Цель и задачи работы над чувством ритма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель и задачи работы над чувством ритма



У детей с общим недоразвитием речи.

     Опираясь на работы Рычковой Н.А., Волковой Г.А., Микляевой Н.В. по исследованию чувства ритма, я разработала свою методику диагностирования ритмического чувства (см. Приложение № 2).

Мои исследования показывают, что дети с речевой патологией справляются далеко не со всеми ритмическими заданиями, не все могут воспроизвести несложную ритмическую фигуру.

Статистика свидетельствует о том, что практически в каждой группе около 97 % детей нуждаются в систематической и последовательной работе по формированию чувства ритма.

Так, результаты исследования чувства ритма показали, что из 12 обследуемых детей 71% не могут выполнить ритмические задания, 27% выполняют ритмические задания с различными ошибками (повторяют в ускоренном или замедленном темпе, нарушают количество элементов в данном ритмическом рисунке и т.п.), и только 2% детей точно выполняют ритмические задания (см. Приложение № 3, таблицы №№ 1, 2, 3).

Всё это подтверждает, что у детей с общим недоразвитием речи заметно снижено чувство ритма.

Цель моей работы – развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи для формирования и коррекции слоговой структуры слова.

Задачи:

· выработка умения сосредотачивать своё внимание при выполнении движений;

· выработка ответной двигательной реакции на звуковой сигнал;

· развитие слуховой и зрительной памяти;

· развитие умения переключаться с одного действия на другое;

· укрепление, развитие и коррекция двигательного аппарата.

Для этого на занятиях по логоритмике детям предлагаю разнообразные ритмические и речевые упражнения и игры.

 

Последовательность использования ритмических и речевых

Упражнений и игр на занятиях по логопедической ритмике.

Материалом ритмических и речевых игр и упражнений являются звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, тексты (стихи, чистоговорки, считалки). Речевой материал подбираю с учетом уровня развития речи и степени сформированности произносительных навыков. Стараюсь, чтобы речевой материал не только отвечал произносительным задачам, но и был доступен, понятен детям.

Добиваюсь, чтобы ритм, передаваемый движением ребенка, соответствовал ритмическому рисунку слова или фразы. Для того, чтобы действия выполнялись детьми осознанно, ввожу схемы ритмов, где красным цветом выделяю сильную долю.

Из ритмических движений использую такие, как отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками, различными предметами, музыкальными инструментами. Стараюсь все движения выполнять руками или ногами поочередно в ритме «часиков». Почему?

Человеческий организм подчиняется биоритмам. Главный биоритмический центр – альфа ритм – имеет секундный ритм. В таком ритме работают важные органы нашего организма: так бьётся сердце человека, так он дышит, ходит. От альфа ритма зависит тонус коры головного мозга. Детям необходимо двигаться в ритме «часиков», т.к. идёт «дозревание» биоритмического центра. Он передаёт сигнал коре головного мозга, а следовательно развивает внимание, память, и в конечном итоге - познавательную деятельность.

 

Последовательность работы над ритмами.

· Работа над воспроизведением ритмов без выраженного ударения.

Дети повторяют ритмы по образцу логопеда, по заданному рисунку.

Например:

    Слоги: па – па                 Два прыжка в круг

       па, па, па              Три быстрых прыжка назад

Забавно происходит озвучивание стихотворений.

Например: «Веселый старичок» Дж.Хармса      

Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

                           


Я группа

                Ха-ха-ха (треугольник)

                Да хе-хе-хе (погремушка)

                           

                     2-я группа

                Хи-хи-хи (деревянные ложки)

                Да бух-бух (тарелки)

                1-я группа

Бу-бу-бу (барабан)

Да бе-бе-бе (деревянные палочки)

2-я группа

    Динь-динь-динь (колокольчики)

    Да трюх-трюх (тарелки)


  Хорошо, когда «хохотальные» слоги произносятся с различной интонацией, сочетающейся с забавной мимикой.

Так дети постепенно усваивают послоговой ритм.

 

· Работа над воспроизведением ритмов с выраженным ударением. Работа над ударным и безударным слогом.

Например:

Слоги: та та та ́          Два хлопка в ладоши, на ударный слог – по ногам или

                                      Два раза мячом о пол, ударный слог – мяч вперёд.

                                      Одновременно проговаривают слоги.


Вначале движение на ударный слог качественно другое, чем на безударный. Затем движения при произнесении ударного и безударного слогов отличаются только по амплитуде и длительности.

Например:

Слоги: та та́ та               Тихий удар правой ногой, затем громкий удар левой ногой и вновь тихий удар правой ногой с одновременным проговариванием слогов.

Предлагаю также упражнения на воспроизведение ритма слов, фраз, простых стихотворений.

Например:

Слова: но га́, ма ши ́на.                    Резкий выброс рук вверх в стороны на ударном слоге,

а на безударном – резкий наклон туловища вперед-вниз и проговаривание слова, выделяя голосом ударный слог.                 

Словосочетания, фразы:

Со ба́ ка си де́ ла.         Громкие и тихие хлопки руками,

Ло па́ та ле жа́ ла.      громкие и тихие удары ногами с проговариванием

                                                предложений.                           

                                       

Стихи: Бы ла ́ зи ма ́            Отхлопывают и проговаривают текст,

           Был хо ́лод, сн е ́г    выделяя ударные слоги более громким

           Уш ла ́ зи ма ́           хлопком и голосом.

           И сне ́га н е ́т.

                                                                                  

Затем учу детей выделять движением только ударный слог в слове, так постепенно усваивается пословный ритм.

Например: Дети в кругу держат верёвку с узлами, завязанными через равные промежутки. Дети берутся за верёвку то одной, то другой рукой на ударный слог, произнося стихотворение:

        Я хва та юсь за ве рёв ку

           Ле вой лов ко, пра вой лов ко

           За уз лы е ё бе ру

           И те бя зо ву в иг ру.

По мере того как дети овладевают этими умениями, упражнения усложняю: предлагаю сочетать произнесение ритмов с изменением силы голоса, темпа, интонации.

Многие выученные движения и стихотворные тексты предлагаю детям воспроизводить с закрытыми глазами, чтобы обострить их слуховые, тактильные и двигательные ощущения.

· Работа над стихотворным ритмом.

Стихотворная форма помогает детям легче преодолеть трудности произношения звуко-слоговых сочетаний.

Например: Упражнение «Книжечка».

                   Вот книжечка с карти́нками, Каждая страница перелистывается

С весёлыми зверю́шками,          на акцент–конечное слово во фразе

С лошадками и ми́шками,

И пёстрыми игру́шками.

· Работа над прозаическим ритмом. Работа над логическим ударением, его подвижностью, умением подчинять смысл ритму.

Работа над логическим ударением состоит в выделении слов, наиболее важных по смыслу.

Например: Саше купили велосипед. Опираясь на графическую схему, дети

Саше купили велосипед. воспроизводят предложение, выделяя

Саше купили велосипед. голосом и движением логическое

                                          ударение.

Слова, на которые падает логическое ударение, выделяем хлопаньем в ладони, притопыванием, энергичными движениями рук и т.д. В начале учу детей выделять логическое ударение в отдельных предложениях, а по мере усвоения этого материала перехожу к выделению логического ударения в небольших текстах и стихах.

Примерное планирование работы над коррекцией слоговой структуры речи на занятиях по логопедической ритмике в подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи.

 

Лексические темы Цели Движения Месяц
1. Строение тела человека.   Формирование повторяющихся ритмов с наращиванием их количества и сохранением постоянного темпа выполнения. Формирование умения соотносить ритм звучания музыкальных инструментов с ритмом движений. Отстукивание ритмов ногами, руками и музыкальными инструментами. сентябрь
2. Осень, овощи, фрукты.   Формирование умения воспроизводить ритм противопоставления и сознательно подчинять им свои движения. Воспроизведение ритмического ряда с опорой на условные обозначения, сравнивая ритмы и выделяя нужный. Отстукивание ритмов ногами, руками, музыкальными инструментами и различными предметами.

октябрь

3. Деревья, грибы, ягоды. Формирование представления о ритмическом ударении в слоговых рядах. Прохлопывание ритма с одновременным проговариванием слогов, слов (двух- и трехсложные слова из открытых и закрытых слогов). Прыжки, наклоны, движения с мячами.
4. Одежда, обувь, головные уборы. Воспроизведение ритма с одновременным проговариванием слогов со стечением согласных звуков. Прохлопывание ритма с одновременным проговариванием предложений, текста (двух- и трехсложные слова из открытых и закрытых слогов). Раскладывание пуговиц.

Ноябрь

5. Посуда, продукты питания. Воспроизведение ритма с одновременным проговариванием слогов со стечением согласных звуков. Воспроизведение ритма с одновременным проговариванием двухсложных слов со стечением согласных. Выделение заданного слога в структуре слова. Перекладывание горошины из одной кружки в другую.
6. Мебель. Воспроизведение слогоритмической структуры двухсложных слов со стечением согласных. Выделение ударного слога в структуре слова. Воспроизведение ритма с одновременным проговариванием предложений, рифмовок и стихов (двухсложные слова со стечением согласных). Удары мячом о пол на ударный слог в слове.

Декабрь

7. Зима, зимующие птицы. Воспроизведение ритма с одновременным проговариванием трехсложных слов со стечением согласных. Составление ритмической схемы слова. Определение места ударного слога в структуре слова. Отхлопывание и проговаривание ритма предложения, выделяя ударные слоги громким хлопком и голосом. Отстукивание ритмов руками, ногами. Движения пальчиками.
8. Зимние забавы и развлечения. Воспроизведение ритма с одновременным проговариванием трехсложных слов со стечением согласных. Отхлопывание и проговаривание ритма стихотворения, выделяя ударные слоги громким хлопком и голосом. Выделение заданной ритмической цепочки в предложенном стихотворном тексте. Шаги на каждый ударный слог.

Январь

9. Домашние и дикие животные. Воспроизведение односложных слов со стечением согласных и двусложных слов с двумя стечениями согласных. Воспроизведение ритма с одновременным проговариванием предложений, рифмовок и стихов (трехсложные слова со стечением согласных). Составление ритмической схемы предложений. Массаж ладоней щеткой для волос на ударный слог.
10. Животные северных и жарких стран. Воспроизведение двусложных слов с двумя стечениями согласных. Воспроизведение ритма с одновременным проговариванием предложений, рифмовок и стихов (односложные слова со стечением согласных, двухсложные слова с двумя стечениями согласных). Работа над стихотворным ритмом. Выделение движением конечного слова в стихотворной фразе. Сжимание веревки с узлами.

Февраль

11. День Защитника Отечества Воспроизведение слогоритмической структуры четырехсложных слов с использованием двигательных и зрительных опор. Развитие умения соотносить ритм движений со стихотворным ритмом. Сжимание в руке резинового мячика на ударный слог.
12. 8 Марта. Профессии. Работа над трех-, четырех- и пятисложными словами со сложной слоговой структурой. Работа над подвижностью логического ударения в словосочетаниях и предложениях. Закрепление умения выделять ключевое слово в ритмизированной стихотворной речи. Развешивание бельевых прищепок.

март

13. Весна, перелетные птицы. Дифференциация слов с различной слогоритмической структурой. Развитие умения соотносить слова с заданной ритмической схемой. Работа над логическим ударением в коротких текстах, играх. Собирание спичек двумя указательными пальцами. Движения кистями рук.
14. Транспорт. Дифференциация слов в соответствии с заданными ритмическими схемами. Закрепление навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова. Проговаривание предложений и стихов. Мелодекламация. Взмахом «указывание» на товарищей при каждом ударном слоге.

апрель

15. Школа, школьные принадлежности. Закрепление навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова. Проговаривание рифмовок, стихов, скороговорок. Мелодекламация. Движения рук, ног, с различными предметами.
16. Поздняя весна, сад, луг. Использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи (драматизации, инсценировки). Самостоятельные действия в художественно-речевой деятельности.

май

17. Насекомые. Лето. Использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи (драматизации, инсценировки). Самостоятельные действия в художественно-речевой деятельности.

 

Работа над развитием чувства ритма не ограничивается занятиями по логоритмике. В дополнение к ним я использую специальные игры и упражнения для развития чувства ритма как на индивидуальных занятиях, так и в свободное от занятий время (см. Приложение № 4).

 

Выводы.

· Занятия апробированы на протяжении нескольких лет в подготовительных к школе группах и дали хорошие результаты. У всех детей, прошедших занятия по логопедической ритмике, отмечается заметная положительная динамика. 92% точно выполняют ритмические задания, 8% - выполняют ритмические задания с незначительными ошибками (см. Приложение № 3, таблицы №№ 4, 5, 6).

· У детей формируется ритмико-интонационная структура слова, слитность речи, преодолеваются трудности произношения звуко-слоговых сочетаний, улучшается внятность и выразительность устной речи, обогащается словарный запас.

· У детей развивается слуховое восприятие и слуховое внимание.

· Занятия по логопедической ритмике наряду со своей основной функцией -коррекцией речи - вносят существенный вклад в коррекцию других психических процессов (произвольное внимание, память, мышление, творческое воображение и др.), тесно связанных с речевой деятельностью, что положительно сказывается на всей учебной деятельности детей.

· Совершенствуются двигательные навыки детей, развивается пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка.

· Дети любят занятия по логопедической ритмике. Они удовлетворяют их потребности в движении, прыжках, беге. Это является очень важным обстоятельством, так как степень эффективности любого мероприятия зависит от готовности ребенка к его восприятию.

Разработанные мной приемы и методы работы успешно используют учителя-логопеды других детских дошкольных учреждений.

Для проведения занятий по логоритмике требуется многоплановый по своей тематике и рассчитанный на учебно-игровую форму работы материал. На поиск его учитель-логопед обычно затрачивает значительные усилия. Включение разработанного мною логоритмического материала в систему коррекционной работы позволит расширить профессиональный арсенал логопедов, не владеющих приемами смежных дисциплин, в частности музыкальной грамотой.

 

 

Приложение № 1

Примерный конспект

занятия по логопедической ритмике

в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: Прогулка в осеннем саду.

Цель:     Развитие ритмико-интонационного рисунка слов.

 

Задачи:

· Развитиечувства ритма, устойчивости внимания, координация слова с движением, регуляция мышечного тонуса.

· Развитие голоса, слитности речи.

· Формирование умения воспроизводить слогоритмическую структуру двухсложных слов.

· Формирование умения воспроизводить ритм с опорой на условные обозначения, сравнивая ритмы и выделяя нужный.

· Развитие звукового анализа и синтеза.

· Развитие интонационной выразительности (умение передавать повествовательную, вопросительную и восклицательную интонации).

· Развитие выразительности, ритма и темпа движений.

· Закрепление двигательных умений.

· Закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи.

· Активизация словаря по теме «Осень».

· Воспитание произвольного поведения путём развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, самостоятельности, умения переключаться с одного вида деятельности на другой.

   

                 

Оборудование: графическая запись двухсложных ритмов, листья-картинки с двухсложными словами из прямых слогов, мячи на каждого ребенка, два «дерева», музыкальные инструменты (треугольники, трещетки, колокольчики, металлофоны), шапочка зайчика, пугало, коврики, шарфики, магнитофон.

Ход занятия.

Деятельность логопеда Деятельность детей
I.Вводная часть.  
 Развитие координации слова с движением, ритма и темпа движений, слухового внимания, регуляции мышечного тонуса. - Сегодня мы с вами отправимся в гости, а к кому отгадайте загадку:     Оно без ног стоит,     Огород сторожит, Руками машет – С ветром пляшет. Птицы боятся – На грядки не садятся. (Пугало.)      Хорошая дорога                    Вот что-то стало хуже     Шаляй-валяй        На мостике      Под мостиком      В ямку –      Бух      А там петух - Чтобы быстрее Пугало найти, надо станцевать танец.                                Музыкально-ритмическое упражнение. «Пугало».     Стоят полукругом. Слушают.   Отвечают. ходьба с высоким подниманием колен ходьба с вытягиванием носка ноги бег с забрасыванием пяток назад руки перед грудью приседание, руки на колени стоя, руки вверх приседание, обхват коленей руками руки в стороны, стоя на одной ноге Танцуют по показу логопеда и музыкального руководителя.
II.Основная часть. 1. Развитие дыхания, голоса и артикуляции.  - Вот и пугало. Стоит оно в осеннем     саду.     - А зачем пугало стоит в саду? - Здравствуй, Пугало? … - Молчит, ничего не говорит. - Давайте  научим Пугало здороваться песенкой.      Стоят в полукруге.
Попевка «Гости» Д. Кабалевский Поют.
   
2. Работа над ритмом под музыку. - Здороваться Пугало научили, но вот беда, скучно, не с кем ему поиграть.                        Игра «Обезьянки»     Логопед прохлопывает под музыку ритмический рисунок, а дети повторяют его. 3. Работа над слоговой структурой слова, работа над ударным и безударным слогом. - Пока мы играли, пошёл дождь. Давайте спрячемся под зонтом и поиграем с мячами. - Дождик капает вот так – слоги: па´ па                                                     па па ´ - На земле много листьев, а на них слова:     нога, рука, лиса, и т.п.     муха, уши, вата и т.п.   4. Работа над дифференциацией двухсложных ритмов с выраженным ударением с опорой на условные обозначения. Игра «Найди листику своё дерево». 5. Работа над грамматическим строем речи (словообразование и словоизменение). - Что вы видите на деревьях? - Деревья покрыты чем? - Скажите о листьях ласково? - На деревьях много? - Деревья, покрытые листьями, называют лиственными. Повторите это слово.   6. Ритмическое упражнение без музыкального сопровождения. - Дождик прошел и листья зашуршали. Послушаем, что они шуршат:   Шушу шушу шушу Шушу шушушу Шушу шушу шушу Шушу шушушу Логопед отхлопывает и проговаривает ритм, выделяя ударный слог. Логопед воспроизводит одну из строчек ритма. Туча небо кроет Солнце не блестит Ветер в поле воет Дождик моросит       Стоят полукругом. Дети берут мячи и встают в круг. Ударный слог – мяч вперед, безударный слог – мяч вниз. Ударный слог – мяч вперед, безударный слог – мяч вниз.     Дети выполняют задание.   Дети встают вокруг деревьев. Отвечают.   Повторяют.   Слушают. Затем отхлопывают и проговаривают вместе с логопедом. Отгадывают.   Логопед и дети отхлопывают ритм и проговаривают слова стихотворения. Синхронно с логопедом проговаривают стихотворение в сопровождении движений.  
7. Работа над интонационной выразительностью. - О чем листья шуршали? Осень.   Осень?   Осень!                                                        8. Игра на музыкальных инструментах. - Пугало слушает не только шум листвы садовых деревьев, но и прислушивается к другим звукам. Отгадайте, чей это звук?     - Пугало, но ребята не только знают, как звучат музыкальные инструменты, но и умеют играть на них. Русская народная песня  «Зеленейся мой сад». 9. Музыкальная подвижная игра. Хоровое и индивидуальное пение. - Такой шум и веселье в саду и к нам кто-то спешит. Это смелый зайка к нам идет. Логопед надевает шапочку массу на ребенка. Подвижная игра с пением  «Где ты, серый зайка».     Отвечают. Правой рукой погладить левую от плеча к кисти. На уровне груди кисти рук развести в стороны. Руки вверх. (Дети вместе с логопедом произносят слова с движением и различной интонацией.)     Дети отгадывают звуки музыкальных инструментов.   Играют на музыкальных инструментах.   Играют и поют.  
   
   
ΙΙΙ. Заключительная часть. 1.Регуляция мышечного тонуса. Релаксация. - Зайка убежал, Пугало нужно сад сторожить, а нам пора возвращаться. Но перед обратной дорогой надо отдохнуть. Упражнение «Отдых в тени». (Логопед читает под музыку стихотворение) Наш сад. Прекрасен наш осенний сад.    В нем слива есть и виноград. На ветках, как игрушки, И яблоки, и груши. А к ночи веет холодок, И желтый лист шуршит у ног. Плоды мы утром соберем И всех соседей созовем. Мы солнышку помашем,             «Спасибо, осень!» - скажем.   2. Звуковой анализ и синтез. - Чтобы вернуться домой, нужно отгадать слово по первым звукам слов: слива, абрикос, дыня. 3. Итог. - Сказке осенней конец, А кто участвовал в ней, Тот молодец.     Работа в парах. У одного ребенка в руках легкий шарфик, другой лежит на ковре. Ребенок с шарфиком обмахивает другого, потом меняются местами.   Составляют слово.

 

 

Приложение № 2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.065 с.)