Диагностическая и коррекционная работа учителя начальных классов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностическая и коррекционная работа учителя начальных классов



Диагностическая работа: Диагностика – это общий способ получения информации о протекании и результатах учебно-воспитательного процесса.

Для того, чтобы школьное обучение стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого школьника. Все показатели готовности детей к обучению можно разделить на три взаимосвязанные части:

·  Физическую готовность оценивают медики.

· Интеллектуальную и личностную готовности оценивают психологи.

· Личностная готовность оценивается по показателям, характеризующим ориентировку в окружающем, запас знаний, отношение к школе, самостоятельность ребёнка, его активность и инициативу, степень развития потребности в общении, умение установить контакт с детьми, взрослыми.

Интеллектуальная готовность детей к обучению может быть определена по следующим показателям: состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние развития образных представлений и мелких движений пальцев и кисти руки, состояние развития психических процессов (восприятие, внимание, наблюдательность, память, воображение), умственное и речевое.

Итак, педагогическая диагностика, проводимая учителем в начальной школе, ориентирована, прежде всего, на интеллектуальную и личностную готовность ребёнка к обучению. Последующие диагностические исследования нацелены на освоение учебной деятельности учеником, а именно:

· учебно-познавательная мотивация;

· принятие и решение учебной задачи, и учебные действия, с помощью которых эта задача может быть решена;

· оценка и самооценка;

· контроль и самоконтроль.

Педагогическая диагностика проводится с первого по четвёртый класс. Три раза в год. Конкретные сроки определяет сам учитель.

Диагностического исследования осуществляется как групповое обследование, в ходе которого дети выполняют задания на диагностических бланках. После анализа результатов, беседуют с отдельными учениками индивидуально, уточняя полученные результаты, выясняя причины допущенных ошибок. Перед каждым заданием даются необходимые объяснения в точном соответствии с инструкцией. Переходить к следующему заданию можно только тогда, когда дети в основном закончили выполнение предыдущего. Общая продолжительность группового диагностического обследования по одному уроку. Во время выполнения детьми диагностических заданий, как ни велико искушение, нельзя помогать тому или иному ребёнку, подсказывать, отвечать на вопросы: в ходе диагностической работы ученики всё должны выполнять самостоятельно.

Коррекционная работа: Детская популяция в настоящее время состоит из трѐх больших групп: нормально развивающиеся дети; одарѐнные дети; дети с нарушениями в развитии, в том числе дети – инвалиды. М.М. Безруких выделила основные принципы помощи детям, имеющим трудности обучения.

· Первый принцип – любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в состоянии

получить полноценное начальное образование при соответствующей и вовремя

организованной системе коррекционной помощи.

· Второй принцип – коррекция комплексных трудностей

· Третий принцип – помощь детям со школьными проблемами

· Четвертый принцип – системная помощь детям с трудностями в обучении, включающая меры и специфической несформированности или нарушений в развитии познавательных функций.

· Пятый принцип – организация комплексной помощи детям с трудностями в обучении. Это системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, логопеда и родителей.

В соответствии с этими принципами строится система комплексной помощи,

включающая:

-  наблюдение и анализ возникающих проблем, определение причин школьных трудностей;

-  консультации специалистов;

- четкое определение целей и конкретных задач помощи;

- составление индивидуального плана организации работы комплексной помощи

(с учетом индивидуальных особенностей работоспособности и состояния здоровья);

- составление индивидуального плана обучения (для детей с прогнозом школьных

трудностей);

- опору при обучении на сформированные функции и параллельное «подтягивание» несформированных функций (в системе специальных занятий);

- постепенность освоения учебного материала;

- индивидуальный темп обучения;

- регулярное повторение пройденного материала;

- независимую оценку результатов работы и функционального состояния ребенка не реже двух раз в год.

Эффективная коррекция школьных трудностей не возможна без соблюдения ряда

условий.

 ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ – наличие современных методов психофизиологической и

психологической диагностики трудностей, их причин, выделения их особенностей.

 ВТОРОЕ УСЛОВИЕ – знание педагогами причин и механизмов школьных

трудностей, умение выделить эти причины, владение методиками и технологиями

организации помощи.

 ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ – возможность получения необходимой консультативной

помощи специалистов – психолога, логопеда, врача – и разработки комплексной

программы помощи.

 ЧЕТВЕРТОЕ УСЛОВИЕ – совместная работа и единая тактика работы и семьи

при организации помощи ребенку, имеющему школьные проблемы.

 ПЯТОЕ УСЛОВИЕ – наличие специалистов, помещений, материальных средств и

т.п. для организации комплексной системной помощи учащимся.

Психолого-педагогическое изучение учащихся с трудностями в обучении

целесообразно осуществлять по простой общей схеме: выявление трудностей в обучении,

выявление причин, которые обусловливают эти трудности. Исходя из оценки проблем,

которые испытывают дети с трудностями в обучении в рамках учебной деятельности,

можно выделить две группы взаимосвязанных задач коррекционно-педагогической

работы с ними:

· устранение причин трудностей в обучении, которые определяются особенностями

психического развития этих детей;

· восполнение пробелов предшествующего обучения.

Решение указанных задач осуществляется в процессе работы по направлениям,

которые достаточно полно и четко охарактеризованы В.В. Гладкой и сведены в три блока:

1) формирование учебной деятельности и коррекция ее недостатков

2) развитие до необходимого уровня психических функций, которые обеспечивают

учебную деятельность

3) формирование базовых представлений и умений об окружающем,

количественных, графических и др

 

Билет№48

Общие положения о ведении школьной документации.

Школьная документация - это количественная и качественная характеристика состояния учебно-воспитательной работы, осуществляемой образовательным учреждением. Повышение уровня руководства образовательного учреждения во многом зависит от правильного ведения школьной документации, современной обработки первичной информации, упрощение учета, соблюдение принципов доступности и сопоставимости учетных данных.

Перечень документации учителя начальных классов:

Личные дела обучающихся: Заводятся классным руководителем по поступлению в первый класс на основании личного заявления родителей, ведутся классными руководителями. Записи в личном деле необходимо вести аккуратно и только чёрной шариковой ручкой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.008 с.)