Тема 9. Особенности регулирования труда государственных гражданских и муниципальных служащих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Особенности регулирования труда государственных гражданских и муниципальных служащих



Общее и особенное в трудовом договоре и служебном контракте, заключаемом с гос ударственными гражданскими и муниципальными служащими. Порядок поступление, прохождения и прекращения государственной гражданской и муниципальной службы. Правовые и организационные основы аттестации государственных гражданских и муниципальных служащих.

 

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

 

4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

4.1.1. В ходе реализации дисциплины Прокурорский надзор в сфере экономических и коррупционных преступлений используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:

– при проведении занятий лекционного типа:

Текущий контроль проводится в том числе и в процессе чтения лекций.

Лекционные занятия проводятся по ключевым темам дисциплины и носят проблемный характер. В лекциях производится концептуально-предметное изложение проблем правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно сними связанных.

Лекционные занятия проводятся как в класической форме монолога так и с использованием интерактивных форм (i):

1. Лекция – визуализация. В ходе данных лекций информация по теме лекционного занятия облекается в визуальную форму и представляется магистрантам через технические средства (компьютерные презентации) или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.). В ходе чтения лекции преподаватель на основе подготовленных наглядных материалов логически связно, развернуто комментирует наглядный материал, полностью раскрывая тему данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию знаний, имеющихся у магистрантов, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности. Наглядность способствует не только более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений, показывает ее связь с творческими процессами принятия решений, подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека. Лекции – визуализации дают возможность интегрировать зрительное и вербальное восприятие информации.

2. Лекция-пресс-конференция. Данная форма проведения лекции требует предварительной подготовки к ней магистрантов. Преподаватель заранее называет тему следующей лекции и просит магистрантов задать ему вопросы по данной теме. Каждый магистрант должен письменно сформулировать наиболее интересные для него вопросы и передать преподавателю. Затем преподаватель сортирует вопросы по их смысловому содержанию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов магистрантов. Активизация деятельности магистрантов на лекции-пресс-конференции достигается за счет адресованного информирования каждого магистранта. Магистранту необходимо сформулировать вопрос и грамотно его задать, что активизирует его мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует его внимание. Вопросы магистрантов должны носить проблемный характер.

3. Лекция-беседа. Во время лекции (в начале или по ходу) перед магистрантами ставятся вопросы информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности магистрантов по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы могут быть адресованы как всей аудитории, так и отдельным магистрантам; они, как правило, простые (в целях сосредоточения внимания магистрантов на отдельных аспектах темы), но возможны и проблемные.

4. Лекция-дискуссия. Дискуссия - это взаимодействие преподавателя и магистрантов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу. В отличие от лекции-беседы преподаватель при изложении лекционного материала не только задает вопросы, но и организует свободный обмен мнениями между магистрантами в интервалах между логическими разделами. По ходу лекции-дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает магистрантам коротко их обсудить, затем делает краткий анализ, выводы и лекция продолжается.

– при проведении занятий семинарского типа:

 

Наименование ОС Опрос
Характеристика ОС Опрос - обсуждение контрольных вопросов по теме является способом индивидуальной деятельности обучающегося по выражению накопленных знаний по теме, обеспечивает возможность одновременной работы всех обучающихся за фиксированное время, что позволяет преподавателю оценить знания, умения и навыки у значительной части студентов
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями Опрос проводится в устной форме и предполагает обсуждение контрольных вопросов по определенной тематике (теме). Студент, самостоятельно раскрывает содержание вопроса, логически верно, аргументировано и юридически грамотно строит свою речь. Кроме того, студент должен отразить свою позицию по раскрываемому вопросу, что способствует совершенствованию и развитию культуры мышления, способности к обобщению и анализу информации. В ходе ответа на поставленный вопрос студент должен раскрыть его содержание на основе действующего законодательства и обобщения правоприменительной практики, что формирует способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты.
Наполнение ОС См. методические рекомендации при подготовке к практическим занятиям
Критерии оценки Студент получает максимальную оценку (или количество баллов) в случае, если при раскрытии вопроса он дал полный, развернутый ответ, были названы необходимые нормативные правовые акты, регулирующие соответствующие общественные отношения, по возможности приведена судебная практика по данному вопросу. Кроме того, если студент продемонстрировал владение теоретическими знаниями, понятийным аппаратом трудового права, если ответ был четким и логичным. Как правило, ответ оценивается по шкале от 0 до 1 балла. За четкий, полный, развернутый и логичный ответ студент получает 1 балл. Оценка за ответ может быть снижена при наличии фактических ошибок (неправильное применение нормы права, использование нормативных правовых актов, утративших юридическую силу и т.д.). Неполный ответ, требующий дополнений или пояснений. Студент, в достаточной степени усвоил теоретический материал и владеет понятийным аппаратом трудового права. За неполный ответ, с наличием неточностей и несущественных ошибок студент получает 0,5-0,75 балла. Если студент дополняет ответ товарища, при этом приводит необходимые правовые нормы, делает обоснованный вывод, его ответ может быть оценен от 0,25 до 0,5 балла в зависимости от правильности и полноты дополнения.  Ответ, представляющий собой бессвязный набор определений и иных положений, рассматривается как неверный. Кроме того, если студент не знает значительной части материала, не владеет понятийным аппаратом, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями справился с ответом, его ответ оценивается как 0 баллов.

 

Наименование ОС Дискуссия  (i)
Характеристика ОС Дискуссия – это способ коллективной деятельности обучающихся, обсуждение - спор, столкновение точек зрения, позиций и т.д. Это равноправное обсуждение преподавателем и обучающимися проблем различного характера.
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями Практическое занятие в форме дискуссии представляет собой коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений. Для прочного усвоения знаний по изучаемой дисциплине и понимания возможности их использования в практический деятельности необходимо не просто прочитать и выучить материал, но и обязательно обсудить его с другим человеком. Преподаватель заранее озвучивает тему дискуссии и вопросы, на которые будет необходимо ответить. Дискуссия проводится в устной форме. Для проведения дискуссии из числа обучающихся выбирается руководитель группы, который заранее углубленно (под руководством преподавателя) изучает обсуждаемый круг вопросов, на занятии - устанавливает правила работы в группе, распределяет вопросы для обсуждения, следит за ходом дискуссии, подводит ее результат.  В ходе дискуссии студенты вырабатывают принципы и подходы к решению поставленной проблемы (вопроса), доказательства, обоснования своей позиции, максимально используя свой личный опыт. Кроме того, в ходе дискуссии студенты формулируют ответы на поставленные вопросы, исходя из собственных знаний, опыта, собственных убеждений. Итогом дискуссии должен стать новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. В ходе занятия с использованием данного метода у обучающихся формируется культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, формируется культура поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе, а также компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в управлении коллективом (в т.ч. трудовым) готовность к сотрудничеству и к работе в коллективе. Кроме того, у студента формируется способность применять нормативные правовые акты, юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, толковать различные правовые акты, давать квалифицированные юридические заключения.
Наполнение ОС Тема 2. 1. В рамках свободной дискуссии обсудите необходимость социального партнёрства как правового явления. Предлагаемые точки зрения: - «социальное партнерство необходимо, за ним будущее в регулировании трудовых отношений»; - «социальное партнёрство существует только на бумаге, стороны в нем не заинтересованы». 2. В рамках свободной дискуссии обсудите, должен и профсоюз оставаться основной формой объединения работников и представления их интересов. Предлагаемые точки зрения: - «профсоюз - это основная форма объединения работников, признанная во всем мире для представления их интересов»; - «профсоюзы в России себя дискредитировали и необходимы иные формы объединения и представления интересов работников». 3. В рамках свободной дискуссии обсудите, существует ли необходимость в признании трудового коллектива субъектом трудового права. Предлагаемые точки зрения: - «трудовой коллектив - исторически существовавший субъект трудового права и необоснованно забытый»; - «трудовому коллективу как субъекту трудового права в рыночных условиях нет места». Тема 3. Тема дискуссии «Трудовая книжка - необходимость или пережиток прошлого». Предлагаемые точки зрения: - «трудовая книжка утратила свою прежнюю актуальность и значимость – ее необходимо отменить»; - «трудовая книжка сохраняет свое значение, поскольку в ней отражается трудовая деятельность работника». Необходимо выработать аргументы и контраргументы по каждой позиции. Кроме того, рассмотреть вопрос, чем может быть заменена трудовая книжка работника в современных условиях. На занятии в форме игры-дискуссии следует обсудить предложенные точки зрения. Тема 6. Тема дискуссии «Минимальная заработная плата: миф или реальность». Предлагаемые точки зрения: - ст.133 ТК РФ отвечает требованиям международного законодательства. - ст.133 ТК РФ не отвечает требованиям международного законодательства. Необходимо выработать аргументы и контраргументы по каждой позиции. Кроме того, рассмотреть вопрос о возможности изменения содержания данной статьи с целью улучшения положения работника. На занятии в форме дискуссии обсудить предложенные точки зрения. Тема 9. Тема дискуссии «Действие трудового законодательства на отношения, связанные с поступлением, прохождением и прекращением государственной гражданской и муниципальной службы». Предлагаемые точки зрения: - «отношения по прохождению службы являются по существу трудовыми»; - «отношения по прохождению службы – административно-правовые». Необходимо выработать аргументы и контраргументы по каждой позиции.
Критерии оценки Каждый обучающийся оценивается индивидуально, в зависимости от вклада в результат дискуссии. Как правило, работа оценивается по шкале от 0 до 1 балла.  Студент получает максимальное количество баллов (1 балл) в случае, если в рамках дискуссии проявлял активное участие, отвечал на вопросы оппонентов, а его ответы были полными, развернутыми, с привлечением как положений нормативных правовых актов, так и научных концепций. Кроме того, если студент продемонстрировал владение теоретическими знаниями, владение понятийным аппаратом трудового права, умением аргументировать собственную позицию. Оценка за участие в дискуссии снижается, если при ответе или высказывании своей позиции студент допускал фактические ошибки (неправильное применение норм права). Если студент продемонстрировал владение недостаточной частью теоретического материала, владеет понятийным аппаратом трудового права не в полном объеме, ответил не на все дополнительные вопросы. В этом случае оценка выставляется в размере от 0,5 до 0,75 балла. Положительная оценка не выставляется, если студент в ответе опирался на нормы, утратившие юридическую силу, отказался принимать участие в дискуссии, ни разу не высказал своего мнения или не смог аргументировать свою позицию, либо не ответил ни на один вопрос, адресованный ему руководителем. Работа студента в этом случае в рамках дискуссии оценивается как 0 баллов.

 

Наименование ОС Работа в малых группах (i)
Характеристика ОС Работа в малых группах является способом коллективной деятельности обучающихся по выражению накопленных знаний по теме, а также дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия при работе в коллективе).
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями Группа обучающихся делится на 2 или большее количество подгрупп (малые группы - от 3 до 5 человек). В ходе работы в группе должно вырабатываться решение поставленной задачи (проблемы), в том числе аргументы и контраргументы для дальнейшего обсуждения поставленной задачи (решение задач и проблемных ситуаций). Работа в малой группе является способом коллективной деятельности обучающихся по выражению накопленных знаний по теме, свободному обмену мнениями, идеями и взглядами по проблемной ситуации, а также по умению вырабатывать и принимать оптимальное решение по задаче.  Решение задач и проблемных ситуаций в группе обеспечивает возможность одновременной работы всех обучающихся за фиксированное время, что позволяет преподавателю оценить знания, умения и навыки всех обучающихся. В ходе обсуждения в подгруппах обучающийся обосновывает свою точку зрения опираясь на действующее законодательство и обобщение правоприменительной практики, что формирует способность к обобщению, анализу и восприятию информации, а также логически верно, аргументировано и ясно высказывать свою точку зрения, а также способность к кооперации с коллегами, готовность к сотрудничеству и к работе в коллективе. Кроме того, у студента формируется способность применять нормативные правовые акты, юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, толковать различные правовые акты, давать квалифицированные юридические заключения.
Наполнение ОС Тема 1. 1) Найдите сферы взаимодействия трудового права с такими отраслями права, как: конституционное, гражданское, административное, гражданско – процессуальное, уголовное. В чем выражается расширение сферы действия трудового права. 2) Столяров и Плотников договорились с директором фирмы «Луга и долины» о проведении капитального ремонта в столовой за определенную плату. Материалы для проведения ремонта им были выданы на складе фирмы. Начав работать в понедельник в 9 час. утра, они закончили ремонт в пятницу, в 18 час., прерываясь ненадолго на сон и прием пищи. На следующей неделе, когда всем выплачивали заработную плату, они получили в кассе причитающуюся им сумму. Они остались недовольны, т.к. полагали, что им должны были оплатить в повышенном размере работу в ночное время и оплатить сверхурочную работу не менее чем в размерах, предусмотренных ТК РФ. Директор от названных выплат отказался, мотивируя это тем, что с работниками был заключен договор подряда на ремонт столовой, поэтому нормы трудового законодательства в данном случае неприменимы. Охарактеризуйте возникшие правоотношения, выделите отличительные признаки гражданско-правовых и трудовых отношений. Подготовьте мотивированный ответ для Столярова и Плотникова. Тема 3. 1) В ООО «Родные просторы» было принято решение о прекращении деятельности обособленного структурного подразделения, расположенного в другой местности. Работники были об этом предупреждены в письменной форме, в соответствии с трудовым законодательством, за 2 месяца. По истечении указанного срока все работники были уволены по п.1 ст. 81 ТК РФ. Одна из работниц была недовольна, так как считала, что она не подлежит увольнению в связи с беременностью. Она обратилась в суд. Правомерны ли действия работодателя? Возможно ли увольнение беременной женщины в сложившейся ситуации? Правильно ли указано основание увольнения работодателем? 2) Тракторист Непутевый вывозил сено и повредил низко висящие электропровода. Растерявшись, он допустил съезд с дороги, и это привело к поломке трактора. Директор совхоза «Светлый путь» перевел Непутевого на период ремонта трактора водителем легкового автомобиля «Волга». Электрик Сверчков был направлен на ликвидацию аварии электропровода. Непутевый и Сверчков от перевода отказались, к работе не приступили, за что были уволены по пп. «а» п.6 ст.81 ТК РФ. Проанализируйте сложившуюся ситуацию. Тема 4. 1) Экономист Копытко принесла в отдел кадров свидетельство о заключении брака и попросила внести изменение фамилии в трудовую книжку и в личную карточку. Инспектор отдела кадров Добрая спросила в планово-экономическом отделе, поздравили ли они свою коллегу с праздником и знают ли ее новую фамилию. Когда Копытко поздравили на следующий день, она была возмущена, т.к. считала брак своим личным делом и рассказывать о нем коллегам не собиралась, к тому же стеснялась своей новой фамилии - Потных. Нарушены ли права работника? Как может поступить в сложившейся ситуации работодатель? Несет ли инспектор отдела кадров ответственность за подобные действия? Тема 5. 1) Приказом директора аудиторской фирмы «Найдется все» для сотрудников отдела финансового консалтинга и аудита был установлен ненормированный рабочий день. Работники отдела данный приказ подписали. В период летних отпусков объем работы значительно возрастал, поэтому оставшиеся работники ежедневно задерживались на работе от 3 до 5 часов. Проработав в таком режиме месяц, недавно принятый на работу Неуступчивый обратился в государственную инспекцию труда за защитой нарушенных прав. Он пояснил, что оплату сверхурочной работы не получал, а за самовольный отказ от напряженной работы получил выговор и был лишен доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников. Подготовьте мотивированный ответ. 2) У специалиста отдела кадров возникли трудности при подсчете стажа, дающего право на ежегодный оплачиваемый отпуск сталевару мартеновской печи Кузнецову. Кузнецов поступил на работу 1 июня. С 15 по 20 июля ему был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы в связи с рождением сына. С 12 августа по 11 октября он был временно нетрудоспособен в связи с производственной травмой. С 12 по 25 октября он находился в отпуске без сохранения заработной платы - отдыхал и восстанавливался после травмы. С 1 по 10 декабря он участвовал в забастовке. С 10 по 30 марта он находился в учебном отпуске (получает второе среднее техническое образование). 12 апреля его отстранили от работы как не прошедшего обязательный медицинский осмотр (работодатель своевременно не оплатил услуги медучреждения). 20 апреля он возобновил работу. 15 мая Кузнецов решил реализовать свое право на отпуск за первый год работы, о чем было подано заявление. Одновременно с основным он просил предоставить дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными условиями труда. Имеет ли Кузнецов на основной и дополнительный отпуск? Какова продолжительность этих отпусков? Тема 6. 1) 2 августа главный экономист ЗАО «Прогресс» Добрый безвозмездно сдал кровь, в связи с чем не вышел на работу в указанный день, а также на следующий. С 4 августа Добрый заболел и был нетрудоспособен до 14 августа. О причине отсутствия на работе Добрый работодателя не извещал. Придя на работу 15 августа, он обнаружил, что уволен за прогул. Добрый обратился к руководителю организации с заявлением о восстановлении на работе. Куда должен был обратиться Добрый за разрешением спора? Какова процедура увольнения за прогул и была ли она соблюдена? Изменится ли решение, если сдача крови проводилась на возмездной основе? Тема 7. 1) Кассир Монеткина была уволена по п.7 ст.81 ТК РФ. Она обратилась к работодателю за разъяснением. Работодатель указал, что причиной увольнения послужила полученная им три месяца назад информация и подтверждающие документы о том, что четыре года назад она была осуждена условно за дачу взятки ректору института, куда поступал ее ребенок. Это, по мнению работодателя, дает основания для утраты доверия. Тогда Монеткина обратилась в суд с целью восстановиться на работе. Правомерно ли увольнение по данному основанию? Соблюдены ли сроки? Изменится ли решение, если факт дачи взятки был установлен на работе (Монеткина попыталась подкупить ревизора, осуществлявшего проверку)? 2) В фирме, занимающейся разработкой компьютерных программ произошла утечка информации. В ходе проведенного расследования выяснилось, что коммерческую тайну (передачу диска с новой программой конкурентам) разгласил программист Килобайтов. Убытки, понесенные компанией за первые же недели, исчислялись десятками тысяч рублей. Имеет ли работодатель право привлечь Килобайтова к материальной ответственности? Что в данном случае будет иметь значение для определения размера причиненного ущерба? Тема 8. 1) Государственная инспекция труда Свердловской области, проанализировав результаты проверок за последние два года, выявила, что на предприятиях розничной торговли и бытового обслуживания происходят регулярные задержки выплаты заработной платы. В связи с полученными результатами, и в рамках реализуемой политики государства «по легализации серой заработной платы», было принято решение о регулярном проведении проверок на таких предприятиях каждый год. Начальник инспекции рекомендовал инспекторам приходить на проверки без предварительного извещения работодателей, а также выявлять факты нарушений при помощи не только проверки документации, но и опроса работников. Оцените принятое решение? Каков порядок инспектирования работодателей? Каковы полномочия инспекции по труду в данной сфере? назовите права государственных инспекторов труда.
Критерии оценки Студент получает максимальную оценку (1 балл) в случае, если подготовленные аргументы в поддержку своей позиции (или контраргументы в опровержение позиции противника) были основаны на точках зрения имеющихся в научной и учебной литературе по данному вопросу, действующем законодательстве, судебной и правоприменительной практике. Изложение материала было четким и логичным, в конце были сделаны обобщения и выводы. Кроме того, студент проявлял активное участие в работе малых групп, а также он смог продемонстрировать владение теоретическими знаниями, владение понятийным аппаратом трудового права. Оценка за участие в дискуссии снижается (выставляется в размере от 0,5 до 0,75 балла), если при ответе или высказывании своей позиции студент допускал фактические ошибки (неправильное применение норм права) или если ответ требовал дополнений или пояснений. Кроме того, если для подготовки ответа были использованы не все необходимые нормативные правовые акты, регулирующие соответствующие общественные отношения, не приведена или не учтена судебная практика по данному вопросу. Если студент продемонстрировал владение недостаточной частью теоретического материала, не владеет понятийным аппаратом трудового права в полном объеме, ответил не на все дополнительные вопросы. Положительная оценка не выставляется, если студент в ответе опирался на нормы, утратившие юридическую силу, отказался принимать участие в работе малой группы, ни разу не высказал своего мнения или не смог аргументировать свою позицию, либо не ответил ни на один вопрос, адресованный ему. Работа студента в этом случае оценивается как 0 баллов.

 

4.1.2. Зачет сдается в форме письменной работы.

4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.

Методические рекомендации при подготовке к практическим занятиям

Практическое занятие по теме 1. Актуальные вопросы общей части трудового права

Для подготовки к практическому занятию см. список основной и дополнительной литературы и нормативных правовых актов

1. Опрос - обсуждение контрольных вопросов по теме:

- изменения в понятийном аппарате трудового права и его терминологические проблемы;

- оценочные категории трудового права;

- пределы дифференциации в трудовом праве;

- дефекты трудового права и пути их устранения;

- нетипичные нормативные предписания в трудовом праве;

- значение сроков в трудовом праве и порядок их исчисления;

- запреты и ограничения в правовом регулировании трудовых отношений.

2. i Работа в малых группах по решению задач и проблемных ситуаций.

3. Обобщение и обсуждение судебной практики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.027 с.)