Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вокальное искусство во время великой отечественной войны
Великая Отечественная война с ее неисчислимыми бедствиями нарушила музыкальную жизнь страны, но не прекратила ее. Искусство служит фронту. Массовый героизм советских людей находит свое отражение в новых замечательных образцах всех жанров советской вокальной музыки: в операх, ораториях, романсах, массовых песнях. Несмотря на тяжесть военных лет, советское государство проявляет большую заботу о сохранении и росте вокальных кадров. Эвакуированные театры продолжают работать, консерватории— растить молодых певцов. Значительной вехой в развитии системы музыкального образования этих лет является открытие в 1944 году Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, специального вуза, имеющего основной целью подготовку квалифицированных музыкально-педагогических кадров для нашей страны. Институт был призван разрабатывать теорию и методику воспитания музыкантов различного профиля. Послевоенные годы После короткого восстановительного периода и нормализации жизни советское музыкальное искусство снова вступило на путь поступательного развития. Большого успеха достигло исполнительское искусство советских певцов во всех жанрах, повысился уровень подготовки молодых вокалистов. Значительные успехи в деле подготовки высококвалифицированных певцов сделали национальные республики. Сильно продвинулась вперед научная работа в области истории, теории и методики вокального искусства. Оперное искусство Новые оперы советских композиторов, поставленные в послевоенный период, показали, что этот жанр продолжает развиваться и дает много высокоталантливых произведений, прочно занявших место в репертуаре театров. Среди крупных достижений советского оперного искусства следует назвать оперы: «Семья Тараса» Д. Кабалевского, «Декабристы» Ю. Шапорина, оперы «Дуэнья», «Война и мир» (2-я редакция), «Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева, оперу «Катерина Измайлова» (2-я редакция) Д. Шостаковича, оперу «Укрощение строптивой» В. Шебалина и другие. Современная опера и певец — это «проблема номер один» для певческого искусства. Композиторы создают новый вокальный стиль, новый мелодический язык. Их произведения высокоталантливы, входят в репертуар. Они являются шагом вперед в развитии оперного жанра. Певец должен их исполнять. Между тем его техника, выработанная на старой музыке, не соответствует новому музыкальному языку, а физиологические возможности его голоса ограничены определенными естественными пределами.
Одной из основных причин, мешающих советской опере дойти до сердца слушателей и певцов, является недостаточное знание композиторами специфики певческого голоса, неумение писать для него. Если опера не содержит благодарного материала для голоса, —-трудно рассчитывать на то, чтобы исполнители ее полюбили. Как справедливо указывает музыковед С. Шлифштейн, в опере как «ни в одной другой области музыкального творчества рождение новых образов, новых средств музыкальной выразительности не встречало на своем пути столь упорного внутреннего сопротивления со стороны самих же «служителей искусства». Это «сопротивление» певцов новому репертуару зависит, с одной стороны, от того, что некоторые современные композиторы недостаточно учитывают выразительные возможности певческого голоса, не знают особенностей певца, пишут неудобно для голоса; с другой стороны, певцы, воспитываясь, главным образом, на музыке прошлого, плохо воспринимают новую музыку. Их слух еще недостаточно приучен к своеобразному новому языку, а что не Как справедливо отмечает академик Б. Асафьев: «...Трудно сочетать динамику, темп, идущие от нашей жизни с традициями мелодической оперы...» — и далее: «...с другой стороны, невыносимы для нашего времени добротные длительности былых опер с замедленным кровообращением.» В этом большая трудность для советских композиторов. Современные талантливые композиторы хорошо «умеют слушать время», как сказал о С. Прокофьеве Илья Эренбург, но выражают свои музыкальные чувства больше в форме речитативных построений; между тем певец хочет в опере петь, петь арии, ансамбли, то, где есть развернутые мелодические построения. Мелодия — это тот материал, где он может осуществить красивое пение, то, к чему он стремился долгие годы учебы, в чем он ощущает радость и чем он, наконец в сущности, отличается от драматического актера, в чем специфика оперы.
Весьма важные творческие находки композиторов-новаторов могут быть интересными, современными, убедительными—-«...Но не разрушают ли подчас такие находки, — пишет музыковед Иннокентий Попов, — особенно когда их предостаточно, основополагающие принципы жанра? Увлечение иных композиторов сухими формами речитатива, приемами типа parlando, равно как и недостаточно продуманное «проецирование» в оперу приемов кино и иных смежных искусств, приводит к разрушению вокального образа». Хотя композиторы ясно понимают, что пение — это главное, ради чего слушатель идет в оперу (Э. Капп сказал: «опера — это прежде всего торжество вокала», Ю. Мейтус — «опера, лишенная ярких мелодических образов, не может найти живой отклик у слушателя», Д. Шостакович — «пение в опере значит все» и т. д.), основным недостатком большинства опер остается недостаточное применение широких вокальных форм: развитых мелодических арий, ансамблей. Преимущественное использование вокально-речитативных построений характерно и для романсового творчества советских композиторов. Музыковед В. Васина-Гроссман в статье «О путях советского романса» верно отмечает, что романсовое творчество советских композиторов использует в основном вокально-речевые интонации. Именно этот момент определяет недостаточную любовь основной массы певцов к современной вокальной музыке и отсутствие достаточной популярности ее у широкой аудитории. Между тем это тот репертуар, которым обязан овладеть современный певец. Оперы Прокофьева, Шостаковича, Шебалина, Кабалевского, Шапорина и многих других советских композиторов прочно вошли в репертуар, будут исполняться и впредь, так как несомненно представляют собою большую художественную ценность. Естественно, что это ставит перед всеми советскими певцами задачу преодоления трудностей этих партий, вне зависимости от того, насколько удобно эти партии написаны и нравятся ли они певцу или нет. Пути преодоления этих трудностей идут через выработку очень высокой техники, более высокой и особой по сравнению с техникой прошлого, а также через развитие более чуткого музыкального слуха и музыкальности певцов до уровня понимания современного музыкального языка. Современная техника — это техника игры тембрами, техника умения сохранить в пении интонации естественной речи, техника передачи в звучании психологических переживаний героев. Еще в конце XIX века знаменитый певец и педагог Камилло Эверарди заметил: «Я понимаю, что теперь, особенно для мужских голосов, в современном оперном репертуаре почти нет почвы для тех технических трудностей, которые приходилось преодолевать нам. Сейчас опера в значительной мере «один разговор на музыке». Но, тем не менее я нахожу, что и теперь без вокальной техники обойтись нельзя. Как, например, баритон может спеть Фигаро, если техники у него нет?» Эти слова тем более верны теперь, когда вокальная музыка усложнилась во много раз и «разговор на музыке», неизмеримо более трудный, чем прежде, стал господствующим стилем, а современному певцу приходится исполнять произведения самых разнообразных стилей — от старинных до современных. Певцы советской вокальной школы последовательно осваивают современный оперный репертуар. Е. Кибкало, Г. Вишневская, И. Архипова, П. Лисициан, И. Петров, 3. Долуханова, Е. Образцова, Б. Гмыря и другие певцы успешно выступают в крупнейших городах мира.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.004 с.) |