Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы



Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы

Направление подготовки                54.03.01 Дизайн

Квалификация выпускника          бакалавр

Направленность (профиль)            дизайн костюма

Форма обучения                               очная, очно-заочная, заочная

 

 

 

Санкт-Петербург

2021 г.


ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические указания разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 г. № 1004 (далее – ФГОС), Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 636, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 № 301.

Требования к выпускной квалификационной работе определяются ГОСТом и рекомендациями образовательного учреждения. ГОСТ 7.32-2017 «Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», так же ГОСТом Р 7.0.100-2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Государственная итоговая аттестация по основной профессиональной образовательной программе (далее – ОПОП) проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты
и процедуру защиты.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выпускная квалификационная работа (далее – ВКР или бакалаврская работа) обучающихся в АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС» (далее – Университет) по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», профиль подготовки «Дизайн костюма», квалификация «Бакалавр», представляет собой законченную разработку (исполнение), в которой систематизируются, закрепляются и расширяются полученные во время обучения общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. В ВКР должно быть продемонстрировано применение профессиональных компетенций при решении разрабатываемых вопросов и проблем в области дизайна костюма, связанных с выполнением дизайн-проекта, а также проекта в материале по выбранной теме. При этом ее результатом является не только защита работы в государственной экзаменационной комиссии (далее – ГЭК), но и демонстрация степени подготовленности студента к выполнению самостоятельной практической работы и его профессиональная пригодность и конкурентоспособность на современном рынке труда. Выполнение ВКР и его защита в ГЭК - завершающий этап творческого профессионального обучения и воспитание обучающегося проходит под руководством руководителя ВКР.

Выполнение выпускной квалификационной работы имеет своей целью:

1. систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн, по профилю подготовки «Дизайн костюма», применение этих знаний при решении конкретных научных, творческих, проектных, технических, экономических и производственных задач;

2. развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методами исследований, экспериментирования и проектирования в области графического дизайна при решении разрабатываемых в выпускной квалификационной работе задач и вопросов;

3. выяснение степени подготовленности обучающихся к самостоятельной работе в условиях современного рынка труда в профессиональной области графического дизайна.

Проведение итоговой аттестации в форме выпускной квалификационной работы позволяет одновременно решить целый комплекс задач:

1. теоретическое обоснование и раскрытие сущности теоретических категорий, явлений и проблем по избранной теме;

2. анализ собранного и обработанного материала по избранной теме;

3. изыскание путей (способов, методов) улучшения организации и повышения эффективности работы в соответствующей сфере профессиональной деятельности;

4. разработка научно обоснованных выводов, предложений и рекомендаций по избранной теме.

ВКР показывает уровень освоения обучающимся методов научного исследования предметно-пространственной среды, объектов графического дизайна, арт-дизайна, умения делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности в изучаемой области.

Написание и защита ВКР призваны обеспечить закрепление, систематизацию и расширение теоретических и практических знаний в сфере графического дизайна в процессе исследования и применения полученных знаний при решении задач конкретного исследования; развитие навыков самостоятельной работы и применение методов исследования при решении задач по проблеме исследования; выявление уровня подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

Общим требованием к каждой выпускной работе является достижение максимально возможной, в условиях вузовской подготовки, актуальности темы и новизны ее дизайнерского решения в проекте, достигнутого на актуальном направлении исследований в области дизайна костюма и инновационных предложений. Следовательно, в ВКР должно быть обстоятельно рассмотрено, в той или иной форме, состояние проработки вопроса по данной теме или раскрыты проблемы, связанные с ее решением на сегодняшний день. На основе этого рассмотрения должна быть автором сформулирована собственная точка зрения на ее решение средствами технической эстетики. Диалектическое единство актуальности и новизны решения – одно из главных требований к выпускной квалификационной работе (далее - ВКР). 

Важным требованием являются также композиционная и графическая наглядность проектной части, убедительность и логическая ясность принятых предложений при разработке темы. Следующее требование имеет отношение к эффективности сочетания комплексности различных требований для решения поставленной задачи. Аспектами комплексного рассмотрения работы являются критерии и принципы, философско-мировоззренческого, социального, функционально-композиционного, технического и экономического, культурологического и эстетического рассмотрения проектируемого объекта. Выполнение всех вышеизложенных требований комплексности должно отражаться как в текстовой, так и в графической частях проекта выпускной работы.

В работе должно быть отражено понимание и бережное отношение к исторической и культурной среде. Каждой исторической эпохе (античность, средневековье и т.д.) присуще свое мировоззрение (мифологическое, религиозное, философское). Знание и умение использовать общие, особенные и специфические черты той или иной эпохи, ее мировоззрения, философию, эстетические и этические аспекты, является необходимым. Социальные предпосылки разработки темы предполагают: учета потребностей, интересов, ценностей различных социальных групп и т.п.  

ВКР выполняется по материалам, собранным в период преддипломной практики в форме ВКР. Устанавливаются следующие критерии качества ВКР:

· актуальность темы, ее соответствие задачам социально-экономического развития страны;

· творческая самобытность и оригинальность предлагаемых дизайнерских решений;

· композиционная идея и образная выразительность проектируемого объекта;

· функциональная целесообразность, рациональное конструктивное решение, степень использования достижений современных технологий в области дизайна костюма;

· знание ГОСТов и иных документов, регулирующих проектную деятельность;

· четкая логическая последовательность, аргументация предлагаемых решений;

·  ярко выраженный замысел и решение определенной проблемы;

· высокий уровень графического исполнения и выполнения проекта в материале;

· содержание проектного материала в объеме, достаточном для полного раскрытия темы и идеи автора.

При выполнении ВКР студент обязан:

· руководствоваться нормативными документами: ГОСТами, а также данными, представленными в научной и учебной литературе, специализированных изданиях и интернете по изучаемой проблеме;

· использовать научно-методическую литературу, разработанную в Университете  по данному направлению;

· оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями, содержащимися в настоящих методических указаниях;

· представить ВКР на выпускающую кафедру в установленные сроки для решения вопроса о допуске к защите.

ВКР, допущенная к защите, защищается ее автором на заседании Государственной экзаменационной комиссии. ВКР, выполненная с отклонениями от установленных требований, не соответствующий тематике направления 54.03.01 Дизайн, выполненная с отставанием от графика, к защите не допускается.

ВЫБОР ТЕМЫ

Тема выпускной квалификационной работы должна отражать актуальность одной из проблем общественной жизни. Тема – краткая словесная формулировка проблемы исследования.

Примерный перечень тем ВКР разрабатывается и утверждается выпускающей кафедрой - «Дизайна и декоративно-прикладного искусства» (далее – выпускающая кафедра). Темы должны быть актуальны, соответствовать направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», профиль подготовки «Дизайн костюма», квалификация «Бакалавр», по которой обучался студент.

Тематика ВКР ежегодно разрабатывается и утверждается решением выпускающей кафедры и доводится до студентов не позднее, чем они направляются для прохождения преддипломной практики. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы вплоть до предложения своей темы с обоснованием целесообразности ее разработки.

Выбор необходимо произвести до начала практики с тем, чтобы при прохождении можно было собрать необходимый фактический материал, соотнести тему работы с потребностями общества, ее значимостью и новизной.

Студент при выборе темы выпускной квалификационной работы должен, как правило, основываться на материалах своих курсовых работ, информации, полученной в ходе учебных и производственных практик, собственного участия в проектах и трудовой деятельности. Прежде чем выбрать тему студент должен:

- убедиться в наличии теоретического и практического материала по данной теме;

- проанализировать собранный материал;

- определить для себя возможность сделать самостоятельные выводы и практические предложения по итогам своего исследования, спроектировать сформулированную творческую идею и обосновать ее целесообразность. 

При выборе темы выпускной квалификационной работы студент имеет право обращаться за консультациями к преподавателям выпускающей кафедры. Выпускная квалификационная работа выполняется студентом индивидуально. Запрещается выбирать одну и ту же тему двум и более студентам. По одной проблеме могут выполняться выпускные квалификационные работы несколькими обучающимися, если тема, цели и задачи исследования различны. Это различие также находит свое отражение в плане выпускной квалификационной работы.

В период работы на производстве студенту также предоставляется право самостоятельно выбрать тему будущей выпускной квалификационной работы, осуществить этот выбор в соответствии с тематикой работ производственной организации, остановить свой выбор на теме, предложенной руководителем ВКР или выбрать тему из перечня тем ВКР, предлагаемых кафедрой. В любом случае сбор материалов по теме ВКР начинается именно в период прохождения практики. Результатом работы в производственной организации является отчет по практике с приложением необходимых материалов, составляющими перечень и иллюстративный материал по выполненным на практике объектам, включает первоначальную информацию, обосновывающую целесообразность выбранной темы ВКР, анализ отечественного и зарубежного опыта проектирования подобных объектов, определяет направление творческого поиска и круг вопросов, которые необходимо решить при выполнении ВКР. 

Окончательный выбор темы студентом осуществляется после консультации с руководителем и обсуждения темы на заседании выпускающей кафедры.

Утверждение темы осуществляется по письменному заявлению студента на имя ректора университета, в котором просит утвердить тему выпускной квалификационной работы, а также указывает, под чьим руководством хотел бы выполнить работу. Пожелания студентов учитываются в том случае, если они ранее работали под руководством определенного преподавателя в научных кружках, но окончательное решение о назначении научного руководителя принимает заведующий выпускающей кафедрой.

Выбранная тема и научный руководитель выпускной квалификационной работы утверждаются приказом ректора университета. Изменение темы ВКР возможно лишь в порядке исключения приказом ректора университета, по представлению заведующего выпускающей кафедрой.

Выпускная квалификационная работа, тема которой выбрана студентом произвольно, без согласования с выпускающей кафедрой к защите не допускается.

Рекомендуемая тематика ВКР

ВКР по направлению «Дизайн», профиль подготовки – «Дизайн костюма» может быть трёх видов:

1) разработка промышленной коллекции;

2) разработка перспективной коллекции;

3) разработка креативной коллекции.

Все они будут иметь одинаковую схему проектирования, одинаковый перечень разделов и частей, оставаясь разными по сути идеологии проектирования. При разработке промышленной коллекции основной упор необходимо делать на её экономическую целесообразность и конкурентоспособность. Для перспективной коллекции наиболее важным является её соответствие тенденциям развития современной fashion-индустрии. Креативная коллекция есть, прежде всего, выражение авторской концепции, авторского видения современной моды.

Студенты-выпускники могут выбрать тему своей выпускной квалификационной работы из списка примерной тематики ВКР, рекомендованных выпускающей кафедрой:

1. Разработка форменной одежды (комплектов, ансамблей) для традиционных и новых видов учебных заведений, с учетом требования мелкосерийного или массового производства.

2. Разработка форменной одежды (комплектов, ансамблей) как составной части корпоративного имиджа предприятия, с учетом требования индивидуального пошива или мелкосерийного производства.

3. Разработка авторской коллекции моделей сложившегося направления прет-а-порте, обогащающегося от сезона к сезону идеями из мира спорта, чертами микро стилей «сафари», «милитари»; элементами униформы и рабочей одежды (для мелкосерийного производства).

4. Разработка авторской коллекции моделей в традициях «высокого шитья» с применением муляжного метода конструирования и моделирования одежды, свободных экспериментов с материалами, формами и стилями; с большой долей ручного труда (для индивидуального пошива).

5. Разработка авторской коллекции моделей готовой одежды класса «люкс» высокого качества или классической различных стилей, с учетом современных тенденций моды, с использованием элементов ручного труда (для индивидуального пошива и мелкосерийного производства).

6. Разработка авторской коллекции моделей одежды, отличающейся новаторской концепцией, использующей новые ткани, экспериментальные приемы технологии и нестандартные принципы формообразования (для индивидуального пошива).

7. Разработка авторской коллекции мужской одежды от кутюр или прет-а-порте с учетом специфики изготовления, направления моды (для индивидуального пошива или мелкосерийного производства).

8. Разработка авторской коллекции молодежной одежды прет-а-порте с учетом психологических особенностей самой активной группы потребителей модных новаций, направления моды, влияния различных стилей, сезонности (для мелкосерийного производства).

9. Разработка авторской коллекции джинсовой одежды как сложившегося направления прет-а-порте в новом прочтении с учетом направления моды и требований современных технологий (для мелкосерийного производства).

10. Разработка авторской коллекции моделей для детей произвольной возрастной группы с учетом детской психологии, требований гигиены, с использованием актуальных стилей молодежных субкультур, отличных от «взрослой» моды (для индивидуального пошива или мелкосерийного производства).

11. Разработка авторской коллекции современных моделей одежды на основе многовековых этнокультурных традиций; с использованием традиционных типов формообразования и художественного творчества; воссоздание, стилизация и ассимиляция национальных образов для поиска основ нового мировоззрения (для индивидуального пошива или мелкосерийного производства).

В выборе темы ВКР студентам необходимо следовать своей профессиональной специализации, опыту, интересам, жизненным планам на профессию.

 

3. РУКОВОДСТВО ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТОЙ

                  

При подготовке ВКР каждому студенту назначается руководитель. Закрепление руководителей производится приказом ректора университета одновременно с утверждением темы. Университет обеспечивает обучающимся необходимые условия для подготовки ВКР и осуществляет общий контроль выполнения ими служебных обязанностей.

                   Руководителями ВКР назначаются, как правило, ведущие преподаватели из профессорско-преподавательского состава выпускающей кафедры. За одним руководителем, как правило, закрепляется не более 5-7 студентов. Замена руководителя выпускной работы допускается только в исключительных случаях и оформляется приказом ректора университета, по представлению заведующего кафедрой.

Руководитель ВКР:

­ составляет задание студенту на выполнение ВКР после утверждения ее темы;

­ представляет задание заведующему кафедрой, затем выдает его студенту;

­ разъясняет студенту основную цель, общее направление поиска, предполагаемые результаты, объем выпускной квалификационной работы;

­ определяет совместно со студентом основной перечень литературных источников;

­ консультирует обучающегося по всем вопросам, касающимся проведения исследования, обработки исходных данных, изложения и оформления ВКР, подготовке к защите;

­ осуществляет постоянный контроль за работой, обеспечивает соответствие содержания и оформления ВКР выбранной теме и требованиям настоящих методических указаний;

­ дает отзыв на завершенную ВКР;

­ подготавливает студента к защите ВКР на заседании ГЭК («проигрывает» вместе с ним сценарий защиты - доклад, вопросы членов ГЭК и ответы на них, заключительное слово и т.п.) и обязательно присутствует на нем. Роль руководителей заключается в развитии самостоятельности у выпускников, творческого подхода к решению комплексной научно-практической проблемы проекта. Они не должны давать студенту готовых решений, их задача заключается в критическом анализе работы обучающегося, постановке новых проблем, стимулирующих поиск студентами новых методов решения.

Пояснительная записка

Пояснительная записка является важной составной частью выпускной квалификационной работы, в которой обосновываются принятые решения.

В состав пояснительной записки входят:

I. Титульный лист

II. Задание на выполнение бакалаврской работы  

III. Содержание

IV. Введение

V. Основная часть

1. Теоретико-аналитическая глава: разработка коммуникативной стратегии

1.1. Анализ проектной ситуации

1.2. Разработка концепции авторской коллекции

1.3. Эскизный проект авторской коллекции

1.4. Фотосессия модели, выполненной в материале

2. Художественно-проектная глава

2.1. Конструкторско-технологический раздел

2.1.1. Технический эскиз и описание внешнего вида модели

2.1.2. Обоснование выбора материалов

2.1. 3. Разработка модельной конструкции проектируемого изделия

2.2. Разработка технологии изготовления проектируемого изделия

VI. Заключение

VII. Приложения: графический материал, содержащий чертежи, не вошедшие в демонстрационный материал планшетного ряда (поисковые варианты и эскизы, графические материалы, представляющие дизайн-решение), фотографии, справочные таблицы, CD-R с электронной версией пояснительной записки и графических материалов

VIII. Список использованных источников (литературы).

Объем пояснительной записки определяется в пределах 60-70 страниц печатного текста.

Титульный лист является первой страницей ВКР (на нем номер 1 не проставляется, но учитывается). Оформляется на стандартном бланке и содержит название темы; фамилию, имя, отчество, направление подготовки и учебную группу обучающегося; фамилию, имя, отчество, ученую степень и ученое звание (должность) руководителя ВКР.

Оглавление должно быть подробным, с наименованием всех глав, разделов, подразделов и пунктов, строго им соответствовать по тексту, с присвоенной им нумерацией, а также с указанием номеров страниц, на которых размещается начало разделов и подразделов. Нумерация разделов начинается с первого основного раздела.

В качестве небольшого замечания хочется предостеречь выпускников от ошибки: не нужно рассчитывать на то, что за счёт увеличения количества иллюстраций можно выполнить требование к объёму бакалаврской работы. Иллюстрации не влияют на объём бакалаврской работы. Члены ГЭК являются специалистами в сфере дизайна, и без сомнений, они отметят: 

– баланс текста и иллюстраций;

– оптимальность масштаба используемых иллюстраций;

– эффективность подачи и убедительность аргументации;

– верстку иллюстраций и т.п.

Поэтому главное помнить о целевых установках и выполнять работу, следуя им.

Введение является обязательным элементом выпускной квалификационной работы. Во введении обосновывается выбор темы работы, ее актуальность и практическая значимость, дается анализ выбранной литературы, определяются цель, объект, предмет и методы исследования, формулируются задачи исследования, раскрывается структура исследования, степень разработанности исследуемой проблемы в научной литературе, теоретическая база исследования, т.е. перечисляются наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме; формулируется и обосновывается отношение обучающегося к их научным позициям.

Прежде всего во введении описывается актуальность темы бакалаврской работы, современное состояние проблемы. Логику для изложения следует здесь выбрать «от общего к частному». Другими словами, небольшое внимание уделите актуальности данного направления в широком смысле, а потом акцентируйте внимание на свою конкретную ситуацию, коротко раскройте ее особенности.

Обоснование актуальности темы исследования – одно из основных требований, предъявляемых к выпускной квалификационной работе обучающегося. Для обучающегося выбор темы исследования начинается, прежде всего, с выбора наиболее интересующего его предмета из ранее изученных, а также с учетом его интересов в дальнейшей профессиональной деятельности.

Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность. Обучающийся должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния экономики, управления, права и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы. Необходимо также обосновать недостаточность ее разработанности в научных исследованиях, необходимость изучения проблемы в новых современных социально-экономических, политических, законодательных и иных условиях и т.д.

Актуальность исследования определяется необходимостью, потребностью изучения выбранной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики. Обосновывая актуальность темы работы, следует сформулировать проблему, дать краткий анализ и оценку изложенных в литературе теоретических концепций и научных положений, а также ряд важных прикладных аспектов данной проблемы. Для этого во введении нужно рассмотреть степень разработанности проблемы. Источники, указываемые в этом пункте (параграфе) обязательно разделяются и группируются (расписываются) по типам, научным направлениям (школам), объектам исследования и т.п.

Необходимо показать специфику и особенность формирования и развития изучаемых процессов, которые нуждаются в теоретическом осмыслении и практическом регулировании в современных условиях. В связи с этим выпускная квалификационная работа может рассматриваться как один из вариантов решения проблемы, тем самым, приобретая теоретическую и практическую значимость, т.е. актуальность. 

Во введении выпускник должен обосновать, почему тема должна разрабатываться именно сейчас, ответить на вопрос «Существовала ли прежде теоретическая база для решения данной проблемы?». Если тема разрабатывалась и прежде, то нужно показать, почему необходимо исследовать выбранную проблему с новых позиций и т. д. В общем смысле актуальность темы по направлению «дизайн» определяется необходимостью, с одной стороны, формировать гармоничную среду, обеспечивающую рост качества жизни населения, с другой стороны, повышать конкурентоспособность экономики. 

Актуальность и практическая значимость выполненной работы взаимосвязаны. Если актуальность является свидетельством того, что в процессе выполнения бакалаврской работы решена реальная теоретическая или конкретно-практическая проблемы, то практическая значимость заключается во внедрении дизайн-разработок, применении их в реальных сферах жизни населения.

Выпускная квалификационная работа может получить рекомендацию к внедрению либо акт о внедрении от организации, на базе которой выполнялась работа. Кроме того, обоснование представленных на защите бакалаврской работы дизайн-разработок может выявить пути их внедрения. И это также будет свидетельствовать о практической значимости работы.

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта и предмета исследования. 

Объект – это процесс(ы) или явление(я) общего характера порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения (область исследования)

Предмет – нечто конкретное, что находится в границах объекта (в границах области исследования). 

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования - те значимые свойства, стороны, особенности объекта, которые собирается исследовать обучающийся в своей работе. Обычно предмет содержит в себе центральный вопрос исследуемой проблемы,
и, как правило, находит отражение в названии выпускной квалификационной работы,
по сути с ним совпадая. 

Цель исследования ориентируется на его конечный результат и отражает главную установку, которая решается всей исследовательской работой - ВКР.

Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки выпускной квалификационной работы обучающимся. Цель исследования (или гипотеза исследования) ориентируется на его конечный результат и отражает главную установку, которая решается всей исследовательской работой. 

Для реализации поставленной цели формулируются задачи исследования, в них ставятся вопросы, на которые должен быть получен ответ. Решению каждой задачи может быть посвящен отдельный раздел.

Задачи исследования выпускной квалификационной работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели. 

Задачи представлены в названиях глав, разделов и подразделов пояснительной записки. В сформулированных задачах содержится ответ на вопрос: «Что необходимо выполнить, чтобы дизайн был осуществлён, и цель была достигнута?». Вначале задачи могут быть сформулированы умозрительно, в самом общем виде, на основе выданного задания к ВКР. В дальнейшем, в ходе изучения и анализа литературы, визуальных материалов по теме, задачи будут уточняться. Поскольку примерная структура пояснительной записки была представлена, то можно сказать, что студент может в первом приближении сформулировать задачи. Чтобы задачи были четкими и конкретными при их формулировке, используются следующие слова: «выявить», «установить», «определить», «проанализировать», «разработать», «раскрыть».

В условиях современного дизайна вопросы по изучению факторов, влияющие на формировании современных трендов в области моды (дизайна костюма), имеют важное значение. Проведя анализ и исследование отдельных теоретических вопросов дизайна, используя экспериментальный материал, полученный при проведении исследования по теме ВКР, студент должен выявить факторы, влияющие на формирование определенных направлений и трендов в дизайне костюма, необходимость увязать логическое проектирование с интуицией образного мышления дизайнера-творца, инспирированный различными творческими источниками.

После определения задач излагаются методы исследования. Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Метод – это совокупность приемов. Другими словами, прием – это часть метода. 

Разработка каждой темы – это индивидуальная работа, организованная выпускником, поэтому выбор методов из представленного списка также за студентом.

Эмпирические методы – это методы для изучения конкретных явлений. К ним относятся наблюдение, интервью, фокус-группы, анкетирование, опрос (Интернет-опрос), собеседование, мнимая покупка, тестирование, счет, измерение, сравнение. Данная группа методов находит наибольшее применение при реализации теоретико-аналитической части бакалаврской работы: при анализе проектной ситуации, аналогов, целевой аудитории, конкурентов, исследовании потребностей заинтересованных лиц и др. В проектной части эта группа методов может использоваться при технико-экономическом обосновании разработки.         

Мнимая покупка (наблюдение) является методом изучения потребителя посредством наблюдения за ним (например, в торговом зале). Мнимым покупателем можете быть выпускник: под видом обычного покупателя наблюдать за поведением потребителя.

Опросы и интервью позволяют собрать информацию об особенностях восприятия целевой аудитории, ее мнениях, например, об удобстве использования какого-либо объекта.

Отдельно хочется обратить внимание на метод фокус-группы, который предполагает проведение дискуссии, во время которой 7–10 респондентов, подобранных по определенным признакам, обсуждают определенную проблему. Данный метод позволяет выявить психологические установки, особенности восприятия, потребности.

Теоретические методы – это методы для логического исследования фактов, суждений, умозаключений и теоретических обобщения. К таким методам относятся: 

– метод классификации, метод сравнений, системный и типологический методы, которые используются для анализа объектов графического дизайна (аналогов), для анализа своих эскизных поисков на начальном этапе разработки графического решения; 

– метод стилистического анализа: используется для определения визуальных особенностей анализируемых объектов; 

– метод синтеза и обобщений: используется при сопоставлении и интеграции принципов, идей и результатов отечественных и зарубежных исследований в области теории и практики дизайна; 

– метод индукции: если теоретико-аналитическая часть строилась на базе конкретного визуального материала; метод дедукции: если сначала изучалась теория вопроса, а потом она рассматривалась в применении к конкретным случаям.

– исторический метод: если необходимо обращение к историческому контексту, установление некой хронологии или этапов.

Использование различных методов обусловлено необходимостью решения различных задач при разработке темы. Рекомендации по использованию того или другого метода являются примерными и не ограничивают возможность их применения при решении других задач.

Следующим этапом при написании введения определяется практическая значимость. Бакалаврская работа носит конкретно-практический характер, здесь вы представите результаты, которые будут вами достигнуты. Не ограничивайтесь указанием того, какие дизайн-разработки были выполнены, краткой их характеристикой. Выпускнику необходимо также указать, что обеспечит внедрение данных разработок, на «что» и «как» они повлияют. Значение разработок выпускника можно описать через подобные фразы: позволят привлечь внимание.., повысить…, сделать запоминаемым…; сократить и т. д.

При описании структуры дается краткое представление пояснительной записки и состава практической части. Для более ясного понимания обратимся к упрощенной схеме данной части введения.

«Бакалаврская работа состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть (пояснительная записка) содержит введение, где раскрываются актуальность выбранной темы, объект, предмет исследования, цель и задачи, методы исследования и практическая значимость. В первой главе рассматриваются….. Вторая глава посвящена… Заключение содержит основные выводы исследования. Библиографический список представлен … наименованиями. Практическая часть бакалаврской работы выполнена на пяти графических планшетах, наглядность которых дополняют оригинал-макеты…». Полагаем, что предложенные рекомендации помогут студенту справиться с описанием структуры без труда.

Во введении должны быть показаны логика и структура ВКР, назван объект, на примере которого проводились исследования. 

Объем текста введения в работе строго не регламентирован - обычно он составляет 2-5 страниц.

 

Основная часть (50–55 с.)

Состоит из двух связанных и соподчиненных глав, каждая из которых подразделяется на несколько разделов (подразделов, пунктов, подпунктов). При необходимости число разделов может быть увеличено. Первая глава представляет собой предпроектное исследование (теоретико-аналитическая глава); вторая глава – проектный этап (художественно-проектная глава). Каждая глава, раздел, подраздел должны иметь название, отражающее ее (его) содержания. Все части ВКР, главы, разделу и подразделы должны быть взаимосвязаны, логически обосновывать и раскрывать содержание ВКР.

В основную часть не следует выписывать из учебников и книг общеизвестные положения, определения и т. д. Главы пояснительной записки сопровождаются схемами, чертежами и рисунками. Возможна замена глав в зависимости от специфики выбранной темы по согласованию с руководителем проекта. В этом случае составляется индивидуальное задание на выполнение ВКР по конкретной теме, обосновывается необходимость замены одной главы на другую или (в случае научно-исследовательской направленности работы) ее полное исключение из пояснительной записки.

Первая глава (теоретико-аналитическая глава) пояснительной записки должна раскрывать сущность стратегии исследования, где автор должен представить «технологию» решения проектной задачи в соответствии с выданным заданием и описать результаты исследования проектной ситуации, результаты сбора необходимых данных и их анализ. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.081 с.)