ОРМ требующие ведомственного санкционирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОРМ требующие ведомственного санкционирования.



К мероприятиям ведомственного санкционирования относятся такие ОРМ, как проверочная закупка, наблюдение, оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент.

  Проверочная закупка – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в совершении мнимой сделки купли-продажи либо оказания услуг с лицом, заподозренным в противоправной деятельности.

Объектом мероприятия выступают лица, обоснованно подозреваемые в сбыте предметов и вещей, изъятых из гражданского оборота либо похищенных, а также занимающиеся обманом потребителей или мошенничеством.

Предметом проверочной закупки могут быть вещи и предметы, как находящиеся в гражданском обороте, так и изъятые из него (наркотики, оружие, боеприпасы и т.д.).

Целями проверочной закупки являются, во-первых, документирование фактов противоправной деятельности, а во-вторых, задержание с поличным лиц, занимающихся торговлей предметами, изъятыми из гражданского оборота, оказанием незаконных услуг, сбытом похищенного имущества, совершающих мошенничество либо обман потребителей в сфере торговли.

Содержательная часть мероприятия весьма специфична и состоит в легендированном приобретении у подозреваемого лица за деньги или иные ценности товаров, которые он предлагает к продаже. Суть происходящих действий заключается в том, что лицо, приобретающее товар, во-первых, скрывает свою принадлежность к правоохранительным органам, представляясь обычным покупателем, которого интересуют потребительские качества товара, а во-вторых, скрывает истинные цели своей покупки. Такая сделка с позиций гражданского права может рассматриваться в качестве мнимой, поскольку она совершена лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.

Проверочная закупка считается завершенной после фактической передачи товара покупателю и получения продавцом средств расчета. Одной из разновидностей данного мероприятия является контрольная закупка, проводимая на предприятиях торговли и общественного питания в целях предупреждения и выявления фактов обмана потребителей. Ее отличительной особенностью является то, что она, во-первых, используется в деятельности не только оперативных подразделений ОВД по борьбе с экономической преступностью, но и контролирующих органов, не являющихся субъектами ОРД; во-вторых, в большей степени имеет профилактическую направленность; в-третьих, для контрольных закупок могут использоваться не только мнимые, но и действительные сделки купли-продажи, осуществляемые обычными покупателями. Контрольная закупка легализуется, как правило, немедленно после завершения сделки купли-продажи.

Субъектом проверочной закупки может выступать сотрудник оперативного подразделения или другое лицо, действующее по его поручению, в том числе оказывающее конфиденциальное содействие.

Организационное и техническое обеспечение мероприятия включает в себя письменное оформление решения на ее проведение. Проверочная закупка легальных предметов и вещей осуществляется на основании рапорта сотрудника оперативного подразделения с обоснованием необходимости ее проведения и предполагаемых затрат, который утверждается руководителем оперативного подразделения.

Наблюдение – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в негласном слежении за действиями и разговорами лиц, подозреваемых в преступной деятельности

Объектом наблюдения являются лица, обоснованно подозреваемые в подготовке, совершении и сокрытии преступлений, поддерживающие связи с разыскиваемыми преступниками, используемые ими транспортные средства, а также в отдельных случаях и криминогенные места.

Целью мероприятия является получение информации о поведении объекта и фактах его противоправной деятельности, его контактах и возможных соучастниках, маршрутах передвижения и посещаемых адресах, местах хранения орудий совершения преступлений и похищенного имущества, содержании ведущихся им устных переговоров, а также об элементах оперативной обстановки на криминогенных объектах.

Содержательная часть мероприятия может быть основана на физическом либо электронном способе получения информации, а также носить комплексный характер, когда применяются оба указанных способа.

Субъектами наблюдения являются гласные оперативные сотрудники, а также сотрудники специализированных оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений

Организационное и техническое обеспечение наблюдения имеет свою специфику. Поскольку это мероприятие в определенной степени ограничивает конституционное право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, оно используется в ограниченных пределах.

Результаты наблюдения, осуществляемого оперативным сотрудником либо другими лицами по его поручению, оформляются рапортом, актом наблюдения или объяснениями иных участников наблюдения с приложением полученных фотографий, аудио- или видеокассет.

Оперативное внедрение – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в приобретении оперативно-розыскным подразделением негласного источника информации внутри или в окружении объекта оперативной проверки.

Объектом внедрения выступают организованные преступные группы (преступные сообщества), лица, в отношении которых заведены дела оперативно-розыскного производства, а также отдельные граждане, обоснованно подозреваемые в подготовке и совершении преступлений, и криминогенные объекты.

Цели оперативного внедрения, направлены на разведывательный сбор обширной информации: о преступных намерениях и действиях объектов, о способах совершения преступлений и используемых орудиях, о каналах сбыта похищенного и местах хранения нажитых преступным путем ценностей, о составе криминальных групп и распределении в них ролей, об используемых способах маскировки и о приемах противодействия правоохранительным органам, а также иной оперативно значимой информации.

Субъектами оперативного внедрения могут выступать штатные негласные сотрудники оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД; сотрудники оперативных подразделений, исполняющие свои должностные обязанности на гласной основе; другие сотрудники органов

Информация, полученная в результате оперативного внедрения, оформляется рапортом либо справкой сотрудника оперативного подразделения или сообщением лиц, оказывающих конфиденциальное содействие.

Контролируемая поставка – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в установлении контроля за перемещением (перевозкой, пересылкой) предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота либо являющихся объектами или орудиями преступных посягательств.

Проведение контролируемой поставки наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров предусмотрено также в ст. 49 Закона о наркотиках.

Объекты контролируемой поставки можно разделить на две группы: предметы и вещества, свободная реализация которых запрещена или оборот которых ограничен, и предметы, находящиеся в свободном обороте.

К первой группе относятся оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества; наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества; валютные ценности; специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации; драгоценные металлы, природные драгоценные камни или жемчуг; радиоактивные материалы и т.д. За совершение сделок, передачу и пересылку данных предметов без соответствующих разрешений (лицензий) государственных органов УК РФ предусмотрена ответственность.

Ко второй группе объектов контролируемых поставок относятся предметы, являющиеся орудиями или средствами совершения преступлений (например, оборудование для химической лаборатории, с помощью которого можно изготавливать наркотические средства); предметы, добытые преступным путем (например, похищенный автомобиль), либо грузы, денежные средства, ценные бумаги, которые являются или могут являться объектами преступных посягательств.

Целями мероприятия является решение задач, которые затруднительно либо невозможно решить в ходе других ОРМ, в частности:

– выявление и разоблачение заказчиков и организаторов торговли запрещенными предметами;

– выявление источников приобретения и мест незаконного изготовления запрещенных предметов;

– перекрытие каналов нелегального оборота запрещенных предметов;

– выявление коррумпированных лиц в правоохранительных органах, способствующих незаконному обороту запрещенных предметов;

– документирование преступных действий всех участников противоправных сделок.

Контроль за курьерской поставкой осуществляется, как правило, путем визуального наблюдения за перевозчиком товара с использованием специальных технических средств. При этом следует учитывать, что преступники в ряде случаев не посвящают курьеров в свои дела и не раскрывают характер груза, который просят перевезти за вознаграждение.

Субъектами контролируемой поставки являются, как правило, сотрудники оперативных подразделений, хотя это не исключает использование помощи граждан, оказывающих конфиденциальное содействие правоохранительным органам.

Организационное и техническое обеспечение проведения контролируемой поставки, кроме вынесения в необходимых случаях соответствующего постановления, включает в себя обязательное составление целевого комплексного плана, утверждаемого руководителем правоохранительного органа и согласованного с руководителями других подразделений, привлеченных к проведению данного мероприятия.

Ввиду разнообразия способов проведения контролируемой поставки документальное оформление ее результатов может быть различным: акты осмотра предметов, фото- и видеоматериалы, объяснения граждан и т.д. Кроме того, по завершении всего мероприятия инициатором должна составляться итоговая справка о его результатах с указанием возможных источников доказательств и приложением к ней всех промежуточных отчетных документов. Справка не должна содержать сведений, составляющих государственную тайну, с тем, чтобы ее можно было передать лицу, производящему расследование, для приобщения к уголовному делу

Оперативный эксперимент – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в воспроизведении обстановки, объектов, действий или иных типичных обстоятельств противоправного события и совершении необходимых опытных действий в целях решения задач ОРД.

Объектом оперативного эксперимента могут являться лица, обоснованно подозреваемые в совершении преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений.

Цель мероприятия заключается в выявлении и задержании неизвестных лиц, совершающих серийные преступления, а также в документировании преступных действий и задержании с поличным лиц, обоснованно подозреваемых в противоправной деятельности.

В зависимости от конкретных целей проведения можно выделить два основных вида этого мероприятия. К первому следует отнести оперативный эксперимент, направленный на выявление неизвестных лиц. Его суть заключается в использовании "приманок" ("ловушек") – специально подготовленных и взятых под контроль объектов, аналогичных тем, на которые обычно покушаются преступники. Приманки ("ловушки") помещаются или направляются в места наиболее частого совершения преступлений. Так, для выявления лиц, совершающих кражи автотранспорта, в качестве приманки используется "автомобиль-ловушка", который ставится в местах наиболее частого совершения этих преступлений.

Второй вид оперативного эксперимента имеет своей целью документирование преступных действий, задержание с поличным лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении преступлений, т.е. он проводится в отношенииконкретных лиц.Чаще всего этот вид эксперимента применяется для разоблачения взяточников.

При проведении оперативного эксперимента необходимо соблюдать следующие требования:

– условия и объекты для проявления преступных намерений, воспроизводимые в ходе эксперимента, должны обеспечивать возможность выбора того или иного варианта поведения заподозренных лиц;

– в процессе эксперимента должны, как правило, использоваться методы пассивного наблюдения (например, при проведении операции с автомашинами-ловушками) или выражения сомнения и уточнения характера совершаемых действий, размера незаконного вознаграждения (например, при выявлении взяточников);

– при проведении эксперимента запрещается провоцировать или принуждать лицо к совершению противоправных действий, ставить его в обстоятельства, затрудняющие удовлетворение своих потребностей законными способами.

Оперативный эксперимент, несмотря на некоторое сходство в названиях, имеет ряд принципиальных отличий от следственного эксперимента. Во-первых, различны цели проведения этих мероприятий: следственный эксперимент, как известно, направлен на проверку собранных и получение новых доказательств, а оперативный – на обнаружение признаков преступного поведения. Во-вторых, они отличаются по своим временным характеристикам: если следственный эксперимент направлен на проверку событий, имевших место в прошлом, то оперативный – на настоящие и будущие действия преступников. Отсюда следует, что если выбор времени проведения следственного эксперимента не имеет принципиального значения, то оперативный эксперимент должен проводиться именно в то время, когда вероятность проявления преступных намерений максимальна. В-третьих, следственный эксперимент не порождает новых уголовно-правовых отношений, а оперативный – направлен на их выявление.

Субъектом оперативного эксперимента первого вида могут выступать только оперативные сотрудники, поскольку проведение мероприятия во многих случаях сопряжено с определенным профессиональным риском. В эксперименте второго вида могут участвовать лица, у которых вымогается взятка, и давшие согласие на оказание содействия правоохранительным органам.

Организационное и техническое обеспечение оперативного эксперимента предполагает после вынесения соответствующего постановления составление плана, в котором указываются основания проведения, содержание, время, место, используемые силы и средства, тактические приемы и методы. Обязательным элементом технического обеспечения эксперимента является использование предметов-приманок (автомобилей-ловушек, кошельков, денежных средств или иных ценностей, выступающих предметом преступных посягательств).

Результаты оперативного эксперимента оформляются рапортом оперативного сотрудника, а в случае выявления и задержания лиц, совершивших преступление, – актом, который по форме и содержанию в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола следственного эксперимента, без указания в нем сведений конфиденциального характера.

 

20

Пон-е, объекты, суб-ы оперативного внедрения (далее-ОВ), его подготовка и проведение

Оперативное внедрение- орм, основанное на легендированном вводе сотрудников оперативных подразделений овд, и лиц, оказывающих им содействие, в криминогенную среду и объекты в условиях разведывательного сбора инф, необходимой для решения задач орд по борьбе с преступностью.

Опрос, наблюдение, опер эксперимент могут рассматриваться как его вспомогательные элементы.

ОВ как конечный результат в виде:

получения инф внедренными лицами; проведение ими поисковых и разведывательных мероприятий; выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес; установление контакта с выявленными лицами.

Объекты:

- Организованная преступная группировка

- отдельные лица, подготавливающие, совершающие, или совершившие преступления

- пораженные преступностью и коррупцией учреждения, предприятия, организации, юр лица, независимо от форм собственности

Цели: сбор обширной инф о преступных намерениях, о способе совершения преступлений, о каналах сбыта похищенного, о составе криминальных групп, об использованных способах маскировки

Виды ОВ: кратковременное/ долгосрочное

Субъекты ОВ:

- штатные негласные сотрудники оперативных подразделений овд, принадлежность которых к указанным органам зашифрована

- сотрудники опер подразделений овд, использующих свои должностные обязанности на гласной основе

- сотрудники системы мвд, не являющиеся сотрудниками полиции, с зачислением их на период внедрения на должность штатного негласного сотрудника овд

- лица, оказывающие содействие опер подразделениям овд

Организационное и техническое обеспечение.

Документы, подготовленные опер сотрудником - инициатором ОВ, находящиеся на рассмотрении и утверждении руководителя, уполномоченного на осуществление орд:

- мотивированный рапорт о необходимости проведения ОВ на предполагаемом объекте и субъекте внедрения.

- постановление о проведении ОВ

- план ОВ

- задание субъекту внедрения

- легенда

- иные док-ы

При необходимости внедрение лица обеспечиваются док-ми прикрытия, зашифровывающие его личность, ведомственную принадлежность используемых помещений, тс, созданных условий для внедрения.

ОВ штатного сотрудника овд осуществляется по имеющимся в подразделениях Делам оперативного учета, при отсутствии их - по разрешению министра или его заместителей.

Для установления доверительных отношений с представителями криминогенной среды лица, внедряемые в преступное формирование, сталкиваются с необходимостью имитации преступной деятельности, ч. 4 ст 16 закона об орд - они наделены правом вынужденного причинения вреда интересам других лиц при правомерном осуществлении служебного долга.

ФЗ о наркотических средствах и психотропных веществах - для имитации преступных действий разрешает безлицензионное использование нарк ср-ва и псих вещ-ва.

Внутрикамерная разработка- ОВ к задержанным, арестованным, содержащимся в ИВС, дополнительно оформляется документом, по форме и содержанию не отличающимся от уголовно-процессуального документа, на основании которого производится задержание лица, подозреваемого в совершении преступления.

Наличие на разрабатываемых дел оперативной разработки не обязательно.

Оформление результатов:

Инф, полученная в результате ОВ, оформляется рапортом либо справкой сотрудника оперативного подразделения или сообщением лица, оказывающего конфиденциальное содействие.

Использование результатов:

Сотрудник оперативного подразделения, использующий свои должностные обязанности на гласной основе и участвующий в ОВ, в случае необходимости может выступать в качестве свидетеля в уголовном процессе, после соответствующей легализации, полученной инф.

 

21



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.037 с.)