Анна Фрейд. Профессиональная деятельность. Работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анна Фрейд. Профессиональная деятельность. Работы.



На рабочем заседании 13 июня 1922 года Анна Фрейд официально избирается членом Венского психоаналитического объединения. Таким образом, дочь Зигмунда Фрейда по всей форме была принята в ряды психоаналитиков.

Однако до марта 1923 года Анна не практиковала в качестве аналитика. Своих первых пациентов Анна Фрейд анализировала частным образом в собст­венном доме. У нее был рабочий кабинет, обустроенный отцом. Он располагался на том же этаже, где жил Фрейд, и был отделен от его кабинета коридором.

Хотя Анна Фрейд по тогдашним понятиям получила полноценное аналитиче­ское образование и практиковала, к ней, как и к ее коллегам того же возраста, ана­литики старшего поколения все же не относились как к равной. В течение многих лет новичков несколько пренебрежительно называли «неопытными». В то время еще не было тех отношений между обучающими аналитиками и кандидатами, которые возникли в результате последующей институционализации образования, однако между двумя группами аналитиков существовала большая дистанция. Сама Анна Фрейд лишь слушала на заседаниях объединения доклады, но не участвовала в дискуссиях старших коллег, к которым можно причислить Нунберга, Дойч, Фе-дерна, Хичманна и Йекельса.

Этим во многом объясняется то, что новички образовали дискуссионную груп­пу, которая, что показательно, называлась «детским семинаром» — не только пото­му, что в ней обсуждались, например, вопросы детского анализа, но и потому, что начинающие аналитики обсуждали свои проблемы и трудности. Помимо Анны Фрейд, в работе этой группы принимали участие Жанна Аампль-де Гроот, Марианна Крис, Эрнст Крис, Роберт Вельдер, Анни Катан, Вильгельм Райх, Эдуард Бибринг, Грета Бибринг и, вероятно, Хайнц Гартманн.

После первых анализов взрослых пациентов Анна Фрейд обратилась к анализу детей. Детский анализ как особое направление в психоанализе в то время находился лишь на стадии становления, а его технические отличия от анализа взрослых еще не совсем были понятны.

Пожалуй, первым в истории психоанализа детским анализом можно назвать анализ фобии маленького Ганса, проведенный в 1909 году самим Фрейдом. Но здесь все же нельзя говорить о детском анализе в современном понимании, поскольку проблемы, связанные с его техникой, в то время особою значения еще не имели.

 

 

К концу Первой Мировой войны в Вене были организованы консультационные центры, в ко­торых аналитики занимались в первую очередь педагогическими проблемами. Айххорн работал педагогом-консультантом при городской службе по делам молодежи в Вене, и, наконец, уже тогда члены Венского объединения читали лекции и прово­дили семинары для социальных работников и воспитателей.

Анна Фрейд, будучи педагогом аналитического направления, также оказалась в этом ряду венских аналитиков. Хотя Термина Хуг-Хельмут умерла только в 1924 го­ду, она не участвовала в обучении Анны Фрейд. Анна знала ее труды, но из-за отсутст­вия формальных принципов обучения у них не было отношений, которые существу­ют между учеником и учителем. В новой области — детском психоанализе — каждый поначалу работал сам по себе и пытался самостоятельно найти ответ на огромное число возникавших вопросов. Именно поэтому Анна Фрейд работала совершенно независимо от Хуг-Хельмут.

 

Необычайно большое значение имеет избрание Анны в 1933 году вторым заместителем председателя Венского психоаналитического объединения. Наря­ду с другими мотивами решающим, возможно, явилось желание Фрейда с помо­щью дочери сохранить ведущие позиции в объединении. Ведь после заболевания он лишь однажды принял участие в заседании общества (это было заседание, по­священное памяти Карла Абрахама), но вплоть до его ликвидации национал-со­циалистами оставался его председателем. То, что дочь занимала здесь должность, давало возможность отцу по-прежнему влиять на работу объединения и ее кон­тролировать.

Помимо того, что Анна Фрейд ухаживала за отцом и была его представителем, она разрабатывала собственные психоаналитические идеи и концепции. Новое направление в психоанализе, детский анализ, приложение психоанализа к области пе­дагогики и, наконец, организация обучения психоанализу в только что созданном Венском учебном институте также требовали от Анны большой энергии.

В мае 1927 года состоялся важный для работы Анны Фрейд симпозиум, органи­зованный группой Мелани Кляйн. В связи с публикацией первой книги Анны Бри­танское психоаналитическое общество провело дискуссию под названием «Симпо­зиум по детскому анализу», которая в полном объеме опубликована в 8-м томе журнала «International Journal of Psychoanalysis». И критика Анной Фрейд разработанного Мелани Кляйн метода детского психо­анализа, и незамедлительная реакция учеников Кляйн, высказанная в резкой форме, указывают на то, что спор между двумя этими направлениями должен был разго­реться значительно раньше, а книга Анны Фрейд явилась для него лишь внешним поводом.

Различия, относившиеся вначале к вопросу о технике, с течением времени все больше стали распространяться на теоретические аспекты психоанализа, а пото­му между сторонниками двух направлений в детском анализе возникла непреодоли­мая пропасть.

 

На общем собрании Венского психоаналитического объединения, состоявшем­ся 7 октября 1931 года, Анна избирается секретарем объединения вместо Нунберга. Помимо должности секретаря учебного института, она теперь вместе с Йоклем за­нимает еще один пост в Венском объединении. Этот выбор можно, пожалуй, расце­нить также как знак ее официального признания.

В начале 1932 года Анна расширяет свою практическую деятельность и начина­ет работать в возглавлявшейся первое время Герминой Хуг-Хельмут педагогической консультации при Венской амбулатории. В этом учреждении консультировали де­тей и подростков из малообеспеченных семей, которых туда направляли учителя, врачи или частные лица. Если им требовался анализ, то его проводили бесплатно. В остальных случаях детей наблюдали и консультировали. Вместе с другими сотруд­никами консультации — Айххорном, Хоффером и Эдитой Штербой — Анна пред­ставляла здесь группу педагогически ориентированных детских аналитиков Вены.

Важнейшим событием явилось избрание в 1933 году Анны вторым заместите­лем председателя Венского объединения, благодаря чему она заняла второй по важ­ности пост в этой организации.

Летом 1937 года Анна Фрейд вместе с Дороти Барлингем и несколькими колле­гами организует детский сад на Рудольфсплатц в Вене. Этот детский сад, называв­шийся также «Домом детей», представлял собой экспериментальную школу, орга­низованную в соответствии с принципами Монтессори. Это учреждение продолжило традиции первой школы Монтессори, созданной в 1930 году местным самоуправле­нием города Вены. Анна Фрейд с давних пор была знакома с принципами воспита­ния итальянского врача и педагога Марии Монтессори и считалась сторонницей этой свободной индивидуальной педагогики.

 

20 марта Венское психоаналитическое объединение было ликвидировано нацис­тами.

 

Первое время в эмиграции А. Фрейд работала в рамках Британского психоаналитического обще­ства, в которое вместе с отцом была принята сразу после приезда в Англию. Кроме того, в том же году Анна и ее отец были произведены в почетные члены Парижского общества. Одновременно уже в июне 1938 года Анна вступила в Комитет по вопро­сам образования Британского общества. Приезд Анны Фрейд и других бывших членов Венского объединения означал теперь, что разногласия в Британском обществе с Мелани Кляйн стали еще сильнее.

 

Работа в Хэмпстедском детском доме явилась продолжением возникшей еще в Вене и частично реализованной идеи создания прикладного, ориентированного на воспитание детского психоанализа. Помимо профессиональных интересов, работа в Хэмпстедском детском доме отвечала также желанию Анны Фрейд выразить свою благодарность английским вла­стям за разрешение эмигрировать в эту страну.

В общей сложности Хэмпстедский детский дом состоял из трех домов. Пер­вый дом, где содержались пятнадцать младенцев и маленьких детей, располагался на Незерхолл-Гарденз, 5 в Хэмпстеде. Также в Хэмпстеде, на Ведлербурн-Роад, 13, находился дневной детский сад и, наконец, в «Нью Варне» в Эссексе находился ин­тернат для эвакуированных лондонских детей в возрасте от трех до шести лет.

В соответствии с целями руководства работа в детских домах проводилась в че­тырех направлениях. Во-первых, преследовалась терапевтическая цель — устра­нить физические и психические последствия войны. Причинами этих физических и прежде всего психических травм являлись авиационные налеты, жизнь в бомбо­убежищах или на станциях метро, переживания разлуки с родителями и эвакуация. Кроме того, проводилась профилактическая работа, цель которой состояла в том, чтобы попытаться свести к минимуму обусловленные войной переживания разлуки. К этому в качестве важного психоаналитического раздела добавилась исследователь­ская работа, поскольку благодаря непосредственному наблюдению за детьми име­лась возможность изучать психические реакции детей на разлуку и жизнь в интер­нате. И, наконец, при Хэмпстедском детском саде был организован трехлетний учебный курс для воспитателей и медсестер, который должен был способствовать их психологическому пониманию проблем воспитания.

 

В 1944 году Анна Фрейд вновь занимает пост генерального секретаря Между­народного психоаналитического объединения, после того как подал в отставку — по всей видимости, из-за внутренних разногласий в Британском обществе — Эдвард Гловер. Поскольку никаких выборов на конгрессе не проводилось, следует предпо­ложить, что Анна Фрейд была назначена на эту должность самим президентом. Она занимала ее до 16-го Международного психоаналитического конгресса, состо­явшегося в 1949 году, после чего на смену ей пришла Грета Бибринг.

 

В 1947 году Анна Фрейд организовала первые учебные курсы для подготовки детских аналитиков, известные под названием «Хэмпстедские курсы и клиника дет­ской терапии». Этот способ обучения следует рассматривать как непосредственное продолжение организованных при Хэмпстедском детском доме учебных курсов для воспитателей и медсестер. После закрытия в 1945 году детского сада некоторые сотрудники продолжили обучаться профессии психолога или социального работни­ка, чтобы чувствовать себя подготовленными к решению педагогических задач, ста­новившихся для Великобритании все более актуальными. Однако в ходе рабо­ты с детьми они отмечали, что образования, полученного при Хэмпстедском детском доме, было недостаточно, а потому у них вскоре возникло желание всесторонне обу­читься детской психотерапии, а также пройти учебный анализ. Чтобы осуществить это желание, Анна Фрейд при поддержке Кати Фридлендер организовала Хэмпстед­ские курсы и клинику детской терапии. Хэмпстедские курсы и клинику детской терапии следует рассматривать как дело всей жизни Анны Фрейд. Здесь она сумела донести до других свои психоаналитиче­ские идеи и свое понимание психоанализа, использовать весь свой опыт и знания, накопленные ею, и вместе с тем создать внешние рамки для распространения собст­венных идей. Лишившись из-за эмиграции в Англию возможностей для подобной работы, она все же сумела продолжить начатый ею путь.

 

В августе этого же года (1949)она выступает в Лондоне на Международном конгрессе по проблемам психического здоровья с докладом «Заметки об агрессии». Его можно рассматривать как расширенный вариант доклада, прочитанного в 1947 году перед Королевским медицинским обществом, в котором она уже освещала с психоанали­тических позиций проблемы агрессии, но в этот раз, выступая перед аналитиками, она обсуждает их более обстоятельно и, скорее, в теоретическом аспекте.

В апреле 1950 года Анна Фрейд впервые в своей жизни отправляется в Америку. Это путешествие приобретает особое значение, если иметь в виду расхождения во взглядах, существовавшие между американцами и европейцами в вопросе о не­врачебном анализе, и что Анна Фрейд должна была убежденно отстаивать свое мне­ние, противоположное мнению американцев.

 

3 декабря 1965 года Анна Фрейд отмечала свое семидесятилетие. Однако главным событием 1965 года стала все же публикация ее новой книги «Норма и патология в детстве. Оценка развития». Три года спустя появился также немецкоязычный вариант этой книги. Эта книга является результатом более чем 15-летней работы в Хэмпстедской клинике детской терапии и представляет собой один из важнейших трудов Анны Фрейд. В ней дается информация о научном разви­тии Анны Фрейд и в подробной форме изложены ее нынешние представления о психоанализе. В этой книге она опубликовала свои идеи о «линиях психического развития» и тем самым внесла важные новшества в свою психоаналитическую тео­рию, благодаря которым появилась возможность рассматривать развитие челове­ка в сравнении и с учетом определенных норм. Ее теория основана на идее о том, что благодаря изолированному рассмотрению отдельных фаз психического разви­тия многие феномены, например судьба отдельных компонентов влечений, фор­мирование инстанций Я и Сверх-Я, нарушение комплексного развития личности, можно свести к определенным фазам детства. Исследовательскими группами в Хэмп­стедской клинике были изучены линии психического развития как нормальных де­тей и взрослых, так и психотиков. В свою очередь благодаря этому методу появилась возможность проводить сравнительное исследование отдельных случаев, изучать пси­хические процессы нормального детского развития и проще дифференцировать по­граничные случаи и патологические.

 

После 32-летнего отсутствия 25 июля 1971 года Анна Фрейд впервые вернулась в места своей прежней работы. Этот международный конгресс, на котором она сама с научным докладом не выступала, позволил ей снова увидеть свой бывший дом на Берггассе, 19. После реконструкции здесь был создан музей Зигмунда Фрейда, а на период конгресса была организована выставка фотографий, отображавших тогдашнюю жизнь в Вене. После посещения старой квартиры Анна Фрейд предложила реставрировать также другие комнаты и придать выставке по­стоянный характер. Кроме того, она попросила психоаналитиков своей совместной работой содействовать тому, чтобы дом на Берггассе, 19, как и прежде, был домом для всех психоаналитиков.

 

Анна Фрейд умерла в Лондоне в 1982 году.

 


Основные работы.

 

Основными работами, отражающими психоаналитическую деятельность Анны Фрейд, являются книги «Введение в технику детского анализа» (1927), «Введение в психоанализ для педагогов» (1930), «Я и защитные механизмы» (1936), «Малень­кие дети в военное время: год работы в детдоме» (1942), «Младенцы без семей: слу­чай за и против детского дома» (1943) и «Норма и патология в детстве. Оценка раз­вития» (1965а). В других публикациях Анны Фрейд в основном развиваются идеи, изложенные в этих книгах, и их следует расценивать как предварительные наброски или дальнейшую разработку этих мыслей. Кроме того, в работах Анны Фрейд рас­сматриваются важные прикладные проблемы психоанализа. Эти сочинения разде­ляются на работы, предназначенные для аналитиков и для неаналитиков, — в таком разделении она усматривала одну из задач своей деятельности.

В первую книгу Анны Фрейд вошли четыре доклада, посвященные технике дет­ского анализа, которые были прочитаны в Венском учебном институте. Они были опубликованы в 1927 году в книге «Введение в технику детского анализа»,

 

В своей книге «Введение в технику детского анализа» Анна Фрейд прежде всего обсуждает возможности изменения аналитической техники при работе с детьми. По ее мнению, необходимо разграничение между детским и взрослым анализом, поскольку взрослый анализ проводится с гораздо более зрелым и независимым су­ществом, тогда как ребенок пока еще является незрелым и несамостоятельным: «Само собой разумеется, при работе с таким измененным объектом метод не может оставаться прежним. Отдельные части его, которые в случае взрослого являются важ­ными и значительными, в новой ситуации теряют свою важность, роли различных вспомогательных средств смещаются; то, что здесь было необходимым безвредным действием, там, пожалуй, становится сомнительной мерой».

 

Самое существенное, пожалуй, различие между детским анализом и анали­зом взрослых Анна Фрейд усматривает в использовании появляющегося материала. Если при анализе взрослых проистекающие из бессознательного инстинктивные побуждения передаются в значительной степени сформированному Сверх-Я, то вследствие незрелости детского Сверх-Я и реального существования родителей это оказывается невозможным. Это означает, что материал передается не Сверх-Я, а инстанциям, формирующим Сверх-Я, то есть родителям, которые, изменив свои педагогические требования, становятся способными вылечить ребенка от невроза. Но такой путь Анне Фрейд не кажется доступным, поскольку, с одной стороны, в данном случае именно родители и вызывают невроз своими чрезмерными требо­ваниями к ребенку, которые вынуждают его к чрезмерному вытеснению; с другой стороны, они должны способствовать выздоровлению, а это предполагает измене­ние их прежних педагогических требований, что проявляется лишь в самых редких случаях. Выход из этого тупика заключается в том, что аналитик берет на себя функ­ции родителей и, таким образом, на протяжении всего анализа выступает в качестве детского Я-идеала. Предпосылкой этого является то, что аналитик обладает соответст­вующим авторитетом для ребенка и что ребенок принимает его в качестве Я-идеала.

 

Если Анна Фрейд при оценке аналитического материала после его осознания исходит из пока еще формирующегося Сверх-Я, то Мелани Кляйн говорит об обра­зовании Сверх-Я уже на первом или втором году жизни и возникающем затем эдипо­вом комплексе (см. статью Р. Ризенберг в этом томе, а также статью И. Шторка в т. II). По этой причине Кляйн отвергает и педагогический подход к анализу, по­скольку она точно так же может рассчитывать на детское Сверх-Я, как на Сверх-Я взрослого.

 

Основное отличие заключалось, однако, в том, что Анна Фрейд первое время при­меняла анализ к детям латентного периода, тогда как Мелани Кляйн с самого начала проводила ранний анализ, который уже сам по себе из-за недостаточного речевого развития детей требовал иных технических методов. И наоборот, можно сказать, что представление Мелани Кляйн о психозоподобных фазах развития предполагало проведение анализа с детьми в возрасте двух-трех лет, тогда как Анна Фрейд считала речь обязательным условием аналитической работы.

Со временем воззрения Анны Фрейд претерпевали различные изменения, кото­рые можно проследить в ее последующих публикациях.

 

В 1945 году Анна Фрейд вводит собственное техническое новшество. Она пыта­ется теперь «интерпретировать сновидения, грезы, фантазии, рисунки, чувства к ана­литику и родителям, — короче говоря, все то, что может вызывать вытеснение, смещение и прочие защитные механизмы, и выявлять скрывающиеся за ними бес­сознательные содержания». Однако она подчеркивает,,что этот новый метод можно применять лишь с детьми, которые уже обладают речью.

Этот новый метод анализа защит стал возможным, с одной стороны, благодаря теоретической работе «Я и защитные механизмы» самой Анны Фрейд, с другой стороны — благодаря техническому новшеству, предложенному Бертой Борнштайн в 1945 году, из-за которого вступительная фаза в детском анализе, по существу, стала ненужной. В обеих работах говорится о значении защищающегося Я и значе­нии этой функции для аналитической работы; тем самым был найден эквивалент недостаточных свободных ассоциаций.

Обосновывая свои сомнения, Анна Фрейд указывает, что отсутствие свободных ассо­циаций искажает картину переноса и что при отыгрывании, которое чаще всего можно наблюдать при детском анализе, переносятся в основном агрессивные им­пульсы, тогда как либидинозные реакции остаются на заднем плане.

 

Отталкиваясь от этих представлений, Анна Фрейд в дальнейшем развивает идею об отдельных линиях психического развития, исследование которых позволяет точ­но оценить нарушения, лежащие в основе невроза. В своей книге 1965 года она еще раз подчеркивает, что только детский невроз можно считать показанием к анализу. Анализ детей, где ставится цель оказать помощь в воспитании и развитии, подобный тому, который проводила, например, Мелани Кляйн, ставится Анной Фрейд под со­мнение, поскольку в таком случае выполняется задача, которую обычно приписыва­ют Я ребенка и внешнему миру. Нельзя также и любое отклонение в психическом развитии ребенка считать показанием, поскольку ребенок и сам стремится к тому, чтобы развиваться, а потому такие нарушения могут исчезать спонтанно. Сложная задача при постановке диагноза заключается в том, чтобы распознавать подобные случаи и отличать их от нарушений развития, вызванных детским неврозом, где дей­ствительно нужен анализ.

 

Ее книга «Я и защитные механизмы» вышла в свет в 1936 году в Международ­ном психоаналитическом издательстве. В этой важной работе четко и обстоятельно описывается роль защиты и ее психоаналитическая проработка, что значительно углубляет понимание способа функционирования психического аппарата. Здесь Анна Фрейд не ставила цель как можно более подробно изложить и описать все защитные механизмы; в ней она на кон­кретных примерах описывает многообразие и сложность понятия защиты.

Что касается детского анализа, то здесь важную роль играет введенное Анной Фрейд понятие защиты от аффектов. Под этим она понимает, что Я отвергает не только требования влечений, но и сопутствующие аффекты, такие, как любовь, тоска, ревность, ненависть, гнев или ярость. В чем бы ни проявлялись эти трансфор­мированные аффекты, данный процесс следует приписывать деятельности Я. Изуче­ние трансформаций аффекта позволяет проводить анализ ребенка со стороны его Я и получить верное представление о его личности. Благодаря такому процессу ей уда­лось обойти стороной опасность, возникавшую из-за односторонности кляйнианского символического толкования, когда в результате детского анализа можно было получить богатую информацию об Оно, тогда как знания о детском Я оставались скудными.

В качестве примеров типичных защитных механизмов приводятся «идентифи­кация с агрессором» и «особая форма альтруизма». Оба термина стали классически­ми понятиями в психоанализе. Первое понятие получило широкое распростране­ние, о втором, как ни странно, часто забывают.

Научная работа в эмиграции

 

В 1942 году в книге под названием «Маленькие дети в военное время: год работы в детдоме» Анна Фрейд вместе с Дороти Барлингем опубликовала отчет о первых результатах работы возглавляемого ими Хэмпстедского детского дома. В этой книге они попытались осветить с позиций психоаналитической теории факты, получен­ные в ходе практического исследования детского поведения в экстремальных ситуа­циях, и сделать выводы о том, как следует обращаться с детьми во время военных событий: «Мы спрашиваем себя, какую роль эти переживания военного времени играют в психическом развитии отдельного ребенка, насколько ребенка затрагива­ют эти процессы, насколько эмоционально он на них реагирует, насколько тревож­ным он становится и какими психическими механизмами он располагает, которые в нормальных и аномальных формах проявления помогают ему справиться со своей судьбой». Если иметь в виду теоретическую позицию, то эта работа относилась к исследованиям, которые Анна Фрейд называет непосред­ственными наблюдениями за детьми, и которые, таким образом, следует рассматри­вать как продолжение работы в детском саду Монтессори в Вене, где она также име­ла возможность наблюдать детей, которым угрожала опасность.

 

В условиях детского дома развитие Сверх-Я, то есть интернализация велений и запретов воспитателя, происходит удовлетворительным образом только тогда, ко­гда у ребенка возникает сильная связь со взрослым человеком из его окружения. В таком случае качество Сверх-Я можно улучшить благодаря усилению эмоциональ­ной связи с этим человеком, и наоборот, отсутствие объектных отношений в детдо­ме не обеспечивает в полной мере подобной интернализации, что может стать при­чиной неудачи воспитания и грубых дефектов в формировании характера. Поэтому неожиданными социальными тенденциями в детских домах часто являлись установ­ки Я, возникавшие под давлением воспитания, которые легко можно было изме­нить, а потому их никоим образом нельзя рассматривать в качестве эквивалентов нормального развития Сверх-Я.

 

В различных работах, написанных в 1949—1951 годах, Анна Фрейд переходит от проблем детского анализа и от наблюдения'за детьми к принципиальным теоре­тическим проблемам гомосексуализма во взрослом анализе. К этому комплексу ра­бот относятся доклад «Клинические заметки «лечении открытой мужской гомосек­суальности», прочитанный ею в 1951 году во время ее первого визита в Америку, доклад «Некоторые клинические замечания о лечении случаев мркской гомосексу­альности», прочитанный в 1949 году на конгрессе в Цюрихе, и «Заметки о взаимо­связи между состояниями негативизма и эмоциональной капитуляции» — доклад, написанный для Амстердамского конгресса 1951 года.

В данных работах она подробно рассматривает гомосексуальные фантазии и их значение для дифференциации активных и пассивных форм поведения у этих людей. На вопрос, о каком гомосексуальном поведении идет речь — активном или пассивном, — следует отвечать, основываясь, скорее, не на явных действиях, а на стоящих за ними фантазиях. Выбор активного партнера, в отношениях с кото­рым можно было бы проявлять в основном пассивные тенденции, может объяснять­ся также механизмом идентификации с его маскулинными, но отсутствующими у самого этого человека чертами, и наоборот, в основе выбора пассивного партнера может лежать идентификация с его пассивными переживаниями удовлетворения

 

В 1953 году Анна Фрейд выступает на конгрессе с докладом «О потере и поте­рявшем». В этой работе она присоединяется к представ­лениям своего отца и освещает значение самых ранних отношений, о которых она говорила еще на конгрессе 1951 года. Основываясь на представлениях о либидинозном катексисе в экономическом смысле, Анна Фрейд переходит от объяснения феноменов потери и затеривания к более широкой теории, касающейся отношения человека к вещам, которыми он обладает. С этих позиций Анна Фрейд дает свою трактовку термина «страх обнищания», который интерпретируется ею как возврат либидо от материальных вещей с последующим страхом потери.

В качестве форм реагирования на потерю вещей автор описывает идентифика­цию потерявшего человека с потерянным объектом. Благодаря такому процессу мо­гут возникать формы поведения, выходящие за рамки нормальных реакций печали и вины, возникающих при потере. «Либидинозный возврат, которым объясняется потеря, смещается из внутреннего мира потерявшего человека на потерянный объ­ект с персонификацией последнего. Далее, мы наблюдаем, что импульсы потерявше­го человека не ограничиваются болью потери, а распространяются на чувства, кото­рые якобы принадлежат потерянному объекту». Подобным процессом Анна Фрейд объясняет такой оборот речи, как, например, «Она [вещь] исчезла» или «Она [вещь] вернулась».

 

В1958 году Анна Фрейд в своей работе «Подростковый возраст» вновь возвращается к проблемам пубертата, которыми она занималась еще двадцать два года назад в своей книге «Я и защитные механизмы». Кроме того, в 1949 году в статье под названием «Об определенных трудностях родительского вос­питания в предпубертатном возрасте», написанной для книги «Психогигиена», она рассматривала характерные психические изменения у под­ростков. С педагогических позиций она освещает в ней психическое развитие в предпубертатном возрасте как фазу активизации инфантильных инстинктивных импуль­сов. Количественное усиление всех инстинктивных процессов, возрождение инфантильных конфликтных констелляций и одновременная попытка разорвать прежние объектные отношения с родителями, — процесс, который и составляет суть пубертата, — в это время часто приводят к отказу от воспитательных средств. Причина этого заключается в том, что, с одной стороны, родители являются объек­тами конфликтов подростка, а, с другой стороны, он пытается от них отделиться. Это недостаточное воспитательное влияние родителей способен, однако, компенси­ровать обученный психоанализу воспитатель, который может воспользоваться ти­пичными для этой фазы смещениями либидо.

В важной теоретической работе 1958 года Анна Фрейд распространяет создан­ную ею в 1936 году концепцию защитных механизмов на пубертатный возраст. Для защиты от инфантильной привязанности к родителям и возникающих в связи с этим конфликтов молодой человек обладает способностью к смещению либидо, на что указывалось еще в 1936 году. Цель этого процесса заключается в том, чтобы путем отвода либидо от инфантильных объектов устранить угрозу, возникающую со стороны инфантильных стремлений, которые могут быть изжиты подобным об­разом. То, какие формы принимает такое изживание, зависит от новых объектов, с которыми вступает в отношения молодой человек.

 

Наряду с защитными механизмами она обсуждает также вопросы техниче­ских изменений при анализе подростков. Перенос пубертатной эмоциональной констелляции, оживление которой создает значительные трудности даже при ана­лизе взрослых, наталкивается на еще большие затруднения из-за непостоянства реакций пациента, обусловленного изменениями либидо в пубертатном возрасте.

 

В своих представлениях Анна Фрейд отталкивается от первоначальных идей сво­его отца, который усматривал сущность травматической ситуации в беспомощности Я перед накопившимися внутренними и внешними раздражителями. «Травма — это любое событие во внутреннем или внешнем мире, способное своей неожидан­ностью, интенсивностью или качеством притока раздражителей сделать на корот­кое или долгое время Я бездеятельным». В этой формулиров­ке травма характеризуется как атака на Я, а потому она может оказать свое действие только после разделения Я и Оно. Предпосылкой для воздействия травмы на функ­ционирующее Я является то, что его защитные механизмы оказываются уже недос­таточными, чтобы отбить эту атаку. «Любое событие, в отношении которого защит­ные действия индивида уже недостаточны, способно нанести травму». Следовательно, по этому определению, ребенок как недифференциро­ванное существо не может получить травму, он может лишь беспомощно пережи­вать нужду.

Следствием травмы является распад Я, сопровождающийся реакциями, кото­рые относятся к периоду, предшествовавшему дифференциации психического ап­парата, такими, как панические состояния, паралич подвижности или нецелесооб­разные действия.

Выздоровление после полученной травмы заключается в том, что Я вновь начи­нает выполнять свои функции. Таким образом, тяжесть травмы определяется, с од­ной стороны, продолжительностью недееспособности Я, с другой стороны — полно­той восстановления функций Я или сохраняющимися дефектами.

 

В1965 году выходит большая книга Анны Фрейд под названием «Норма и патоло­гия в детстве. Оценка развития». В той же редакции автор опубликовала ее в 1968 году на немецком языке под названием «Пути и заблуждения в детском развитии».

Данное сочинение можноо считать важнейшим трудом Анны Фрейд. Прежде всего, в ней изложены результаты более чем пятнадцатилетней работы Анны Фрейд в Хэмпстедской клинике детской терапии в Лондоне. Эта книга, в которой описы­ваются важнейшие этапы психического развития ребенка, выделяется из огромно­го множества публикаций. В ней объединены данные, полученные многочислен­ными аналитиками и самим автором при непосредственном наблюдении за детьми и в ходе их аналитического лечения. Далее, в книге представлена законченная тео­рия детской психологии со всеми диагностическими и терапевтическими выводами. В ней показано развитие детского психоанализа от проявления интереса аналити­ков к чисто терапевтическим аспектам болезненных расстройств до их обращения к нормальному детскому развитию — то «расширение диапазона психоанализа», ко­торое привело к построению общей метапсихологической теории развития.

Далее, этот труд отображает позицию Анны Фрейд в психоаналитическом дви­жении, которая носит на себе печать классической теории Фрейда с ее традицион­ной терминологией, где изменения допускаются только в том случае, если их можно трактовать как уточнение в рамках той же системы.

 

Стремясь найти новые критерии для оценки нормального детского развития, Анна Фрейд разработала концепцию «линий психического развития» (см. также статью И. Шторка в т. II). При этом развитие сексуального и агрессивного влечения как репрезентантов Оно, а также чувства реальности и защитных механизмов, воз­никающих в процессе формирования инстанций Я и Сверх-Я, рассматривается в хронологической последовательности.

Однако такой аналитический подход, ценный для терапии и построения тео­рии, оказался несостоятельным при решении вопросов, связанных с развитием и воспитанием, где основное значение имеют не отдельные части, а общая работо­способность психического аппарата.

В качестве типичной психоаналитической линии развития рассматривается путь ребенка от инфантильной зависимости к взрослой любовной жизни. На первой стадии существует биологическое единство матери и ребенка. С одной стороны, оно обусловливается распространением материнского нарциссизма на ребенка, с другой стороны, включением матери в его нарциссическую среду. На второй ста­дии существует любовь, обусловленная потребностью в опоре; эта стадия идентична периоду «частичного объекта» по Мелани Кляйн. Главным элементом в ней является привязанность, которую в соответствии с предыдущими рассуждениями следует расценивать как анаклитическую фазу и предварительную ступень истинных объ­ектных отношений, как позитивный либидинозный катексис удовлетворения влече­ний, которому способствует объект. На третьей стадии либидо смещается с акта удов­летворения влечений и переносится на человека, благодаря чему возникают собственно объектные отношения и появляется константность объекта. На четвер­той стадии объектные отношения под влиянием анально-садистской фазы ста­новятся амбивалентной привязанностью, содержащей в себе агрессию и либидо. В последующей фаллической эдиповой фазе либидо и агрессия разделяются и направ­ляются соответственно на мать и отца. В шестой фазе, которая соответствует латент­ному периоду, либидинозный катексис родителей в значительной степени перено­сится на лиц из внесемейного окружения. В седьмой фазе — предпубертате — происходит оживление инфантильных эдиповых либидинозных и агрессивных катексисов, которые в восьмой фазе — собственно пубертате — уступают место ге­теросексуальным объектам любви за пределами семьи.

Значение линий развитии можно оценить, если сделать из них практические выводы. Здесь можно увидеть четкую связь с проблемой разлучения матери и ре­бенка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.068 с.)