Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международное сотрудничество
В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Сотрудничество стран — членов СЭВ В борьбе с преступностью
Укрепление дружбы и сотрудничества со странами социализма — незыблемый принцип международной политики СССР. Социалистические страны вместе строят новый социалистический мир, небывалый еще в истории тип отношений между государствами, по-настоящему справедливых, равноправных, братских1. Сотрудничество социалистических стран приобрело во всех областях живой, плодотворный характер. Прочной нормой стали духовное общение, тесные связи в области идеологии и культуры. Сотрудничество социалистических стран охватывает все новые сферы. Его принципы находят конституционное закрепление. Конституция СССР провозглашает дружбу, сотрудничество, взаимопомощь со странами социализма, является краеугольным камнем советской внешней политики. Важным инструментом сотрудничества социалистических стран является Совет Экономической Взаимопомощи. В системе развития интеграции в рамках СЭВ важнейшее содержательное и методологическое изменение внесла «Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ», которая была принята XXV сессией СЭВ в 1971 году. Венгерский юрист И. Сас справедливо подчеркивает, что Комплексная программа не только определила на долгосрочный период направления сотрудничества в рамках СЭВ, но и впервые рассматривает такого типа сотрудничество, как систему. В Комплексной программе определяются основные принципы, цели, пути и средства развития экономической интеграции в области сотрудничества, в их функциональном содержании и в сфере отдельных отраслей. Большое внимание программа уделила и совершенствованию правовых институтов, развитию сотрудничества в правовой области. Вполне понятно, что сотрудничество в правовой области далеко выходит за пределы вопросов, связанных с борьбой с преступностью. Однако криминологов в первую очередь интересует именно данный круг вопросов. Сотрудничество стран — членов СЭВ в области борьбы с пре- 279
ступностью носит разносторонний характер. Оно закрепляется договорами о правовой помощи, предусматривающими возможность выдачи уголовных преступников, а также оказание содействия по целому ряду иных вопросов.
Большое значение для развития сотрудничества в области борьбы с преступностью имело заключение социалистическими странами Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Конвенция предусматривает, что граждане каждого из Договаривающихся Государств, осужденные к лишению свободы в другом Договаривающемся Государстве, будут по взаимному согласию этих Государств передаваться для отбывания наказания в то Государство, гражданами которого они являются. Передача осужденного для отбывания наказания в Государство, гражданином которого он является, может иметь место после вступления приговора в законную силу. Особую значимость приобретают и проблемы развития сотрудничества стран — членов СЭВ в сфере профилактики правонарушений. В настоящее время, когда Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции успешно реализуется, создаются благоприятные условия для активизации сотрудничества стран — членов СЭВ в области профилактики правонарушений2. Важнейшими условиями, обеспечивающими принципиальную возможность сотрудничества стран — членов СЭВ в области предупреждения правонарушений, являются: однотипность экономической основы социалистических государств, однотипность их государственного устройства, единство идеологии, общие цели и задачи, решаемые в ходе социалистического и коммунистического строительства. С учетом содержания причин и условий, способствующих правонарушениям в странах — членах СЭВ3, представляется возможным в качестве основных предпосылок, обусловливающих необходимость их сотрудничества в области предупреждения правонарушений, назвать предпосылки социально-политического, экономического и правового характера. Главной из них является единство их социальной политики. Единство социальной политики стран — членов СЭВ как предпосылка их сотрудничества в предупреждении правонарушений проявляется в решении этими странами следующих задач: наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся; повышения эффективности общественного производства; совершенствования системы планирования, материального стимулирования, управления народным хозяйством; участия общественности в управленческой деятельности; повышения уровня общеобразовательной и специальной подготовки трудящихся.
Каждый из перечисленных элементов, составляющих задачи, ре- 280
шаемые в процессе осуществления странами — членами СЭВ социальной политики, имеет непосредственное отношение к проблеме профилактики правонарушений, поскольку положительное решение социальных задач «создает в обществе положительный эмоциональный настрой, помогает укреплению нравственных и правовых норм поведения»4. Возможность и эффективность сотрудничества стран — членов СЭВ в области предупреждения правонарушений в значительной мере определяется наличием к тому экономических предпосылок. Любое экономическое решение, как правило, ведет к определенным социальным последствиям, а та или иная социальная программа не может не опираться на экономический фундамент, ибо социальное развитие невозможно в отрыве от экономического. Это — причинно-следственная зависимость, вытекающая из теснейшей взаимосвязи экономических факторов с социальными отношениями в целом. Не составляют исключения и социальные отношения, связанные с предупреждением правонарушений. Значительную роль в решении проблем социалистической экономической интеграции играет социалистическое право, которое наряду с социальной политикой и экономикой рассматривается в качестве предпосылки сотрудничества стран — членов СЭВ в области предупреждения правонарушений. Право стран — членов СЭВ интернационально по своему содержанию. Это, в частности, выражается в общности его направленности, единства принципов, целей, задач, схожести отдельных правовых норм. Конкретное проявление интернационалистических черт характерно для всех отраслей социалистического права: гражданского, трудового, административного, уголовного. В числе правовых предпосылок сотрудничества стран — членов СЭВ в области профилактики правонарушений следует назвать общность подходов к криминологической и криминалистической характеристике некоторых из них (например, преступлений, посягающих на социалистиче-скую собственность). Возможность интегрирования мер предупреждения правонарушений в рамках стран — членов СЭВ обусловливает и сходство в характеристике приемов и методов выявления и предупреждения правонарушений в отдельных странах СЭВ. В подобной ситуации формируются благоприятные условия для совместной разработки наиболее эффективных средств профилактики, формирования коллективного опыта в этом направлении. Развитие интеграции систем предупреждения правонарушений в странах — членах СЭВ основывается на принципах социалистического международного права. Среди них: принцип единства и сплоченности социалистических стран, принципы товарищеской взаимопомощи; суверенного равенства; межгосударственного сотрудничества; невмешательства во внутренние дела; добросовестного выполнения государствами принятых на себя обязательств; неотвратимости наказания; социалистического гуманизма5.
В основе осуществления совместных программ предупреждения 281
правонарушений в странах — членах СЭВ лежит общность принципов национальных систем профилактики. Сравнительные криминологические исследования показывают, что таковыми являются следующие принципы: профилактика правонарушений осуществляется под руководством правящих коммунистических и рабочих партий; борьба с правонарушениями рассматривается в качестве общегосударственной задачи; предупреждение правонарушений выступает в качестве одной из составных частей социальной экономической политики и опосредуется ими; борьба с правонарушениями носит комплексный характер; предупреждение правонарушений осуществляется на плановой основе; при разработке мер предупреждения правонарушений в максимально возможной степени учитывается их экономическая эффективность; для предупредительной деятельности различных субъектов профилактики характерно совпадение стратегических интересов; социалистический правопорядок защищается всей системой права. Для каждой из стран — членов СЭВ характерен принцип максимальной экономии уголовной репрессии. Особую практическую значимость в настоящее время приобретают вопросы диалектического сочетания национальных и интернациональных интересов участников совместной деятельности по предупреждению правонарушений, поскольку именно от правильного решения данных вопросов зависит конкретное содержание многостороннего либо двустороннего сотрудничества, объем и характер совместно разрабатываемых мероприятий, методика и тактика их практического осуществления. В условиях расширяющегося всестороннего сотрудничества стран — членов СЭВ национальное никогда не выступает противоположностью интернациональному. Именно благодаря взаимодействию национальных особенностей сотрудничающих стран — членов СЭВ возникают качественно новые интернациональные категории. Марксистско-ленинская концепция единства национального и интернационального в социалистическом строительстве одновременно предполагает и различие между ними. Наличие специфики в политическом, социальном и экономическом развитии отдельных стран — членов СЭВ объективно предполагает необходимость согласования общих интернациональных задач профилактики правонарушений с конкретными условиями каждой страны.
Благодаря взаимным усилиям стран — членов СЭВ в развитии сотрудничества во всех областях жизни особенно наглядно стала проявляться тенденция сближения национальных и интернациональных интересов в борьбе с правонарушениями в проводимых национальными авторскими коллективами социалистических стран криминологических исследованиях. Еще более ощутимы эти вопросы в практике совместных исследований криминологов стран — членов СЭВ. Предупреждение преступности, устранение причин и условий, ее порождающих, — задача, актуальная для всех стран — членов СЭВ. В такой ситуации целесообразно во всех отношениях, в том 282
числе и в экономическом, объединять усилия специалистов-криминологов, шире практиковать международное разделение труда в предупредительной деятельности, в исследованиях криминологических проблем, одинаково значимых в рамках мировой социалистической системы. Решение совместных профилактических программ осуществляется поэтапно. Среди факторов, которые учитываются при определении очередности разработки тех или иных аспектов этой комплексной проблемы, следует назвать качественные и количественные показатели, характеризующие состояние, структуру, динамику отдельных видов правонарушений в сотрудничающих странах, обстоятельства, способствующие этим правонарушениям, признаки сходства и различие национальных систем профилактики, экономическую целесообразность и возможность осуществления интеграционных профилактических мероприятий и т.п.6 Многолетний опыт развития разносторонних контактов стран — членов СЭВ способствовал формированию сложного институционного механизма их сотрудничества в разработке и реализации общих и специальных мер предупреждения правонарушений. Этот механизм сотрудничества представляется целесообразным рассматривать в виде трех взаимосвязанных групп организаций. Первая группа — это международные общеэкономические организации стран — членов СЭВ. Вторая группа — правоохранительные органы сотрудничающих стран. Третья группа — научные организации, осуществляющие исследования и разработки программ интегрирования профилактической деятельности. В системе международных общеэкономических организаций, составляющих одно из звеньев институционного механизма сотрудничества стран — членов СЭВ в области предупреждения правонарушений, ведущее место занимают Совет Экономической Взаимопомощи и его органы: Сессия Совета, Исполком Совета, Секретариат Совета, Комитеты Совета, Постоянные комиссии Совета. Цели этих органов, решаемые ими задачи, их функции и полномочия по своему характеру и направленности, как правило, соответствуют системе общих мер предупреждения правонарушений, что позволяет рассматривать международные экономические организации в качестве субъектов профилактической деятельности.
В отличие от международных общеэкономических организаций, осуществляющих функции по реализации общих мер предупреждения правонарушений, вторая группа организаций, составляющих институционные механизмы сотрудничества стран — членов СЭВ в области предупреждения правонарушений — правоохранительные органы, которые решают, как правило, вопросы специального предупреждения7. Существуют три организационные формы сотрудничества правоохранительных органов стран — членов СЭВ в области предупреждения правонарушений. Это: Совещание министров юстиции социалистических стран; Совещание представителей стран — чле- 283
нов СЭВ по правовым вопросам; Совещание генеральных прокуроров социалистических стран. Эти совещания проводят работу по развитию сотрудничества стран — членов СЭВ по предупреждению правонарушений. Так, например, Совещание представителей стран — членов СЭВ по правовым вопросам, являющееся постоянным органом Совета, способствует совершенствованию правовых основ экономического и научно-технического сотрудничества между странами — членами Совета путем изучения, разработки и последовательного решения правовых проблем этого сотрудничества8. В числе научных организаций, составляющих институционный механизм сотрудничества стран — членов СЭВ в области предупреждения правонарушений, следует выделить международные научно-исследовательские организации (Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы, Институт СЭВ по стандартизации, Междунароный научно-исследовательский институт проблем управления, Международный центр научной и технической информации), экономические и правовые учреждения академий наук социалистических стран, научно-исследовательские и учебные заведения стран СЭВ, исследующие проблемы предупреждения правонарушений. Эффективность сотрудничества стран — членов СЭВ в области предупреждения правонарушений в значительной степени зависит от того, насколько правильно определяются и используются формы такого сотрудничества. Обобщение опыта сотрудничества правоохранительных органов и научных учреждений стран — членов СЭВ в названном направлении позволяет считать перспективными следующие формы сотрудничества в области предупреждения правонарушений: взаимные консультации с целью выработки в каждой из сотрудничающих стран национальной и интернациональной стратегии в сфере профилактики правонарушений9; планирование совместной профилактической работы; увязка сотрудничества в сфере профилактики правонарушений с экономическим сотрудничеством; разработка долгосрочных целевых программ сотрудничества в области предупреждения правонарушений; обмен опытом в организации и проведении профилактических мероприятий. Здесь, как показывает практика, наиболее эффективными формами обмена могут быть: обмен специальной литературой; обмен информацией о способах совершения, сокрытия и выявления правонарушений; обмен информацией о способах нейтрализации обстоятельств, способствующих правонарушениям; обмен результатами научных исследований; обмен делегациями практических и научных работников; проведение международных совещаний, конгрессов, симпозиумов, семинаров, коллоквиумов и т.п. Обмену опытом способствуют и такие практикуемые меры как: расширение международной специализации и кооперирования в области разработки мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих правонарушениям; развитие непосредственных связей между министерствами, ведомствами, науч- 284
ными организациями, учебными заведениями; развитие существующих и создание новых международных правовых, экономических и других организаций, решающих задачи по общему и специальному предупреждению правонарушений; обмен специалистами; совместная подготовка учебников, монографий, методических пособий, сборников научных трудов и т.п.; совместная подготовка предложений, информаций для органов СЭВ, национальных субъектов профилактики; взаимопомощь в подготовке кадров; координация текущих и перспективных планов профилактики правонарушений; совместное проведение научных исследований и внедрение их в практику10. Сотрудничество стран — членов СЭВ в области предупреждения правонарушений является составной частью их экономического и социального сотрудничества. Поэтому успешное выполнение комплексной программы социалистической экономической интеграции положительно скажется и на развитии интеграции систем предупреждения правонарушений в этих странах, сделает их более обширными и эффективными.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.017 с.) |