Задачи, компетенция и структура подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи, компетенция и структура подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции.



Оперативные подразделения в сфере экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБ и ПК) – это структурные подразделения ОВД, в компетенцию которых входят: предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений в сфере экономики, а также противодействия коррупции.

Задачи:

1. Предупреждение преступлений совершенных организованными преступными группами (ОПГ) в отношении инкассаторских служб, перевозчиков денежных средств, а также преступлений связанных с кражей денег из банкоматов;

2. Предупреждение преступлений в сфере экономики транспорта (сюда относятся деятельность ОПГ по производству, перевозке и контрафакту деталей от транспортных средств);

3. Предупреждение преступлений, направленных на нецелевое использование денежных средств выделенных из бюджета государства на оборонно-промышленный комплекс, ракетно-космическую отрасль, авиастроение;

4. Предупреждение коррупционных преступлений;

5. Организация и проведение ОРМ, направленных на недопущение сбыта недоброкачественных и опасных для жизни людей товаров народного потребления и лекарственных средств;

6. Проведение комплекса мероприятий нацеленных на защиту магистральных нефтепроводов, газопроводов и рынка нефтепродуктов от преступных посягательств;

7. Взаимодействие с органами прокуратуры и органами ФСБ, ФНС в борьбе с коррупцией;

8. Взаимодействие с органами предварительного следствия (в целях улучшения качества материалов доследственной проверки);

9. Выявление и раскрытие преступлений в сфере организации незаконного игорного бизнеса.

Структура ЭБ и ПК:

Начальник управления (5 заместителей, 5 оперативно-розыскных частей включающие в себя 16 отделов).

Отдельно от структуры существуют:

1. Отдел технического обеспечения ОРМ и оперативного реагирования4

2. Отдел по работе с личным составом;

3. Группа делопроизводства и режима.

Первый заместитель начальника управления руководит:

1. Отдел по координации деятельности подразделений ЭБ на районных уровнях;

2. Отдел организации агентурно-оперативной деятельности зонального контроля,

  Второй заместитель начальника управления руководит первой ОРЧ по противодействию преступлений в сфере кредитно-финансовых отношений и легализации преступных доходов.

Третий заместитель начальника управления руководит второй ОРЧ, занимается борьбой с преступлениями коррупционной направленности, подрывом экономических основ организованных групп и сообществ и экстремизмом.

Четвертый заместитель начальника управления руководит третьей ОРЧ, занимается борьбой с преступлениями на потребительском рынке и противодействием незаконной миграции.

Пятый заместитель начальника управления руководит четвертой ОРЧ, занимается защитой различных форм собственности от преступных посягательств и борьбой с преступлениями в сфере налогообложения.

Пятая оперативно-розыскная часть занимается взаимодействием с подразделениями ОВД субъектов РФ, проведением ОРМ по их запросам и следственным поручениям.

 

48

Организация и тактика предупреждения преступлений подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции (общие положения).

Осуществляется подразделениями ЭБ и ПК.

Объектами предупредительной деятельности подразделений ЭБиПК являются:

· Нарушения, злоупотребления в сфере экономики;

· Недостатки в области производственно-хозяйственной деятельности обслуживания объектов, отраслей экономики;

· Недостатки, нарушения, злоупотребления в деятельности «неэкономических» государственных и иных органов, которые отрицательно влияют на состояние оперативной обстановки;

· Действия лиц, замышляющих и подготавливающих совершение преступлений, относящихся к компетенции подразделений ЭБиПК;

Предупреждение преступлений подразделений ЭБиПК основывается на следующих принципах:

Ø Максимального использования всех сил и средств;

Ø Законность;

Ø Взаимодействия.

Содержание организации предупреждения преступлений подразделениями ЭБиПК включается в себя:

ü Организационный аспект – постоянную деятельность руководящего состава подразделений ЭБиПК по созданию условий, обеспечивающих решение задач предупреждения преступлений;

ü Тактический аспект – непосредственное осуществление мероприятий по выявлению и устранению условий, способствующих совершению преступлений, поиска лиц, могущих совершить преступления оказания на них профилактического воздействия, предотвращения подготавливаемых преступлений.

В организационном плане подразделений ЭБиПК постоянно осуществляют:

· Анализ информации о состоянии и структуре экономической преступности на конкретных объектах и отраслях экономики, с целью прогнозирования динамики;

· Определение условий, способствующих совершению экономических преступлений;

· Установление конкретных признаков, свидетельствующих о возможной реализации преступных замыслов;

· Определение наиболее целесообразных направлений и содержания оперативно-розыскных и иных мероприятий по предупреждению экономических преступлений;

· Планирование предупредительной работы;

· Организацию взаимодействия с различными заинтересованными субъектами;

· Подготовку информационных сообщений для органов власти и управления с рекомендациями по нейтрализации выявленных нарушений;

· Анализ т оценку результатов предупредительной деятельности.

Тактика предупреждения состоит из следующих этапов:

1. Анализ и оценка имеющейся информации, определение направления поиска;

2. Оперативно-поисковая работа по выявления условий, способствующих совершению преступлений, и лиц, могущих их совершить, а также лиц замышляющих и подготавливающих преступления экономической безопасности;

3. Систематизации и анализ полученной информации, определение предупредительных мероприятий (планирование);

4.   Установление негативных условий, оказание профилактического воздействия на лиц, могущих совершить преступление, предотвращение замышляемых и подготовительных преступлений;

5. Оценка Эффективности предупредительной работы.

 

49-50

Организация и тактика выявления и раскрытия преступлений в сфере потребительского рынка.

 Большинство преступлений в сфере потребительского рынка (ПР)носят замаскированный характер. В этой связи центральным звеном раскрытия преступлений в сфере ПР является документирование противоправных действий проверяемых и разрабатываемых лиц, проходящих по делам оперативного учета.

Документирование осуществляется в трех основных направлениях:

Первое направление документирования нацеливает оперативного сотрудника подразделений ЭБ и ПК на установление лиц, которым известны факты и обстоятельства преступной деятельности.

К ним относятся лица, знающие о преступных замыслах и действиях, обладающие информацией о предметах и документах, а также других сведениях, которые будут иметь значение для УД. Эффективность раскрытия преступлений в сфере ПР во многом определяется именно успешным выявлением данной категории лиц.

Наиболее типичная классификация данных лиц:

1. Группа- это лица, непосредственно видевшие факт совершения преступления в сере ПР;

2. Родственники, соседи, знакомые разрабатываемых лиц, располагающие сведениями, имеющими значение для установления преступной деятельности;

3. Лица, располагающие оперативно-значимой информацией в силу занимаемой должности в гос.органах и иных организациях.

4. Представители различных коммерческих предприятий и организаций, а так же других объектов ПР, осведомленные о преступной деятельности либо о лицах причастных к ней.

5. Потребители товаров и услуг, которым могут быть известны факты преступной деятельности;

6. Лица, способные потвердить наличие умысла преступников на совершение преступления.

Второе направление документирования заключается в выявлении предметов и документов, которые могут быть доказательствами при расследовании.

К предметам могут быть отнесены:

1) Предметы, предназначенные для совершения преступления:

- различные приборы, специальное оборудование и приспособления, а так же сырье, упаковочные материалы, ярлыки, этикетки для нелегального производства фальсифицированной и контрафактной продукции;

- печати организаций, штампы, факсимиле, иногда ТС и т.д.

Помимо этих предметов, в качестве доказательств могут быть предметы, послужившие орудием изготовления поддельных документов, например, средства травления первоначального текста, красители, заготовки печатей, штампов и т.д.

- дисковые накопители для компьютеров с информацией, касающейся любых сторон преступной деятельности.

2) предметы, которые добыты преступным путем (деньги, продовольственные и промышленные товары, мебель, аудио- видео- техника)

3) предметы, приобретенные на добытые преступным путем средства (любое движимое и недвижимое имущество)

4) предметы и их части, оставленные на мечте происшествия (различные следы, ТС, вещи и т.д.)

Документы, которые выявляются оперативными сотрудниками в ходе документирования по делам оперативного учета в сфере ПР:

1. Документы с признаками подделки, исправлениями, которые отражают явно нереальные или несостоявшиеся хозяйственные, финансовые операции и сделки;

2. Документы, содержащие сведения о подготовке и совершению преступлений;

3. Записи чернового учета, так называемого неофициального учета преступлений, в которых отражается: реальное движение денежных средств, реальная зарплата работников, клиенты, осуществляющие покупку товаров.

4. Документы, относящиеся к хозяйственному и бухгалтерскому учету;

5. Документы, предназначенные для совершения преступления. (паспорта на имя других лиц, учредительные и регистрационные документы организаций, исп.в преступных целях, договора, накладные, платежные документы, различные удостоверения)

6. Документы, находящиеся в различного рода учреждениях, подтверждающие косвенным образом факты, имеющие доказательственное значение для дела (всевозможные биллеты, справки, документы, находящиеся в налоговых и таможенных органах и иные документы о регистрации предприятия)

Для выявления предметов и документов – будущих доказательств успешно применяются специальные познания, что обуславливается способами преступлений, совершаемых на ПР, растущим интеллектом лиц, занимающихся преступной деятельностью, а также использованием ими новейших технич.средств.

Также применение специальных познаний в области бухгалтерского учета.

Для этого используется комплекс мероприятий: негласная проверочная закупка, преследующая сбор образцов, а затем проведение негласного исследования.

Наиболее типичным примером будет- документирование фактов реализации фальсифицированной продукции, не отвечающей требованиям безопасности, а также пиратских фонограмм, видеофильмов, программного обеспечения, осуществляются неоднократные проверочные закупки.

Помимо этого, при документировании фактов производства и реализации фальсифицированной алкогольной продукции, проводится криминалистическое исследование этикеток, акцизных и специальных марок и т.д.

Третье направление документирования- фиксация действий проверяемых и разрабатываемых лиц, проходящих по делам оперативного учета в сфере ПР. применение оперативной техники. (прослушивание телефонных переговоров, негласное видеодокументирование, негласная аудиозапись, контроль технических каналов связи, оперативный осмотр)

Работа с негласными источниками информации. (агенты и доверенные лица)

Наиболее типичные приемы реализации материалов по делам ОУ в сфере ПР:

1. Задержание с поличным;

2. Проведение негласного обследования помещений, зданий, сооружений.

 

51

В практической деятельности аппаратов БЭП особую трудность вызывает установление субъекта взяточничества и коммерческого подкупа, так как он является специальным, а так же признаков самого
противоправного деяния.

Субъектом получения взятки может быть
лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно- распорядительные или административно-хозяй- ственные функции в государственных органах, орга- нах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а так же в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и во- инских формированиях Российской Федерации.

Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо выполняет определенные функции, возложенные на него законом, нормативным актом, приказом или рас- поряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово, либо совмещаться с основной работой.

При документировании преступлений данного вида необходимо устанавливать какие организационно-распределительные или административно- хозяйственные функции выполняло лицо.

Субъектом коммерческого подкупа является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Объектом коммерческого подкупа, является комплекс имущественных отношений, складывающих в сфере предпринимательской деятельности (в данный комплекс входят: стабильность гражданского оборота, корректность и правомерность заключения и совершения сделок, соблюдение прав собственников и иных законных владельцев имущества и т.д.), а так же в иных, связанных прямо или косвенно с материальными интересами сферах (кроме функционирования государственных и муниципальных учреждений - интересы участников, каковых защищены главой 30 Уголовного Кодекса Рос- сийской Федерации).

По смыслу закона, предметом взятки или коммерческого подкупа, на ряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могу быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартир и т.д.). Под выгодами имущественного характера, следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.

 

52



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 4934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.023 с.)