Характеристика технологиидиалогового взаимодействия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика технологиидиалогового взаимодействия.



 

Диалоговое взаимодействие использовали ещё в древности на уроках философии, такие известные философы как Аристотель, Платон и Сократ,они использовали диалог как средство истинного знания в своих беседах с учениками. Они считали, что диалог между индивидами является высшей формой их мыслительной деятельности, ведь при взаимном разговоре развивалось не только коммуникативные навыки, но и их умственная деятельность.

Сократ использовал в своих учениях метод, который основывался на проведении беседы, спора междуиндивидами,через который онипознавали свои знания или то, чего они ещё не знают. То, над чем им стоит задуматься и осмыслить. Основой его учение было учиться задавать вопросы знающему тему, данный способ получил в современности понятие «Сократовский диалог», который входит в технологию диалогового взаимодействия. [ССЫЛКА]

Платон в своих диалогах создавал проблему ситуации, в которойучастники демонстрировали умение выслушивать друг друга и умение защищать свою точку зрения и свои доводы, тем самым развивая в них способность критического мышления. [ССЫЛКА]

Аристотель анализировал диалогкак технику и изучал его содержание. Он использовал диалог как методом обучения, «Аристотель учил риторике, которая тоже входила в систему образования. Считалось, что человек, не владея красноречием, ничего не сможет достичь в жизни. Поэтому в гимнасиях (школах древней Греции) ученики (это были мальчики) совершенствовались не только на спортивных аренах, но и в диалектике как искусстве спора, диалога[1].»

 На основе всего сказанного можно сделать вывод, что здесь зарождается сама идея использования диалога не только как мыслительного процесса, но и как важной составляющей образовательного процесса.

Становление диалогового взаимодействия как технологии протекает медленно, но подобно вспышке. Само понятие «педагогическая технология» появляется лишь в конце 19 начала 20 века.  ТОЛЬКО РИМСКИЕ

Педагогическая технология – это совокупность используемый в образовательной процессе методов, умений, навыков для реализации учебного процесса на уроке. Слово технология применимо к сфере «человек-человек» и реализуется при их полном взаимодействии индивидов. [ССЫЛКА]

Технология диалогового взаимодействия развивалась в разных странах, как пример, существовали школы взаимного обучения 1803 г. открытая отцом Жераром в Швеции, где диалоговое взаимодействие было основой обучения, такой путь обучения распространялся потом на всю Европу. Но спустя 20 лет данные образовательные учреждения были запрещены церковью, из-за боязни отлучения детей светским обществом, так как дети начали не по своему уму задавать взрослым вопросы. Так, история становлениядиалогового взаимодействия приостановилась.

Лишь позже в 20 веках применение диалогового взаимодействия как технологии в педагогике рассматривалась уже известными педагогами такими как С.С. Аверинцева, Г.С. Батищева, М.М. Бахтина, В.Ф. Беркова, В.С. Библера, П.С. Гуревича, Д.С. Лихачева и современником, который нам наиболее известен Татьяной Казачковой, и другими. Они разбирали характеристику технологии диалогового взаимодействия, влияние методики её применения на учеников.

Чтобы лучше понять смысл данной технологиимы начнем изучение с основных понятий и плавно перейдем к её составляющим.

Какое определение носит понятие «диалог»? Термин «диалог» очень многозначен. «В словарях оно обозначается двояко: как вид речи, характеризующийся ситуативностью (обстановка разговора), контекстуальностью (предыдущие высказывания), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером) – житейские беседы и разговоры… (Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, Н. И. Конюхов, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.); [ССЫЛКА]

как разновидность языка, реализующаяся в процессе непосредственного общения между собеседниками и состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик (А. А. Бодалев, А. Д. Добрович, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев, Л. Д. Столяренко, В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев и др. [ССЫЛКА]Второе значение диалога приравнивают к учебному диалогу[2].»

В обычной беседе конечный результат может быть неизвестен, то в учебном диалоге педагог обязательно проектирует образ конечного итога.

Диалог – с греческого означает разговор.Диалог в простом понимании представляет собой процесс, в котором индивиды через разговор между собой перенимали нужную им информацию. [ССЫЛКА]

М.М. Бахтин – определял диалог как общение личностей, которые имеют свое определенно мнение, которое, в частности, может расходится со мнением других. Через высказывания своих точек зрения индивиды могли не только оспорить мнение другого, но поддать критике свое личное. [ССЫЛКА]

Сухомлинский Василий Александрович под диалогом понимал, не только как одну из форм обучения, но и метод исследования личности обучающегося направленного на внутренний мир. [ССЫЛКА]

Диалог на уроке по мнению Е.Н. Ильина – это общение, представляющее «творческую свободу» в разговоре на разные темы. [ССЫЛКА]

ИМЯ ОТЧЕСТВО Колесников представлял диалоговое взаимодействие как элемент интеллектуальной деятельности, одна из форм мыслительного процесса мыслительной деятельности, выражающейся прежде всего в виде вопросно-ответных структур. [ССЫЛКА]

Татьяна Казачкова писала, что «технологии, в которых чередование разговора двоих и разговора нескольких (это когдаодин говорит, а остальные слушают) является необходимым и достаточным условием для организации учебной деятельности, осуществляемой в четырех организационных формах (индивидуальной, парной, групповой и коллективной – работы в парах сменного состава) будем называть технологиями диалогового взаимодействия.»(1)

«Технология диалогового взаимодействия направленна на:

- присвоение знания и приобретение опыта рационального использования его;

- развитие способностей, знаний, умений инавыков субъектов деятельности, востребованных на современном рынке труда, так как одновременно эта технология обеспечивает условия для метапредметной направленности образовательного процесса[3].»

Целью применения диалогового взаимодействия на уроках является формирование интеллектуальных компетенций у учащихся в информационном взаимодействии с учителем.

Задачами технологиипо Л. В. Арьяевой является: осмысление и обобщение полученной информации, формирование собственного мнения и отношения к полученной информации, выработка учеников решать поставленные проблемные ситуации учителем, осуществлении рефлексии как учителя, так и ученика. [ССЫЛКА]

Поэтому технология имеет ряд функций: обучающую, коммуникативную, развивающую индивидуально-личностные качества учеников, рефлексивную, когнитивную,и в основном - развивающуюуниверсальные учебные действия освоения урока.

Основные виды диалогового взаимодействия: имитационный диалог, служащий для конкретной и четкой вопросно-ответной форме, обычно при проверке домашнего задания; диалог-обсуждение, используют уже в процессе учебной деятельности при обсуждении проблемных моментах, поставленных учителем или при проведении каких-либо итогов; диалог -познание уже реализуется как самоопределение учеником или учителем своих определенных позиций при прохождение учебного действия.

Формы диалогового взаимодействия: индивидуальная, парная, групповая, «коллективная» - по определению Татьяны Борисовны Казачковой— это работа в парах,где меняется партнер. [ССЫЛКА]

Многообразиевидов, форм, принципов технологий диалогового взаимодействия позволяет учителю осуществлять образовательныйпроцесс с ориентацией на индивидуальные способности каждого ребенка, с возможностьюсамостоятельного его погружения в учебно-воспитательный процесс.

Рассмотрим и сопоставим этапы применения технологии диалогового взаимодействия на уроке по Л. В. Арьяевой и Т. Б. Казачковой: [ССЫЛКА]

Этапы технологии по Л. В. Арьяевой: в первом этапе, структурирование содержания раздела или темы из выбранного учителем вида или формы, на втором этапе организуется взаимодействие ученика и учителя в постановке проблемы по учебной теме с опором на сделанное домашнее задание, позволяющее лучше приблизиться к новой теме, на третьем этапе учителем обозначается значимость темы используя эмоциональный фон, ставит проблемные вопросы, учащиеся накапливают информацию, на четвертом этапе – накопление, восприятие, осмысление, структурирование, обобщение учебной информацией. [ССЫЛКА]

Этапы по Т. Б. КазачковоЙ.  [ССЫЛКА]

Первый этап: ввод учителем материала, работа учеников с информацией самостоятельно или в малых группах

Второй этап: превращение изучаемой информации в знание, работа в парах для понимания

Третий этап: проверка качества усвоения.

Сделаем вывод, что авторы попытались структурировать поэтапно урок с применением диалогового взаимодействия, Л. В. Арьяева прописала его более подробно, но информативность и результативность обоих предложенных этапов находится на ровне. С применением технологии диалогового взаимодействия при различном структурирование получаем один итог- развитие необходимых педагогических результатов. [ССЫЛКА]

Предлагаю рассмотреть классификации взаимодействий пары учеников по Т. Б. Казачковой, когдаих диалог строится при разных условиях обмена информацией. Первая группа технологийпредполагает диалог, построенный на передаче знания одного ученика другому: [ССЫЛКА]

- «ТВЗ» – технология «Взаимообмен заданиями» - учиться работать по образцу;

- «ТВТ» – технология «Взаимопередача тем» - учиться пересказывать текст своими словами, сохраняя смысл;

- «ТСД» – технология «Сократовский диалог» - учиться задавать вопросы знающему тему;

Вторая группа технологий предполагает диалог, построенный на совместном построениинового знания:

- «ТОП» – технология «Обсуждения проблем» - поиск истины;

- «ТСИ» – технология «Совместного изучения» - соотнесение своего мнения с другим в построении знаний;

- «ТММ» – технология «Мурманская методика» - проверка качества усвоения материала

Третья группа технологий предполагает диалог, построенный при взаимодействии парыучеников, когда каждый изучает свой текст, а другой ему помогает:

- «ТРЧ» – технологии рефлексивного чтения;

- «ТМР» – технология «Методика Ривина» (методика поабзацного чтения).

Обратим внимание на то, что технологии диалогового взаимодействия отличаются:

- целями и задачами ожидаемого результата;

- алгоритмами работы и учителя, и ученика;

- подбором и структурированием материала;

- организацией контроля и учета качества приобретаемого знания;

- организацией пространства взаимодействия в процессе учения.

Технологий диалогового взаимодействия обеспечивает:

- возможность каждому школьнику работать в своем индивидуальном ритме;

- развитие способности преодолевать самостоятельно с опорой на партнера все возникающие трудности;

- появление потребности самостоятельно оценивать уровень качества выстраиваемыхзнаний;

- состояние необходимости учиться выбирать и нести ответственность за этот выбор;

- готовность к осознанным поступкам и рефлексии своей деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.011 с.)