Девиантная виктимность личности: понятие, индикаторы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Девиантная виктимность личности: понятие, индикаторы



Девиантная виктимизация личности — процесс и результат становления личности жертвой отклоняющегося поведения.

Основные индикаторы девиантной виктимизации:

· Эмоционально-волевая сфера.

1. Тревожность. Любое изменение равновесия системы «человек — внешняя среда», ведет к нарушению удовлетворения актуальной потребности, порождает состояние тревоги. С возникновением тревоги происходит усиление поведенческой активности, изменение характера поведения, включение дополнительных психофизиологических механизмов адаптации к изменившимся условиям.

2. Эмоциональная ригидность (лат. rigidus — жесткий, твердый). Состояние, при котором снижена приспособляемость, переключаемость психических процессов к меняющимся требованиям среды. Проявляется в том, что человек слабо и очень избирательно, в ограниченном диапазоне эмоционально реагирует на различные внешние и внутренние воздействия.

3. Эмоциональная вязкость. Сопровождается фиксацией аффекта и внимания на каких-либо значимых событиях, объектах. Вместо живой, опосредованной интеллектом реакции человек длительно сосредоточивается на психотравмирующих обстоятельствах, на неудачах и обидах, и как следствие — происходит выработка своеобразного стереотипа мышления.

4. Эмоциональная монотонность. Эмоциональные реакции лишены естественной гибкости, естественной зависимости от внешних и внутренних воздействий, однообразны.

5. Эмоциональное огрубление. Потеря сдержанности, деликатности, такта по отношению к окружающим, назойливость, циничность, бесцеремонность, заносчивость и др.

6. Эмоциональная тупость. Для ответных реакций характерна душевная холодность, черствость, бессердечие.

7. Утрата эмоционального резонанса. Полное или почти полное отсутствие эмоционального отклика на различные события.

8. Алекситимия (греч. а — отрицание, lexis — слово, thymos — чувство; буквально «без слов для чувств»). Сниженная способность или затрудненность вербализации эмоциональных состояний.

· Эмоционально-когнитивная сфера.

Сюда можно отнести когнитивные сдвиги, деформирующие основные социально-психологические установки личности. Нарушения в когнитивной сфере приводят к нарушениям в эмоциональной сфере. Эллис назвал их иррациональными установками, выделив четыре группы таких установок:

- Установки долженствования. Некоторое люди убеждены, что существуют некие универсальные принципы (установки), которые должны быть соблюдены.

- Катастрофические установки. Отдельные события, происходящие в жизни, оцениваются как катастрофические вне какой-либо системы отсчета (высказывания типа «ужасно», «невыносимо» и т. п.).

- Установки обязательной реализации своих потребностей. В их основе лежит убеждение, что человек должен обладать определенными качествами для того, чтобы реализоваться и стать счастливым.

- Оценочная установка. Оценивается личность в целом, а не отдельные ее черты, качества, поступки, т. е. человек оценивается как целое по одному только аспекту.

Иррациональная установка предопределяет возникновение «синдрома дискоммуникации» и проявляется в девиантных поступках и поведении.

18.       Критерии определения понятия «девиантное поведение».
Уровни отклоняющегося поведения.

В строгом смысле «нормальным» считается все, что соответствует принятой в данной науке в данное время норме-эталону.

Способы получения нормы нередко называют критериями.

· Одним из самых распространенных и общих является статистический критерий (метод), который позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчета частоты, с которой оно встречается в популяции. Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни.

· Психопатологический критерий используется в медицине. Существует соблазн его применения к отклоняющемуся поведению личности и в других сферах. Возможно, это связано с тем, что исследование девиантного поведения традиционно проводилось в клинических условиях, а медикаментозная терапия в подобных случаях была широко распространена.

· В соответствии с социально-нормативным критерием поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется. Отклоняющееся поведение, напротив, противоречит основным общественным установкам и ценностям.

· Последний, индивидуально-психологический, критерий отражает все возрастающую ценность каждой личности, ее индивидуальности.

Специфические особенности отклоняющегося поведения личности:

1. Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей.

3. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям.

4. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5. Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности.

6. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы.

7. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.

8. В качестве последнего признака отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

По степени социальной опасности, а также в зависимости от возрастных особенностей детей девиантное поведение подразделяется на следующие уровни:

Непослушание — наиболее распространенная в дошкольном и младшем возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам педагогов и родителей, нравственным нормам общественного поведения. Может выступать в форме шалости, озорства, проступка.

· Шалость — краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, изобретательность. Особенностью шалости являются ее положительный тон, переживание огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.

· Озорство тоже представляет собой эпизод в поведении ребенка. И в нем проявляются выдумка, инициатива, активность. Однако в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства — досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

· Проступок — это уже социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неоднократно, есть все основания говорить о складывающихся у него негативных чертах характера. Чаще всего проступки объясняют возрастными особенностями, неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и сознательно руководить поведением.

Детский негативизм (от лат.nego — отрицаю) проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. Бывает активным и пассивным.

· Пассивный — это один из видов упрямства, выражающийся в отказе от выполнения требуемого действия.

· Активный — когда ребенок совершает действия, противоположные тем, которые от него ожидаются.

Упрямство — поведение ребенка, близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям учителей и родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов. Упрямство проявляется также и в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, когда становится очевидным, что оно бессмысленно и не приносит пользы.

Капризы — особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Внешне проявляются в недовольстве, раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении. Могут быть эпизодическими, но могут превращаться в обычную форму поведения. Причины возникновения: неокрепшая нервная система, преобладание возбуждения над торможением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.009 с.)