Иные полномочия органов судебного конституционного контроля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иные полномочия органов судебного конституционного контроля.



Конституционная юрисдикция отличается многообразием. Помимо указанных полномочий они в ряде стран наделяются правами по участию в процедуре ответственности высших должностных лиц при совершении ими преступлений, привлечении их к ответственности.

Некоторые конституционные суды наделяются правом решения вопроса о неконституционности вследствие пробела в законодательстве.(Хотя данный вопрос может быть рассмотрен и в рамках общего спора о компетенции между различными инстанциями либо при проверке закона или иного акта в целом). Так, согласно ст.283 Конституции Португалии по запросу Президента, Блюстителя справедливости или, в случае нарушения прав автономных областей, председателей областных законодательных ассамблей Конституционный Суд оценивает и проверяет неисполнение Конституции ввиду отсутствия законодательных мер, необходимых для обеспечения действенности конституционных норм. Когда Конституционный Суд устанавливает факт неконституционности вследствие пробела в законодательстве, он сообщает об этом компетентному законодательному органу. На наш взгляд, подобную норму следовало бы закрепить и в нашем конституционном законодательстве. Это существенно стимулировало бы государственные органы к скорейшему восполнению пробелов в национальном законодательстве, что, к сожалению, еще имеет место (например, принятие закона об альтернативной (гражданской) службе).

 Конституционные суды наделяются правом толкования Конституции (Молдова, Украина).

Среди иных полномочий, предусмотренных Конституцией и законами, можно назвать проверку правоприменительной практики, участие в процедуре принятия присяги Президентом, право направлять послание Президенту и парламенту, право принимать регламент и др.

Некоторые конституционные суды больше сосредоточены (в силу полномочий) на обеспечении конституционности всех нормативных правовых актов в государстве и не наделены широко иными вышеперечисленными полномочиями. В Конституциях, а иногда дополнительно и в законах (например, в России) предусматривается круг субъектов, обладающих правом инициировать возбуждение производства в конституционном суде. Среди них:

1) Президент государства;

2) Правительство;

3) палаты Парламента;

4) депутаты (Молдова);

5) Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд;

6) Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека;

8) суды (Россия).

 

ТЕМА 3.ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕБНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

3.1.Правовое регулирование деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь.

Основными законодательными актами, регулирующими деятельность Конституционного Суда, является Конституция (ст.ст.109—116), Кодекс о судоустройстве и статусе судей, Декрет Президента от 26.06.2008 г. №14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», другие кодексы и законодательные акты.Вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь регулируются Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь.

 

Для формирования государства как правового первостепенное значение имеет следование  Конституционного Суда при вынесении своих решений общепризнанным принципам международного права. Они  отличаются от норм международного права степенью обобщенности и юридической силой. Как справедливо отмечается в юридической литературе, для принципов международного права характерна высшая степень нормативной обобщенности, т.е. общепризнанные принципы являются такими нормами международного права, которые разделяются мировым сообществом, обладают высшей степенью обобщенности и нормативности, что означает предопределение ими содержания других норм международного права.

Общепризнанные принципы не сформулированы в едином международном акте. Некоторые из них названы в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г., другие – в Хельсинкском заключительном акте и иных международных договорах и обычаях. (В нашей Конституции некоторые из них содержатся в ст. 18, в преамбуле Конституции, ее первом разделе).

С учетом двух тенденций – глобализации и регионализации – к общепризнанным принципам в сфере обеспечения прав и свобод человека следует относить и те из них, источником которых являются важнейшие международно-правовые акты, составляющие международный Билль о правах человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.148 (0.004 с.)