Совершенствование произносительной стороны речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совершенствование произносительной стороны речи.



Формирование артикуляционной базы. Коррекция дефектов звукопроизношения. Автоматизация поставленых звуков в слогах, словах, фразах, предложениях, самостоятельной речи.

Формирование умения дифференцировать звуки на слух и в речи с опорой на акустические и артикуляционные признаки (гласные-согласные, звонкие-глухие, твердые-мягкие). Развитие навыков произношения слов сложного слогового состава.

Развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Способы словообразования. Образование качественных, относительных, притяжательных прилагательных. Прилагательные сравнительной степени. Приставочный и суффиксальный способ словообразования.

Словоизменение имен существительных в единственном и множественном числе. Предложно-падежные конструкции. Развитие понимания логико-грамматических оборотов речи, связанных с падежными формами. Согласование существительных с существительными в роде, числе. Согласование существительных с глаголами настоящего и прошедшего времени. Согласование числительных с существительными.

Практическое освоение диалогической формы речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и конкретных текстов.

Содержание курса «Коррекция нарушений письма и чтения у обучающихся 2 классов»

Цель:

Восполнение пробелов в развитии средств языка и функций речи, коррекция нарушений письменной речи и формирование предпосылок для успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования. 

Задачи:

- активизировать имеющийся словарный запас и уточнить конструкции предложения (с небольшим распространением);

- формировать полноценный звукобуквенный анализ с установлением соотношения между бук­вами и звуками в слове;

- формировать навыки правильного письма и чтения, орфографическую зоркость и развивать языковое чутьё;

- развивать навыки слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков;

- формировать навыки различения звуков в письменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки;

- уточнить конкретно-пространственные знания (использование предлогов в устной и письменной речи);

- обогатить словарный запас путем накопления пред­ставлений об окружающем мире.

Содержание курса «Коррекция нарушений письма и чтения у обучающихся 3 классов»

Цель:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Задачи:

1.восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;

2.закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением    соотношения между бук­вами и звуками в слове;

3.обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования;

4.подготовить к усвоению морфологического состава слова;

5.расширять словарный запас путём усвоения смысловых, эмоциональных оттенков речи, конструкций предложения;

6.развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции.

Содержание курса «Преодоление нарушений письма у обучающихся 4 классов»

Цель:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Задачи:

1.расширить и уточнить словарный запас учащихся как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования;

2.совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова;

3.уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

4.учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции.

Итоги логопедического обучения:

-преодоление имеющихся нарушений устной и письменной речи у обучающихся начальных классов при первично сохранном интеллекте, нормальном слухе, зрении и отсутствии задержки психического развития;

-полноценное включение младших школьников в учебно-познавательную деятельность.

Условия реализации программы.

1) Наличие необходимых условий для занятий.

· логопедического кабинета;

· наглядных пособий;

· дидактического материала;

· учебной литературы;

· зеркал;

· средств ИКТ (Мультимедийный образовательный интерактивный развивающий логопедический стол Logo 25).

2) Обеспечение систематических занятий.

3) Последовательное выполнение всех задач.

4) Привлечение родителей к работе с обучающимися дома.


3. Тематическое планирование.

Тематическое планирование 1 класс

 

№ п/п Тема занятия Количество часов Количество проверочных работ
1. Подготовительный этап Всего 6 -
2. Основной этап коррекционно-логопедической работы: Всего 52  
  I Предложение и слово. 11 -
  II. Предлоги. 5 -
  III Звуки и буквы. Алфавит. 5 -
  IV. Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение. 8 -
  V Согласные: 1. Дифференциация твердых и мягких согласных 2. Различение звонких - глухих согласных звуков. 3.Различение шипящих – свистящих звуков. 4. Различение аффрикат. 5. Различение соноров. 6.Закрепление и уточнение знаний по пройденным темам. Проверочная работа. Всего 19 5 6 3 3 1 1 1
  VI. Работа над связной речью. 4 -
3. Итоговые проверочные работы 3 3

 

Тематическое планирование 2 класс

№ п/п Тема занятия Количество часов Количество проверочных работ
1. I Предложение и слово. 6 -
2. II Звуки и буквы. Алфавит. 4 -
3. III. Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение. 6  
4. IV Согласные: 1. Дифференциация твердых и мягких согласных 2. Различение звонких - глухих согласных звуков. 3.Различение шипящих – свистящих звуков. 4. Различение аффрикат. 5. Различение соноров. 6.Закрепление и уточнение знаний по пройденным темам. Проверочная работа. Всего 35 10 13 4 3 4 1 1
  V. Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство 5  
5. VI. Работа над связной речью. 5 1
6. Итоговые проверочные работы 3 3

 

Тематическое планирование 3 класс

№ п/п Тема занятия Количество часов Количество проверочных работ
1. Тема I: Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов Закрепление и уточнение знаний по пройденным темам. Проверочная работа. 15 1 1
2. Тема II: Состав слова 1.Словообразование: Родственные слова. Корень.  Приставка. Разделительный твердый и мягкий знаки. Суффикс Окончание. Закрепление и уточнение знаний по пройденным темам. Проверочная работа. 2. Словоизменение. Согласование слов. Всего 37 29 9 7 4 6 2 1 8 1
3. Тема III: Предлоги Закрепление и уточнение знаний по пройденным темам. Проверочная работа. 8 1 1
4. Итоговые проверочные работы 3 3

 

Тематическое планирование 4 класс

№ п/п Тема занятия Количество часов Количество проверочных работ
1. Тема I: Повторение: Текст. Предложение. Слово. 4  
2. Тема II: Повторение «Состав слова» 12  
3. Тема III: Части речи Закрепление и уточнение знаний по пройденным темам. Проверочная работа. 16 1 1
4. Тема IV: Предложение Закрепление и уточнение знаний по пройденным темам. Проверочная работа. 8 1 1
5. Тема V: Текст Закрепление и уточнение знаний по пройденным темам. Проверочная работа. 19 1 1
6. Итоговые проверочные работы 3 3

 

Календарно-тематическое планирование групповых логопедических занятий коррекционного курса «Развитие речи и профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся 1 классов с речевыми нарушениями (ОНР, ФНР, ФФНР)» на 2019 - 2020 учебный год

П/п

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Задачи Виды работ, игры и упражнения

Обследование  ( с 1 по 15 сентября)

    Диагностика устной речи. Выявление недостатков в формировании устной речи. Индивидуальное и фронтальное обследование
    Диагностика письменной речи. Выявление недостатков в формировании письменной речи. Индивидуальное и фронтальное обследование

                                                              Подготовительный этап

1.   Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи. 1. Развитие общих речевых навыков. 2. Знакомство с понятиями физиологическое и речевое дыхание. 3. Знакомство с понятием темп речи. 4. Знакомство с понятием интонационная выразительность. 5. Знакомство с Правилами речи. 1. Игры-поддувалочки: «Одуванчик», «Бабочки», «Чья птичка дальше улетит» и т.п. 2. «В лесу», «Не разбуди Катю». 3. Скороговорки. 4. «Маша и медведь», «Теремок» (озвучь героев). 5. «Определи с какой интонацией сказана фраза (.?!)», «Скажи с разной интонацией».
2.   В мире звуков. Звуки окружающего мира. Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки.   1. Развитие общего физического слуха, умения слушать и слышать. 2. Развитие умения различать звуки окружающего мира. 3. Развитие умения различать звуки окружающего мира и звуки речи. 1. «Звуки комнаты», «Звуки улицы», «Звуки кухни» и т.п. 2. «Что звучало?» (предметы), «Кто как голос подает?» (животные), «Звуки природы». 4.«Что звучало?» 5. «Кто сказал?», «Узнай по голосу».
3.   Ознакомление с органами артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. Дыхание. Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая гимнастика. 1. Знакомство со строением артикуляционного аппарата. 2. Отработка упражнений общей артикуляционной гимнастики. 3. Тренировка плавного выдоха. Развитие силы и длительности выдоха. 4. Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха. 5. Знакомство с понятиями плавность речи и тембр голоса, модуляция голоса (высота). 6. Знакомство с понятием сила голоса (тише, громче).   1. Работа с зеркалами и логопе-дическими профилями. 2. Артикуляционные упражнения. 3. «Задуй свечу», «Футбол», «Кораблики», «Кто дальше?». 4. Упражнения: «Нос - нос», «Нос - рот», «Рот - нос», «Рот - рот». 5. Дыхание с задержкой под счет. 6.Дыхательно-голосовые упражнения с модуляцией голоса: «Укачиваем Катю», «В лесу!».
4.   Общая и мелкая моторика. Речь с движением. Пальчиковая гимнастика. 1. Развивать общую моторику, чувство ритма, координацию движений. 2. Развивать общую моторику, чувство ритма, координацию движений. 1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Игры с передвижением под музыку. 2. Игры с мячом. 3. Гимнастика мозга: «Кнопки мозга», «Умные движения», «Ленивые восьмерки», «Перекрестные движения» и т.д. 4. «Расскажи стихи руками». 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Пальчиковая гимнастика с предметами. 7. Игры и задания с различны-ми предметами (мозаика, шнуровка, счётные палочки, спички, пуговицы, верёвочки, пластилин и т.д.)
5.   Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная память. 1. Развивать слуховое восприятие, внимание и память. 2. Развивать фонематический слух. 3. Развивать вербальную память. 1. «Отгадай, кто сказал?», «Повтори ритм», «Где позвонили?». 2. «Доскажи словечко», «Рифмы». 3. «Назови слово» (на заданный звук), «Отгадай звук», «Найди место звука в слове». 4. «Запомни и повтори», «Цепочка слов» (3 слова; 6 слов), «Что изменилось?», «Повтори и добавь».    
6.   Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление. Зрительно-пространственные и временные представления. Зрительно-моторная координация. Графические упражнения. 1. Развивать зрительное восприятие, внимание и память. 2. Развивать логическое мышление. 3. Развивать зрительные, пространственные и временные представления детей. 4. Развивать зрительно-моторную координацию. 5. Развивать графо-моторные навыки детей. 1. «Что изменилось?», «Дорисуй фигуру», «На что похоже?» и т.п. 2. «Запомни и нарисуй» и т.п. 3. Игры и упражнения с сериями картинок, лото и т.п. 4. Рисование бордюров, узоров. 5. Графические диктанты. 6. «Повтори движение» (стоя рядом), «Сделай как я» (стоя напротив). 7. «Круглый год», «Вчера, сегодня, завтра», «Утро, день, вечер, ночь», «Что сначала, что потом» и т.п. 8. «Четыре точки» и другие игры с карандашом.

                                                                    Основной этап коррекционно-логопедической работы

I Предложение и слово.

 

7.   Слово. Слова, обозначающие предметы.   Дать  обучающимся понятие о слове, о словах обозначающих предметы. Учить детей графически изображать слова, обозначающие предметы.   Упражнения в графическом изображении слов, обозначающих предметы. Упражнения в выделении слов, обозначающих предметы из текста.
8.   Слова, обозначающие действие предмета. Дать обучающимся понятие о словах обозначающих действие предмета. Учить детей графически изображать слова, обозначающие действие предмета.   Упражнения в графическом изображении слов, обозначающих действие предмета. Упражнения в выделении слов, обозначающие действие предмета из текста.
9.   Слова, обозначающие признак предмета. Дать обучающимся понятие о словах обозначающих признак предмета. Учить детей графически изображать слова, обозначающие признак предмета.   Упражнения в графическом изображении слов, обозначающих признак предмета. Упражнения в выделении слов, обозначающих признак предмета из текста.
10.   Речь и предложение. Дать обучающимся понятие о предложении, об интонационной законченности предложения. Учить детей составлять предложения.     Упражнения в составлении предложений.  
11.   Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». Дать обучающимся понятие о связи слов в предложении. Учить детей дифференцировать понятия «слово» - «предложение». Упражнения в составлении предложений.  
12.   Понятие о предложении. Грамматическая основа предложения. Учить  обучающимся составлять схему предложения, опираясь на слуховое восприятие. Учить  выделять главные слова в предложении Упражнения в выделении главных слов в предложении, составление схем предложений.
13.   Предложение. Распространение пред­ложений Учить обучающимся составлять предложение из трех и более слов. Упражнения в составлении предложений из трех и более слов.  
14.   Заглавная буква в начале предложения и точка в конце Формировать у обучающихся навык написания заглавной буквы в начале и точки в конце предложения Упражнения в выделении заглавной буквы в начале и точки в конце предложения.
15.   Выделение предложений из сплошного текста. Учить обучающихся выделять предложения из сплошного текста. Упражнения в выделении предложений из сплошного текста.
16.   Согласование слов действий со словами предметами в роде и числе Учить обучающихся правильно согласовывать слова действия со словами предметами в роде и числе Упражнения в согласовании глагола с именем существительным в роде и числе.
17.   Согласование слов признаков со словами предметами  в роде, числе, падеже Учить обучающихся правильно согласовывать слова признаки со словами предметами в роде, числе, падеже Упражнения в согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.

II. Предлоги.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.015 с.)