Выявление нейропсихологического фактора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление нейропсихологического фактора.



В каждом синдроме симптомы сочетаются друг с другом закономерно. Эта закономерность обусловлена той причиной, которая вызвала к жизни эти симптомы.  Эта общая причина и есть нейропсихологический фактор, который становится системообразующим моментом для начала синдрома. Поскольку все симптомы, которые мы наблюдаем при поражении участка мозга и вызваны этим поражением, то, значит, нарушены физиологические условия и механизмы работы этого участка мозга. Фактор указывает на наличие такого нарушения. Таким образом, можно сказать, что понятие фактор как бы соотносит для нас видимое нами нарушение с физиологической причиной.

К группе базальных (основных) факторов относятся:

· модально-специфический;

·  кинестетический;

· кинетический;

· пространственный;

· произвольной регуляции психической деятельности;

· энергетического обес­печения;

· межполушарного взаимодействия.

Модально-специфический фактор связан с работой тех отделов мозга, куда поступает информация от органов чувств (тактильных, слуховых и зрительных).

Например, при формировании образа буквы эффективным приемом является ощупывание и лепка ребенком букв. Органы чувств и соответствующие зоны мозга взаимодействуют между собой, и работа одного анализатора активизирует работу другого. В онтогенезе анализаторные зоны созревают с разной скоростью. Однако известно об опере­жающей готовности тактильной сферы, что следует учи­тывать в обучении детей старшего дошкольного и млад­шего школьного возраста. Слуховое восприятие включает в себя смыслоразличительную функцию фонематического слуха, без которой невозможно развитие письменной и устной речи.

Кинетический фактор обеспечивает передачу сигналов, поступающих от рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах, и, следовательно, тесно связан с тактильным модально-специфическим фактором. За работу кинетического фактора ответственна обширная теменная область головного мозга.

Кинестетический фактор участвует в формировании представлений о собственном теле и тесно связан с ки­нетическим. Развитию каждого из этих факторов спо­собствует двигательная активность ребенка в различных сферах, что должно быть объектом обучения и разви­тия.

Пространственный фактор отвечает за восприятие и пе­реработку пространственных характеристик и является од­ной из наиболее сложных форм психического отражения и адаптации. За работу этого фактора отвечает нижнете­менная область мозга, занимающая промежуточное поло­жение между отделами мозга, обеспечивающими пере­работку зрительной, слуховой и тактильной информации.

Существуют три составляющие пространственной организации:

1) реальное пространство,

2) представления о про­странстве,

3)  квазипространство.

Квазипространство — упорядоченность в системах знаков и символов, выра­ботанная человечеством для обобщения представлений о мире с возможностью передачи их другим людям.

 Пространственный фактор развивается на основе ак­тивных движений в реальном, многомерном и дина­мичном мире с опорой на схему собственного тела и взаимодействие органов чувств различной модальнос­ти. Ребенку часто недостает такого развития, что при­водит к отклонениям в функциогенезе (созревание пси­хических функций) и трудностям в обучении. Сейчас исчезла «дворовая культура», включавшая подвижные игры, движения и перемещения. Компьютерные игры в виртуальном пространстве не заменят реаль­ной пространственной ориентировки при игре, напри­мер в «Жмурки», «Прятки» или «Вышибалы».

Фактор произвольной регуляции психической деятельно­сти связан с работой лобных отделов мозга. Именно этот фактор часто является слабым звеном в психической дея­тельности ребенка, что выражается в отвлекаемости, не­доведении действий до конечного результата, отсутствии самоконтроля. Известно, что лобные отделы мозга закла­дываются в эмбриогенезе первыми, а завершают свое раз­витие последними. С точки зрения эволюции это явление объясняется тем, что непроизвольное, нерегулируемое и непосредственное поведение ребенка дает ему больше степеней свободы в развитии познания.

Фактор энергетического обеспечения связан с работой глубинных отделов мозга, которые регулируют витальные (жизненные) потребности, биологические ритмы, систе­мы жизнеобеспечения организма. Неразвитость этого фак­тора обнаруживается в первую очередь в процессах памяти и внимания.

Фактор межполушарного взаимодействия обеспечива­ет обмен информацией между полушариями, а также гармоничность, последовательность и одновременность по­знавательных процессов. Если этот фактор недостаточ­но сформирован, нужно по нейропсихологическим син­дромам определить «мишень» коррекционной помощи ребенку.

 

4. Принцип выделения первичных, вторичных, третичных следствий поражения участка мозга. Первичными являются нарушения, которые связаны с нарушением того звена психической функции, которое прямо соотносится с работой данного участка мозга. Но если нарушена работа одного звена, то нарушается работа и всей функциональной системы, т.е. возникает системное расстройство.

Нарушение работы целой системы приводит к функциональным перестройкам, к попыткам мозга как бы компенсировать работу нарушенного звена за счет других сохранных звеньев. 

Пример. Левая височная область, вторичная гностическая зона. Ее поражение приводит к нарушению дифференциации фонем. Это собственная функция вторичных гностических зон. Поэтому возникающее расстройство носит первичный характер. Нарушение одного звена расстраивает работу всех функциональных систем, которые включают в себя это звено, в частности, нарушение всех функциональных систем, связанных с речепониманием.  Нарушение речепонимания, письма под диктовку. Это вторичные следствия поражения определенного участка мозга. 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.007 с.)