Состав и объем выпускной квадификационной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состав и объем выпускной квадификационной работы



 

Выпускная квалификационная работа складывается из трёх больших, равных по значимости составляющих, каждая из которых является логическим продолжением предыдущей. Сюда входят:

1. Пояснительная записка.

2. Проектно - графическая часть. 

3. Модель, выполненная в материале.

Пояснительная записка

Пояснительная записка является важной составной частью выпускной квалификационной работы, в которой обосновываются принятые решения.

В состав пояснительной записки входят:

I. Титульный лист

II. Задание на выполнение бакалаврской работы  

III. Содержание

IV. Введение

V. Основная часть

1. Теоретико-аналитическая глава: разработка коммуникативной стратегии

1.1. Анализ проектной ситуации

1.2. Разработка концепции авторской коллекции

1.3. Эскизный проект авторской коллекции

1.4. Фотосессия модели, выполненной в материале

2. Художественно-проектная глава

2.1. Конструкторско-технологический раздел

2.1.1. Технический эскиз и описание внешнего вида модели

2.1.2. Обоснование выбора материалов

2.1. 3. Разработка модельной конструкции проектируемого изделия

2.2. Разработка технологии изготовления проектируемого изделия

VI. Заключение

VII. Приложения: графический материал, содержащий чертежи, не вошедшие в демонстрационный материал планшетного ряда (поисковые варианты и эскизы, графические материалы, представляющие дизайн-решение), фотографии, справочные таблицы, CD-R с электронной версией пояснительной записки и графических материалов

VIII. Список использованных источников (литературы).

Объем пояснительной записки определяется в пределах 60-70 страниц печатного текста.

Титульный лист является первой страницей ВКР (на нем номер 1 не проставляется, но учитывается). Оформляется на стандартном бланке и содержит название темы; фамилию, имя, отчество, направление подготовки и учебную группу обучающегося; фамилию, имя, отчество, ученую степень и ученое звание (должность) руководителя ВКР.

Оглавление должно быть подробным, с наименованием всех глав, разделов, подразделов и пунктов, строго им соответствовать по тексту, с присвоенной им нумерацией, а также с указанием номеров страниц, на которых размещается начало разделов и подразделов. Нумерация разделов начинается с первого основного раздела.

В качестве небольшого замечания хочется предостеречь выпускников от ошибки: не нужно рассчитывать на то, что за счёт увеличения количества иллюстраций можно выполнить требование к объёму бакалаврской работы. Иллюстрации не влияют на объём бакалаврской работы. Члены ГЭК являются специалистами в сфере дизайна, и без сомнений, они отметят: 

– баланс текста и иллюстраций;

– оптимальность масштаба используемых иллюстраций;

– эффективность подачи и убедительность аргументации;

– верстку иллюстраций и т.п.

Поэтому главное помнить о целевых установках и выполнять работу, следуя им.

Введение является обязательным элементом выпускной квалификационной работы. Во введении обосновывается выбор темы работы, ее актуальность и практическая значимость, дается анализ выбранной литературы, определяются цель, объект, предмет и методы исследования, формулируются задачи исследования, раскрывается структура исследования, степень разработанности исследуемой проблемы в научной литературе, теоретическая база исследования, т.е. перечисляются наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме; формулируется и обосновывается отношение обучающегося к их научным позициям.

Прежде всего во введении описывается актуальность темы бакалаврской работы, современное состояние проблемы. Логику для изложения следует здесь выбрать «от общего к частному». Другими словами, небольшое внимание уделите актуальности данного направления в широком смысле, а потом акцентируйте внимание на свою конкретную ситуацию, коротко раскройте ее особенности.

Обоснование актуальности темы исследования – одно из основных требований, предъявляемых к выпускной квалификационной работе обучающегося. Для обучающегося выбор темы исследования начинается, прежде всего, с выбора наиболее интересующего его предмета из ранее изученных, а также с учетом его интересов в дальнейшей профессиональной деятельности.

Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность. Обучающийся должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния экономики, управления, права и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы. Необходимо также обосновать недостаточность ее разработанности в научных исследованиях, необходимость изучения проблемы в новых современных социально-экономических, политических, законодательных и иных условиях и т.д.

Актуальность исследования определяется необходимостью, потребностью изучения выбранной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики. Обосновывая актуальность темы работы, следует сформулировать проблему, дать краткий анализ и оценку изложенных в литературе теоретических концепций и научных положений, а также ряд важных прикладных аспектов данной проблемы. Для этого во введении нужно рассмотреть степень разработанности проблемы. Источники, указываемые в этом пункте (параграфе) обязательно разделяются и группируются (расписываются) по типам, научным направлениям (школам), объектам исследования и т.п.

Необходимо показать специфику и особенность формирования и развития изучаемых процессов, которые нуждаются в теоретическом осмыслении и практическом регулировании в современных условиях. В связи с этим выпускная квалификационная работа может рассматриваться как один из вариантов решения проблемы, тем самым, приобретая теоретическую и практическую значимость, т.е. актуальность. 

Во введении выпускник должен обосновать, почему тема должна разрабатываться именно сейчас, ответить на вопрос «Существовала ли прежде теоретическая база для решения данной проблемы?». Если тема разрабатывалась и прежде, то нужно показать, почему необходимо исследовать выбранную проблему с новых позиций и т. д. В общем смысле актуальность темы по направлению «дизайн» определяется необходимостью, с одной стороны, формировать гармоничную среду, обеспечивающую рост качества жизни населения, с другой стороны, повышать конкурентоспособность экономики. 

Актуальность и практическая значимость выполненной работы взаимосвязаны. Если актуальность является свидетельством того, что в процессе выполнения бакалаврской работы решена реальная теоретическая или конкретно-практическая проблемы, то практическая значимость заключается во внедрении дизайн-разработок, применении их в реальных сферах жизни населения.

Выпускная квалификационная работа может получить рекомендацию к внедрению либо акт о внедрении от организации, на базе которой выполнялась работа. Кроме того, обоснование представленных на защите бакалаврской работы дизайн-разработок может выявить пути их внедрения. И это также будет свидетельствовать о практической значимости работы.

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта и предмета исследования. 

Объект – это процесс(ы) или явление(я) общего характера порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения (область исследования)

Предмет – нечто конкретное, что находится в границах объекта (в границах области исследования). 

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования - те значимые свойства, стороны, особенности объекта, которые собирается исследовать обучающийся в своей работе. Обычно предмет содержит в себе центральный вопрос исследуемой проблемы,
и, как правило, находит отражение в названии выпускной квалификационной работы,
по сути с ним совпадая. 

Цель исследования ориентируется на его конечный результат и отражает главную установку, которая решается всей исследовательской работой - ВКР.

Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки выпускной квалификационной работы обучающимся. Цель исследования (или гипотеза исследования) ориентируется на его конечный результат и отражает главную установку, которая решается всей исследовательской работой. 

Для реализации поставленной цели формулируются задачи исследования, в них ставятся вопросы, на которые должен быть получен ответ. Решению каждой задачи может быть посвящен отдельный раздел.

Задачи исследования выпускной квалификационной работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели. 

Задачи представлены в названиях глав, разделов и подразделов пояснительной записки. В сформулированных задачах содержится ответ на вопрос: «Что необходимо выполнить, чтобы дизайн был осуществлён, и цель была достигнута?». Вначале задачи могут быть сформулированы умозрительно, в самом общем виде, на основе выданного задания к ВКР. В дальнейшем, в ходе изучения и анализа литературы, визуальных материалов по теме, задачи будут уточняться. Поскольку примерная структура пояснительной записки была представлена, то можно сказать, что студент может в первом приближении сформулировать задачи. Чтобы задачи были четкими и конкретными при их формулировке, используются следующие слова: «выявить», «установить», «определить», «проанализировать», «разработать», «раскрыть».

В условиях современного дизайна вопросы по изучению факторов, влияющие на формировании современных трендов в области моды (дизайна костюма), имеют важное значение. Проведя анализ и исследование отдельных теоретических вопросов дизайна, используя экспериментальный материал, полученный при проведении исследования по теме ВКР, студент должен выявить факторы, влияющие на формирование определенных направлений и трендов в дизайне костюма, необходимость увязать логическое проектирование с интуицией образного мышления дизайнера-творца, инспирированный различными творческими источниками.

После определения задач излагаются методы исследования. Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Метод – это совокупность приемов. Другими словами, прием – это часть метода. 

Разработка каждой темы – это индивидуальная работа, организованная выпускником, поэтому выбор методов из представленного списка также за студентом.

Эмпирические методы – это методы для изучения конкретных явлений. К ним относятся наблюдение, интервью, фокус-группы, анкетирование, опрос (Интернет-опрос), собеседование, мнимая покупка, тестирование, счет, измерение, сравнение. Данная группа методов находит наибольшее применение при реализации теоретико-аналитической части бакалаврской работы: при анализе проектной ситуации, аналогов, целевой аудитории, конкурентов, исследовании потребностей заинтересованных лиц и др. В проектной части эта группа методов может использоваться при технико-экономическом обосновании разработки.         

Мнимая покупка (наблюдение) является методом изучения потребителя посредством наблюдения за ним (например, в торговом зале). Мнимым покупателем можете быть выпускник: под видом обычного покупателя наблюдать за поведением потребителя.

Опросы и интервью позволяют собрать информацию об особенностях восприятия целевой аудитории, ее мнениях, например, об удобстве использования какого-либо объекта.

Отдельно хочется обратить внимание на метод фокус-группы, который предполагает проведение дискуссии, во время которой 7–10 респондентов, подобранных по определенным признакам, обсуждают определенную проблему. Данный метод позволяет выявить психологические установки, особенности восприятия, потребности.

Теоретические методы – это методы для логического исследования фактов, суждений, умозаключений и теоретических обобщения. К таким методам относятся: 

– метод классификации, метод сравнений, системный и типологический методы, которые используются для анализа объектов графического дизайна (аналогов), для анализа своих эскизных поисков на начальном этапе разработки графического решения; 

– метод стилистического анализа: используется для определения визуальных особенностей анализируемых объектов; 

– метод синтеза и обобщений: используется при сопоставлении и интеграции принципов, идей и результатов отечественных и зарубежных исследований в области теории и практики дизайна; 

– метод индукции: если теоретико-аналитическая часть строилась на базе конкретного визуального материала; метод дедукции: если сначала изучалась теория вопроса, а потом она рассматривалась в применении к конкретным случаям.

– исторический метод: если необходимо обращение к историческому контексту, установление некой хронологии или этапов.

Использование различных методов обусловлено необходимостью решения различных задач при разработке темы. Рекомендации по использованию того или другого метода являются примерными и не ограничивают возможность их применения при решении других задач.

Следующим этапом при написании введения определяется практическая значимость. Бакалаврская работа носит конкретно-практический характер, здесь вы представите результаты, которые будут вами достигнуты. Не ограничивайтесь указанием того, какие дизайн-разработки были выполнены, краткой их характеристикой. Выпускнику необходимо также указать, что обеспечит внедрение данных разработок, на «что» и «как» они повлияют. Значение разработок выпускника можно описать через подобные фразы: позволят привлечь внимание.., повысить…, сделать запоминаемым…; сократить и т. д.

При описании структуры дается краткое представление пояснительной записки и состава практической части. Для более ясного понимания обратимся к упрощенной схеме данной части введения.

«Бакалаврская работа состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть (пояснительная записка) содержит введение, где раскрываются актуальность выбранной темы, объект, предмет исследования, цель и задачи, методы исследования и практическая значимость. В первой главе рассматриваются….. Вторая глава посвящена… Заключение содержит основные выводы исследования. Библиографический список представлен … наименованиями. Практическая часть бакалаврской работы выполнена на пяти графических планшетах, наглядность которых дополняют оригинал-макеты…». Полагаем, что предложенные рекомендации помогут студенту справиться с описанием структуры без труда.

Во введении должны быть показаны логика и структура ВКР, назван объект, на примере которого проводились исследования. 

Объем текста введения в работе строго не регламентирован - обычно он составляет 2-5 страниц.

 

Основная часть (50–55 с.)

Состоит из двух связанных и соподчиненных глав, каждая из которых подразделяется на несколько разделов (подразделов, пунктов, подпунктов). При необходимости число разделов может быть увеличено. Первая глава представляет собой предпроектное исследование (теоретико-аналитическая глава); вторая глава – проектный этап (художественно-проектная глава). Каждая глава, раздел, подраздел должны иметь название, отражающее ее (его) содержания. Все части ВКР, главы, разделу и подразделы должны быть взаимосвязаны, логически обосновывать и раскрывать содержание ВКР.

В основную часть не следует выписывать из учебников и книг общеизвестные положения, определения и т. д. Главы пояснительной записки сопровождаются схемами, чертежами и рисунками. Возможна замена глав в зависимости от специфики выбранной темы по согласованию с руководителем проекта. В этом случае составляется индивидуальное задание на выполнение ВКР по конкретной теме, обосновывается необходимость замены одной главы на другую или (в случае научно-исследовательской направленности работы) ее полное исключение из пояснительной записки.

Первая глава (теоретико-аналитическая глава) пояснительной записки должна раскрывать сущность стратегии исследования, где автор должен представить «технологию» решения проектной задачи в соответствии с выданным заданием и описать результаты исследования проектной ситуации, результаты сбора необходимых данных и их анализ. 

Конечной целью этого этапа работы является создание эскизного проекта авторской коллекции. Теореко-аналитическая глава должна содержать:

- обзор материала по теме исследования; 

- разработку концепции авторской коллекции; 

- эскизный проект авторской коллекции;

- фотосессию модели, выполненной в материале.

«Предпроектное исследование» раскрывает содержательные основания будующей практической разработки обучающегося. Представленная ранее детализация разделов пояснительной записки является примерной, поскольку выбранная тема ВКР может внести уточнения в вопросы, которые необходимо рассмотреть. Итак, для исследования обучающемуся понадобится:

Анализ проектной ситуации (20 - 25 страниц, содержащие текст и иллюстрации в соотношении примерно 1:1). Анализ проектной ситуации по теме исследования должен полно излагать состояние проблемы (историю вопроса), которой посвящена работа. Сведения, содержащиеся в указанном подразделе, должны позволить объективно оценить современный уровень разработанности темы исследования, его актуальность, целесообразность выбранного пути исследования и средств достижения цели.

Подраздел обязательно должен включать обзор современных тенденций развития моды. В соответствии с темой ВКР и заданием на проектирование следует провести анализ современных аналогов проектируемых изделий и их составляющих, обращая внимание на силуэт и форму, образное решение, конструкции, цвета и фактуры применяемых материалов, характер отделки и т. п. 

Эта часть записки может также включать рассмотрение и анализ современных технологий формообразования; методов и методик дизайн - проектирования.

Если проект разрабатывается на основе исторического или национального костюма, т. е. «коллекция по мотивам», то необходимо провести глубокий анализ первоисточника – его образа, формы, силуэта, пропорций, конструкции, цвета, материала и т.д. 

Материалы исследовательской части следует излагать, придерживаясь некоторых общих принципов:

- повествование ведётся от простого – к сложному, от общего – к частному;

- последующее основывается на предыдущем, предыдущее подкрепляется последующим; - каждое утверждение подкрепляется достаточным количеством примеров;

- суть дела не заслоняется второстепенными фактами.

Результаты исследования должны сопровождаться иллюстрациями – зарисовками, копиями, таблицами, коллажами, которые включаются по мере необходимости по ходу текста. Необходимо отбирать только тот материал, который имеет непосредственное отношение к теме работы.

В заключительной части данного подраздела формулируется доказательство актуальности темы, целесообразности выбранного пути как следствие результатов анализа современного состояния исследуемой проблемы (вопроса).

       Разработка концепции авторской коллекции. (4-6 страниц, включая moоdboard). Этот подраздел записки является наиболее творческим и заключается в анализе и словесном описании интуитивных ощущений, вызванных зрительным ассоциативным рядом, в процессе которого формируется некая генеральная идея коллекции – концепт, выражающий авторскую точку зрения на современную моду в целом и разрабатываемую тему в частности. Работа по разработке концепта начинается с формирования moоdboard или атмосфера-карты, которое заключается в подборе картинок, фотографий, образов и т.д., передающих настроение будущей коллекции. В ней (атмосфера-карте), в цвете и тоновых отношениях, образах, ассоциативно заложено выражение ощущений, отражающих девиз коллекции.

                   Пример оформления атмосфера – карты представлен в приложении 5.

                   В процессе формирования авторской концепции рассматриваются следующие вопросы:

1. Возраст и социальная группа целевой аудитории. Данный пункт описывается как можно точнее. Дизайнер должен знать свою целевую аудиторию, чтобы идентифицировать себя с ней, знать её потребности «изнутри». 

2. Ассортиментный ряд коллекции. 

3. Описание образа героя (героини) коллекции. Характер, жизненное кредо, стилевые предпочтения, образ жизни, макияж, дополнения, обувь, аксессуары, и т д.

4. Предполагаемые ткани, используемые в коллекции. Фактура, цвет, состав, свойства, тактильные ощущения.

5. Характеристика и обоснование применяемых методов, целесообразность тех или иных элементов, используемых при проектировании коллекции.

       Эскизный проект авторской коллекции. В этой части пояснительной записки должны быть представлены эскизы двух видов: рабочие эскизы и творческие эскизы.

                   Рабочие эскизы выполняются в единой манере и представляют собой логические ряды – черновой вариант или «размышления» на тему коллекции, в которых прослеживается ход мысли автора. Рабочие эскизы могут быть выполнены на белых или цветных листах формата А4 в любой технике (чёрно - белая или цветная графика). Общее количество рабочих эскизов – 15 - 20 штук (по 3 - 5 эскизов на листе).

       Пример оформления рабочих эскизов представлены в приложении 6.

       Творческие эскизы отображают законченный вариант коллекции, т. е. модели, непосредственно вошедшие в её состав. Не обязательно располагать каждую модель на отдельном листе, – на одном эскизе могут быть изображены несколько моделей, или наоборот – только фрагмент модели. Кроме того, эскизы могут включать текстовые элементы. Основная задача здесь – как можно более полно, убедительно и образно выразить авторский замысел. Творческие эскизы выполняются на белых или цветных листах формата А4 в любой технике, на усмотрение автора и руководителя проекта, включая коллаж. Количество творческих эскизов – 6 - 8 штук.

                   Примеры оформления творческих эскизов представлены в приложениях 7, 8.

                   Фотосессия модели, выполненной в материале. В записке приводится 7 - 10 фотографий модели, выполненной в материале в разных ракурсах и разного масштаба изображения, чтобы представить всё разнообразие применяемых материалов, нюансы и детали декора, фурнитуру, а также общую форму и силуэт изделия в целом.

 

Вторая глава пояснительной записки представляет дизайн-разработку, где с исчерпывающей полнотой необходимо описать и обосновать ее образное, конструктивно-технологичекое решение. Здесь автору необходимо представить результаты визуализации и выбора технологий.

В данной главе необходимо освещаются следующие вопросы: 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.036 с.)