Урок По технологии на тему «графическое изображение деталей из металла» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок По технологии на тему «графическое изображение деталей из металла»



Хаматгалеев Эмиль Ринатович

учитель технологии первой квалификационной категории

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №16»

городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан

Адрес электронной почты: hamatgaleev.emil@yandex.ru

Персональный сайт: http://umc.ucoz.com

Видеозапись урока: http://umc.ucoz.com

(или https://www.youtube.com/watch?v=9ZN8Br9d98M)

 

Стерлитамак

 

2013

Урок по технологии на тему «Графическое изображение деталей из металла»

 

Предмет: «Технология».

Класс: пятый.

Раздел: «Технология обработки металла».

Уроки №№ 5 и 6. Графическое изображение деталей из металла.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

Дата: 20.09.2013 г.

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, умений, навыков, обобщение и систематизация изученного).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: 1) фронтальное обучение (объяснение учителя с опорой на знания учащихся, демонстрация приёмов работы, фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа); 2) индивидуальное обучение.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (рассказ, демонстрация наглядных материалов, работа с учебником); репродуктивный (воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму); устный опрос, практическая работа, самостоятельная работа.

Методы контроля обучения: наблюдение, устный индивидуальный контроль, устный фронтальный контроль, письменный контроль, практический контроль, машинный контроль, самоконтроль.

Межпредметные связи: математика, ИЗО, черчение, история, информатика.

Цели урока:

Образовательные цели:

1.1. Создать условия для ознакомления учащихся с правилами графического изображения деталей из металла, технологией выполнения чертежей в системе автоматизированного проектирования «КОМПАС-3D».

1.2. Способствовать освоению и запоминанию основных определений и терминов данной темы.

1.3. Способствовать формированию устойчивых навыков выполнения эскизов, чертежей и технических рисунков изделий из металла, а также формированию первоначальных умений моделирования трёхмерных моделей в системе автоматизированного проектирования «КОМПАС-3D».

 

 

Развивающие цели:

2.1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков в работе с чертёжным инструментом.

2.2. Способствовать расширению представлений учащихся о методах создания графической документации (на примере работы в программе «КОМПАС-3D»).

2.3. Способствовать развитию пространственного мышления учащихся, глазомера, навыков технического рисования.

2.4. Способствовать развитию творческой активности обучающихся в проектировании деталей из металла.

2.5. Способствовать приобщению обучающихся к ценностям и формам деятельности постиндустриальной цивилизации (информационного общества).

Воспитательные цели:

3.1. Способствовать формированию и развитию усидчивости в работе, аккуратности, эстетических качеств личности.

3.2. Способствовать формированию научного мировоззрения в ходе проектирования на уроках технологии.

Профориентационные цели:

4.1. Продолжить ознакомление с профессиями слесаря, инженера, конструктора.

4.2. Способствовать формированию у обучающихся интереса к работе на высокотехнологичных производствах.

Список рекомендованной литературы для ученика:

1) «Рассказы о металлах». С. И. Венецкий. М.: «Металлургия», 1985. – 240 с., ил.

2) «Металла огненный поток». А. Валентинов. М.: «Детская литература», 1978. – 142 с. – ил.

3) «Послушный металл». Л. Ерлыкин. М.: «Детская литература», 1985. – 127 с., ил.

4) «В мире металлов. Калейдоскоп занимательных историй». С. Венецкий. М.: «Металлургия», 1988. – 168 с.

5) «Железо. Факты и легенды». М. Беккерт. М.: «Металлургия», 1988. – 240 с.: ил.

6) «Магний служит человеку». Г. Николаев. М.: «Металлургия», 1978. – 184 с.: ил.

Интернет-ресурсы:

1) http://www.trudoviki.net/

2) http://trudovik45.ucoz.ru/

3) http://www.klass.by/trud.html

Оформление доски: тема урока; новые слова (радиус – R, диаметр - ñ, толщина детали – s, длина детали – l); домашнее задание.

 

ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент.

Рассказ с элементами беседы

 

Учитель. Прежде чем изготовить какую-либо деталь из металла, необходимо подготовить графическую документацию: технический рисунок, эскиз или чертёж изделия с указанием всех необходимых размеров и материала, из которого его можно изготавливать.

Технический рисунок – это трёхмерное (объёмное) изображение предмета, выполненное от руки, на котором указываются размеры и материал изделия.

Эскиз – это изображение предмета на плоскости, выполненное от руки с указанием размеров, но без точного соблюдения пропорций и масштаба (на глаз).

Чертёж – это графическое изображение предмета, выполненное с применением чертёжных инструментов, характеризующееся указанием и чётким соблюдением размеров и масштаба. Выполняя чертежи, необходимо соблюдать ряд правил, которые будут рассмотрены ниже.

На с. 21 учебника представлены эскиз, чертёж и технический рисунок различных изделий, а на рисунке 59 (с. 78) показано несколько изделий из тонколистового металла и проволоки.

Обратите внимание на то, что на чертежах всегда указываются название детали или изделия и масштаб.

Масштаб применяют в тех случаях, когда деталь имеет очень большие размеры, и изобразить её в натуральную величину на листе бумаги невозможно. Кроме того, деталь может обладать очень малыми размерами, для чего на бумаге строится её увеличенное изображение.

Масштаб – это отношение линейных размеров на чертеже к действительным размерам детали или изделия.

Виды масштабов:

– масштабы уменьшения: 1:2, 1:2,5, 1:4 и др.;

– масштабы увеличения: 2:1, 2,5:1, 4:1 и др.;

– натуральная величина: 1:1.

Масштабы уменьшения показывают, во сколько раз размеры графического изображения детали или изделия меньше действительных размеров (натуральной величины).

Масштабы увеличения, наоборот, показывают, во сколько раз размеры графического изображения больше действительных размеров.

Все размеры на чертежах (а также эскизах и технических рисунках) проставляются в миллиметрах. В каком бы масштабе ни было выполнено изображение, указываются действительные размеры детали (натуральная величина).

 

 

Беседа по прочитанному:

О чём нам говорят обозначения ñ, R, s, l? Для чего они применяются? (Для уменьшения количества видов на чертеже).

По какой формуле можно рассчитать длину окружности l?

Что такое развёртка? Как изображаются линии сгиба на чертеже развёртки?

 

Промежуточный контроль

 

Учитель. Ребята, а далее мы с Вами рассмотрим графическую работу учащегося 9 класса нашей школы Шмелёва Дмитрия, выполненную в ходе изучения курса черчения.

 

Шмелёва Дмитрия (черчение)

Вопросы к чертежу:

Что обозначают знаки «ñ 30» и «R 10» на данном чертеже?

Какова толщина данной детали?

Какие типы линий на данном чертеже вы можете назвать?

Физкультминутка

 

1) Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1 – руки в стороны, 2 – руки вверх, 3 – руки в стороны, 4 – руки вниз. (4-5 раз)

2) Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх. 1 – наклон влево, 2 – наклон вправо, 3 – наклон вперёд, 4 – исходное положение. (5-6 раз)

3) Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки – в замок на груди. 1 – вывернуть замок вперёд, 2 – вернуть руки в исходное положение, 3 – вывернуть замок, подняв руки вверх, 4 – вернуть руки в исходное положение. (5-6 раз)

4) Встряхнуть руки.

5) Исходное положение – стоя, ноги врозь, руки вдоль туловища. Наклоны влево-вправо. Руки скользят вдоль туловища.

6) Прыжки на месте (руки на поясе, ноги вместе, колени не сгибаются).

 

2. По чертежу (рис. 62, б) выполните объёмное изображение (технический рисунок) изделия.

 

Пример выполнения задания 3

Объяснение (инструктаж) учителя. В практической деятельности часто требуется выполнить объёмное (трёхмерное) изображение какого-либо изделия, детали или предмета от руки, на-глаз, не применяя чертёжные инструменты. Это, как мы говорили сегодня, технические рисунки. Технические рисунки служат для уточнения формы детали или наглядного изображения принципа работы изделия. Элементами всякого рисунка являются линии – прямые и кривые. Поэтому нам при выполнении этого задания помогут навыки рисования, приобретённые вами на уроках ИЗО. В частности, это умение свободно, без напряжения проводить от руки на листе бумаги различные по толщине линии в любых направлениях.

При построении технического рисунка мы сегодня будем использовать метод «от общего к частному», т. е. изобразим (представим) сначала заготовку, из которой будем удалять ненужные элементы.

Сначала необходимо построить эскиз детали, а потом, нарисовав линии, идущие от углов и краёв уголка под углом 450 и характеризующие толщину уголка, соединить их, чтобы получить объёмное изображение детали «Уголок».

При выполнении технического рисунка вначале следует делать его тонкими линиями. Убедившись затем в правильности изображения и удалив ластиком ненужные тонкие линии, мы обводим его с более сильным нажимом карандаша на бумагу, чтобы придать рисунку б о льшую выразительность.

3. Назовите типы линий в соответствии с их позициями на чертеже «Деталь №1», не смотря на таблицу спецификации.

 

4. Постройте модель детали «Уголок» (см. рис. выше) в программе «КОМПАС-3D».

Инструктаж. Для выполнения задания необходимо активировать программу «Компас 3 D V9». На панели инструментов нажать кнопку «Создать» и выбрать из предложенного списка «Деталь». После этого нужно выделить одним нажатием на левую кнопку мыши плоскость, на которой мы будем выполнять эскиз уголка (в нашем случае – горизонтальная плоскость). Наведя на выделенное, нажать на правую кнопку мыши и выбрать в контекстном меню пункт «Эскиз». В координатной плоскости XOY выполнить построение эскиза уголка, активизировав инструментальную панель «Геометрия» и воспользовавшись инструментами «Отрезок» и «Окружность». Активизировав инструментальную панель «Редактирование», произвести операцию «Усечь кривую двумя точками», получив, таким образом, главный вид эскиза уголка. После этого активизировать инструментальную панель «Редактирование детали» и произвести операцию «Выдавливание». Технический рисунок уголка выполнен. Дополнительно можно нажать на кнопку «Повернуть» верхней панели инструментов и произвести вращение детали в пространстве.

 

VIII. Уборка рабочих мест.

IX. Домашнее задание. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.

 

1) Определите длину заготовки крючка дверного, показанного на рисунке 59, в.

Инструктаж. Для выполнения этого задания нужно будет найти сумму длин всех – прямолинейных и криволинейных – участков крючка. Для нахождения длин дуг окружностей нам поможет формула l = 6,28 R, но необходимо будет учесть, что в каком-то случае на изображении крючка нужно будет найти длину половины окружности, в каком-то – четверти окружности, а в каком-то – целой окружности.

2) Гадельшину Тагиру и Иванову Алексею повторно выполнить построение развёртки, увеличив размер стенок металлической коробки. Бикмухаметову Руслану повторно выполнить построение развёртки металлической коробки, увеличив площадь дна коробки.

 

X. Подведение итогов урока.

 

Выводы.

 

Учитель.

1) Сегодня мы с вами познакомились с правилами выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов.

2) На чертеже детали (изделия) всегда указываются название и масштаб. Масштаб – это отношение линейных размеров детали на чертеже к её действительным размерам. Виды масштабов: масштаб увеличения, масштаб уменьшения, натуральная величина.

3) Основным элементом графических изображений является линия. Основные типы линий (по ГОСТу): сплошная толстая основная, сплошная тонкая, штриховая, штрихпунктирная, штрихпунктирная с двумя точками и др.

 

 

Хаматгалеев Эмиль Ринатович

учитель технологии первой квалификационной категории

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №16»

городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан

Адрес электронной почты: hamatgaleev.emil@yandex.ru

Персональный сайт: http://umc.ucoz.com

Видеозапись урока: http://umc.ucoz.com

(или https://www.youtube.com/watch?v=9ZN8Br9d98M)

 

Стерлитамак

 

2013

Урок по технологии на тему «Графическое изображение деталей из металла»

 

Предмет: «Технология».

Класс: пятый.

Раздел: «Технология обработки металла».

Уроки №№ 5 и 6. Графическое изображение деталей из металла.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

Дата: 20.09.2013 г.

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, умений, навыков, обобщение и систематизация изученного).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: 1) фронтальное обучение (объяснение учителя с опорой на знания учащихся, демонстрация приёмов работы, фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа); 2) индивидуальное обучение.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (рассказ, демонстрация наглядных материалов, работа с учебником); репродуктивный (воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму); устный опрос, практическая работа, самостоятельная работа.

Методы контроля обучения: наблюдение, устный индивидуальный контроль, устный фронтальный контроль, письменный контроль, практический контроль, машинный контроль, самоконтроль.

Межпредметные связи: математика, ИЗО, черчение, история, информатика.

Цели урока:

Образовательные цели:

1.1. Создать условия для ознакомления учащихся с правилами графического изображения деталей из металла, технологией выполнения чертежей в системе автоматизированного проектирования «КОМПАС-3D».

1.2. Способствовать освоению и запоминанию основных определений и терминов данной темы.

1.3. Способствовать формированию устойчивых навыков выполнения эскизов, чертежей и технических рисунков изделий из металла, а также формированию первоначальных умений моделирования трёхмерных моделей в системе автоматизированного проектирования «КОМПАС-3D».

 

 

Развивающие цели:

2.1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков в работе с чертёжным инструментом.

2.2. Способствовать расширению представлений учащихся о методах создания графической документации (на примере работы в программе «КОМПАС-3D»).

2.3. Способствовать развитию пространственного мышления учащихся, глазомера, навыков технического рисования.

2.4. Способствовать развитию творческой активности обучающихся в проектировании деталей из металла.

2.5. Способствовать приобщению обучающихся к ценностям и формам деятельности постиндустриальной цивилизации (информационного общества).

Воспитательные цели:

3.1. Способствовать формированию и развитию усидчивости в работе, аккуратности, эстетических качеств личности.

3.2. Способствовать формированию научного мировоззрения в ходе проектирования на уроках технологии.

Профориентационные цели:

4.1. Продолжить ознакомление с профессиями слесаря, инженера, конструктора.

4.2. Способствовать формированию у обучающихся интереса к работе на высокотехнологичных производствах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.87.138 (0.051 с.)