Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель и задачи работы над чувством ритма
У детей с общим недоразвитием речи. Опираясь на работы Рычковой Н.А., Волковой Г.А., Микляевой Н.В. по исследованию чувства ритма, я разработала свою методику диагностирования ритмического чувства (см. Приложение № 2). Мои исследования показывают, что дети с речевой патологией справляются далеко не со всеми ритмическими заданиями, не все могут воспроизвести несложную ритмическую фигуру. Статистика свидетельствует о том, что практически в каждой группе около 97 % детей нуждаются в систематической и последовательной работе по формированию чувства ритма. Так, результаты исследования чувства ритма показали, что из 12 обследуемых детей 71% не могут выполнить ритмические задания, 27% выполняют ритмические задания с различными ошибками (повторяют в ускоренном или замедленном темпе, нарушают количество элементов в данном ритмическом рисунке и т.п.), и только 2% детей точно выполняют ритмические задания (см. Приложение № 3, таблицы №№ 1, 2, 3). Всё это подтверждает, что у детей с общим недоразвитием речи заметно снижено чувство ритма. Цель моей работы – развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи для формирования и коррекции слоговой структуры слова. Задачи: · выработка умения сосредотачивать своё внимание при выполнении движений; · выработка ответной двигательной реакции на звуковой сигнал; · развитие слуховой и зрительной памяти; · развитие умения переключаться с одного действия на другое; · укрепление, развитие и коррекция двигательного аппарата. Для этого на занятиях по логоритмике детям предлагаю разнообразные ритмические и речевые упражнения и игры.
Последовательность использования ритмических и речевых Упражнений и игр на занятиях по логопедической ритмике. Материалом ритмических и речевых игр и упражнений являются звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, тексты (стихи, чистоговорки, считалки). Речевой материал подбираю с учетом уровня развития речи и степени сформированности произносительных навыков. Стараюсь, чтобы речевой материал не только отвечал произносительным задачам, но и был доступен, понятен детям. Добиваюсь, чтобы ритм, передаваемый движением ребенка, соответствовал ритмическому рисунку слова или фразы. Для того, чтобы действия выполнялись детьми осознанно, ввожу схемы ритмов, где красным цветом выделяю сильную долю.
Из ритмических движений использую такие, как отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками, различными предметами, музыкальными инструментами. Стараюсь все движения выполнять руками или ногами поочередно в ритме «часиков». Почему? Человеческий организм подчиняется биоритмам. Главный биоритмический центр – альфа ритм – имеет секундный ритм. В таком ритме работают важные органы нашего организма: так бьётся сердце человека, так он дышит, ходит. От альфа ритма зависит тонус коры головного мозга. Детям необходимо двигаться в ритме «часиков», т.к. идёт «дозревание» биоритмического центра. Он передаёт сигнал коре головного мозга, а следовательно развивает внимание, память, и в конечном итоге - познавательную деятельность.
Последовательность работы над ритмами. · Работа над воспроизведением ритмов без выраженного ударения. Дети повторяют ритмы по образцу логопеда, по заданному рисунку. Например: Слоги: па – па Два прыжка в круг па, па, па Три быстрых прыжка назад Забавно происходит озвучивание стихотворений. Например: «Веселый старичок» Дж.Хармса Жил на свете старичок Маленького роста, И смеялся старичок Чрезвычайно просто:
Я группа Ха-ха-ха (треугольник) Да хе-хе-хе (погремушка)
2-я группа Хи-хи-хи (деревянные ложки) Да бух-бух (тарелки) 1-я группа Бу-бу-бу (барабан) Да бе-бе-бе (деревянные палочки) 2-я группа Динь-динь-динь (колокольчики) Да трюх-трюх (тарелки) Хорошо, когда «хохотальные» слоги произносятся с различной интонацией, сочетающейся с забавной мимикой. Так дети постепенно усваивают послоговой ритм.
· Работа над воспроизведением ритмов с выраженным ударением. Работа над ударным и безударным слогом. Например: Слоги: та та та ́ Два хлопка в ладоши, на ударный слог – по ногам или
Два раза мячом о пол, ударный слог – мяч вперёд. Одновременно проговаривают слоги. Вначале движение на ударный слог качественно другое, чем на безударный. Затем движения при произнесении ударного и безударного слогов отличаются только по амплитуде и длительности. Например: Слоги: та та́ та Тихий удар правой ногой, затем громкий удар левой ногой и вновь тихий удар правой ногой с одновременным проговариванием слогов. Предлагаю также упражнения на воспроизведение ритма слов, фраз, простых стихотворений. Например: Слова: но га́, ма ши ́на. Резкий выброс рук вверх в стороны на ударном слоге, а на безударном – резкий наклон туловища вперед-вниз и проговаривание слова, выделяя голосом ударный слог. Словосочетания, фразы: Со ба́ ка си де́ ла. Громкие и тихие хлопки руками, Ло па́ та ле жа́ ла. громкие и тихие удары ногами с проговариванием предложений.
Стихи: Бы ла ́ зи ма ́ Отхлопывают и проговаривают текст, Был хо ́лод, сн е ́г выделяя ударные слоги более громким Уш ла ́ зи ма ́ хлопком и голосом. И сне ́га н е ́т.
Затем учу детей выделять движением только ударный слог в слове, так постепенно усваивается пословный ритм. Например: Дети в кругу держат верёвку с узлами, завязанными через равные промежутки. Дети берутся за верёвку то одной, то другой рукой на ударный слог, произнося стихотворение: Я хва та юсь за ве рёв ку Ле вой лов ко, пра вой лов ко За уз лы е ё бе ру И те бя зо ву в иг ру. По мере того как дети овладевают этими умениями, упражнения усложняю: предлагаю сочетать произнесение ритмов с изменением силы голоса, темпа, интонации. Многие выученные движения и стихотворные тексты предлагаю детям воспроизводить с закрытыми глазами, чтобы обострить их слуховые, тактильные и двигательные ощущения. · Работа над стихотворным ритмом. Стихотворная форма помогает детям легче преодолеть трудности произношения звуко-слоговых сочетаний. Например: Упражнение «Книжечка». Вот книжечка с карти́нками, Каждая страница перелистывается С весёлыми зверю́шками, на акцент–конечное слово во фразе С лошадками и ми́шками, И пёстрыми игру́шками. · Работа над прозаическим ритмом. Работа над логическим ударением, его подвижностью, умением подчинять смысл ритму. Работа над логическим ударением состоит в выделении слов, наиболее важных по смыслу. Например: Саше купили велосипед. Опираясь на графическую схему, дети Саше купили велосипед. воспроизводят предложение, выделяя Саше купили велосипед. голосом и движением логическое ударение. Слова, на которые падает логическое ударение, выделяем хлопаньем в ладони, притопыванием, энергичными движениями рук и т.д. В начале учу детей выделять логическое ударение в отдельных предложениях, а по мере усвоения этого материала перехожу к выделению логического ударения в небольших текстах и стихах.
Примерное планирование работы над коррекцией слоговой структуры речи на занятиях по логопедической ритмике в подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи.
Работа над развитием чувства ритма не ограничивается занятиями по логоритмике. В дополнение к ним я использую специальные игры и упражнения для развития чувства ритма как на индивидуальных занятиях, так и в свободное от занятий время (см. Приложение № 4).
Выводы. · Занятия апробированы на протяжении нескольких лет в подготовительных к школе группах и дали хорошие результаты. У всех детей, прошедших занятия по логопедической ритмике, отмечается заметная положительная динамика. 92% точно выполняют ритмические задания, 8% - выполняют ритмические задания с незначительными ошибками (см. Приложение № 3, таблицы №№ 4, 5, 6). · У детей формируется ритмико-интонационная структура слова, слитность речи, преодолеваются трудности произношения звуко-слоговых сочетаний, улучшается внятность и выразительность устной речи, обогащается словарный запас. · У детей развивается слуховое восприятие и слуховое внимание. · Занятия по логопедической ритмике наряду со своей основной функцией -коррекцией речи - вносят существенный вклад в коррекцию других психических процессов (произвольное внимание, память, мышление, творческое воображение и др.), тесно связанных с речевой деятельностью, что положительно сказывается на всей учебной деятельности детей. · Совершенствуются двигательные навыки детей, развивается пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка. · Дети любят занятия по логопедической ритмике. Они удовлетворяют их потребности в движении, прыжках, беге. Это является очень важным обстоятельством, так как степень эффективности любого мероприятия зависит от готовности ребенка к его восприятию. Разработанные мной приемы и методы работы успешно используют учителя-логопеды других детских дошкольных учреждений. Для проведения занятий по логоритмике требуется многоплановый по своей тематике и рассчитанный на учебно-игровую форму работы материал. На поиск его учитель-логопед обычно затрачивает значительные усилия. Включение разработанного мною логоритмического материала в систему коррекционной работы позволит расширить профессиональный арсенал логопедов, не владеющих приемами смежных дисциплин, в частности музыкальной грамотой.
Приложение № 1 Примерный конспект занятия по логопедической ритмике в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Прогулка в осеннем саду. Цель: Развитие ритмико-интонационного рисунка слов.
Задачи: · Развитиечувства ритма, устойчивости внимания, координация слова с движением, регуляция мышечного тонуса. · Развитие голоса, слитности речи. · Формирование умения воспроизводить слогоритмическую структуру двухсложных слов. · Формирование умения воспроизводить ритм с опорой на условные обозначения, сравнивая ритмы и выделяя нужный. · Развитие звукового анализа и синтеза. · Развитие интонационной выразительности (умение передавать повествовательную, вопросительную и восклицательную интонации). · Развитие выразительности, ритма и темпа движений. · Закрепление двигательных умений. · Закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи. · Активизация словаря по теме «Осень». · Воспитание произвольного поведения путём развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, самостоятельности, умения переключаться с одного вида деятельности на другой.
Оборудование: графическая запись двухсложных ритмов, листья-картинки с двухсложными словами из прямых слогов, мячи на каждого ребенка, два «дерева», музыкальные инструменты (треугольники, трещетки, колокольчики, металлофоны), шапочка зайчика, пугало, коврики, шарфики, магнитофон. Ход занятия.
Приложение № 2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.065 с.) |