Сюжет. Структурный подход: понятия «мотив» и «функция», внесюжетные элементы, актантная схема текста, мифопоэтика. Типы сюжетов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сюжет. Структурный подход: понятия «мотив» и «функция», внесюжетные элементы, актантная схема текста, мифопоэтика. Типы сюжетов.



Термин мотив впервые появился в ХVIII веке как термин музыкальный, однако быстро прижился в литературоведческом лексиконе, и теоретики немецкого романтизма уже активно им пользовались. Однако подлинно научное значение он приобрел после исследований А. Н. Веселовского. Веселовский предлагал по мере необходимости отвлечься от конкретных форм словесного творчества, сосредоточившись на фундаментальных моментах сходства.

Предложил вычленять мотивы – простейшие, далее не членимые повествовательные единицы (например, представление солнца и луны мужем и женой, ставшее основой для огромного числа мировых сюжетов), и сюжеты – темы, «в которых снуются разные положения-мотивы». Другими словами, сюжет – это причудливая комбинация мотивов, когда те же самые структурные элементы оказываются в разных позициях и разных связях. Сегодня в мире существует огромная литература, посвященная теории мотива. Здесь много своих нюансов и тонкостей. Например, дискуссионным является вопрос о «неразложимости» мотива. Пропп предпочитал термин функция как более точный, во всяком случае, для древних сюжетов: запрет, нарушение, дарение и т. д. Однако, как позднее показал. Очевидно, надо иметь в виду, что мотив как таковой не вычленяется в «чистом виде», он всегда облекается конкретным содержанием, а «чистый» мотив – такая же теоретическая абстракция, как, например, «человек вообще». Мы никогда не опишем «человека вообще» (ведь он всегда имеет определенный пол, возраст, национальность и т. д.), но это не означает, что человека не существует.

Внесюжетные элементы:

- экспозиция – предшествует завязке, ее функции: первое знакомство, оринтация во времени и пространстве, представление действующих лиц, изображение ситуации до конфликта.

- завязка – событие, ведущее к конфликтной ситуации. Может присутствовать явно, обособлено, может сливаться с экспозицией.

- развитие – система последовательного развертывания той части событийного плана, кот. Контролируется конфликтом. Может быть спокойным или бурным, с неожиданными поворотами.

- перипетии – неожиданные повороты в судьбе главных героев, в событийном плане произведения.

- кульминационный момент – момент наивысшего напряжения конфликтной ситуации имеет решающее значение для его разрешения, после чего развитие действия поворачивается к развязке.

- развязка – событие, решающее конфликт. Рассматривается вкупе с финалом. Развязка как правило сочетается с завязкой. Вторит ей образным параллелизмом. Завершая композиционный круг.

Актантная схема: фундаментальная универсальная нарративная(=сюжетная) структура, лежащая в основе любого текста. Актантная схема представляет собой модифицированную и обобщённую версию «кругов действия» из «Морфологии сказки» В. Я. Проппа.

Актант – персонаж с точки зрения действия, двигатель сюжета.

Существует шесть актантных ролей, или функций, объединенных в три пары бинарных оппозиций: субъект/объект, отправитель/получатель, помощник/оппонент, которые вместе учитывают все возможные взаимоотношения в рассказе и по сути дела вообще в сфере человеческой деятельности.

Каждая оппозиция соответствует так называемым осям действия: соответственно, это коммуникация; поиск, желание и испытание, борьба.

В эту схему может быть также включена роль антисубъекта – вариант роли оппонента. Эти нарративные(=сюжетные) роли могут исполнять люди, места, предметы или абстрактные понятия.

Схема иллюстрирует, прежде всего, обязательное отношение между отправителем и получателем. Оно основано на желании получить предмет или обязательство: это желание отправитель передает получателю, после чего последний отправляется на поиски.

С другой стороны, отношение между субъектом и объектом, также основанное на желании или долженствовании, связано с изменением бытийного состояния: его функция в том, чтобы преобразовать ситуацию недостатка или желания в ситуацию достаточности посредством соединения с объектом или разъединения с ним.

Мифопоэтика – изучает способы художественного освоения и трансформации мифа, мифологических образов и мотивов, рассматривает различные принципы введения архаико-мифологических элементов в текст, их функционирование в творчестве деятелей литературы различных эпох.

Типы сюжетов:

- хроникальный тип (отсутствие четкой причинно-следственной связи событий. Сюжет выстраивается по оси времени, как хроника. Таковы летописи, по хроникальному принципу строятся, например, «Одиссея» Гомера, рыцарский роман)

- кумулятивный тип (где события просто наращиваются одно на другое. Таковы многие русские сказки, например «Репка» или «Колобок»)

- концентрический тип (предполагает наличие событийного центра, без которых весь остальной событийный ряд теряет смысл. Таково, например, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, сюжет которого построен вокруг события убийства)

- моновариантный тип (сюжет традиционен. Эта схема предполагает, что каждое событие имело место один раз. Таковы практически все сюжеты русской классической литературы. Это одно из проявлений жизнеподобия литературы)

- моделирующий тип (художественное произведение воспринимается как модель, которую можно «переигрывать» на глазах читателя. Одно и то же событие существует в разных вариантах, и бессмыслен вопрос: «А как же было на самом деле?» Сам этот вопрос объясняется установкой на жизнеподобие, а как раз оно-то при таком сюжете и нарушается. Многовариантные сюжеты характерны для литературы постмодернизма, хотя истоки их можно найти уже в эпоху романтизма, например, у Гофмана)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.43.192 (0.009 с.)