Психолого-педагогическая характеристика обучащихся младших классов с нарушениями речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая характеристика обучащихся младших классов с нарушениями речи.



 

Особенностью логопедической работы в ГОУ ТО «Кимовская школа» является неоднородность речевых нарушений обучающихся, а так же вариативность их индивидуально - психологических особенностей. Среди дефектов устной и письменной речи можно выделить следующие:

Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) - несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ФФНР является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам.


       Общее недоразвитие речи (ОНР) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи.

 

Невыраженное общее недоразвитие речи - незначительные нарушения всех компонентов речи: звукопроизношения, слоговой структуры речи, фонематических процессов, лексико - грамматического строя. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи. Незаконченность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Ограниченность речевых средств, неточное употребление отдельных слов наиболее ярко прослеживаются в самостоятельных рассказах по отдельным сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок.

Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии  является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы. Эти отклонения даже при известной сглаженности проявлений приводят к тому, что дети испытывают большие трудности в овладении чтением и письмом, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
    Когда обучающиеся начинают читать и писать, у них, как правило, появляются нарушения чтения и письма (дисграфия, дислексия, дисорфография), которые являются вторичным проявлением недостаточной сформированности устной речи (ФНР, ФФНР, ОНР, НВОНР).

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.

Дислексия – парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного).

      Дизорфография – это специфическое нарушение орфографического навыка письма у обучающихся с сохранным интеллектом и устной речью. Для обучающихся с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть "опасное место" в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.

Содержание учебного курса Рабочей программы.

 

   Общая характеристика учебного курса

Данная Рабочая программа – курс, подводящий обучащихся младших классов к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию устной и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно.

Содержание курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной школе, и представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка.

Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

 

Направления работы учителя-логопеда по программе:

ü Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучащихся, нуждающихся в логопедической помощи. Проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях логопедического сопровождения на базе ГОУ ТО «Кимовская школа».

ü Коррекционно – развивающая работа обеспечивает своевременную помощь и коррекцию недостатков устной и письменной речи, способствует формированию универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных) у обучающихся.

ü Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность специального сопровождения учащихся по вопросам оказания логопедической помощи.

ü Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанных с особенностями логопедической работы для учащихся; со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), учителями начальных классов.

 

                              Формы организации деятельности обучающихся.

Форма организации обучения – групповая и индивидуальная.

 

Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся не с целым классом, а с одним учащимся или группой.

Занятия проводятся во внеурочное время.

Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи, комплектование групп - схожестью нарушений речевого развития, уровня психического развития и возрастным критерием.

Групповые занятия.

 

Периодичность групповых занятий– 2 раза в неделю с каждой группой, 35 минут для детей 6-7 летнего возраста, 40 минут для детей 8-10 летнего возраста. 

Из учащихся младших классов формируется группы в следующем количестве:

1класс - 2 группы;

2 класс- 1 группа;

3 класс- 1 группа;

4 класс- 1 группа.

Групповые занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи. При планировании и проведении групповых логопедических занятий необходимо:

· определить тему и цели занятия;

· выделить предметный и глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи;

· отобрать лексический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей, при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала;

· обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;

· при отборе программного материала нужно учитывать потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности;

включить в занятия регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Во время проведения групповых занятий обязательными являются физкультминутки, гимнастики для глаз.

Индивидуальные занятия.

Периодичность проведения индивидуальных занятий 2-3раза в неделю, продолжительность 15-20мин.

  Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

Основная целью проведения индивидуальных занятий, является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. Правильная организация индивидуальных занятий позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения. Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, развитие правильного речевого дыхания, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

 

Основные требования к  индивидуальным занятиям согласно рабочей программе.

При проведении индивидуальных занятий необходимо:

-сформулировать тему и цели занятия;

-продумать этапы занятия, их связь друг с другом;

-планировать постепенное усложнение речевого материала занятия;

-осуществлять дифференциальный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

-формулировать инструкции кратко и четко;

-использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

-уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия.

Виды и формы контроля

 

В начале учебного года первые 2 недели (с 1 по 15 сентября) проводится обследование обучающихся начальной школы. Необходимо отметить, что у первоклассников исследуется только устная речь, а со 2-4 классы письменная. По его результатам, которые доводятся до сведения администрации ГОУ ТО «Кимовская школа», выделяются  обучающиеся нуждающиеся в логопедической помощи, а в последующем комплектуются группы. В дальнейшем проводится углубленная первичная диагностика речи обучающихся, зачисленных на логопедические занятия.

За основу диагностики устной речи взята методика Фотековой Т.А., предложенная автором для обследования речевой сферы, состоящая из 6 речевых проб.

Для обследования состояния письменной речи обучающихся,  применяется  диагностика с использованием методики Садовниковой И.Н.

Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа. Логопедическая работа должна начинаться как можно раньше, быть чётко спланирована и организована, должна носить не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер.                     

Для отслеживания результатов коррекционной работы проводится текущий и тематический контроль, а в конце итоговая диагностика (по Фотековой и И.Н.Садовниковой).

Текущий контроль осуществляется практически на каждом занятии: устный опрос в начале и конце: в процессе выполнения заданий, рефлексия (самооценка обучающимися своей деятельности).

Целью тематического контроля является проверка усвоения материала по каждой крупной теме. Используется устный опрос, задания.

Итоговая диагностика проводится в конце учебного года с 15 -31 мая. Она предназначена для проверки усвоения предметных результатов и используется при составлении мониторинга.

Формы итогового контроля: списывание, диктант, карточки с заданиями, анализ итоговых классных работ по русскому языку.

Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичной и итоговой диагностики.

Любое положительное изменение в состоянии сформированности навыка письма обучающихся, совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе письма и улучшение таких качеств личности, как способности к самостоятельности организации своей деятельности, способности осуществлять контроль над собственным письмом, умения использовать полученные навыки и знания в новых условиях, фиксируется как успешность в обучении.

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.

Возрастной состав групп: 1 -4 класс ГОУ ТО «Кимовская школа»

Весь материал, представленный в программе рассчитан на 4 года обучения и составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Содержание программы по этапам.

Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов.

Подготовительный этап

Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.

Основной этап                                                                                                   Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:

1. На фонетическом уровне;

2. На лексико - грамматическом уровне;

3. На синтаксическом уровне.

1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:

- коррекция дефектов произношения;

- формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

2. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Содержание программы по курсам

Особенности речевого развития обучающихся начальных классов с речевыми нарушениями определяют необходимость выделить в коррекционном курсе разделы, направленные на формирование и совершенствование всех компонентов языковой системы.

Содержание программы представлено следующими курсами:

  «Развитие речи и профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся 1 классов с речевыми нарушениями (ОНР, ФНР, ФФНР)»

«Коррекция нарушений письма и чтения у обучающихся 2 классов»

«Коррекция нарушений письма и чтения у обучающихся 3 классов»

«Преодоление нарушений письма у обучающихся 4 классов»

 

Содержание коррекционного курса «Развитие речи и профилактика нарушений чтения и письма у обучающихся 1 классов с речевыми нарушениями (ОНР, ФНР, ФФНР)»

Цель курса:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной нарушениями устной и письменной речи. Подготовка к обучению грамоте.

Задачи:

-  дать понятие о слове и предложении;

-  обобщить сведения по звукобуквенному составу языка;

- уяснить смыслоразличительную роль фонемы;

- учить проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соответствия между звуками и буквами;

-  закрепить навыки деления слов на слоги, опираясь на знания о слогообразующей роли гласных букв;

- уточнить значение предлогов, научить правильно пользоваться ими в речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.039 с.)