Международное сотрудничество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное сотрудничество



В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

 

 

 

Сотрудничество стран — членов СЭВ

В борьбе с преступностью

 

Укрепление дружбы и сотрудничества со странами социализма — незыблемый принцип международной политики СССР. Социалистические страны вместе строят новый социалистический мир, небывалый еще в истории тип отношений между государства­ми, по-настоящему справедливых, равноправных, братских1.

Сотрудничество социалистических стран приобрело во всех об­ластях живой, плодотворный характер. Прочной нормой стали ду­ховное общение, тесные связи в области идеологии и культуры.

Сотрудничество социалистических стран охватывает все новые сферы. Его принципы находят конституционное закрепление. Кон­ституция СССР провозглашает дружбу, сотрудничество, взаимопо­мощь со странами социализма, является краеугольным камнем со­ветской внешней политики.

Важным инструментом сотрудничества социалистических стран является Совет Экономической Взаимопомощи. В системе развития интеграции в рамках СЭВ важнейшее содержательное и методоло­гическое изменение внесла «Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социа­листической экономической интеграции стран — членов СЭВ», ко­торая была принята XXV сессией СЭВ в 1971 году. Венгерский юрист И. Сас справедливо подчеркивает, что Комплексная програм­ма не только определила на долгосрочный период направления со­трудничества в рамках СЭВ, но и впервые рассматривает такого типа сотрудничество, как систему.

В Комплексной программе определяются основные принципы, цели, пути и средства развития экономической интеграции в области сотрудничества, в их функциональном содержании и в сфере от­дельных отраслей. Большое внимание программа уделила и совер­шенствованию правовых институтов, развитию сотрудничества в правовой области.

Вполне понятно, что сотрудничество в правовой области далеко выходит за пределы вопросов, связанных с борьбой с преступно­стью. Однако криминологов в первую очередь интересует именно данный круг вопросов.

Сотрудничество стран — членов СЭВ в области борьбы с пре-

279

 

ступностью носит разносторонний характер. Оно закрепляется договорами о правовой помощи, предусматривающими возможность выдачи уголовных преступников, а также оказание содействия по целому ряду иных вопросов.

Большое значение для развития сотрудничества в области борьбы с преступностью имело заключение социалистическими странами Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются.

Конвенция предусматривает, что граждане каждого из Договаривающихся Государств, осужденные к лишению свободы в другом Договаривающемся Государстве, будут по взаимному согласию этих Государств передаваться для отбывания наказания в то Государство, гражданами которого они являются. Передача осужденного для отбывания наказания в Государство, гражданином которого он является, может иметь место после вступления приговора в законную силу.

Особую значимость приобретают и проблемы развития сотрудничества стран — членов СЭВ в сфере профилактики правонарушений. В настоящее время, когда Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции успешно реализуется, создаются благоприятные условия для активизации сотрудничества стран — членов СЭВ в области профилактики правонарушений2.

Важнейшими условиями, обеспечивающими принципиальную возможность сотрудничества стран — членов СЭВ в области предупреждения правонарушений, являются: однотипность экономической основы социалистических государств, однотипность их государственного устройства, единство идеологии, общие цели и задачи, решаемые в ходе социалистического и коммунистического строительства.

С учетом содержания причин и условий, способствующих правонарушениям в странах — членах СЭВ3, представляется возможным в качестве основных предпосылок, обусловливающих необходимость их сотрудничества в области предупреждения правонарушений, назвать предпосылки социально-политического, экономического и правового характера. Главной из них является единство их социальной политики.

Единство социальной политики стран — членов СЭВ как предпосылка их сотрудничества в предупреждении правонарушений проявляется в решении этими странами следующих задач: наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся; повышения эффективности общественного производства; совершенствования системы планирования, материального стимулирования, управления народным хозяйством; участия общественности в управленческой деятельности; повышения уровня общеобразовательной и специальной подготовки трудящихся.

Каждый из перечисленных элементов, составляющих задачи, ре-

280

 

шаемые в процессе осуществления странами — членами СЭВ социальной политики, имеет непосредственное отношение к проблеме профилактики правонарушений, поскольку положительное решение социальных задач «создает в обществе положительный эмоциональ­ный настрой, помогает укреплению нравственных и правовых норм поведения»4.

Возможность и эффективность сотрудничества стран — членов СЭВ в области предупреждения правонарушений в значительной мере определяется наличием к тому экономических предпосылок.

Любое экономическое решение, как правило, ведет к определенным социальным последствиям, а та или иная социальная програм­ма не может не опираться на экономический фундамент, ибо социальное развитие невозможно в отрыве от экономического. Это — причинно-следственная зависимость, вытекающая из теснейшей взаимосвязи экономических факторов с социальными отношениями в целом. Не составляют исключения и социальные отношения, связанные с предупреждением правонарушений.

Значительную роль в решении проблем социалистической эко­номической интеграции играет социалистическое право, которое на­ряду с социальной политикой и экономикой рассматривается в качестве предпосылки сотрудничества стран — членов СЭВ в области предупреждения правонарушений.

Право стран — членов СЭВ интернационально по своему содержанию. Это, в частности, выражается в общности его направленности, единства принципов, целей, задач, схожести отдельных правовых норм. Конкретное проявление интернационалистических черт характерно для всех отраслей социалистического права: граждан­ского, трудового, административного, уголовного. В числе правовых предпосылок сотрудничества стран — членов СЭВ в области профилактики правонарушений следует назвать общность подходов к криминологической и криминалистической характеристике некото­рых из них (например, преступлений, посягающих на социалистиче-скую собственность). Возможность интегрирования мер предупреж­дения правонарушений в рамках стран — членов СЭВ обусловливает и сходство в характеристике приемов и методов выявления и пре­дупреждения правонарушений в отдельных странах СЭВ. В подобной ситуации формируются благоприятные условия для совместной разработки наиболее эффективных средств профилактики, формиро­вания коллективного опыта в этом направлении.

Развитие интеграции систем предупреждения правонарушений в странах — членах СЭВ основывается на принципах социалистического международного права. Среди них: принцип единства и сплоченности социалистических стран, принципы товарищеской взаимопомощи; суверенного равенства; межгосударственного сотрудничества; невмешательства во внутренние дела; добросовестного выполнения государствами принятых на себя обязательств; неотвратимости наказания; социалистического гуманизма5.

В основе осуществления совместных программ предупреждения

281

 

правонарушений в странах — членах СЭВ лежит общность принци­пов национальных систем профилактики. Сравнительные кримино­логические исследования показывают, что таковыми являются следующие принципы: профилактика правонарушений осуществляется под руководством правящих коммунистических и рабочих партий; борьба с правонарушениями рассматривается в качестве общегосу­дарственной задачи; предупреждение правонарушений выступает в качестве одной из составных частей социальной экономической политики и опосредуется ими; борьба с правонарушениями носит ком­плексный характер; предупреждение правонарушений осуществляется на плановой основе; при разработке мер предупреждения правонарушений в максимально возможной степени учитывается их ­экономическая эффективность; для предупредительной деятельности различных субъектов профилактики характерно совпадение стратегических интересов; социалистический правопорядок защищается всей системой права. Для каждой из стран — членов СЭВ характерен принцип максимальной экономии уголовной репрессии.

Особую практическую значимость в настоящее время приобрета­ют вопросы диалектического сочетания национальных и интернациональных интересов участников совместной деятельности по предупреждению правонарушений, поскольку именно от правильного решения данных вопросов зависит конкретное содержание многостороннего либо двустороннего сотрудничества, объем и характер совместно разрабатываемых мероприятий, методика и тактика их практического осуществления.

В условиях расширяющегося всестороннего сотрудничества стран — членов СЭВ национальное никогда не выступает противоположностью интернациональному. Именно благодаря взаимодействию национальных особенностей сотрудничающих стран — членов СЭВ возникают качественно новые интернациональные категории.

Марксистско-ленинская концепция единства национального и интернационального в социалистическом строительстве одновременно предполагает и различие между ними. Наличие специфики в политическом, социальном и экономическом развитии отдельных стран — членов СЭВ объективно предполагает необходимость согласования общих интернациональных задач профилактики правонарушений с конкретными условиями каждой страны.

Благодаря взаимным усилиям стран — членов СЭВ в развитии сотрудничества во всех областях жизни особенно наглядно стала проявляться тенденция сближения национальных и интернациональных интересов в борьбе с правонарушениями в проводимых национальными авторскими коллективами социалистических стран криминологических исследованиях. Еще более ощутимы эти вопросы в практике совместных исследований криминологов стран — членов СЭВ.

Предупреждение преступности, устранение причин и условий, ее порождающих, — задача, актуальная для всех стран — членов СЭВ. В такой ситуации целесообразно во всех отношениях, в том

282

 

числе и в экономическом, объединять усилия специалистов-криминологов, шире практиковать международное разделение труда в предупредительной деятельности, в исследованиях криминологических проблем, одинаково значимых в рамках мировой социалистической системы.

Решение совместных профилактических программ осуществляет­ся поэтапно. Среди факторов, которые учитываются при определении очередности разработки тех или иных аспектов этой комплек­сной проблемы, следует назвать качественные и количественные по­казатели, характеризующие состояние, структуру, динамику отдельных видов правонарушений в сотрудничающих странах, обстоятель­ства, способствующие этим правонарушениям, признаки сходства и различие национальных систем профилактики, экономическую це­лесообразность и возможность осуществления интеграционных про­филактических мероприятий и т.п.6

Многолетний опыт развития разносторонних контактов стран — членов СЭВ способствовал формированию сложного институцион­ного механизма их сотрудничества в разработке и реализации об­щих и специальных мер предупреждения правонарушений.

Этот механизм сотрудничества представляется целесообразным рассматривать в виде трех взаимосвязанных групп организаций. Первая группа — это международные общеэкономические организа­ции стран — членов СЭВ. Вторая группа — правоохранительные органы сотрудничающих стран. Третья группа — научные органи­зации, осуществляющие исследования и разработки программ инте­грирования профилактической деятельности.

В системе международных общеэкономических организаций, составляющих одно из звеньев институционного механизма сотрудни­чества стран — членов СЭВ в области предупреждения правонару­шений, ведущее место занимают Совет Экономической Взаимопомо­щи и его органы: Сессия Совета, Исполком Совета, Секретариат Совета, Комитеты Совета, Постоянные комиссии Совета. Цели этих органов, решаемые ими задачи, их функции и полномочия по своему характеру и направленности, как правило, соответствуют системе общих мер предупреждения правонарушений, что позволяет рассма­тривать международные экономические организации в качестве субъектов профилактической деятельности.

В отличие от международных общеэкономических организаций, осуществляющих функции по реализации общих мер предупрежде­ния правонарушений, вторая группа организаций, составляющих институционные механизмы сотрудничества стран — членов СЭВ в области предупреждения правонарушений — правоохранительные органы, которые решают, как правило, вопросы специального пре­дупреждения7.

Существуют три организационные формы сотрудничества правоохранительных органов стран — членов СЭВ в области преду­преждения правонарушений. Это: Совещание министров юстиции социалистических стран; Совещание представителей стран — чле-

283

 

нов СЭВ по правовым вопросам; Совещание генеральных прокуроров социалистических стран. Эти совещания проводят работу по развитию сотрудничества стран — членов СЭВ по предупреждению правонарушений. Так, например, Совещание представителей стран — членов СЭВ по правовым вопросам, являющееся постоянным органом Совета, способствует совершенствованию правовых основ экономического и научно-технического сотрудничества между странами — членами Совета путем изучения, разработки и последовательного решения правовых проблем этого сотрудничества8.

В числе научных организаций, составляющих институционный механизм сотрудничества стран — членов СЭВ в области предупреждения правонарушений, следует выделить международные научно-исследовательские организации (Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы, Институт СЭВ по стандартизации, Междунароный научно-исследовательский институт проблем управления, Международный центр научной и технической информации), экономические и правовые учреждения академий наук социалистических стран, научно-исследовательские и учебные заведения стран СЭВ, исследующие проблемы предупреждения правонарушений.

Эффективность сотрудничества стран — членов СЭВ в области предупреждения правонарушений в значительной степени зависит от того, насколько правильно определяются и используются формы такого сотрудничества.

Обобщение опыта сотрудничества правоохранительных органов и научных учреждений стран — членов СЭВ в названном направле­нии позволяет считать перспективными следующие формы сотрудничества в области предупреждения правонарушений: взаимные консультации с целью выработки в каждой из сотрудничающих стран национальной и интернациональной стратегии в сфере профилактики правонарушений9; планирование совместной профилактической работы; увязка сотрудничества в сфере профилактики правонарушений с экономическим сотрудничеством; разработка долгосрочных целевых программ сотрудничества в области предупрежде­ния правонарушений; обмен опытом в организации и проведении профилактических мероприятий. Здесь, как показывает практика, наиболее эффективными формами обмена могут быть: обмен специальной литературой; обмен информацией о способах совершения, сокрытия и выявления правонарушений; обмен информацией о способах нейтрализации обстоятельств, способствующих правонарушениям; обмен результатами научных исследований; обмен делегациями практических и научных работников; проведение международных совещаний, конгрессов, симпозиумов, семинаров, коллоквиумов и т.п. Обмену опытом способствуют и такие практикуемые меры как: расширение международной специализации и кооперирования в области разработки мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих правонарушениям; развитие непосредственных связей между министерствами, ведомствами, науч-

284

 

ными организациями, учебными заведениями; развитие существующих и создание новых международных правовых, экономических и других организаций, решающих задачи по общему и специальному предупреждению правонарушений; обмен специалистами; совмест­ная подготовка учебников, монографий, методических пособий, сборников научных трудов и т.п.; совместная подготовка предложе­ний, информаций для органов СЭВ, национальных субъектов про­филактики; взаимопомощь в подготовке кадров; координация текущих и перспективных планов профилактики правонарушений; сов­местное проведение научных исследований и внедрение их в прак­тику10.

Сотрудничество стран — членов СЭВ в области предупрежде­ния правонарушений является составной частью их экономического и социального сотрудничества. Поэтому успешное выполнение ком­плексной программы социалистической экономической интеграции положительно скажется и на развитии интеграции систем преду­преждения правонарушений в этих странах, сделает их более об­ширными и эффективными.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.017 с.)