Тема 1. Конституционное правосудие – основная форма Конституционного контроля. История развития Конституционного контроля. Модели Конституционного правосудия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Конституционное правосудие – основная форма Конституционного контроля. История развития Конституционного контроля. Модели Конституционного правосудия.



Г.А. Василевич

 

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ

Минск

«Право и экономика[

2012

 

УДК[342.52 + 342.53 + 342.537] (476) 67.0

ББК 67.0

В19

Серия основана в 2007 г.

Рецензенты:

Шишко Г.Б., кандидат юридических наук, доцент;

Шавцова А.В., кандидат юридических наук, доцент.

 

 

Василевич Г.А. Конституционное правосудие. / Г.А.Василевич. – Минск: Право и экономика, 2012. – 326 с. – (Серия «Юридическое обозрение»)

 ISBN 978-985-552-046-8.

 

В книге показаны роль и значение конституционного правосудия как основного средства защиты конституционных прав и свобод граждан. Анализируется деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь по защите личных, политических, экономических, социальных, культурных прав и свобод, по совершенствованию правовых отношений, участниками которых являются государство, граждане и субъекты хозяйствования. Отражена роль иных органов государственной власти в обеспечении конституционной законности.

УДК [УДК[342.52 + 342.53 + 342.537] (476)

ISBN 978-985-552-046-8.                  Василевич Г.А, 2012

                                                                                         Оформление. ИООО «Право и экономика», 2012.

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

ТЕМА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ – ОСНОВНАЯ ФОРМА КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ. МОДЕЛИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСУДИЯ.

 

1.1. Значение Конституции. Понятие конституционной законности и законности.

1.2.Правовое государство и судебная власть.

1.3.Принцип верховенства Конституции Республики Беларусь и его действие. Механизм защиты Конституции Республики Беларусь.

1.4.Правовая природа, сущность и виды конституционного контроля, осуществляемого специализированным органом конституционного контроля.

1.5.История развития конституционного контроля в Европе и в мире. Этапы учреждения, развития и совершенствования конституционного контроля.

 

ТЕМА 2. ТРАДИЦИОННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ СУДОВ ИЛИ ОРГАНОВ РАВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ

 

2.1.Проверка конституционности изменений Конституции, международных договоров, законов, иных актов парламента, нормативных актов исполнительной власти, главы государства, нормативных актов региональных и местных органов власти, в том числе актов органов местного самоуправления.

2.2. Разрешение споров о компетенции между органами..

2.3.Институт конституционной жалобы.

2.4. Разрешение споров, связанных с проведением выборов и референдумов, деятельностью политических партий.

2.5. Иные полномочия органов судебного конституционного контроля.

 

ТЕМА 3.ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕБНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

3.1.Правовое регулирование деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь.

3.2.Порядок формирования, структура и состав Конституционного Суда Республики Беларусь.

3.3.Статус судьи Конституционного Суда Республики Беларусь. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь.

3.4.Основные принципы деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь.

 

ТЕМА 4. ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Тема 7. Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, их правовая природа и юридическая сила. Исполнение решений Конституционного Суда Республики Беларусь

 

7.1.Виды и правовая природа актов Конституционного Суда Республики Беларусь. Заключения Конституционного Суда Республики Беларусь.

Требования, предъявляемые к решениям Конституционного Суда

 

Порядок принятия решений

Провозглашение решения Конституционного Суда

Опубликование решения

Юридическая сила решения

Решения Конституционного Суда о толковании ранее принятых                         заключений

Решения Конституционного Суда о пересмотре ранее принятых заключений

 

ВВЕДЕНИЕ

Исходя из значимости Конституции, как системообразующего акта,  в ее верховенстве и защите заинтересованы все государственные органы, должностные лица и граждане. Однако особую роль здесь играют органы конституционного контроля. Ведь совершенно очевидно, и об этом свидетельствует опыт современных государств, включая и европейские, что принимаемые нормативные правовые акты часто противоречат Конституции, искажают ее смысл, содержат пробелы и т.д. Это объясняется недостатками в правотворческой сфере, в том числе поспешностью принятия актов, влиянием политической конъюнктуры, стремлением заменить законность экономической или политической целесообразностью и др.

В законодательстве Беларуси, ряда других стран закреплено, что правовой охраной Конституции занимаются различные государственные органы, должностные лица. Это является их обязанностью. Вышестоящие органы в этих целях нередко наделяются правом отмены актов нижестоящих органов, если они не соответствуют законодательству.

Среди всех субъектов, осуществляющих контроль за соблюдением конституционного законодательства, следует выделить специализированные органы конституционного контроля. В отличие от иных органов эта функция для них является основной.

Учреждение судебного конституционного контроля за соответствием Основному Закону страны нормативных правовых актов является одним из проявлений системы сдержек и противовесов, реализации принципа разделения властей. Конституционный Суд Республики Беларусь призван защищать правовые ценности, обеспечивать верховенство Конституции во имя главной цели, для которой создается государство,-- служить людям, утверждать их права, свободы, а когда это необходимо, то и содействовать надлежащему исполнению возложенных обязанностей.

Конституционный Суд Республики Беларусь был создан в  1994 году, практически сразу после принятия 15 марта 1994 г. Конституции. В своей деятельности он прошел несколько стадий по мере  приобретения все большего опыта в деле защиты прав и свобод граждан. Его акты самым непосредственным образом воздействуют на правотворческую и правоприменительную сферу, затрагивают сразу интересы многих тысяч граждан.

В данном пособии поставлена цель показать роль и значение Конституции, проанализировать деятельность Конституционного Суда, его актов для развития и совершенствования правовых отношений, участниками которых являются государство, граждане и субъекты хозяйствования. Отражены основные направления взаимодействия Конституционного Суда и других органов государственной власти в сфере укрепления конституционной законности. Работа автора в Конституционном Суде Республики Беларусь почти четырнадцать лет в качестве судьи и Председателя Конституционного Суда позволяет ему, говоря об успехах в области развития конституционного правосудия, обращать внимание на трудности, с которыми Конституционный Суд сталкивался в своей деятельности и которые часто незаметны для публики.   

Проверка конституционности изменений Конституции, международных договоров, законов, иных актов парламента, нормативных актов исполнительной власти, Главы государства, нормативных актов региональных и местных органов власти, в том числе актов органов местного самоуправления.

Изначально цель создания органов конституционного контроля заключалась в возможном ограничении полномочий парламентов, что осуществлялось посредством проверки на соответствие Конституции принятых им актов. Затем полномочия этих органов расширялись и нередко они обладают правом проверки широкого круга актов, вплоть до проверки решений органов местного самоуправления. Таким образом, все категории норм внутреннего законодательства, а нередко и международных договоров могут подвергаться контролю (превентивному или последующему).

Наделение Конституционного Суда (органа аналогичной юрисдикции) правом проверки законов о внесении изменений в Конституцию является наглядным примером ограничения полномочий Парламента. Контроль за предлагаемыми поправками в Конституцию может заключаться в проверке компетенции и процедуры либо, как это предусмотрено в Германии, за содержанием закона о внесении изменений в Конституцию. Это обусловлено тем, что в Основном Законе Германии ряд принципиальных норм являются нерушимыми и не могут быть изменены (разделение Федерации на Земли, принципы, касающиеся человеческого достоинства, верховенства права).

Конституционный Суд Австрии обладает правом проверки конституционности органических законов. Некоторые конституционные суды вправе проверить конституционность законов, принятых на референдуме, законы, относящиеся к международным договорам, законы, принятые до вступления в силу новой Конституции.

Иные законы, как правило, подлежат конституционной проверке, хотя могут быть исключения (например, в Турции не может быть предметом конституционного контроля закон о чрезвычайном положении). То есть проверка обыкновенных законов является типичной функцией органов конституционного контроля.

Конституционному контролю могут быть подвергнуты нормативные акты Главы государства, органов исполнительной власти, местных органов.

Процессы глобализации правового пространства, все явственнее в последние годы проявляющиеся, повышают значение норм международного права при решении внутригосударственных вопросов, более того, выдвигают на один из первых планов ответственность каждого государства перед мировым сообществом за ненадлежащее обеспечение прав, свобод граждан с учетом сложившихся международных стандартов. Единственное допустимое отступление от этих стандартов – их превышение на национальном уровне.

С одной стороны, государство в силу суверенитета свободно в определении собственной государственно-правовой системы, а с другой – оно должно сообразовывать свои обязательства по международному праву.

В конституционном законодательстве зарубежных стран предусматриваются различные подходы к определению места и роли международного права, его влияния на национальное законодательство, их соотношения. В юридической литературе находят свое развитие и обоснование как дуалистическая, так и монистическая концепции взаимодействия международного и внутреннего права. При этом в рамках монистической концепции выдвигались два основных тезиса: 1) приоритет имеет внутригосударственное право; 2) приоритет имеет международное право. Идея верховенства международного права получила широкое развитие после Второй мировой войны.

В зависимости от того, какое место в системе права занимают международные нормы, государства можно классифицировать следующим образом:

1) международные нормы имеют конституционный статус;

2) статус международных норм выше обычного закона;

3) международные нормы соответствуют обычному закону.

Вопрос о соотношении международного и национального (внутригосударственного) права, как правило решается, в Конституции.

Верховный Суд США в свое время установил, что международное право является частью права страны, которое должно определяться и применяться судами каждый раз, когда связанные с ним вопросы права представлены на его рассмотрение. При разрешении дел, если нет договора или регулирующего акта исполнительной власти, судебного решения, можно обращаться к обычаям и обыкновениям цивилизованных стран.

Согласно Конституции Германии (ст. 100) в случае возникновения сомнения относительно того, является ли норма международного права составной частью федерального права и порождает ли она непосредственно права и обязанности для индивида, суд должен получить решение Федерального Конституционного суда.

Из стран бывшего СССР в Молдове и Армении конституционны суды наделены правом проверки международных и внутригосударственных договоров. Интересно, что в Беларуси на Конституционный Суд. возложена дача заключений о конституционности актов межгосударственных образований, в состав которых она входит.

Таким образом, международные договоры также находятся в поле зрения органов судебного конституционного контроля зарубежных стран.

 

Статус судьи Конституционного Суда Республики Беларусь. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь.

.

В статье 84 Кодекса о судоустройстве и статусе судей закреплено, что судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи являются государственными служащими и на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года "О государственной службе в Республике Беларусь".  Вместе с тем, особенности статуса судей могут быть определены  Конституцией Республики Беларусь,  Кодексом, иными законодательными актами.

Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Независимость судей обеспечивается установленными законодательными актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов.

Воздействие в какой-либо форме на судей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами.

Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью.

Судьи являются неприкосновенными в течение срока своих полномочий. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы.

Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за высказанное им при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность в совершении преступления против интересов службы.

В случае дачи в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь порядке согласия на возбуждение в отношении судьи уголовного дела, привлечение его в качестве подозреваемого или обвиняемого, а также на применение в отношении его меры пресечения в виде заключения под стражу одновременно принимается решение о приостановлении полномочий.

Производство по уголовным делам в отношении судей осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 88 Кодекса на судью распространяются ограничения, связанные с государственной службой. Судьи не могут быть членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатами Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов, а также членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Судья Конституционного Суда имеет право требовать созыва Конституционного Суда, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений Конституционного Суда Республики Беларусь. При решении всех вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда Конституционного Суда Республики Беларусь пользуются равными правами. Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь вправе присутствовать на открытых (по приглашениям - и на закрытых) заседаниях любых государственных органов.

Особыми полномочиями обладает Председатель  Конституционного Суда. Он:

организует деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь;

председательствует на заседаниях Конституционного Суда Республики Беларусь, а также выносит на его рассмотрение вопросы, отнесенные к ведению Конституционного Суда Республики Беларусь;

организует работу по осуществлению контроля за исполнением заключений и иных решений Конституционного Суда;

осуществляет общее руководство Секретариатом Конституционного Суда, назначает на должности и освобождает от должностей работников Секретариата Конституционного Суда;

вносит Президенту Республики Беларусь и в Совет Республики Национального собрания представления по вопросу назначения (избрания) судей Конституционного Суда;

вносит Президенту Республики Беларусь, в Совет Министров и иные государственные органы предложения по совершенствованию законодательства, а также об устранении нарушений законодательства;

представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами, иными организациями, в том числе иностранными и международными;

ведет личный прием граждан, организует работу Конституционного Суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Председатель Конституционного Суда издает приказы по вопросам, относящимся к его компетенции, не связанным с осуществлением конституционного судопроизводства.

Председатель Конституционного Суда вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания, их комиссий, заседаниях Совета Министров и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Верховного Суда, Пленума Высшего Хозяйственного Суда..

В случае отсутствия Председателя Конституционного Суда и его заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей полномочия Председателя Конституционного Суда осуществляет старший по возрасту судья Конституционного Суда.

Заместитель Председателя Конституционного:

осуществляет полномочия Председателя Конституционного Суда в его отсутствие или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей;

руководит работой структурных подразделений Секретариата Конституционного Суда в соответствии с распределением обязанностей;

организует работу по повышению квалификации работников Секретариата Конституционного Суда;

ведет личный прием граждан;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Заместитель Председателя Конституционного Суда вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания, их комиссий, заседаниях Совета Министров и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Верховного Суда, Пленума Высшего Хозяйственного Суда.

При осуществлении правосудия судьи должны неукоснительно соблюдать Конституцию, законы и иные законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными. Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи.

Судья не должен высказывать мнение по существу дел, находящихся в производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами.

Судья Конституционного Суда вправе принимать участие в его работе только после принесения присяги. К присяге судьи Конституционного Суда приводятся Президентом в присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Национального собрания, Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Началом церемонии присяги является оглашение решения о назначении (избрании) на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, после чего присягающий судья зачитывает текст присяги, подготовленный на специальном бланке. При этом его правая рука находится на Конституции Республики Беларусь.

Судья Конституционного Суда Республики Беларусь приносит присягу следующего содержания:

"Я, (фамилия, имя, отчество), беру на себя обязательство перед народом Республики Беларусь честно, добросовестно и беспристрастно защищать конституционный строй и верховенство Конституции Республики Беларусь".

Судья в период осуществления им своих полномочий в Конституционном Суде приводится к присяге один раз. Акт о принесении присяги подписывается судьей Конституционного Суда и хранится в его личном деле. После приведения к присяге судье Конституционного Суда вручаются удостоверение судьи, форменная одежда (мантия) и Кодекс чести судьи Республики Беларусь.

Согласно ст.123 Кодекса о судоустройстве и статусе судей полномочия судьи приостанавливаются Президентом Республики Беларусь в случае возбуждения в отношении судьи уголовного дела, привлечения судьи в качестве подозреваемого или обвиняемого - до вступления в законную силу приговора, постановления о применении принудительных мер безопасности и лечения или постановления о прекращении уголовного дела.

Полномочия судьи возобновляются по решению Президента Республики Беларусь в случае, если отпали основания для их приостановления полномочий судьи, предусмотренные частью первой настоящей статьи.

Что же касается прекращения полномочий судьи Конституционного Суда, то это допустимо в случаях:

отставки;

подачи им заявления об освобождении от должности по собственному желанию;

достижения предельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь;

истечения срока его полномочий;

отказа от принесения присяги;

прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;

назначения (избрания) на другую должность либо перевода на другую работу;

занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи, несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;

грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;

вступления в законную силу обвинительного приговора;

вступления в законную силу решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным;

признания судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособности его, подтвержденной медицинским заключением, по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи;

смерти судьи, объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.

Прекращение полномочий Председателя и судей Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь, в том числе на основании личного письменного заявления судьи об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию либо представления Конституционного Суда Республики Беларусь о прекращении полномочий судьи по иным предусмотренным  основаниям с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. При этом представление Конституционного Суда принимается большинством голосов от полного состава судей Конституционного Суда, за исключением внесения представления о прекращении полномочий в связи с грубым нарушением должностных обязанностей, совершением проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе, которое должно быть принято большинством не менее двух третей от полного состава судей.

Судья имеет право на отставку в порядке и на условиях, определенных законодательством Республики Беларусь о государственной службе. За судьей, вышедшим в отставку, сохраняются право участия в деятельности органов судейского сообщества и иные гарантии, предусмотренные Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь. При выходе судьи в отставку в его удостоверении проставляется штамп "В отставке" и указывается дата начала отставки.

Личное дело судьи Конституционного Суда ведется кадровой службой Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь. Судьям выдаются удостоверения. Никто не вправе требовать от судьи иных, кроме удостоверения, документов, подтверждающих его статус и полномочия. Описание и образец удостоверения судьи утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Законодательством предусмотрена государственная защита судей, их материальное и социальное обеспечение. Они подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета.

Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Конституционного Суда в пределах предоставленных полномочий осуществляется Секретариатом Конституционного Суда. Секретариат обеспечивает работу Суда по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, систематизации законодательства, выполнению иных функций, а также осуществляет меры по организационному обеспечению деятельности суда.

Численность работников Секретариата Конституционного Суда, определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя. Работники Секретариата Конституционного Суда, за исключением лиц, осуществляющих техническое обслуживание, являются государственными служащими и приравниваются по условиям оплаты труда, социально-бытового, материального и иного обеспечения, медицинского обслуживания к соответствующим категориям работников Аппарата Совета Министров.

Ухудшение условий размещения Конституционного Суда  на основании решений иных государственных органов запрещается. Изъятие у Суда имущества и техники допускается с его согласия только для замены на более совершенные имущество и технику.

Имущество, необходимое Конституционному Суду  для осуществления его деятельности, является республиканской собственностью и находится в оперативном управлении Конституционного Суда.

Финансирование Конституционного Суда осуществляется за счет средств республиканского бюджета и должно обеспечивать возможность эффективного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законодательными актами.

Расходы на его содержание предусматриваются в республиканском бюджете на очередной финансовый год отдельной  строкой.

При Конституционном Суде Республики Беларусь создается Научно-консультационный совет, положение о котором утверждается Конституционным Судом Персональный состав Научно-консультационного совета утверждается Конституционным Судом.

 

Требования, предъявляемые к решениям Конституционного Суда

 

Решения Конституционного Суда оформляются в виде отдельного документа или протокольно. Кодексом, Декретом №14, законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь» определяется вид и форма документа, принимаемого Конституционным Судом.

В законе изложены требования, которым должно отвечать заключение. Что же касается Послания Конституционного Суда, его запросов, требований, а также иных решений по вопросам процедурного характера, то они оформляются в порядке, определенном Конституционным Судом (ст. 37 закона).

Заключение должно содержать: наименование заключения, дату и место его принятия; состав Конституционного Суда, принявшего решение; перечисление сторон, участников заседания; формулировку вопроса, основания для его рассмотрения; нормы Конституции и настоящего закона, устанавливающие право или обязанность Конституционного Суда рассматривать данный вопрос; полное наименование акта, конституционность которого проверялась, с указанием источника его опубликования (получения); обстоятельства, установленные при рассмотрении вопроса; нормы Конституции, международно-правовых актов, настоящего закона, которыми руководствовался Суд, принимая решение; наименование и дату вступившего в силу решения Конституционного Суда, если на него сделаны ссылки при подготовке данного решения; формулировку решения и его обоснование; порядок и срок исполнения решения, особенности его опубликования. В случае, если акт, конституционность которого проверяется, признан конституционным в одних частях и неконституционным в других или по одному делу одни акты были признаны конституционными, а другие – неконституционными, об этом указывается в Заключении Конституционного Суда (ст.43 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь»).

При рассмотрении вопросов Конституционный Суд не связан доводами и соображениями сторон. Конституционный Суд может вынести решение и в отношении актов, основанных на проверенном акте или воспроизводящих его отдельные положения, если они и не упоминались в предложении. При проверке акта Конституционный Суд имеет в виду,  как буквальный его смысл, так и смысл, придаваемый ему практикой применения. Конституционный Суд не вправе осуществлять контроль и рецензирование проектов актов, конституционность которых может быть предметом его рассмотрения.

Есть основания утверждать, что Конституционный Суд, проверяя конституционность нормативного акта, осуществляет казуальное толкование Конституции. Причем по своей юридической силе оно даже выше, чем толкование Парламента, так как по инициативе уполномоченных на то субъектов конституционный закон о толковании Конституции также может быть проверен на предмет его соответствия Конституции Республики Беларусь Конституционным Судом. Прежде, чем принять заключение, Конституционный Суд анализирует широкий круг нормативных актов Республики Беларусь, международных документов, правоприменительную практику, что позволяет сформировать согласованную позицию Конституционного Суда.

Конституционный Суд, ориентируясь на практику, при определении своей позиции может критически ее оценить и высказать собственный подход к правоприменению.

В определенной мере уяснению смысла конституционной нормы могут способствовать акты толкования, принимаемые уполномоченными органами. Так, при подготовке к рассмотрению ряда дел у Конституционного Суда возникли вопросы о правомерности проверки им конституционности указов Президента по кадровым вопросам, была необходимость получить официальное разъяснение Парламентом того, какие акты являются нормативно-правовыми. В этих целях Конституционный Суд в свое время направил в Верховный Совет обращение с просьбой дать соответствующие разъяснения, однако соответствующий законопроект был принят лишь в первом чтении. Хотя полагаю, что Конституционный Суд мог и сам определиться по данному вопросу. Заключения должны толковаться заключениями (в практике был случай, когда толкование заключения осуществлялось  решением).

Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами. При этом следует иметь в виду, что в отличие от большинства других органов конституционного контроля Конституционный Суд наделен правом проверки не только “верхнего слоя” нормативных актов (законов, актов Президента и др.), но и ведомственных нормативных актов, местных органов власти, т.е. речь идет о многоуровневом слое нормативных актов. В этой связи перед Конституционным Судом инициатором может быть поставлен вопрос о проверке соответствия, например, постановления Совета Министров, актов Верховного или Высшего Хозяйственного Суда законам, декретам или указам. Однако в процессе рассмотрения дела может возникнуть вопрос о конституционности и этих актов (законов, декретов, указов), на предмет проверки соответствия которым и внесено предложение в Конституционный Суд.

По Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд наделен правом проверки конституционности всех нормативных актов, т.е. высшим актом является Конституция (ст. 116). Согласно части первой статьи 11 Закона о Конституционном Суде пределы разрешения вопросов, поставленных на рассмотрение Конституционного Суда, в соответствии с названным законом определяет Конституционный Суд. Поэтому, если проверяемые вопросы содержатся не только в оспариваемом акте (отдельных его нормах), но и иных актах (других нормах), то Конституционный Суд вправе в решении высказать свою оценку на этот счет. Именно таким образом Конституционный Суд поступил при рассмотрении вопроса о конституционности статьи 116 КоБС, высказавшись в определенной мере и относительно статьи 113 названного Кодекса.

Порядок принятия решений

 

Согласно Закону о Конституционном Суде и его Регламенту итоговое решение принимается Конституционным Судом в закрытом совещании, которое проводится тайно в совещательной комнате.

В совещании принимают участие только судьи, участвовавшие в рассмотрении данного дела в судебном заседании. В совещательной комнате могут присутствовать работники Секретариата Конституционного Суда, необходимые для технического обеспечения совещания.

В ходе совещания судьи вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позицию. Председательствующий предоставляет слово каждому из судей по рассматриваемому вопросу. На совещании судей допускается обсуждение проекта решения, подготовленного судьей-докладчиком или другими судьями.

Решения Конституционного Суда принимаются голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий голосует последним.

Председательствующий ставит на голосование формулировки решения в порядке поступления. Судьи голосуют “за” или “против” и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании.

Решение Конституционного Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей, если иное не предусмотрено Законом (ст. 18 закона о Конституционном Суде Республики Беларусь).

Если при принятии заключения по делу о конституционности нормативного акта голоса судей разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования.

Протокол совещания судей подписывается всеми судьями, участвующими в принятии решения, и не подлежит оглашению.

Судья Конституционного Суда, не согласный с принятым заключением или решением, вправе изложить свое особое мнение в письменном виде и приложить его к протоколу заседания. Особое мнение по желанию судьи публикуется в качестве приложения к заключению или решению Конституционного Суда Республики Беларусь в печатном издании Конституционного Суда Республики Беларусь. Начиная со дня образования Конституционного Суда Республики Беларусь судьями было высказано около полутора десятков  особых мнений. Из них относительно законов – 6, указов Президента – 4, постановлений Верховного Совета – 3,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.083 с.)