Научная работа в области пения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научная работа в области пения



С пятидесятых годов в консерваториях и научных учрежде­ниях оживилась научная работа по изучению певческого голо­са. Начали функционировать лаборатории в Ле­нинградской консерватории, в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, в Институте уха, гор­ла, носа в Киеве. Продолжает исследования по певческому голосу акустическая лаборатория Московской консерватории. Оживилась деятельность и в Институте художественного воспи­тания детей АПН РСФСР. Полезным начинанием было прове­дение этим институтом двух совещаний по воспитанию детского голоса.

Весьма важным начинанием был выпуск сборников «Вопросы вокальной педагогики» как изданий, где вокальные педагоги могли публиковать свои работы. Одна­ко в архивах вокальных кафедр консерватории еще имеется много методических материалов, статей, сборников упражнений и т. п., которые, к сожалению, не опубликованы. Только неко­торые консерватории включили в свои сборники трудов статьи вокальных педагогов. Среди них: Свердловская, Киевская кон­серватории и Государственный музыкально-педагогический ин­ститут им. Гнесиных.

Крупным событием была Всесоюзная вокальная конференция, проведенная в начале 1966 года в Москве. Эта конференция подтвердила основные принципы воспитания певцов, принятые на конференции 1954 года, и об­судила текущие дела вокального образования. На конференции был заслушан ряд докладов, подытоживающих практическую деятельность вокальных педагогов, а также доклады о научных работах лабораторий по изучению голоса при Ленинградской государственной консерватории, Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных и акустической лабора­тории Московской консерватории.

Труды по певческому искусству, вокальной педагогике и голосообразованию

Интересный материал по истории отечественного вокального искусства и по вокальному исполнительству можно найти в трудах: А. Шавердяна, М. Львова, |И. Назаренко, Е. Грошевой, A. Орфенова, А. Доливо, в сборниках, посвященных Ф. Шаляпину, А. Неждановой, И. Ершову, В. Петрову.

Методическая литература обогатилась книгами B. Мордвинова, Д. Аспелунда, С. Юдина, В. Подольской, Л. Дмитриева, А. Здановича, Д. Евтушенко и М. Михайлова-Сидорова, П. Органова, К. Злобина.

Большую помощь вокальным педагогам оказали книги по фониатрии и гигиене голоса И. Фомичева и А. Его­рова, а также по орфоэпии в пении В. Садовникова.

Научные исследования по голосообразова­нию, акустике и строению голосового аппара­та, психологии музыкальных способностей представлены в трудах Н. Жинкина, Б. Теплова, М. Грачевой, Е. Рудакова и Д. Юрченко, О. Агаркова, Л. Дмитриева, В. Мо­розова, Е. Петровой, А. Борисовой и М. Сергиевского.

Наиболее значительные данные о строении голосо­вого аппарата, голосообразовании и акустическом составе пев­ческого голоса, полученные советскими учеными в послевоенные годы, следующие:

1954 год. Е. А. Рудаков и Д. Д. Юрченко эксперименталь­но показали определяющую роль высокой певческой форманты в образовании тембра, полетности, а так­же, в значительной мере, силы певческого голоса. Удаление этой форманты из голоса лишает его по­летности, уменьшает силу, делает голос глухим, стар­ческим.

1954 год. Л. Б. Дмитриев впервые произвел массовые рент­генологические исследования профессиональных пев­цов и установил факт различного уровня стояния гортани в пении у разных типов голосов. Им уста­новлена зависимость уровня гортани в пении от дли­ны надставной трубки.

1958 год. Н. И. Жинкин установил разногромкость гласных звуков в речи и регулирующую роль гладких мышц бронхов и диафрагмы в фонации.

1959 год. В. П. Морозов экспериментально показал роль вибрационной чувствительности в контроле над голосообразованием.

1965 год. И. Н. Гоуфман, Л. Б. Дмитриев произвели рентгенокиносъемку работы гор­тани и дыхания у певцов.

1966 год. Е. П. Петрова установила большую роль динамического вибрато в восприятии силы певческого го­лоса.

В 1947 году вышла работа психолога, профессора Б. М. Теплова, «Психология музыкальных способностей», в которой был обобщен интересней­ший материал по различным видам музыкальных способностей. Книга яв­ляется первым полным психологическим анализом основных музыкальных спо­собностей. (Б. М. Теплое. Проблемы индивидуальных различий. М., изд. АПН, 1961).

Две книги С. П. Юдина, известного певца Большого театра, а затем доцента Московской консерватории, обобщают его длительный творческий и педагогический опыт. Автор подходит к проблеме воспитания певца как прак­тик. Он считает целесообразными при обучении пению осознанные ощущения торможения воздушной струи в голосовой щели. Ученик должен ощущать ме­сто, где родится звук голоса, и постепенно научиться регулировать его в месте рождения, то есть на уровне голосовой щели. Опора дыхания дает устойчи­вость — опертость звука. Певец должен уметь так артикулировать звуки, что­бы опора звука и дыхания сохранялись. Необходима координация всех частей голосового аппарата, что вначале должно достигаться осознанностью меха­низма правильного звукообразования, а затем переходить в автоматизм. (С. П. Юдин. Певец и голос. М.— Л., Музгиз, 1947; С. П. Юдин. Формирова­ние голоса певца. М., Музгиз, 1962),

В 1948 году появилась книга «Певец и песня» А. Л. Доливо, певца, профессора Московской консерватории. Книга обобщает его большой опыт ра­боты над песней и романсом. В ней подробно раз­бираются такие вопросы исполнительского творчества, как проблема голоса певца и выбора песни, как вопрос индиви­дуальности певца и песни, получают в книге интересную разработку. (Анатолий Доливо. Певец и песня. М.—Л., Музгиз, 1948).

В 1948 году была издана книга И. К. Назаренко — певца и педаго­га — «Искусство пения», содержащая материалы по истории вокальной педа­гогики в России и за рубежом. Являясь хрестоматией, книга лишена связного изложения истории развития методической мысли в разных школах пения, но содержит много ценных сведений о взглядах различных авторов на проблемы воспитания голоса. Второе издание 1964 года, дополненное материалами из современной научной литературы по голосу и вокальных конференций, отличается от первого большей полнотой и связностью материала. (И. К. Назаренко. Искусство пения. М.( Музгиз, 1964, 1967).

В 1949 году появилась книга фониатра и певца-любителя М. И. Фоми­чева «Основы фониатрии», написанная больше для врачей, чем для певцов. В ней даются сведения по анатомии, физиологии и патологии голосовых ор­ганов в связи с вокальной функцией. Наиболее интересны оригинальные иссле­дования по анатомии гортани и голосовых связок у певцов, данные в возраст­ном аспекте (М. И. Фомичев. Основы фониатрии. Л., Медгиз, 1949).

Работа П. Органова — педагога пения, представляет собой обобще­ние его многолетнего опыта по воспитанию певцов. Автор является сторонни­ком аналитического подхода к организации работы голосового аппарата. Он предлагает сначала изучить теоретически, как работает гортань, дыхание, артикуляция, понять определенные нужные движения, осознать и освоить все это без звука, а затем уже делать эти движения во время голосообразования. Он категоричен в вопросе привлечения внимания поюще­го к работе гортани и требует ее сознательной установки и тренировки без­звуковыми упражнениями. К целостной работе голосового аппарата — к пению, можно приступить тогда, когда уже отработаны дозву­ковыми упражнениями верная атака, положение гортани, умение брать дыха­ние и т. д (П. Органов. Певческий голос и методика его по­становки. М., Музгиз, 1951).

Д. Л. Аспелунд — певец и педагог, профессор Московской консерва­тории, один из основателей фониатрической лаборатории Московской консерватории, автор нескольких книг по голосообразованию «Развитие певца и его голоса». В его книге чи­татель найдет много обобщающих сведений по вопросам воспитания голоса. Автор — сторонник обучения пению с детского возраста. Только это, по его мнению, дает возможность воспитать певца-музыканта. При обучении пению с детства, появляется возмож­ность влиять на растущий голосовой аппарат, вырабатывая в нем необходи­мые приспособления и структурные изменения. Д. Аспелунд, совместно с Е. Н. Малютиным, исследовал дыхание у певцов методом пневмографии и работу голосовых связок — методом стробоскопии. (Д. Л. Аспе­лунд. Развитие певца и его голоса. М., Музгиз, 1952).

Большим вкладом в науку о голосе является книга профессора-анатома М. Грачевой «Морфология и функциональное значение нервного аппара­та гортани» (Медгиз, 1956), а также ее последующие работы, посвященные анатомии гортани. Наиболее важными данными этих работ являются: обна­ружение трех рефлексогенных зон в гортани, наличие чувствительных нервных окончаний в местах прикрепления волокон голосовых связок, подтверждение наличия у большинства людей косых систем мышечных волокон в голосовой мышце и индивидуальность расположения мышечных волокон этой мышцы у разных людей (М. С. Грачева. Морфология и функциональное значение нервного аппарата гортани. М., Медгиз, 1956).

Исключительно важным для советского музыкального искусства был вы­пуск в 1957 году двухтомника «Ф. И. Шаляпин», в который вошли как написанные самим артистом «Страницы моей жизни» и «Маска и душа», так и важнейшие критические и мемуарные материалы. Книга раскры­вает творческую лабораторию гениального артиста и содержит ценные материалы по истории русского оперного театра. («Ф. И. Ш а л я п и н», т. I и II. М., изд. «Искусство», 1957).

В 1958 году вышла книга певца и педагога, профессора В. Садовникова, «Орфоэпия в пении», написанная в помощь вокалистам. Это первое русское руководство по правильному произношению в пении написано попу­лярно и с использованием современных научных данных по русскому литера­турному произношению. (В. Садовников. Орфоэпия в пении. М., Музгиз, 1958).

Большим событием в науке о голосе явилось появление в 1958 году книги Н. И. Жинкина «Механизмы речи». Психолог, занимающийся вопросами физиологии речи, Жинкин провел многочисленные экспериментальные иссле­дования над речеобразованием, что позволило ему выдвинуть концепцию о механизмах, участвующих в образовании речи. (Н. И. Жинкин. Механизмы речи. М., изд., АПН, 1958).

В 1958 году Медицинское издательство выпустило книгу К- В. 3лобина «Физиология пения в профилактике заболеваний голосового аппарата». Ее автор — вокальный педагог, занимающийся как с лицами, страдающими недостатками речевого голоса, так и с певцами (самодеятельность). В книге приводится большой интересный теоретический материал по голосообразованию, из которого автор выводит практические заключения. Автор ратует за целостное воспитание певца, касается вопросов нервной регуляции голосовой функции, уделяет большое место автоматизмам работы гортани, дыхания. (К. В. Злобин. Физиология пения в профилактике заболеваний голоса певцов». Л., Медгиз, 1958).

Полезным начинанием послевоенного периода был выпуск сборников «Вопросы вокальной педагогики». (Музгиз, вып. I, 1962, вып. II, 1964, вып. III, 1966). Поскольку в нашей стране еще нет периодического издания, которое печатало бы труды, посвященные проблемам воспитания певца и его голоса, эти сборники явились важной формой обмена педагогическим опытом. В пер­вом выпуске собраны работы разных авторов, в частности — педагогов са­модеятельности; во втором — работы педагогов Московской консерватории. В третьем — представлены работы педагогов Киевской консерватории. Труды эти посвящены различным вопросам, связанным с воспитанием певца.

В 1964 году вышла книга «Из истории вокального искусства» певца и пе­дагога, доцента М. Львова, представляющая собой краткое изложение курса по истории вокальной педагогики и исполнительства. В книге имеется крат­кое изложение развития вокального искусства за рубежом и более подроб­ное — русского вокального искусства. Обосновывая самобытность русской национальной школы пения, автор приводит многочисленные портреты-харак­теристики русских певцов, носителей черт этой школы. (М. Львов. Из исто­рии русского вокального искусства. М., Музгиз, 1964).

В 1965 году появилась книжка В. Морозова «Вокальный слух и го­лос». В. Морозов — физиолог и певец-любитель, возглавляющий лабораторию акустики и физиологии пения Ленинградской консерватории, с середины пятидесятых годов провел множество ценных и интересных исследований, посвященных певческому голосу и его образований. В книге, написанной популярно и в то же время строго научно, разбираются вопросы роли органов чувств в контроле за голосообразованием. Пением управляет «ансамбль» органов чувств. В понятие вокальный слух входит не только слух. (В. Морозов. Вокальный слух и голос М.—Л., «Музыка», 1965).

Книга доцента Новосибирской консерватории А. П. Здановича «Не­которые вопросы вокальной методики» в популярной форме излагает вопросы психологии исполнительского творчества, говорит о значении психологических категорий в выработке певческих навыков. Это первое и удачное популярное изложение вопро­сов психологии применительно к исполнительскому творчеству и вокальной педагогике. (А. П. Зданович. Некоторые вопросы вокальной методики. М., «Музыка», 1965).

В 1966 году издательство «Музыка» выпустило книгу Ю. П. Фролова «Пение и речь в свете учения И. П. Павлова». Автор книги — физиолог, док­тор медицинских наук — дает популярное изложение некоторых положений учения Павлова в применении к вокальной педагогике. (Ю. Фролов. Пение и речь в счете учения И. П. Павлова. М., «Му­зыка», 1966).

 

Башкирская школа пения

 

История

Музыкальное творчество башкир имеет древние корни. Песенно-поэтический фольклор башкир состоит из двух групп:

1. Произведения народного творчества с преобладанием в них текстового, поэтического начала - древние сказания "Кузый Курпэс и Маян Хылу", "Алпамыша и Барсын Хылу", "Акбузат" в форме иртэков и кубаиров. Поэтический текст кубаиров "сказывается" нараспев. Ритмика короткая, речитативного склада. Мелодии кубаиров подчинены метрике семисложного "кубаирского стиха".

2. Эпико-поэтический жанр бэйет - поэтическое произведение устной традиции. В основу бейета положен чаще всего драматический сюжет, об историческом или бытовом событии, ярких, героических личностях. Байты, так же как кубаиры, исполняются речитативом нараспев.

Исторические песни и наигрыши сформировались в эпоху расцвета башкирского эпоса "Урал", "Семирод", "Искендер", "Султанбек", "Боягым хан"). К XVIII веку возникает новый пласт исторических песен, в которых патриотическая тема родины и народного единства сплетается с гневными мотивами протеста и борьбы с угнетением и колонизацией (см. песни "Разорение", "Колой кантон", "Тевкелев" и др.)

Историческая песня - активно развивающийся жанр, отражающий важнейшие моменты истории башкирского народа. Есть песни о событиях первой мировой войны, о революции, гражданской войне, о памятных днях нашей действительности.

Самостоятельную группу музыкального творчества составляют лирические песни о девичьей и женской доле. Такие, как "Таштугай", "Салимакай", "Зюльхизя", "Шаура", представляют классические образы башкирского лирического мелоса. Весьма развита в башкирской музыке любовная лирика. Лирические песни отличаются целомудрием, поэтизацией чувства любви и его носителей.

Среди бытовых песен - застольные, гостевые песни, песни на шуточные и сатирические сюжеты, а также плясовые. Самостоятельную группу составляют песни колыбельные и детские. В конце XIX в. появились так называемые песни зимогоров, отражающие труд и быт башкир, работающих на промыслах, фабриках и заводах.

 

Песни и инструментальные наигрыши башкир близки по содержанию и по музыкально-стилевым признакам. Исполнение песен и наигрышей часто предваряется легендой (йыр тарихы) об истории возникновения данной песни или напева.

О близости вокальных и инструментальных форм башкирской народной музыки говорит наличие такого оригинального вида музицирования, как "узляу" (эзлэу), представляющего собою особый способ исполнения одним певцом двухголосия, являющегося своеобразной имитацией звучания народного инструмента курая.

Классическим жанром народной песенности является группа узун кюй (протяжных медленных песен и наигрышей). По существу, термин узун кюй есть не только определение типа мелодии, им в народе определяют жанровые и стилевые черты как самого напева, так и стиль его исполнения. В широком смысле узун кюй есть совокупность стилевых и жанровых приемов, выработанных многовековой художественной практикой, когда создатель напева был и его первым исполнителем, когда мастерство импровизации, в пределах эстетических норм, выработанных традицией, лежало в основе народного искусства. В более узком смысле, под узун кюй подразумевают медленную, протяжную песню или наигрыш. Инструментальные мелодии в стиле узун кюй являются чаще всего вариантами песен, довольно своеобразными и развитыми по своей форме.

«Моң» — слово со многими оттенками, вбирающими печаль, тоску, мелодию, напев, задушевность, лиризм, — явление, которое объединяет в себе музыкальную уникальность народа. В башкирских протяжных песнях сложная мелизматика, и надо быть большим мастером, виртуозом, чтобы уметь ее исполнить. Не зря же говорят: «башкирское бель канто».

Горловое пение у башкир называется "Узляу и hозлау"

"Узляу"- это пение на высоких обертонах, звук извлекается с помощью языка и губ. Слово "Узляу" взят от свиста звука "Уз-з-з.."

"hозлау"- это среднее горловое пение,звук извлекается с помощью голосовых связок и "акустикой" рта. Слово "hозлау" тоже взят от звука "hо-о-о" и свиста "оз-з-з..".

А низкое горловое пение называют "карлыгып озляу" или от хриплого звука "Кар-р-р.."

В некоторых деревнях Учалинского района и Челябинской области узляу называется кайзау, также в народе есть такие названия узляу как - каузау, hоздау, кара узляу. Ещё одно название - «тамак-курай», т.е. извлечение звуков курая при помощи узляу. Только у башкир есть узляу при игре на курае.

Термином " кыска кюй ", т. е. короткая песня, определяется очень широкий пласт народно-песенного искусства, вокальные мелодии и инструментальные напевы в жанре кыска кюй обычно связаны с бытовыми и лирическими темами, но встречаются кыска кюй и на исторические темы.

Так же, как песни типа узун кюй, песни в стиле кыска кюй имеют свои характерные особенности, которые вероятно, складывались на протяжении очень длительного периода. Понятие кыска кюй, так же, как и узун кюй, включает в себя определенные стилевые черты напева и характера его исполнения.

По своему содержанию и жанровым признакам напевы кыска кюй можно подразделить на несколько групп. Ряд песен в стиле кыска кюй называют в народе hалмаk кей, т. е. спокойная песня. Они исполняются в умеренном темпе, имеют лирико-созерцательный характер, чаще всего в них воспеваются образы природы. Можно привести, например, песни "Тюяляс", "Круглое озеро", "Степной Еркей".

Изучением и записыванием башкирских народных песен занимались искусствоведы Игнатьев, А.Н.Оводов, Г.Х.Еникеев и др. С.Г. Рыбаковым, М.И. Султановым были изданы сборники музыки и песен уральских мусульман.В медресе "Галия" в г.Уфе изучали музыку (преподаватель - профессор Варшавской консерватории В. Клеменц), был создан хор и оркестр.

К наиболее древним жанрам башкирского музыкального фольклора относятся эпические кубаиры (былины) и баиты (сюжетные песни-сказы), а также свадебные причитания (сенляу) и величания (теляк). Широтой распева, метроритмической свободой, богатством мелодической орнаментики отличаются протяжные песни (озон-кой); на на мелодической скороговорке основаны четкие по структуре и ритмические рисунки, быстрые и короткие песни (кыска-кой). К кыска-кой по музыкальному характеру и складу примыкают бию-кой мелодии, сопровождающие воинственные, изобразительные (калынып-бию), лирические, шуточные, свадебные танцы и так-мак, песни-пляски типа частушек.

 

Академическая музыка

С 20-х годов ХХ века в Башкортостане развивается профессиональная музыка. В Уфе открылись учебные заведения: музыкальная школа (1920), музыкальное училище (ныне Уфимское училище искусств (УУИ), 1922); башкирские студии при Московской государственной консерватории и Ленинградском хореографическом училище (1932), готовившем кадры для Башкортостана. В 1938 в Уфе открывается Башкирский оперный театр, в 1939 - Башкирская государственная филармония.

В годы войны в ТОБ поставлены оперы "Карлугас" Чемберджи, "Акбузат" Х.Ш.Заимова и Спадавеккиа, "За Родину" Ибрагимова и Козицкого, "Айхылу" Валеева и Пейко, "Мэргэн" и "Ашкадар" Эйхенвальда, балет "Журавлиная песнь" Степанова. Композиторами была созданы серии песен для воинов-фронтовиков, а также подготовлен сборник "Башкирские композиторы - Красной Армии" с 44 песнями.

В начале 50-х годов башкирские композиторы уделяют внимание развитию хоровой музыки. Были созданы: "Поэма об Урале" Габитова, кантаты "Башкортостан" и "На просторах полей" Заимова, хоровая сюита "Нефтяники Башкирии" З.Г.Исмагилова, хоры Рахимова, Валеева, Муртазина, Ахметова, воспевающие труд, дружбу народов, призывающие к борьбе за мир. В 50-60-х годах создаются З. Г. Исмагиловым - опера "Салават Юлаев" (1955), лирико-психологич. драма "Шаура" ("Легенда о любви", 1963), муз. комедия "Кодаса" ("Свояченица", 1959), лирич. опера "Волны Агидели" (1972); Р. А. Муртазиным - опера "Дауыл" ("Буря", 1969); X. Ф. Ахметовым - опера "Замандаштар" ("Современники", 1970).

В 1968 году в Уфе был открыт Уфимский государственный институт искусств.

В целях поддержки музыкальной культуры и музыкантов Башкортостана 2 марта 1940 года был создан Союз композиторов БАССР. Председателем Союза был избран М.М.Валеев, автор первой башкирской оперы «Хакмар».

Интересные факты

Особенности башкирской музыки: одноголосность. Разновидности: узун-кюй (долгий, протяжный напев, включающий широкораспевные метроритмически свободные песни или инструментальные мелодии импровизационного склада), уртаса-кюй (полупротяжный напев), кыска-кюй (короткий напев, включающий скорые, чёткие по структуре ритмические моторные песни или изобразительные пьесы). К кыска-кюй примыкают различные виды инструментальных мелодий: марши, сопровождающие военные мужские танцы; кыланып-бейеу — мелодии, связанные с героическими танцами; бейеу-кюй — лирические и плясовые напевы; такмак — плясовая песня типа частушки.

Композитор Г.Свиридов, живший во время Великой Отечественной Войны в Башкортостане (г. Бирск) считал, что башкирская музыка в корне отличается от музыки всех тюркских и восточных народов и наиболее близка по своей природе к пентатонике кельтских народов.

Ф. Шаляпин дебютировал 18 декабря 1890 года в Уфе в здании зимнего театра в сольной партии оперного спектакля С.Монюшко «Галька» спектакли труппы С.Я. Семенова-Самарского. В Уфе состоялась его первая сольная партия, первый бенефис, первый автограф, первые уроки вокала.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.29.73 (0.032 с.)