Часть 1. Конституционно-правовой статус                         


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 1. Конституционно-правовой статус                        



Тема 3. Часть 1. Конституционно-правовой статус органа конституционного судебного контроля в России

Конституционно-правовой статус органа конституционного судебного контроля — это совокупность правовых норм, содержащихся в Конституции Российской Федерации и иных нормативных актах, характеризующих его как часть государственного механизма, а также самостоятельный орган государственной власти, осуществляющий судебную деятельность посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ, а также региональные органы конституционной юстиции, являясь органами государственной власти, обладают следующими признаками:

1) наделение государственно-властными полномочиями, в рамках которых эти органы самостоятельно решают определенные вопросы, издают акты, обязательные к

исполнению другими государственными органами, должностными лицами, гражданами;

2) представляют собой организованный коллектив людей, объединенных общей деятельностью;

3) учреждаются, формируются и действуют в порядке, установленном Конституцией РФ, ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (на федеральном уровне), а также соответствующим региональным законодательством (на региональном уровне);

4) Конституционный Суд РФ от имени Российской Федерации осуществляет функцию конституционного судебного контроля и задачи по обеспечению правовой охраны Конституции РФ; конституционные (уставные) суды субъектов РФ осуществляют функцию конституционного судебного контроля и задачи по обеспечению правовой охраны конституций (уставов) соответствующих субъектов РФ;


5) Конституционный Суд РФ финансируется за счет средств федерального бюджета; конституционные (уставные) суды за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Вместе с тем органы конституционной юстиции – это органы судебной власти, которым присуще следующие признаки: 1) осуществление судебной власти посредством конституционного судопроизводства; 2) деятельность органов конституционной юстиции характеризуется принципами самостоятельности и независимости.

Принципы деятельности органов конституционного судебного контроля

Органы конституционного судебного контроля в своей деятельности опираются на конституционные принципы: независимости, открытости разбирательства дела, состязательности и равноправия сторон. Федеральный орган конституционной юстиции также руководствуется принципами, обозначенными в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», а региональные органы конституционной юстиции - в соответствующих региональных законах: коллегиальности, гласности, устности, язык судопроизводства, непрерывности судебного заседания.

 

 

Порядок учреждения и формирования органов конституционного судебного контроля

Учитывая особую значимость органов конституционного судебного контроля в системе обеспечения правовой охраны Конституции России, факт их учреждения и функционирования в стране обозначается именно в основных законах и принятых на их основе законодательных актах.

Конституционный Суд РФ впервые учрежден в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР».

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., также закрепила положения о Конституционном Суде РФ. Факт учреждения конституционных (уставных) судов субъектов РФ определяется соответствующими конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Федеральный законодатель предъявляет повышенные требования к кандидатуре на должность судьи Конституционного Суда РФ (ст.8 ФКЗ о Конституционном Суде РФ). Обозначено шесть требований:

1) состояние в гражданстве РФ, то есть претендовать на должность судьи не могут апатриды, бипатриды, иностранные граждане и т.д.;

2) возраст не менее 40 лет на момент назначения. При этом законодательно

закреплен предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ — 70 лет (за исключением Председателя Суда и его заместителей).

3) высшее юридическое образование;

4) безупречная репутация;

5) стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет;

6) признанная высокая квалификация в области права. Например, наличие ученой степени доктора юридических наук и т.д.

Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Федеральный законодатель устанавливает ряд ограничений по занятиям и действиям, не совместимым с должностью судьи Конституционного Суда РФ (ст. 11 ФКЗ о Конституционном Суде РФ).


Требования к судьям региональных органов конституционной юстиции определены соответствующим законом субъекта РФ. Судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ, как правило, назначаются региональным законодательным органом по представлению высшего должностного лица субъекта. Иной порядок предусмотрен в республике Адыгея: судьи избираются Советом представителей Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея на основе равного представительства кандидатов в судьи от законодательной, исполнительной и судебной власти.

Ответственность органов конституционного судебного контроля. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации и региональных органов конституционного судебного контроля предопределена их функциональным назначением – осуществление конституционного судебного контроля, а также задачами: защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия конституции. Компетенция Конституционного Суда РФ установлена Конституцией РФ, ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» и иными федеральными конституционными законами. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов РФ определена в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», а также в основных и специальных законах субъектов РФ. Однако статус органа конституционного судебного контроля связан с вопросом ответственности за ненадлежащее выполнение своих функций. В отношении органов конституционного судебного контроля можно выделить только позитивную ответственность, т.е. ответственную деятельность органа по осуществлению конституционного контроля. О негативной ответственности можно говорить только в отношении судей органов конституционного судебного контроля. Так, федеральный законодатель в ст. 17 ФКЗ о Конституционном Суда РФ перечислил основания для приостановления полномочий судьи. Среди них, например, возбуждение в отношении судьи уголовного дела. А в статье 18 обозначенного закона установлен перечень основания для прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ. Например, в отношении судьи Конституционного Суда РФ предусмотрено прекращение полномочий ввиду уклонения судьи от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин и т.д. Подобные основания встречаются и в законах субъектов РФ.

 

 

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации

Под компетенцией органа публичной власти следует понимать совокупность возможностей соответствующего органа по реализации возложенных на него функций и в ряде случаев обязанностей к их исполнению.

Следует отметить, что законодатель четко определи границы деятельности Конституционного Суда РФ решением исключительно вопросов права. Например, в Определении от 20 ноября 1995 г. № 77-О отмечается, Конституционный Суд РФ воздерживается от рассмотрения дел, в которых по сути решаются политические вопросы, а не вопросы права. Конституция РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» обозначили весьма широкие полномочия Конституционного Суда РФ, которые условно можно разделить на три группы.


К первой группе можно отнести полномочия по осуществлению нормоконтроля: 1) осуществление последующего, абстрактного, необязательного конституционного судебного контроля - дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций (уставов), законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации (изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов), договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

2) осуществление предварительного, абстрактного контроля, как правило необязательного конституционного судебного контроля - дела о проверке конституционности не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Но, если международный договор касается принятия в состав Российской Федерации нового субъекта, то обращение в Конституционной Суд РФ становиться обязательным. Обязанность обращения возложена на Президента РФ.

Необходимо обратить внимание, что конституционные поправки 2020 г. вменили в компетенцию Конституционного Суда РФ полномочия по осуществлению предварительного нормоконтроля:

а) по запросу Президента РФ проверяет конституционность проектов законов РФ о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном ч. 2 и 3 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, законов до их подписания Президентом РФ;

б) по запросу Президента РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта РФ до их обнародования высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

3) осуществление последующего, абстрактного, необязательного конституционного судебного контроля – дела по спорам о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, между высшими государственными органами субъектов РФ.

4) осуществление последующего, конкретного, необязательного конституционного судебного контроля - дела о проверке конституционности законов, примененных в конкретных делах по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и подлежащих применению по запросам судов; дела по вопросу о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека;

Ко второй группе можно отнести полномочия по осуществлению толкования Конституции РФ. К третьей группе можно отнести полномочия, связанные с дачей разного рода заключений:

1) о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. В этом случае проверяется именно соблюдение процедуры (формальный контроль);

2) о конституционности вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации (материальный, обязательный контроль);

Также Конституционный Суд РФ может выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.


Кроме названных Конституционный Суд РФ может осуществлять иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Следует отметить, что Конституционный Суд РФ не вправе проверять конституционность положений Конституции РФ. При этом как орган судебный власти, осуществляющий конституционный контроль, Суд осуществляет проверку объектов контроля только на соответствие Конституции РФ.

Органы конституционного (уставного) судебного контроля субъектов РФ имеют схожую компетенцию, с учетом особенностей регионального уровня. Полномочия таких региональных органов зафиксированы в конституциях (уставах) субъектов РФ и региональных законах, регулирующих их деятельность.

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.011 с.)