этап: изучение нового материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

этап: изучение нового материала



СЛУШАНИЕ: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.

Учитель: рассуждает

- Какое настроение создаёт эта песня, о чём она и в какой форме звучит?

Может быть, это монолог невесты или разговор девушки и матери?

Поможет нам графическая запись мелодической линии (нотная запись мелодии на доске). Давайте вместе её проанализируем.

           Тема дочери       Тема матери
взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике)
Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств Покорность, смирение с безвыходной ситуацией

Песня звучит напряжённо и грустно.

- Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?

- Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.

Проводится СЛАЙД-шоу из репродукций картин:

«Приготовление невесты к венцу» В. Феклистова,

«Перед венцом» Фирса Журавлёва,

«Сватовство майора» Павла Федотова,

«Портрет молодой женщины в сарафане» П. Барбье.

- Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность свой доле)

- Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?

Запишем текст песни в тетрадь и попробуем исполнить её в лицах.

ПЕНИЕ: народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»

Матушка, что во поле пыльно?

Русская народная песня

- Матушка, матушка, что во поле пыльно?

Сударыня матушка, что во поле пыльно?

- Дитятко милое, кони разыгралися.

 

- Матушка, матушка, на двор гости едут,

Сударыня матушка, на двор гости едут!..

- Дитятко милое, я тебя не выдам!

 

- Матушка, матушка, на крылечко идут,

Сударыня матушка, на крылечко идут!..

- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся...

 

- Матушка, матушка, в нову горницу идут,

Сударыня матушка, в нову горницу идут!..

- Дитятко милое, я тебя не выдам!

 

- Матушка, матушка, за столы садятся,

Сударыня матушка, за столы садятся!

- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!

 

- Матушка, матушка, образа снимают,

Сударыня матушка... Меня благословляют...

- Дитятко милое, господь с тобою!

 

Сцены свадьбы в операх русских композиторов.

Многие русские композиторы обращались к этому самому интересному и яркому народному обряду.

Сегодня мы познакомимся лишь с некоторыми  лирическими образами и послушаем величальные заздравные песни.

СЛУШАНИЕ: хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;

СЛУШАНИЕ: хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.

Сравнительный анализ этих музыкальных фрагментов запишем в таблицу.

           ЛИРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ВЕЛИЧАЛЬНАЯ ПЕСНЯ - жанр обрядового фольклора. В них прославлялись как отдельные лица, так и коллектив.
Опера «Иван Сусанин» М. Глинки Опера «Хованщина» М. Мусоргского
Хор ДЕВУШЕК «Разгулялися, разливалися воды вешние по лугам» Хор «Плывёт, плывёт лебёдушка»
Музыка М. Глинки в духе народной песни Народная песня, включённая в оперу

ВЫВОД: обращение к народному творчеству помогает слушателю почувствовать национальную принадлежность музыки.

4 этап: домашнее задание

Записать в тетрадь текст русской народной песни, нарисовать к ней иллюстрацию.

Этап: подведение итогов урока

Учитель:

Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…» в обработке Михаила Матвеева, народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Михаила Глинки.

 Как вы думаете, что общего в этих произведениях?

Дети предполагают

Учитель:

- Существует интонационная общность этих произведений?

ВЫВОД должны сформулировать ученики: существует родственное внимание к миру, оценке всего происходящего и выражения отношения к жизни.

До новых встреч на музыкальных занятиях!

  Литература:

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2007.

ИНТЕРНЕТ-ресурсы:

И.И. Шангина "Русские традиционные праздники" http://sueverija.narod.ru/Obrjadi/Obrjadi.htm

Ноты к песне «Матушка…» http://www.a-pesni.golosa.info/rus/matuchka



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.105 (0.009 с.)