Тема 2 . Традиционные полномочия конституционных судов или органов равной юрисдикции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2 . Традиционные полномочия конституционных судов или органов равной юрисдикции



 

Проверка конституционности изменений Конституции, международных договоров, законов, иных актов парламента, нормативных актов исполнительной власти, Главы государства, нормативных актов региональных и местных органов власти, в том числе актов органов местного самоуправления.

Изначально цель создания органов конституционного контроля заключалась в возможном ограничении полномочий парламентов, что осуществлялось посредством проверки на соответствие Конституции принятых им актов. Затем полномочия этих органов расширялись и нередко они обладают правом проверки широкого круга актов, вплоть до проверки решений органов местного самоуправления. Таким образом, все категории норм внутреннего законодательства, а нередко и международных договоров могут подвергаться контролю (превентивному или последующему).

Наделение Конституционного Суда (органа аналогичной юрисдикции) правом проверки законов о внесении изменений в Конституцию является наглядным примером ограничения полномочий Парламента. Контроль за предлагаемыми поправками в Конституцию может заключаться в проверке компетенции и процедуры либо, как это предусмотрено в Германии, за содержанием закона о внесении изменений в Конституцию. Это обусловлено тем, что в Основном Законе Германии ряд принципиальных норм являются нерушимыми и не могут быть изменены (разделение Федерации на Земли, принципы, касающиеся человеческого достоинства, верховенства права).

Конституционный Суд Австрии обладает правом проверки конституционности органических законов. Некоторые конституционные суды вправе проверить конституционность законов, принятых на референдуме, законы, относящиеся к международным договорам, законы, принятые до вступления в силу новой Конституции.

Иные законы, как правило, подлежат конституционной проверке, хотя могут быть исключения (например, в Турции не может быть предметом конституционного контроля закон о чрезвычайном положении). То есть проверка обыкновенных законов является типичной функцией органов конституционного контроля.

Конституционному контролю могут быть подвергнуты нормативные акты Главы государства, органов исполнительной власти, местных органов.

Процессы глобализации правового пространства, все явственнее в последние годы проявляющиеся, повышают значение норм международного права при решении внутригосударственных вопросов, более того, выдвигают на один из первых планов ответственность каждого государства перед мировым сообществом за ненадлежащее обеспечение прав, свобод граждан с учетом сложившихся международных стандартов. Единственное допустимое отступление от этих стандартов – их превышение на национальном уровне.

С одной стороны, государство в силу суверенитета свободно в определении собственной государственно-правовой системы, а с другой – оно должно сообразовывать свои обязательства по международному праву.

В конституционном законодательстве зарубежных стран предусматриваются различные подходы к определению места и роли международного права, его влияния на национальное законодательство, их соотношения. В юридической литературе находят свое развитие и обоснование как дуалистическая, так и монистическая концепции взаимодействия международного и внутреннего права. При этом в рамках монистической концепции выдвигались два основных тезиса: 1) приоритет имеет внутригосударственное право; 2) приоритет имеет международное право. Идея верховенства международного права получила широкое развитие после Второй мировой войны.

В зависимости от того, какое место в системе права занимают международные нормы, государства можно классифицировать следующим образом:

1) международные нормы имеют конституционный статус;

2) статус международных норм выше обычного закона;

3) международные нормы соответствуют обычному закону.

Вопрос о соотношении международного и национального (внутригосударственного) права, как правило решается, в Конституции.

Верховный Суд США в свое время установил, что международное право является частью права страны, которое должно определяться и применяться судами каждый раз, когда связанные с ним вопросы права представлены на его рассмотрение. При разрешении дел, если нет договора или регулирующего акта исполнительной власти, судебного решения, можно обращаться к обычаям и обыкновениям цивилизованных стран.

Согласно Конституции Германии (ст. 100) в случае возникновения сомнения относительно того, является ли норма международного права составной частью федерального права и порождает ли она непосредственно права и обязанности для индивида, суд должен получить решение Федерального Конституционного суда.

Из стран бывшего СССР в Молдове и Армении конституционны суды наделены правом проверки международных и внутригосударственных договоров. Интересно, что в Беларуси на Конституционный Суд. возложена дача заключений о конституционности актов межгосударственных образований, в состав которых она входит.

Таким образом, международные договоры также находятся в поле зрения органов судебного конституционного контроля зарубежных стран.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.004 с.)