лесных массивах);

6) неуместное употребление эмоционально-экспрессивных средств языка (например: С небесной лазури закапал холодный дождь. У Арбенина был дружок – князь Звездич);

7) неразличение оттенков значения синонимов или близких по значению слов (например: После футбола я пошёл домой с унылой головой (вместо понурой), потому что мы проиграли);

8) употребление лишнего слова, ничего не добавляющего к ранее высказанному (например: Наступил август месяц. Опустив голову вниз, он внимательно рассматривает борозду. Обед был очень роскошный);

9) нарушение лексической сочетаемости (например: Он выполнил (вместо исполнил) клятву. У меня коричневые (вместо карие) глаза. Подписан генеральский (вместо генеральный)план реконструкции центра);

10) повтор слова (например: Увидев человека, барс бросился в горы. Охотник увидел на лапе барса капкан);

11) употребление рядом или близко однокоренных слов (например: Однажды охотник охотился на зайцев);

12) смешение лексики разных исторических эпох (например: Печорин получил путёвку на Кавказ. Чичиков задержался в баре. На богатырях кольчуга, брюки, варежки;

   13)ошибки при воспроизведении фразеологических оборотов (например: факир (вместо калиф) на час, львиная часть (вместо доля), играть главную (вместо первую) скрипку, скрипя сердцем (вместо скрепя сердце), играть значение (вместо роль).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.011 с.)