Несовершеннолетних, совершающих преступления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Несовершеннолетних, совершающих преступления



 

Преступность несовершеннолетних как социальная реальность проявляется через конкретные деяния (общественно опасные, уго­ловно-противоправные, виновные) конкретных лиц. Поэтому ее понятие охватывает как совокупность совершаемых деяний, подчи­няющуюся определенным закономерностям, так и контингент лиц, их совершивших, также имеющий свои закономерности формирова­ния и развития. Отсюда — значимость задачи выявления и анали­за специфически криминогенной деформации личности тех подро­стков, которые совершают преступления17.

Выявление личностных механизмов, обусловливающих преступ­ное поведение, и обеспечение воздействия, предупреждающего их формирование, пресекающего реализацию, устраняет дальней­шее их существование. Это тот подход к проблеме борьбы с пре­ступностью несовершеннолетних, который исходит из общих ха­рактеристик лиц, совершающих преступления, и типологии их лич­ностных качеств. Личностная характеристика подростков, совершающих преступления, имеет существенные особенности по срав­нению с этими качествами преступников из других социально-возрастных групп. Данные особенности связаны с тем, что на общие закономерности формирования и поведенческой реализации крими­ногенных черт личности, воздействия этих черт с определенными внешними факторами18 существенно влияют «наложения» возрастной психологии (и особенно ее деформаций)19, как и специфика социального статуса, сферы общения и жизнедеятельности подростков, взаимодействия со средой функционирования.

Говоря об особенностях личностных черт (качеств) несовершеннолетних преступников, представляется необходимым:

1) описать наиболее типичные для этого контингента отличающие его от нормотипических членов общества по социально-демографическому и культурно-образовательному статусу, кругу и содержанию потребностей и интересов, отношению к ведущей и иным видам социальной деятельности, ценностным ориентациям в сфере права и норм, эмоционально-волевой характеристике, состоянию физического и психического здоровья;

2) рассмотреть специфику этих качественно-количественных определенностей в сопоставлении с ана-

248

 

логичными характеристиками других социально-возрастных групп;

3) выделить ключевые, интегрирующие особенности направленно­сти, позиции личности, непосредственно приводящие во взаимо­действии со средой и ситуацией к выбору преступного варианта поведения;

4) выделить основные типы несовершеннолетних пре­ступников.

Социальный, социально-психологический, психологический, правовой аспекты анализа при этом взаимодействуют. В частно­сти, правовой подход дает исходную (и единую) дефиницию несовершеннолетнего преступника, определяет период во времени, при­менительно к которому можно говорить о личности несовершенно­летнего, совершившего преступление. Социальный подход выявля­ет круг криминогенных факторов в сфере взаимодействия лично­сти со средой, испорченных отношений с обществом; социально-психологический и психологический подход — механизм трансфор­мации этих факторов в личностные черты, поведенческие цели и мотивы.

Социально-демографические особенности личностной характе­ристики несовершеннолетних, совершивших преступления, связаны прежде всего с тем, что их контингент состоит преимущественно из лиц мужского пола20, старше 15 лет. При этом показатели «криминальной активности» (распространенности преступлений) в возрастной группе 14-17-летних повышаются по мере увеличения возраста21. Названные особенности несомненно связаны со стату­сом и условиями воспитания мальчиков и девочек, старших и младших подростков, как и с тем, что «физическая» возможность совершения некоторых видов преступлений связана с достижением определенного уровня развития интеллекта, сил, влечений22.

Традиционным социально-демографическим признаком являет­ся семейное положение. Применительно к несовершеннолетним, со­вершающим преступления, он обретает, однако, специфический вид. С учетом статуса несовершеннолетних необходимо не только зафиксировать долю имеющих и не имеющих семью по сравнению с контрольной группой, но и выделить, во-первых, структуру семьи, в которой он воспитывается, и, во-вторых, характеристику с точки зрения исполнения социальной функции (и конституционно-правовой обязанности) воспитания детей.

Отсутствие или неполнота семьи (сиротство, полусиротство) уже не являются ведущим социально-демографическим признаком личности несовершеннолетнего преступника23, хотя распростра­ненность данного признака в этом контингенте примерно в 2 раза чаще, чем в контрольной группе. При сохранении такой типичной черты семейного положения подростков, совершающих преступления, как психологический дискомфорт, неблагополучие, ограничение или неисполнение семьей социально полезной воспитательной функции, структура деформаций семейного положения, существенно изменилась. Речь идет прежде всего о внутренней ситуации в семье, связанной с прямым отрицательным примером родителей

249

 

или других взрослых членов семьи (пьянство, наркомания, поло­вой аморализм, уклонения от общественно полезного труда, про­явления жестокости и цинизма и т.п.) или связанной с неправиль­ной ориентацией семейного воспитания (формирование у детей бе­зответственности, потребительства, эгоцентризма)24. При этом ти­пичная характеристика семьи подростка, совершившего преступле­ние, — это пониженный против среднего по стране образовательно-культурный уровень и профессиональный статус, что существенно ограничивает сферу позитивного общения семьи с детьми, пра­вильное формирование у них духовных интересов и потребностей, помощь в жизненной ориентации.

К социально-демографической характеристике личности подро­стков, совершивших преступления, тесно примыкает образователь­но-культурная. Традиционно приводятся в этой связи данные о том, что большинство несовершеннолетних, совершивших престу­пления, окончили меньше классов общеобразовательной школы, нежели их сверстники «из контрольной группы». Надо в этой свя­зи отметить, что в условиях обязательного среднего образования это формализованное различие постепенно утрачивается. Но фак­тическое отставание по уровню знаний, общему развитию и куль­туре, потребностям и интересам в этой сфере у большинства несо­вершеннолетних преступников сохраняется и даже углубилось в условиях интенсифицированных программ обучения. Оно лишь вуалируется в результате попыток учебных заведений, стремящих­ся улучшить отчетность, «дотянуть» и «вытянуть» этот контин­гент. Это отставание является действительно одной из ведущих и трудно устранимых личностных характеристик несовершеннолет­них. Оно существенно затрудняет социализацию подростка и его ресоциализацию в процессе исправления и перевоспитания. «Низ­кое образование и низкая культура личности сначала бывает след­ствием нравственно-правовой ее деформации, а затем уже оказыва­ет обратное влияние на сознание и поведение»25 (на избиратель­ное отношение к информации, общению, на жизненные планы и т.д.).

В качестве характерных черт личности подростков, совершаю­щих преступления, констатируется также: а) ограниченность ис­пользования ряда каналов культурной информации (регулярно чи­тали книги не более 10 – 20% обследованных подростков, совер­шающих преступления26, газеты — менее 10%, причем в основном спортивную или развлекательную информацию); б) отношение к кино, телевидению, радио, как средству заполнения свободного времени, а не как к источнику культурно значимой информации; в) предпочтение «своих» каналов информации, значимой в микро­группе, в том числе получение большей части сведений у лиц, с которыми предпочитают проводить свободное время.

Особенности потребностей, интересов и отношений в сфере ве­дущей (учебной, трудовой, общественной) деятельности несовер­шеннолетних, совершающих преступления, включают утрату инте-

250

 

реса к учебе (среди этих подростков в пять раз больше, чем среди всех учащихся, доля лиц, пропускающих занятия без уважитель­ных причин, и в семь раз больше доля лиц, не успевающих из-за отсутствия прилежания), отрыв от учебного коллектива, от его требований и оценок. По мере ослабления социальной мотивации обучения подросток все более тяготеет к бесцельному, беспорядоч­ному проведению свободного времени. В производственной сфере его характеризуют отсутствие интереса к выполняемой трудовой деятельности, утилитарное отношение к профессии (т.е. как к воз­можности извлечь из нее пользу), что влечет недобросовестное от­ношение к своим обязанностям, неучастие в общественной работе. Интересы в сфере техники, художественной самодеятельности, за­нятий спортом и так далее проявляются у этого контингента в три-четыре раза реже, чем у подростков с нормальным поведени­ем. Речь идет не просто об отставании в культурно-образователь­ном уровне, но именно о развитии отрицательных интересов и по­требностей.

Все эти особенности личностной характеристики большинства подростков, совершивших преступления, связаны с нарушением контактов с коллективом, где они учились или работали до совер­шения преступления, по существу отчуждением от этих коллекти­вов (даже если формально разрыва не произошло). При этом подросток становится все менее уязвимым к воздействию со стороны администрации и общественности. Он малочувствителен к осужде­нию его плохой работы, недисциплинированности, уверен в своей подопечности («им нужно»).

Как отмечает К.Е. Игошев, три четверти изученного им кон­тингента преступников не проявили интереса к общению с члена­ми трудового коллектива (предпочитая контакт со «своей» груп­пой по месту жительства и проведения досуга, а 8% — с соучаст­никами по преступной деятельности и ранее судимыми лицами)27. Сходные данные об отношении несовершеннолетних преступников к учебному коллективу приводит В.Ф. Трегубова: семь из каж­дых десяти таких лиц к моменту совершения преступления утратили чувство заботы об интересах коллектива и чувство стыда за по­ступки, осуждаемые общественным мнением28.

Стремление к достижению успехов в учебной и производствен­ной деятельности, в общественной работе у правонарушителей заменяют досуговые потребности и интересы, желание «повеселиться»... Сама система оценок и предпочтений у таких людей все больше переориентируется на эту сферу, фиксируется и гипертрофирование этих потребностей и интересов, слепая погоня за мод­ной одеждой, информацией, наиболее значимой для данной микросреды, и т.д. В отличие от нормальных потребностей развитие здесь часто идет как бы в обратном направлении: фактическое времяпрепровождение формирует интерес, он закрепляется в привычке, а последняя ведет к социально-негативной потребности. Соответственно искаженному развитию потребностей развиваются и

251

 

привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения.

Наличие сравнительно выраженных социально-негативных потребностей и интересов: к употреблению алкоголя, бесцельному «шатанию» по улицам и т.п. — констатируется (по данным раз­личных исследований) не менее чем у 2/3 контингента подростков, совершивших преступления и иные правонарушения.

К числу характерных черт личности несовершеннолетних, со­вершивших преступления, относятся и достаточно серьезные и глубокие деформации нравственных и правовых ценностных ориентаций, «вокруг (которых) вращаются помыслы и чувства чело­века и с точки зрения (которых) решаются многие жизненные во­просы»29. Эти деформации прослеживаются как в выборе перспективных и текущих целей (отношение: «ценности-цели»), так и в выборе средств достижения целей (отношение: «ценности-средства»)30.

Как правило, у несовершеннолетних преступников: а) имеют место «ножницы», разрывы между известными им (и одобренны­ми ими в принципе) ценностями нашего общества и фактически интериоризованными ими в качестве «руководства к действию» в повседневном поведении ценностями, ориентироваться на которые требует референтная микросреда; б) выше всего ставятся интересы того круга лиц, с которыми они объединены товарищеским обще­нием, эмоциональной приязнью, солидарностью31; в) на первое место выделяется ориентация на престиж, авторитет в референтной группе любой ценой; г) понятия товарищества, долга, совести, смелости и т.п. переосмысливаются, исходя из групповых ценностных ориентаций; д) жизненные цели смещаются в сторону психо­логического комфорта в группе, сиюминутных удовольствий, по­требительства; е) осуществляется «облагораживание» в собствен­ных глазах своих действий, их мотивов и искажение оценок пове­дения у личности потерпевших (ориентация на «психологическую самозащиту»32); ж) признается допустимым нарушение уголовно-правового или любого другого правового запрета, если «очень нужно», в том числе если этого требуют интересы группы; з) закон рассматривается как совокупность запретов, а не правил нравственно одобряемого целесообразного поведения; необходимость соблюдения его требований соотносится прежде всего со степенью вероятности наказания за нарушение; и) не одобряется позиция содействия правоохранительным органам, в том числе в раскрытии конкретных преступлений; к) привлечение к уголовной ответственности, а тем более применение строгих мер наказания и фактическое исполнение последних в отношении несовершеннолетних представляется им маловероятным.

В эмоционально-волевой сфере подростков, совершивших преступления, чаще всего фиксируется ослабление чувства стыда, развитие равнодушного отношения к переживаниям других, наблюдаются несдержанность, грубость, лживость, несамокритичность.

252

 

Выраженное ослабление волевых качеств констатируется лишь в 15 – 25% случаев. Следовательно, причина чаще всего заключается не в слабоволии, а в отрицательной волевой направленности. Можно выделить по этому основанию по меньшей мере три типа: во-первых, подростков с сильной волей, способных организаторов (они в ряде случаев осуществляют преступления единолично или выступают в качестве вожаков преступных групп); во-вторых, подростков с избирательно проявляющимися отрицательно направленными волевыми качествами, выступающих обычно активными участниками подготовки и совершения преступлений; в-третьих, сла­бовольных подростков, доля которых, по-видимому, достаточно точно исчислена К.Е. Игошевым (15 – 25%), которых втягивают в совершение преступлений33.

Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям других, агрессивность также мож­но отнести к наиболее распространенным характеристическим чертам личности несовершеннолетних преступников. При этом речь идет в соответствии с общей концептуальной схемой о криминогенности не общевозрастных черт, а именно их сдвигов, деформаций, о морально-эмоциональной невоспитанности. Такие черты, как «озлобленность, конфликтность, агрессивность», по наблюдениям Е.А. Кульчицкой, характерны не для подростков в целом, а имен­но для правонарушителей34.

Вопрос о степени отягощенности личности несовершеннолетних преступников соматическими заболеваниями пока недостаточно изучен, чтобы сделать вывод о распространенности элемента де­формации личности у подростков-правонарушителей. Отсутствуют данные и о том, как конкретно сказалось то или иное заболевание на развитии такой личности. Сказанное не должно трактоваться как полное отрицание значения для криминологии данных об отя­гощенности исследуемого контингента соматическими заболеваниями. Такие заболевания (кстати, в ряде случаев само их возникно­вение — результат неблагоприятных условий жизни и воспитания подростков), раз возникнув, могут усиливать «центробежную» ли­нию развития личности подростков в направлении затруднения учебы, отчуждения от коллектива сверстников, от общественной работы и некоторых форм досуга и т.д. Они могут и непосредственно порождать психологически конфликтные ситуации (например, в результате систематического осмеяния другими подростками какого-либо физического недостатка).

По вопросу отягощенности рассматриваемого контингента нерв­но-психическими аномалиями проведено гораздо больше исследова­ний. Их обобщение позволяет сделать следующий вывод: связь нервно-психической аномалии с правонарушением подростка носит обычно косвенный или опосредствованный характер, стимулируя социальную неадаптированность подростка, неадекватность его ре­акций, но не определяя самое содержание конкретных его дей­ствий.

253

 

Криминогенные свойства личности неодинаково развиты у от­дельных несовершеннолетних правонарушителей. Этим в значительной мере объясняется различие в характере и последствиях со­вершаемых преступлений. Применяя общую типологию «личности преступников» к рассматриваемому контингенту и несколько видоизменяя ее в соответствии со спецификой последнего, можно гово­рить о четырех основных типах несовершеннолетних преступников, к каждому из которых относятся лица, совершившие преступления в результате:

а) случайного стечения обстоятельств и вопреки общей поло­жительной направленности личности;

б) попадания в соответствующую ситуацию, связанную с неустойчивостью («шатающимся» характером) общей направленно­сти личности;

в) преобладающей отрицательной направленности личности, не достигшей, однако, уровня устойчивой антиобщественной направленности (подростки, уже имеющие развитые отрицательные по­требности, привычки и «опыт» мелких правонарушений, состоящие на профилактических учетах, и т.п.);

г) частично сформированной устойчивой антиобщественной направленности личности, обусловливающей всю систему поведения (подростки, совершавшие преступления неоднократно, рецидивисты и т.п.).

Доля названных типов в контингенте несовершеннолетних пре­ступников выражается, по выборочным исследованиям, соответ­ственно как: 25 – 30%, 25 – 30%, 30 – 40%, 10 – 15%.

Вместе с тем для всех или почти всех несовершеннолет­них, вставших на путь преступлений, выбор преступного варианта поведения был непосредственно или в конечном счете связан с личностными деформациями, проявившимися в «узости и неразвитости общественных позитивных связей, бедности форм личностной деятельности, бессознательности досуга»35. Это нельзя, конечно, рассматривать как некое «отставание» несовершеннолетних преступников от своих зако­нопослушных сверстников по развитию. В целом речь долж­на идти не столько об отставании в нравственно-психологическом развитии (инфантильности), сколько о его деформации.

Сама пробельность потребностей, интересов, взглядов, если иметь в виду их социально-позитивное содержание, не остается в чистом виде. Пробелы замещаются потребностями, интересами, взглядами социально-негативного содержания.

Искажения, характерные для личности подростков, совершаю­щих преступления, охватывают круг социально значимых потребностей и интересов, соотношение их отдельных элементов (гипертрофия одних, «угнетение» других), содержание потребностей и интересов, способы их удовлетворения. Искажения проявляются через мотивацию как порознь (на уровне отдельных потребностей

254

 

и интересов), так и в совокупности (на уровне ориентации, напра­вленности личности).

Наличие же указанных пробелов и деформаций почти неиз­бежно приводит подростка с учетом его возрастных потребностей в общении и психологической незащищенности в неформальнуюгруппу с антиобщественной ориентацией (преступную, предпреступную, с развивающейся деформацией интересов). Усвоение и применение ее норм, требований ведет к конфликту с нормами права, социалистического общежития. Поскольку же для таких подростков «мир сужается до микросреды, с негативных позиций которой воспринимаются и оцениваются происходящие события»36, групповые нормы, культивирующие эгоистический произвол их носителей, могут возобладать со всеми вытекающими неже­лательными последствиями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.03 с.)