Работы по устранению общего недоразвития речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работы по устранению общего недоразвития речи.



Поскольку речь не только высшая форма психической деятельности, но и высший моторный акт, то, развивая двигательную систему, мы развиваем и речь (взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается и речь.

В педагогическом аспекте логопедическая ритмика (логоритмика) - это система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых с целью логопедической коррекции (Г.А. Волкова, В.А. Гринер). Все логоритмические занятия направлены на преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы через сочетание слова, музыки и движения.

Я убедилась, что в коррекционно-развивающей программе обучения детей с ОНР работе над чувством ритма уделяется недостаточное внимание; не раскрыта последовательность работы над чувством ритма, формы и методы такой работы. Более того, в сетке занятий коррекционно-развивающей программы даже не отведено время для занятий по логоритмике.

Понимая важность, а главное, необходимость занятий по логоритмике, я столкнулась с проблемой найти время для проведения логоритмических занятий. Опыт практической работы логопедом и музыкальное образование позволили мне интегрировать задачи обычного логопедического занятия с задачами логоритмики. Включая элементы логопедической ритмики в структуру обычного логопедического занятия, я провожу занятия по логоритмике со всей группой два раза в месяц по 30 минут, вместо обычного логопедического занятия. Логоритмическое занятие тесно связано с логопедическим, его содержание изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала, с опорой на лексические темы. Цель такого логоритмического занятия - закрепление навыков, полученных на логопедических занятиях.

На логоритмическом занятии я обучаю детей сочетать движения тела, рук, ног с произнесением звуков, слогов, слов, фраз.

В занятия по логоритмике для детей с ОНР включаю: элементы фонетической ритмики, музыкально-ритмических упражнений, фрагменты логоритмического занятия для заикающихся, элементы физкультурного занятия.

Занятия по логоритмике провожу совместно с музыкальным работником. Упражнения строятся на основе музыкального ритма, который дает возможность богато разнообразить движения и придает занятиям особую, бодрую, жизнерадостную окраску.

Музыкально-ритмический и речевой материал подбираю с учетом структуры речевых и двигательных нарушений.

Моя задача как логопеда (с участием музыкального руководителя) – нормализовать двигательные функции и речь, проводя не только коррекцию моторики, но и поведения, характера, всей личности в целом.

Известно, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте игровая, поэтому занятия по логопедической ритмике я провожу с использованием игровых приемов (см. Приложение № 1). Это позволяет построить занятия особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали. Важно, что движения, которые дети выполняют на занятиях по логоритмике предварительно не выучиваются. Они повторяются синхронно с логопедом несколько раз.

Речевой материал дети произносят хором вместе с логопедом, затем его повторяют 2-3 ребенка. В первую очередь я даю возможность сказать тем детям, которые могут произнести слоги, слова, фразы неправильно. В случае ошибки даю правильный образец, то есть повторяю речевой материал сама, затем произносим вместе и, наконец, ребенок повторяет вновь сам. Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работу над этими элементами переношу на индивидуальное занятие.

На логоритмических занятиях, кроме музыкального руководителя, присутствует воспитатель. Полученные детьми навыки и я, и воспитатели, и музыкальный руководитель закрепляем на своих занятиях в течение всего учебного года. Присутствие воспитателей и музыкального руководителя на занятиях по логоритмике дает им возможность использовать в дальнейшем на своих занятиях элементы логоритмики в играх и упражнениях.

 

Примерная структура занятий по логоритмике в подготовительной

к школе группе с общим недоразвитием речи:

I часть. ВВОДНАЯ.

       Цель: организационно-воспитательная

1. Ходьба и построение

2. Дыхательные упражнения

3. Упражнения для развития мышечного тонуса

4. Счетные упражнения

5. Элементы ритмической гимнастики

II часть. ОСНОВНАЯ.

       Цель: обучающая

                   1-й блок – музыкальный и речедвигательный тренаж

1.1. Упражнения с предметами

1.2. Речевые упражнения без музыкального сопровождения и с ним

1.3. Речедвигательные упражнения с предметами и без них

1.4. Упражнения для мелкой моторики и мимической моторики

 

Й блок – пение

2.1. Вокальная разминка

2.2. Хоровое и индивидуальное пение

2.3. Слушание музыки и ее обсуждение

2.4. Мелодекламация

 

 

III часть. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ.

       Цель: снять напряжение

1. Упражнения игрового характера

2. Ходьба

3. Упражнения на релаксацию             

 

Логоритмическое воздействие осуществляю поэтапно, в соответствии с ходом логопедической коррекции (см. Приложение № 2).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.007 с.)