Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Для учащихся 9 класса медико-биологического лицея
Для учащихся 9 класса медико-биологического лицея
Луганск – 2017
УДК 811.124:81’276.6(072)
Составители: кандидат педагогических наук, доц.А.А. Агаркова
Рецензент:
Рассмотрено на заседании Ученого совета, протокол №
Аннотация
Данное пособие представляет собой один из компонентов комплекса методических рекомендаций для изучения курса «Латинский язык и основы медицинской терминологии». Данное пособие содержит основные таблицы и справочные материалы, необходимые для практической и самостоятельной работы над курсом «Латинский язык и основы медицинской терминологии».
В пособии представлены справочные материалы по грамматике латинского языка, основные способы словообразования, набор справочных таблиц, содержащих основные терминоэлементы, префиксы, латино-греческие дублеты, названия лекарственных растений, химических элементов, основные научные специальные латинские выражения, употребляемые в медицинской практике, названия некоторых медицинских инструментов. К каждой из рассматриваемых тем предложены наборы упражнений; прилагается краткий словарь.
Также в пособии представлены краткое изложение основ синтаксиса, краткие сведения из системы имянаречения, летоисчисления, истории. Поскольку данные методические рекомендации предназначены для учеников лицея, начинающих изучение латинского языка, помимо комплекса медицинской терминологии в пособии представлены некоторые тексты из других отраслей знаний, что направлено на формирование у учащихся комплексного представления о латинском языке и сферах его применения.
Литература
- Аксентьева А.Г. Латинский язык и основы медицинской терминологии [Текст]/А.Г. Аксентьева. ─ 4-е изд., испр. и доп. ─ Мн.: Новое знание, 2007. ─ 318 с.
- Бельский С.А. Учебник латинского языка для студентов-медиков. Под редакцией проф. 1-го Московского университета П.И. Карузина. – Государственное издательство. – Москва. – Ленинград, 1930.
- Городкова Ю. И. Латинский язык: Учебник. [Текст]/Ю.И. Городкова.– 6-е изд., перераб. И доп. – М.: Медицина, 1982. – 256 с., ил.
- Казаченок Т.Г. Анатомический словарь латинско-русский, русско-латинский [Текст]/Т.Г. Казаченок. ─ 2-е изд., испр. и доп. ─ Мн.: Вышэйшая школа, 1984. ─ 400с.
- Казаченок Т.Г. Практическое пособие по латинскому языку для закрепления анатомической терминологии/Т.Г. Казаченок. ─ Мн.: Вышейшая школа, 1972. ─ 252с.
- Козовик І.Я. Латинська мова [Текст]: підручник/І.Я. Козовик, Л.Д. Шипайло. - 2-ге вид., переробл. - К.: Вища шк., 1993. - 248 с.
- Кондратьев Д.К. Латинская фармацевтическая терминология и рецептура. Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического и медико-психологического факультетов/Д.К. Кондратьев, Е.Н. Хомич, М.И. Бушма. – 3-е изд. – Гродно: ГрГМУ, 2007. – 143 с.
- Кочеткова В.К., Соболева Е.В. Латинский язык для начинающих. – М.: Восточная книга, 2009. – 544 с.
- Краковецька Г.О. Латинська мова. Рецептура. Клінічна термінологія [Текст]: підручник для студ. вищих мед. закл. освіти ІІІ-ІV рівнів акредитації / Г. О. Краковецька [та ін]. - К.: Здоров'я, 1999. - 360 с.
- Латинский язык: Учебник для студентов пед.ин-тов./Под общ.ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983. – 319 с.
- Лемпель Н.М. Латинский язык: учебник/Н.М. Лемпель. ─ М.: Медицина, 1966. ─ 251с.
- Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии [Текст]: учебное пособие/А.А. Марцелли. ─ издание второе, исправленное. ─ Ростов-н/Д: Феникс, 2011. ─ 384 с. ─ (Среднее профессиональное образование).
- Пособие по латинскому языку: Для самостоят. работы студентов/ Т.Г. Казаченок. ─ М.: Высшая Школа, 1989. ─ 144 с.
- Пособие по латинскому языку для студентов стоматологического факультета. [Текст]: учебное пособие/составитель – М.Б. Мусохранова. – Омск, 2007. – 352 с.
- Светличная Е.И., Толок И.А. Латинский язык: Учебник. – Х.: Изд-во НФАУ: Золотые страницы, 2002. – 384 с.
- Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека: Учеб. пособие.— 2-е изд., стереотипное.— В 4 томах.: М.: Медицина, 1996.
- Смольська Л.Ю., Кісельова О.Г. Латинська мова і основи медичної термінології [Текст]: навчальний посібник/ Л.Ю. Смольська, О.Г. Кісельова. – Київ, 2008. – 360с.
- Ханнанова Л.В. Медична термінологія та основи латинської мови. [Текст]: навчальний посібник/ Л.В. Ханнанова. – Навчальний посібник для студентів Міжуніверситетського медико-інженерного факультету НТУУ “КПІ”. – Київ, 2010. – 126 с.
- Цисык А.З. Латинский язык: Учебник/А.З. Цисык. ─ Мн.: ТетраСистемс, 2006. ─ 448 с.
- Шульц Ю.Ф., Захарина С.Д., Мерцалова Т.В., Савельева Л.Л., Сизякина Е.С., Хмель Л.А. Латинский язык и основы терминологии /Под ред. Ю.Ф. Шульца. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1982. — 336 с. ил.
Урок 1.
Буквы и звуки
Написание
| Название
| Произношение
| Пример
| | | Аа
| a/a
| [а] [a]
| albus [альбус]
| | Вb
| be/бэ
| [б] [b]
| bulbus [бульбус]
| | Сс
| ce/цэ
| [ц] [ts]
[к] [k]
| cito [цито]
caput [капут]
| | Dd
| de/дэ
| [д] [d]
| derma [дэрма]
| | Ее
| e/э
| [э] [e]
| emplastrum [эмпляструм]
| | Ff
| ef/эф
| [ф] [f]
| farina [фарина]
| | Gg
| ge/гэ
| [г] [g]
| gemma [гэмма]
| | Hh
| ha/га
| как украинское [г] [h]
| homo [гомо]
| | Ii
| i/и
| [и], [й] [i] [j]
| infusum [инфузум]
| | Jj
| jota/йот
| [й] [j]
| major [майор]
| | Кк
| ka/ка
| [к] [k]
| Kalium [калиум]
| | Ll
| el/эль
| [ль] [l’]
| lac [ляк]
| | Mm
| em/эм
| [м] [m]
| magnus [магнус]
| | Nn
| en/эн
| [н] [n]
| numerus [нумэрус]
| | Оо
| o/о
| [о] [o]
| oculus [окулюс]
| | Рр
| pe/пe
| [п] [p]
| pilula [пилюля]
| | Qq
| ku/кв
| [кв] [kv]
| quantum [квантум]
| | Rr
| er/эр
| [р] [r]
| remedium [рэмэдиум]
| | Ss
| es/эс
| [с] [s]
[з] [z]
| sirupus [сирупус]
Rosa [роза]
| | Tt
| te/тэ
| [т] [t]
| tela [тэля]
| | Uu
| u/у
| [у] [u]
| usus [узус]
| | Vv
| ve/вэ
| [в] [v]
| vitrum [витрум]
| | Xx
| ix/икс
| [кс] [ks]
[гз] [gz]
| extractum [экстрактум]
exemplar [эгзэмпляр]
| | Yy
| ypsilon/
ипсилон, ygrek/игрек
| [и] [i]
| Hydrogenium [гидрогэниум]
| | Zz
| zeta/зэта
| [з] [z]
[ц] [ts]
| Oryza [ориза]
Zincum [цинкум]
| |
Гласные буквосочетания
(дифтонги и диграфы *)
Буквосочетание
| Звук
| Пример
| eu
| [eu]
| Europa – Европа [эуропа]
| au
| [au]
| Aurum – золото [аурум]
| ae
| [э]
| praemium – награда [прэмиум]
| oe
| [ɘ] или [э]
| poena – наказание, пеня [pɘna][]
| аё = аē
| [аэ]
| аёr = аēr – воздух [аэр]
| оё = оē
| [оэ]
| poёta = pоēta – поэт [поэта]
| *Дифтонги ае и ое в поздней латыни превратились в монофтонги. В этом случае их можно было бы назвать диграфами.
Упражнение 3. Прочитайте.
Vertebra (позвонок), dorsum (спина), distalis (дистальный), internus (внутренний), medius (средний), septum (перегородка), abdomen (живот), aorta (аорта), apertura (апертура), nervus (нерв), arteria (артерия), femur (бедро), brevis (короткий), meatus (ход), dura mater (твёрдая мозговая оболочка), endoderma (эндодерма), fibra (волокно), foramen (отверстие), rotundus (круглый), ovalis (овальный), fovea superior (верхняя ямка), fundus (дно), genu (колено), ligamentum (связка), manus (кисть руки), manubrium sterni (рукоятка грудины), margo anterior (передний край), membrum (конечность), nodus (узел), obturatorius (запирательный), omentum (сальник), orbita (глазница), uterinus (маточный), rudimentum (рудимент), tapetum (покров), tegmentum (покрышка), vomer (сошник), morbus (болезнь), remedium (средство), orbitalis (глазничный), parietalis (теменной).
Упражнение 4. Прочитайте.
Ala (крыло), albus (белый), alveolus (альвеола), ulna (локтевая кость), uvula (язычок), pelvis (таз), blastula (зародышевый пузырь), bulbus (луковица), filum (нить), glandula (железа), glomus (клубок), fibula (малоберцовая кость), labium laterale (латеральная губа), lamina (пластинка), lens (хрусталик), lobulus (долька), lunula (луночка), medulla oblongata (продолговатый мозг), palma (ладонь), papilla (сосочек), pulmo (лёгкое), mineralus (минерал), pulvis (порошок), emulsum (эмульсия), lapis (камень), tabuletta (таблетка), semilunaris (полулунный).
Урок 2.
Урок 3.
Фонетика. Ударение.
Правила краткости и долготы
Правило
| Образец
| Пример
| Гласный краток перед другим гласным или буквой h
| ŭа, ău, ĭh, ĕa…
| contrăho
facĭes
| Гласный краток перед сочетанием согласных букв b, p, d, t, c, g с буквами l, r (muta cum liquida);
и перед греческими сочетаниями th, rh, ch, ph, qu
|
ŭbr, ătl, ĭgr, ĕpl…
ŭch, ăth, ĭrh, ĕqu…
|
vertĕbra
antĭquus
| Гласный долог перед двумя и более согласными,
а также перед x и z
| ūtt, ōrb, ālp, ēcc, īlg, ¯ybb
ūx, ōx, āz, ēz, īx, ¯yz
| ēxtēnsor
ligamēntum
rēflēxus
| Дифтонги всегда долгие
| ae, oe, au, eu
| diaeta amoeba
|
Слог и слогораздел.
Слоги в латинском языке могут быть открытыми и закрытыми. Слог, оканчивающийся на гласный звук, - открытый; слог, заканчивающийся на согласный звук или группу согласных, — закрытый.
Слогораздел проходит:
1) между двумя гласными: de-us [дэ-ус] бог;
2) между гласным или дифтонгом и одиночным согласным: lu-pus [лю пус] волк, cau-sa [кау-за] причина;
3) перед группой muta cum liquida: pa-tri-a [па-три-а] родина; tem-plum [тэм-плюм] храм;
4) внутри группы согласных: а) между двумя согласными: lec-ti-o [лек-ци-о] чтение; б) в группе из трех согласных — обычно перед последним согласным (кроме сочетаний с группой muta cum liquida: sanc-tus [санк-тус] священный, но doc-tri-na [док-три-на] учение.
Правила постановки ударения
Правило
| Пример
| Ударение никогда не ставится на первый (от конца слова) слог
| ca-lor, re-cens, vul-nus, pul-sus
| Ударение ставится на второй слог (от конца слова), если он долог
| a-mī-cus, la-goe-na, gan-grae-na, pu-pīl-la, rē-flēx-us
| Если второй слог (от конца слова) краток, ударение ставится на третий (от конца слова) слог
| la-mĭ-na, ce-rĕ-brum, ca-rĭ-es, xi-pho-i-dĕ-us
|
Долгие и краткие суффиксы
И греческие терминоэлементы
Долгие суффиксы.
| Пример
| ūr
| tinct-ur-a, fiss-ur-a, commiss-ur-a
| īn
| palat-in-us, lepor-in-us, can-in-us
| āt, ūt
| destill-at-us, corn-ut-us, caud-at-us
| ōs
| spin-os-us, spiritu-os-us, cavern-os-us
| āl, ār
| muscul-ar-is, mol-ar-is, mort-al-is, lacrim-al-is, miner-al-is
| Краткие суффиксы.
|
| ŭl, cŭl, ŏl
| mus-cul-us, malle-ol-us, foss-ul-a
| ĭl, bĭl
| fac-il-is, sta-bil-is, sim-il-is
| ĭd
| flu-id-us, liqu-id-us
| ĭc
| gastr-ic-us, anatom-ic-us, splen-ic-us
| В суффиксе īdĕ-us ударение всегда ставится на букву i
| sigmo-ide-us, lambdo-ide-us, sphaero-ide-us
| В греческих словах и терминоэлементах, которые заканчиваются на –ia, очень часто сохраняется греческое ударение на второй слог (т.е. на букву i).
| therapia, paediatria, orthopaedia; -aemia, -aesthesia, -algia, -chromia, dermia, -odynia, -ectasia, -ectomia, -tomia, -phobia, -plegia, -rrhagia, -rrhaphia, -scopia, -stenia, -sthenia, -thermia, -tonia…
| Исключения, в которых ударение падает на третий (от конца) слог: слова
и терминоэлементы
|
epilepsia, melancholia, dysenteria
-logia, -malacia
|
Иногда постановка ударения подчиняется не перечисленным правилам, а традициям, зависит от происхождения слова (иноязычного), подвергается последующим влияниям иных языков или зависит от значения слова. Таких слов исключений не очень много. В том случае, если вы сомневаетесь в правильности постановки ударения, следует проверить себя по словарям, обращая внимание не только на перечисленные правила, но и на происхождение и историю применения термина.
Урок 4.
Морфология. Части речи.
Имя существительное
Род
| Род
| Род сокращенно
| Пример
| мужской род
| genus masculinum
| m
| apex icis m
| женский род
| genus femininum
| f
| pars tis f
| средний род
| genus neutrum
| n
| femur oris n
|
Число
| Число
| Число сокращенно
| Пример
| единственное число
| numerus singularis
| sing.
| costa, pars
| множественное число
| numerus pluralis
| plur.
| costae, partes
| singularia tantum
рluralia tantum
| singularia tantum
рluralia tantum
| -
-
| ворота, сани
arma, species
|
Падеж
| Падеж
| Падеж сокращенно
| Вопрос
| Пример
sing.
| Пример
plur.
| именительный падеж
| casus
Nominativus
| Nom.
| кто? что?
| stellă
| stellae
| родительный падеж
| casus
Genetivus
| Gen.
| кого? чего?
| stellae
| stellārum
| дательный падеж
| casus
Dativus
| Dat.
| кому? чему?
| stellae
| stellīs
| винительный падеж
| casus
Accusativus
| Асc.
| кого? что?
| stellam
| stellās
| творительный падеж
| casus
Ablativus
| Аbl.
| кем? чем?
| stellā
| stellīs
| звательный падеж
| casus
Vocativus
| Voc.
| кто? что?
| stellă
| stellae
|
Имя прилагательное
Обладает теми же характеристиками, что и имя существительное: род, падеж, число, склонение. Как и в русском языке выделяют качественные и относительные прилагательные, образуют степени сравнения прилагательного. От прилагательного можно образовать наречие, причастия в латинском языке очень похожи на прилагательные и обладают теми же характеристиками.
Группы прилагательных
1-я группа прил.
(I – II склонение)
| 2-я группа прил.
(III гласное склонение)
| прилагательные неполной степени сравнения
(III согласное склонение)
| m – -us, -er
f – -a
n – -um
destillatus, a, um
destillatus – m, II
destillata – f, I
destillatum – n, II
ruber, bra, brum
ruber – m, II
rubra – f, I
rubrum – n, II
| m
f s, x, r
n
simplex, icis
simplex – m
simplex – f
simplex – n
simplicis – Gen
sapiens, ntis
par, paris
| m -is
f -is
n -e
naturalis, e
naturalis – m
naturalis – f
naturale – n
vernalis, e
vernalis – m
vernalis – f
vernale – n
| m -er
f -is
n -e
silvester tris tre
silvester – m
silvesrtis – f
silvestre – n
acer, acris, acre
acer – m
acris – f
acre - n
| m -ior
f -ior
n -ius
Gen. – ior-is
superior, ius
superior – m
superior – f
superius – n
superioris –Gen
major, jus
minor, us
| | | | | |
Глагол
Число
| Пример
| единственное (numerus singularis)
| думает, думаю, думал, думай
| множественное (numerus pluralis)
| думаем, думали, думайте
|
Лицо
| Пример
| первое лицо (persona prima)
| я, мы
| второе лицо (persona secunda)
| ты, вы
| третье лицо (persona tertia)
| он, она, оно, они
|
Залог
| Пример
| активный или действительный (genus Activum) – действие выполняет названное лицо или предмет
| Студент проводит исследование.
| пассивный или страдательный (genus Passivum) – т.е. действие выполняется безотносительно к лицу или предмету, его выполняющему
| Исследование проводится.
|
Наклонение
| Пример
| изъявительное (modus Indicativus) –описывается действие
| Студенты учат анатомию.
| повелительное (modus Imperativus) – передается приказ или побуждение к действию
| Учите анатомию!
| сослагательное или условное (modus Conjunctivus) – передается характеристика действия или состояния как предполагаемого, возможного, ожидаемого и желаемого, зачастую высказывается условие совершения действия
| Пусть студенты учат анатомию.
|
Времена латинского глагола
Группа
| Время
| Значение в латинском языке
| Значение в русском языке
| инфекта: действие в его незавершен-ности
| Praesens
| настоящее время
| настоящее время
|
| Futurum I
| будущее первое
| будущее несовершенного и совершенного вида
|
| Imperfectum
| прошедшее незаконченное
| прошедшее время несовершенного вида или значение начала действия
|
| Infinitivus praesentis activi
| инфинитив
| инфинитив
|
| Infinitivus praesentis passivi
| инфинитив настоящего времени страдательного залога
| инфинитив настоящего времени страдательного залога
|
| Participium praesentis activi
| причастие настоящего времени действительного залога
| причастие настоящего времени действительного залога
|
| Gerundivum
| герундив
| отглагольное прилагательное
|
| Gerundium
| герундий
| отглагольное существительное, процесс действия
| перфекта:
1) действие, закончившееся в прошлом;
2) состояние в настоящем,
результат действия в прошлом
| Futurum II
| будущее второе, действие, предшествующее во времени будущему первому
| будущее время совершенного вида
|
| Perfectum
| перфект, прошедшее время
| прошедшее время совершенного вида
|
| Plusquam-perfectum
| плюсквамперфект
| законченное действие, свершившееся раньше другого прошлого действия
|
| Supinum
| супин, отглагольное имя
|
|
| Participium perfecti passivi
| причастие прошедшего времени страдательного залога
| причастие прошедшего времени страдательного залога
|
| Infinitivus perfecti passivi
| инфинитив прошедшего времени страдательного залога
| употребляется только в инфинитивных оборотах
|
| Participium futuri activi
| причастие будущего времени действительного залога
| намерение действия
|
| Infinitivus futuri activi
| инфинитив будущего времени действительного залога
| инфинитив будущего времени действительного залога
|
| Infinitivus futuri passivi
| инфинитив будущего времени страдательного залога
| инфинитив будущего времени страдательного залога
|
Упражнение 1. Прочитайте слова, руководствуясь правилами, поставьте ударение, определите часть речи. Для существительного по словарю определите и запишите род, проверьте, всегда ли совпадает род существительного в русском и латинском языках; для прилагательного выделите окончание и определите, к какой группе прилагательное относится.
а) glutaeus (ягодичный), gangraena (гангрена), diaeta (диета), amoeba (амёба), peronaeus (малоберцовый), Althaea (алтей), Crataegus (боярышник), peritonaeum (брюшина), ozaena (озена), barotrauma (баротравма);
b) cerebellum (мозжечок), papilla (сосок), labyrinthus (лабиринт), reflexus (рефлекс), trochanter (вертел), sinister (левый), processus (отросток), ligamentum (связка), complexus (связь), columna (столб);
c) oblongatus (продолговатый), spinalis (спинно-мозговой), ciliaris (ресничный), ulnaris (локтевой), arteriosus (артериальный), pelvinus (тазовый), nasalis (носовой), muscularis (мышечный), spongiosus (губчатый), incisura (вырезка), cribrosus (решётчатый);
d) nucleus (ядро), cranium (череп), spatium (пространство), ganglion (ганглий), facies (поверхность), anterior (передний), arteria (артерия), inferior (нижний), labium (губа), terminatio (окончание), paries (стенка), pancreas (поджелудочная железа), manubrium (рукоятка), atrium (предсердие), epigastrium (надчревье), ovarium (яичник), brachium (плечо);
e) cerebrum (большой головной мозг), vertebra (позвонок), palpebra (веко), triquetrus (трёхгранный), multiplex (множественный), quadruplex (четырёхгранный);
f) stomachus (желудок), choledochus (желчный), Bismuthum (висмут), phlebolithus (венный камень);
g) valvula (заслонка), tuberculum (бугорок), auricula (ушная раковина), ventriculus (желудок), musculus (мышца), glandula (железа), vestibulum (преддверие), pediculus (ножка), nodulus (узелок), cellula (клетка), venula (маленькая вена);
h) gastricus (желудочный), hepaticus (печёночный), lymphaticus (лимфатический), foveola (ямочка), alveolus (альвеола), acusticus (слуховой), ductulus (проточек).
Упражнение 2. Выпишите из словаря 5 глаголов. Как можно отличить латинское существительное, прилагательное и глагол в словарной записи? Можно ли перепутать эти три части речи, записанные в словарной форме, если Вы не знаете перевода? Почему?
Урок 5.
Основа существительного
Основу существительного всегда определяют по словарной форме, отбрасывая падежное окончание в Gen. Основу принято определять только по падежу Gen., потому что в падеже Nom. она зачастую не существует.
Сравните с русским языком: позвонок – позвонк- а, основа: позвонк- позвонк у, позвонк ом, позвонк е, позвонк ами, позвонк ах. Можно ли по-русски сказать «позвонок ами, позвонок ах»?
Русский язык
| Латинский язык
| ребро, а ср.р
ребро, ребр-а, средний род
| costa ae f
costa cost-ae femininum
| позвонок, а м.р.
позвонок, позвонк-а, мужской род
| vertebra ae f
vertebra vertebr-ae femininum
| кора, ы ж.р.
кора, кор-ы, женский род
| cortex icis m
cortex cortic-is masculinum
| полость, и ж.р.
полость, полост-и, женский род
| cavitas atis f
cavitas cavitat-is femininum
| тело, а ср.р.
тело, тел-а, средний род
| corpus oris n
corpus corpor-is neutrum
| поясница, ы, ж.р.
поясница, поясниц-ы, женский род
| lumbi orum m (plur.)
lumbi lumb-orum masculinum
| сустав, а м.р.
сустав, сустав-а, мужской род
| articulatio onis f
articulatio articulation-is femininum
| гной, я м.р.
гной, гно-я, мужской род
| pus puris n
pus pur-is neutrum
| легкое, ого ср.р.
легкое, легк-ого, средний род
| pulmo onis m
pulmo pulmon-is masculinum
| закон, а м.р.
закон, закон-а, мужской род
| lex legis f
lex leg-is femininum
| язва, ы ж.р.
язва, язв-ы женский род
| ulcus eris n
ulcus ulcer-is neutrum
| нерв, а, м.р.
нерв, нерв-а, мужской род
| nervus, i m
nervus, nerv-i, masculinum
| человек, а м.р.
человек, человек-а, мужской род
| homo inis m
homo homin-is mascucinum
|
Чтобы просклонять
Урок 6.
Чтобы согласовать
Упражнение 2. Самостоятельно закончите словарную форму существительных
Lingua; truncus, i; genu; lobus, i; ganglion; cerebrum; gyrus, i; aquaeductus, us; maxilla; tibia; nasus, i; encephalon; plexus, us; superficies; tonsilla; musculus, i; spatium; olecranon; protuberantia; thymus, i; stratum; nodulus, i; recessus, us; medulla; facies; porus, i; vesica; intestinum; palpebra; ramus, i; hiatus, us; bursa; canaliculus, i; spina; cornu; vagina; ala; tractus, us; palatum; tympanum; incisura; meatus, us.
Урок 7.
С прилагательным 1-й группы
Русский язык
| Латинский язык
| земля, и (ж.р.)
наш (м.р.), наша (ж.р.), наше (ср.р.)
| terra, ae f
noster (m), nostr a (f), nostrum (n)
| наша земля
| terra nostra
| моряк, а (м.р.)
храбрый (м.р.), храбрая(ж.р.), храброе(ср.р.)
| nauta, ae m
animosus (m), animosa (f), animosum(n)
| храбрый моряк
| nauta animosus
|
Образец склонения
существительное I склонения + прилагательное + существительное в Gen.
|
| Sing.
|
|
|
| Plur.
|
| Nom.
| cost-a
| spuri-a
| homin-is
| Nom.
| cost-ae
| spuri-ae
| homin-is
| Gen.
| cost-ae
| spuri-ae
| homin-is
| Gen.
| cost-arum
| spuri-arum
| homin-is
| Dat.
| cost-ae
| spuri-ae
| homin-is
| Dat.
| cost-is
| spuri-is
| homin-is
| Acc.
| cost-am
| spuri-am
| homin-is
| Acc.
| cost-as
| spuri-as
| homin-is
| Abl.
| cost-a
| spuri-a
| homin-is
| Abl.
| cost-is
| spuri-is
| homin-is
| Voc.
| cost-a
| spuri-a
| homin-is
| Voc.
| cost-ae
| spuri-ae
| homin-is
|
Урок 8.
Второе склонение существительных. Согласование существительного второго склонения с прилагательным 1-й группы.
Образец склонения
существительное II склонения m + прилагательное + существительное в Gen.
|
| Sing.
|
|
|
| Plur.
|
| Nom.
| ocul-us
| dexter
| homin-is
| Nom.
| ocul-i
| dextr-i
| homin-is
| Gen.
| ocul-i
| dextr-i
| homin-is
| Gen.
| ocul-orum
| dextrorum
| homin-is
| Dat.
| ocul-o
| dextr-o
| homin-is
| Dat.
| ocul-is
| dextr-is
| homin-is
| Acc.
| ocul-um
| dextr-um
| homin-is
| Acc.
| ocul-os
| dextr-os
| homin-is
| Abl.
| ocul-o
| dextr-o
| homin-is
| Abl.
| ocul-is
| dextr-is
| homin-is
| Voc.
| ocul-e
| dextr-e
| homin-is
| Voc.
| ocul-i
| dextr-i
| homin-is
|
Образец склонения
существительное II склонения n + прилагательное + существительное в Gen.
|
| Sing.
|
|
|
| Plur.
|
| Nom.
| organ-on
| internum
| homin-is
| Nom.
| organ-a
| intern-a
| homin-is
| Gen.
| organ-i
| intern-i
| homin-is
| Gen.
| organorum
| internorum
| homin-is
| Dat.
| organ-o
| intern-o
| homin-is
| Dat.
| organ-is
| intern-is
| homin-is
| Acc.
| organ-on
| internum
| homin-is
| Acc.
| organ-a
| intern-a
| homin-is
| Abl.
| organ-o
| intern-o
| homin-is
| Abl.
| organ-is
| intern-is
| homin-is
| Voc.
| organ-on
| internum
| homin-is
| Voc.
| organ-a
| intern-a
| homin-is
|
Урок 9.
Глагол. Словарная запись, спряжения, особенности выделения основ. Повелительное наклонение.
Число
| Пример
| единственное (numerus singularis)
| думает, думаю, думал, думай
| множественное (numerus pluralis)
| думаем, думали, думайте
|
Лицо
| Пример
| первое лицо (persona prima)
| я, мы
| второе лицо (persona secunda)
| ты, вы
| третье лицо (persona tertia)
| он, она, оно, они
|
Залог
| Пример
| активный или действительный (genus Activum) – действие выполняет названное лицо или предмет
| Студент проводит исследование.
| пассивный или страдательный (genus Passivum) – т.е. действие выполняется безотносительно к лицу или предмету, его выполняющему
| Исследование проводится.
|
Наклонение
| Пример
| изъявительное (modus Indicativus) –описывается действие
| Студенты учат анатомию.
| повелительное (modus Imperativus) – передается приказ или побуждение к действию
| Учите анатомию!
| сослагательное или условное (modus Conjunctivus) – передается характеристика действия или состояния как предполагаемого, возможного, ожидаемого и желаемого, зачастую высказывается условие совершения действия
| Пусть студенты учат анатомию.
|
Упражнение 1. Запишите глаголы в словарь, назовите форму глаголов. Подберите однокоренные слова из русского языка. Поставьте 4 глагола (по одному глаголу от каждого спряжения) в повелительное наклонение.
Audire 4 - слушать; curare 1 – заботиться, лечить; docere 2 - обучать; finire 4 - заканчивать; legere 3 – читать, собирать; notare 1 - замечать; sperare 1 - надеяться; spirare 1 - дышать; videre 2 – видеть, смотреть; vivere 3 - жить; debere 2 – быть должным; militare 1 - бороться; venire 4 - приходить; dicere 3 - говорить; cogitare 1 – познавать, думать; amare 1 - любить; dare 1 - давать; dormire 4 - спать; laborare 1 - работать; movere 2 - двигать; statuere 3 – ставить, постановлять; dividere 3 - делить; errare 1 – блуждать, ошибаться; festinare 1 – торопиться, спешить; habere 2 – иметь, обладать; imperare 1 – приказывать, повелевать; nocere 2 - вердить; salvere 2 – быть здоровым, здравствовать; valere 2 – быть здоровым, сильным, важным; narrare 1 - рассказывать.
Урок 10.
Урок 11.
Латинское предложение
Урок 12.
Sum, fui, - esse – быть
Основа
| Суффикс
| Окончание
| er-
| -a-
| 1. –m
2. –s
3. -t
| 1. –mus
2. –tis
3. -nt
|
er-a-m
| я был
| er-a-mus
| мы были
| er-a-s
| ты был
| er-a-tis
| вы были
| er-a-t
| он был (она была, оно было)
| er-a-nt
| они были
|
Урок 13.
Прилагательное 1-й группы. Суффиксальный способ образования прилагательных 1-й группы от существительных.
Суффикс
| Значение
| К чему присоединяется
| Пример
| -os-us, a, um
-lent-us, a, um
| многочисленность, насыщенность, изобилие качества
только для pus puris n; virus i m
| к основе
существительного
| muscul-os-us, a, um
pur-u-lent-us, a, um; vir-u-lent-us, a, um
| ide-us, a, um
| подобие
| к основе
существительного
| sigmo-ide-us, a, um
| -ic-us, a, um
| принадлежность предмету или свойство
| к основе
существительного
| gastr-ic-us, a, um
| -in-us, a, um
| отношение к объекту, происхождение от чего-либо
| к основе
существительного
| can-in-us, a, um
| -e-us, a, um
-ace-us, a, um
| материал, вещество из которого сделан предмет
только для Amylum, i n; papyrus, i m; membrana, ae f; charta, ae f
| к основе
существительного
| oss-e-us, a, um
amyl-ace-us, a, um
| -cid-us, a, um
| убивающий
| к основе
существительного
| bacter-i-cid-us, a, um
| -at-us, a, um
| подобный или
относящийся к предмету, снабженный чем-то
| к основе
существительного
| digit-at-us, a, um
| -an-us, a, um
| относительное значение, происхождение от чего-либо
| к основе
существительного
| mont-an-us, a, um
|
Сравните, в русском языке мы образуем прилагательные от существительного с помощью суффиксов и окончаний:
Существительное
| Основа
| Суффикс
| Окончание
| Прилагательное
| кожа
| кож-
| -н-
| -ый, ая, ое
| кожный, ая, ое
| кожа
| кож-
| -анн-
| -ый, ая, ое
| кожанный, ая, ое
| кожа
| кож-
| -ист-
| -ый, ая, ое
| кожистый, ая, ое
|
Урок 14.
Упражнение 4. Переведите
canālis palatīnus, sinus coronarius, sulcus transversus, ligamentum profundum, fascia thoracĭca, pars transversa, ramus petrōsus, processus pterygoidĕus, glandŭla thyreoidĕa, tubercŭlum pharyngēum, vena sinistra.
Урок 15.
Урок 16.
Типы III склонения
Тип склонения
| Правило
| Пример
| Согласный тип
| неравносложные (т.е. в Gen. на 1 слог больше, чем в Nom.) существительные всех родов (m, f, n) с основой, заканчивающейся на 1 согласную букву
| homo, inis m –
homo, homin-is m
articulatio, onis f –
articulatio, articulation-is f
corpus, oris n –
corpus, corpor-is n
| Гласный тип
| существительные только среднего рода (n), которые в Nom. заканчиваются на -e, -al, -ar
| mare, is n
animal, is n
exemplar, is n
| Смешанный тип
| существительные только мужского и женского родов (m, f)
1) неравносложные, с основой, заканчивающейся на 2 и более согласные буквы
2) равносложные, которые в Nom. имеют окончания -is, -es
|
pars, rtis f –
pars, part-is f
dens, ntis m –
dens, dent-is m
auris, is f –
auris, aur-is f
canalis, is m –
canalis, canal-is m
|
| исключения среднего рода
| os, ossis n
cor, cordis n
Ribes is n
|
Гласный тип:
mare, is n – mare, maris n; profundus, a, um; viridis, e;
mare profundum; mare viride;
| III гласн.
| II
| III гласн.
| III гласн.
| Sing.
|
|
|
|
| Nom.
| mare
| profund-um
| mare
| virid-e
| Gen.
| mar-is
| profund-i
| mar-is
| virid-is
| Dat.
| mar-i
| profund-o
| mar-i
| virid-i
| Acc.
| mar-e
| profund-um
| mar-e
| virid-e
| Abl.
| mar-i
| profund-o
| mar-i
| virid-i
| Voc.
| mar-e
| profund-um
| mar-e
| virid-e
|
| III гласн.
| II
| III гласн.
| III гласн.
| Plur.
|
|
|
|
| Nom.
| mar-ia
| profund-a
| mar-ia
| virid-ia
| Gen.
| mar-ium
| profund-orum
| mar-ium
| virid-ium
| Dat.
| mar-ibus
| profund-is
| mar-ibus
| virid-ibus
| Acc.
| mar-ia
| profund-a
| mar-ia
| virid-ia
| Abl.
| mar-ibus
| profund-is
| mar-ibus
| virid-ibus
| Voc.
| mar-ia
| profund-a
| mar-ia
| virid-ia
|
Урок 17.
Существительное третьего склонения. Образование согласованного и несогласованного определения в медицинской терминологии.
Урок 18.
Урок 19.
Я группа прилагательных.
Группы прилагательных
1-я группа прил.
(I – II склонение)
| 2-я группа прил.
(III гласное склонение)
| прилагательные неполной степени сравнения
(III согласное склонение)
| m – -us, -er
f – -a
n – -um
destillatus, a, um
destillatus – m, II
destillata – f, I
destillatum – n, II
ruber, bra, brum
ruber – m, II
rubra – f, I
rubrum – n, II
| m
f s, x, r
n
simplex, icis
simplex – m
simplex – f
simplex – n
simplicis – Gen
sapiens, ntis
par, paris
| m -is
f -is
n -e
naturalis, e
naturalis – m
naturalis – f
naturale – n
vernalis, e
vernalis – m
vernalis – f
vernale – n
| m -er
f -is
n -e
silvester tris tre
silvester – m
silvesrtis – f
silvestre – n
acer, acris, acre
acer – m
acris – f
acre - n
| m -ior
f -ior
n -ius
Gen. – ior-is
superior, ius
superior – m
superior – f
superius – n
superioris –Gen
major, jus
minor, us
| | | | | | Словообразование (суффиксы) прилагательных
Суффикс
| Значение
| К чему присоединяется
| Пример
|
-il-is, e
-bil-is, e
| возможность, вероятность действия
для глаголов II, III, IV спряжений
для глаголов I спряжения
| к основе инфинитива
|
fac-il-is, e
sana-bil-is, e
| -al-is, e
-ar-is, e
| отношение к предмету, принадлежность
| к основе
существительного
| muscul-ar-is, e
vertebr-al-is, e
|
Упражнение 5. Переведите
|