Биологическая роль эмоций. Теория эмоций. Вегетативные и соматические компоненты эмоций. Лимбическая система, ее роль в формировании биологических мотиваций и эмоций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биологическая роль эмоций. Теория эмоций. Вегетативные и соматические компоненты эмоций. Лимбическая система, ее роль в формировании биологических мотиваций и эмоций.



Эмоции (от лат. emoveo – возбуждать, волновать) это субъективные реакции организма на воздействия внешних и внутренних раздражителей, которые проявляются в виде удовольствия, радости, гнева, страха и т.д. Эмоции являются общими реакциями организма на жизненно важные воздействия. Эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий поведенческий акт. Эмоции влияют на поведенческую активность не специфично, а через общие психические состояния. Изменяя все психические и физиологические процессы.

Согласно эволюционной теории эмоций Ч. Дарвина (1872), эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Вегетативные реакции, сопровождающие эмоциональные состояния, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.

Биологическая теория эмоций (П.К.Анохин). Сущность этой теории заключается в том, что положительные эмоции при удовлетворении какой-либо потребности возникают только тогда, когда параметры реально полученного результата совпадают с параметрами предполагаемого результата, запрограммированного в акцепторе результатов действия. В таком случае возникает чувство удовлетворения и положительные эмоции. Если параметры полученного результата не совпадают с запрограммированными, то возникают отрицательные эмоции, что приводит к формированию новой комбинации возбуждений, необходимых для организации нового поведенческого акта, который обеспечит получение результата, параметры которого совпадут с запрограммированными.

Эмоции можно разделить на стенические ( радость, воодушевление, гнев), которые возбуждают, повышают мышечный тонус, силу, и астенические (страх, тоска, печаль), ослабляющие, снижающие работоспособность.

Эмоции делят на низшие и высшие. Низшие связаны с витальными потребностями и подразделяются на два вида: гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза, и инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом самосохранения и другими поведенческими реакциями. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции развиваются на базе сознания и оказывают тормозящее влияние на низшие эмоции.

По длительности течения эмоции бывают краткосрочными (гнев, испуг) и длительными, которые называются настроениями. Одни люди почти всегда веселы, а другие – склонны к тоске или всегда раздражены. Настроение – это сложный комплекс, который частично связан с внешними воздействиями, частично основан на общем предрасположении личности к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела.

Физиологическая роль эмоций. Эмоции выполняют несколько функций. Они служат для общения между людьми (или животными), т.е. выполняют коммуникативную функцию. Человек сообщает о своем состоянии другим людям характером своего поведения, позой, мимикой, жестами. Оценочная функция – с участием эмоций происходит оценка вероятности достижения цели. Побуждающая функция – эмоции побуждают к совершению действий, направленных на удовлетворение актуальной потребности. Переключательная функция – эмоции участвуют в выборе наиболее важной мотивации из числа конкурирующих мотиваций. Поведенческая реакция определяется доминирующей эмоцией. Для детей младшего возраста в организации поведения более значимы положительные эмоции, а для подростков – отрицательные. Подкрепляющая функция – положительные эмоции способствуют к выработке (подкреплению) условных рефлексов, а отрицательные – их подавлению, они являются важнейшим механизмом выработки внутреннего торможения.

Лимбическая система включает несколько связанных друг с другом образований. К ней относятся некоторые ядра передней области таламуса, а также расположенный ниже небольшой, но важный участок мозга – гипоталамус. Нейроны, специфически влияющие на активность вегетативной нервной системы (и тем самым – на ритм сердца, дыхания и т.д.), по-видимому, сосредоточены в определенных областях гипоталамуса. Эти области контролируют большинство физиологических изменений, сопровождающих сильные эмоции. Глубоко в боковой части среднего мозга лежит миндалина (миндалевидное ядро), которая ответственна за агрессивное поведение или реакцию страха. По соседству с миндалиной находится гиппокамп, тесная связь которого с миндалиной позволяет предположить о его участии в процессе. Повреждение гиппокампа приводит к нарушению памяти – к неспособности запоминать новую информацию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.004 с.)